–
Дело в том, что тексты раннехристианской литературы вообще очень мало
интересуются бытовыми подробностями жизни героев, их детством или их
отношениями с родными. Евангелия очень скупо говорят даже о детстве
Иисуса. Евангелие от Марка начинается с Крещения, Евангелие от Иоанна,
после пролога о Логосе, тоже переходит непосредственно к Крещению. Что
касается Евангелий от Матфея и от Луки, то там, действительно, есть
рассказы о рождении и детстве Иисуса. Однако эти рассказы были записаны
не для того, чтобы сообщить какие-либо дополнительные бытовые
подробности, а ради символической нагрузки этих текстов. Например,
Матфей приводит родословную Христа, чтобы связать ветхозаветную историю с
новозаветной. Простые же бытовые детали (например, как выглядел Иисус,
какого цвета были Его глаза и волосы) евангелистов, к нашему сожалению,
мало интересовали.
У первых христиан было чувство, что наступает
конец мира, он близок, он может наступить со дня на день и поэтому
исторические детали, бытовые моменты – не важны, а важно то, что вот
сейчас должна начаться новая эра, новый мир. Вот что было в центре
внимания первого поколения христиан. Апостол Павел пережил обращение на
пути в Дамаск, еще живы были люди, видевшие Христа, он может пойти к ним
и попросить рассказать обо всем как можно подробнее (как сделал бы
любой из нас, будь у него такая возможность!). Но для апостола Павла
достаточно явления ему Воскресшего Господа, он не пошел к апостолам,
знавшим Христа в его земной жизни, он не стал советоваться с людьми из
«плоти и крови», узнавать подробности жизни Христа (Гал. 1, 15-17)… Не
это важно для него.
Целование праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот, XVI век
– А как относиться к тому, что факты о жизни праведной Анны взяты по преимуществу из раннехристианских апокрифов?
–
Когда после жизни Иисуса прошли десятилетия и даже больше, конец света
перестал восприниматься как близкая реальность, отодвинулся в
неопределенное будущее. Тогда сильнее становится интерес к тем событиям,
с которых началось христианство, к их мельчайшим деталям, к
подробностям того, как жили те люди, о которых говорится в Евангелии. Но
эпоха Иисуса Христа уже стала прошлым, куда невозможно вернуться и
опросить очевидцев.
21 сентября
православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Это
событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных
родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. Мы расскажем об
истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.
Хотя
свидетелей уже нет, возникает желание дополнить Евангелие, расцветить
его, особенно в простой народной литературе. Так появляются сказания о
детстве Иисуса, о детстве Девы Марии, о Ее родителях. От столетия к
столетию такие сказания становились все более детальными, более
красочными.
В таких сказаниях, конечно же, есть своя правда, но
это не историческая правда, а правда символа, и следует говорить, прежде
всего, о заложенном в этих легендах нравственном и догматическом
смысле. Говорить же о том, какие исторические реалии за ними стоят,
думаю, далеко не всегда осмысленно. Это тексты про другое, они даны нам
для другого.
– Мы знаем, что у родителей Пресвятой
Богородицы – праведных Иоакима и Анны долго не было потомства. Какое
отношение в древнем Израиле было к семье, не имеющей детей?
–
Не только в древнем Израиле, а вообще на древнем Ближнем Востоке дети
считались благословением Божиим. Бездетность, в свою очередь, считалась
большим горем. Впрочем, как раз в ту эпоху, о которой мы говорим, наряду
с идеалами семейной жизни в Израиле появляется определенный
протомонашеский идеал. Члены Кумранской общины, в частности,
практиковали воздержание и безбрачие. То есть, как раз на пороге Нового
Завета отношение древних евреев к тому, что брак и дети – это норма, а
отсутствие детей – это беда, стало (по крайней мере, в каких-то кругах)
меняться. Слова Иисуса и апостола Павла о безбрачии уже не были полной
неожиданностью для слушателей.
Ласкание Богородицы. Праведные Иоаким и Анна
Древнейший
памятник, излагающий историю родителей Пресвятой Богородицы, святых
Иоакима и Анны – так называемое «Протоевангелие Иакова», написанное не
ранее второй половины II в. по Р.Х. Как отмечают исследователи, многое
здесь заимствовано из ветхозаветных текстов. Сюжет о бесплодии пожилых
уже людей, которое является для них знаком немилости Божией и огромным
горем, об их молитве к Богу, о том, что на старости свершается чудо и у
них рождается ребенок – воплощен в целом ряде ветхозаветных
повествований (об Аврааме и Сарре, об Исааке и Ревекке).
В
молитвах ее называют «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения
Серафим», то есть выше и славнее самых высоких ангельских чинов –
Херувимов и Серафимов.
Особенно близки соответствующие строки
«Протоевангелия Иакова» к истории Елканы и Анны (родителей пророка
Самуила), которая содержится в первых главах 1 книги Царств. Так сюжеты,
игравшие важную роль для Ветхого Завета, актуализировались и в Новом.
– Известно, что праведная Анна родила, уже будучи в преклонном возрасте. Можно ли назвать это несомненным чудом Божиим?
–
Предание однозначно воспринимает это как чудо – только в этом случае
возникает перекличка с Ветхим Заветом, только в этом случае история
зачатия Пресвятой Богородицы обретает свой нравственный смысл –
становится уроком терпения и надежды. Еще раз повторимся, что перед нами
встает вопрос не о конкретном историческом факте, а о его символическом
значении. Если нет чуда – то и символического значения тоже нет.
– За что же конкретно Православная Церковь почитает праведную Анну?
–
Церковь чтит всех Праотцев (и их жен, естественно), имеющих отношение к
родословной Спасителя. Но рассказ о родителях Пресвятой Девы, как я уже
говорил, и сам по себе несет важную смысловую нагрузку. Как и в случае с
аналогичными ветхозаветными повествованиями, речь идет об испытании
веры. Об испытании семьи (и в частности, праведной Анны), которая
переживает горе по причине бездетности. Но при этом в будущих родителях
Пресвятой Богородицы продолжают жить вера, надежда, терпение, молитва. И
происходит чудо. Вот это сочетание тем – беда, надежда, терпение,
молитва, чудо – преподносит нам определенный нравственный урок:
«верующий не будет посрамлен».
Сергей Милов