|
12 сентября, 6 декабря (30 авг., 23 нояб. по церк.кал.)
ИЗ КНЯЗЕЙ, защитников русской земли и Православной веры в период монгольского ига, в особенности прославился святой благоверный князь Александр Невский.
Сын великого князя Ярослава, он родился незадолго до монгольского нашествия в 1220-ом году и под руководством своей благочестивой матери, святой княгини Феодосии, получил хорошее по тому времени образование, носившее глубоко-религиозный характер. Детство и юность свою он провел в Новгороде, где сначала княжил его отец, а затем и он в очень юные годы принял бремя правления. Новгородская область осталась свободной от татарского разорения, но подверглась усиленному натиску своих соседей с запада: литовцев, немцев и шведов. Святому князю Александру пришлось выдержать упорную борьбу с ними за самостоятельность Русской земли и за свободу Русской церкви от посягательств со стороны.
Не рассчитывая на добровольное подчинение Русской церкви, папы решили воспользоваться угнетенным и ослабленным состоянием Руси, чтобы силой подчинить ее своей власти. Была издана булла (1237 г.), призывающая шведов к крестовому походу, чтобы наказать возмутившихся против пропаганды католичества финнов и одновременно обратить в католичество русских. Всем участникам похода объявлялось прощение грехов, а павшим в бою - вечное блаженство. Собралось многочисленное шведское войско под предводительством Биргера и в 1240-ом году высадилось на берегах Невы, при впадении в нее реки Ижоры. После горячей молитвы в соборе святойСофии немногочисленная новгородская дружина во главе с молодым князем Александром двинулась навстречу врагу.
Мужественный князь обратился к своей дружине с краткой, но сильной речью: "Братья, нас немного, а враг силен, но не в силе Бог, а в правде. Вспомним слова псалмопевца: "Сии на колесницех, а сии на конех, мы же во имя Господа нашего призовем ... Не убоимся множества ратных, ибо с нами Бог!" Ободренный явлением святых князей Бориса и Глеба в видении воину Пелгусию, святой Александр ночью 15-го июля 1240-го года мужественно напал на врага и нанес ему решительное поражение. "Римляне поражены и посрамлены," - радостно восклицали новгородцы, торжествуя свою победу.
Вскоре за этим наступление западного латинского мира на Православную Русь обнаружилось с другой стороны в лице Ливонского ордена Меченосцев. Силой оружия распространяя католичество среди населявших Балтийское побережье народов, этот полурелигиозный полувоенный орден напал и на Русскую землю. Взяты были Юрьев и Псков. Явная опасность грозила и Новгороду. Между тем, в Новгороде происходили сильные беспорядки, так что князь Александр вынужден был удалиться из него в Суздальскую землю. Под влиянием опасности, новгородцы образумились и просили благоверного князя возвратиться к ним и помочь отразить врага.
Не помня обиды, доблестный князь возвратился в Новгород, собрал ратных людей, двинулся против врага, освободил Псков и затем на Чудском озере, в знаменитом Ледовом побоище (5 апреля 1242 г.) полностью разбил грозного неприятеля. Эта победа окончательно подорвала силы Ливонского ордена и положила предел его движению на православно-русский восток.
Папа Иннокентий IV-ый, потерпев неудачу, уже не мог силой подчинить себе стойкого ревнителя Православной веры и решил использовать мирные средства. В 1251-ом году он прислал к благоверному князю Александру двух кардиналов с посланием, в котором приглашал его вступить под покровителстьво римского престола. Но Невский герой решительно ответил ему: "Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем."
Слухи о мужественном князе и его славных победах дошли до татарского хана. После татарского нашествия все русские князья ездили в Орду на поклон хану, но святой князь в Орде еще не был. Хан Батый пожелал его увидеть. Понимая, что борьба с грозным завоевателем невозможна, святой Александр, подкрепившись молитвой и напутствием Новгородского святителя, отправился в Орду. Языческие жрецы потребовали, чтобы перед тем, как явиться к хану, святой Александр по обычаю прошел через очистительный огонь и поклонился изображениям ханских предков. Но ревностный исповедник веры Христовой с достоинством ответил: "Я христианин и не подобает мне кланяться твари." Жрецы, услышав такие слова, донесли Батыю. Спутники Александра ожидали самого худшего. Хан тотчас же пожелал увидеть знаменитого князя. Когда привели благоверного князя к хану, он поклонился хану и сказал: "Царь, тебе поклонился я, ибо Бог почтил тебя царством, но тварям не поклонюсь, ибо все создано для человека. Богу же Единому, Которому служу и Которого почитаю, Тому кланяюсь." Этот мудрый ответ понравился хану, и он с честью отпустил святого князя.
Впоследствии святой Александр - с 1252-го года великий князь Владимирский - еще три раза ездил в Орду, стараясь покорностью перед ханом отвращать от народа и отечества угрожавшие им от татар бедствия, и своей мудрой политикой достиг многих важных для народа облегчений. В последнюю поездку на обратном пути из Орды он занемог и 14-го ноября 1263-го года скончался в Городце Поволжском. Когда печальная весть о его кончине дошла до Владимира, то митрополит Кирилл объявил о ней народу в трогательных словах: "Чада мои милые, разумейте, что зашло солнце земли Русской." Народ горячо оплакивал кончину своего любимого князя. Святая Церковь причислила его к лику святых. Его нетленные мощи при императоре Петре I-ом (в 1724 г.) были торжественно перенесены в Петроград, где покоятся в Александро-Невской Лавре.
Тропарь: Познай братию свою Российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствующий, благоверне княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением, и наследником твоим благоверным людем на сопротивныя споборствуй.
Миссионерский листок номер A-1
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы
Copyright (c) 1996 and Published by
Holy Protection Russian Orthodox Church
2049 Argyle Ave. Los Angeles, CA 90068, USA
Редактор: Архимандрит Александр Милеант
|