49 | Евангельское чтение |
“ВОЗМОГАЙ О ГОСПОДЕ” В воскресенье четвертой недели Великого поста Церковь укрепляет постящихся примером святого Иоанна Лествичника, который “постом, бдением и молитвою соделался и в телеси яко ангел” (из тропаря св.Иоанну). В праздничном молебне в этот день (6 апреля) вспоминается и “Лествица Райская” - книга, написанная святым и ставшая в прямом смысле “учебником благочестия” не только для иноков-пустынников, но и для мирян. Эта книга, как поется в кондаке, “приносит присноцветущие плоды учения, услаждающаго сердца с трезвением внемлющих: лествица бо есть, души возводящая от земли к небесной и пребывающей славе”. Год рождения Иоанна Лествичника относят к 525 году. Подвижничал он на священной горе Синай. В окрестностях горы, на которой явился Господь праведному Моисею и где был дан Завет людям, издавна селились отшельники. Примерно с половины III века христиане укрывались здесь от гонений римлян-богоборцев, иные попадали на Синай и не по своей воле - их угоняли сюда сарацины как пленников. Путешественники того времени сообщали, что они не встречали места более пустынного, чем Синайский полуостров, даже дикие звери, забредшие сюда из Аравийской пустыни, спешили удалиться обратно, в места более оживленные. В IV веке, когда гонения на христиан кончились, иночество здесь утвердилось окончательно. Вначале у монахов на горе была одна только крепостная башня и близ нее небольшой храм, построенный равноапостольной царицей Еленой. В 557 году, при императоре Юстиниане, здесь был воздвигнут монастырь. Незадолго до этого на священную гору пришел 16-летний юноша и принял постриг у аввы Мартирия. Однажды авва вместе с юным монахом пришел к великому синайскому старцу Иоанну Савваиту, об истинном христианском смирении которого говорит такой факт. Пробыв десять лет епископом, он тайно поступил в обитель простым послушником, избегая почестей и славы. И вот, встретив гостей, он налил воды и умыл ноги молодому монаху, авве же Мартирию ног не умыл. - Почему ты так сделал, отче? - удивился тот. - Не учителю, а ученику воздал честь? Старец ответил: - Поверь мне, чадо, что я не знал, кто этот юный инок; принимал же я игумена Синайского, и игумену умыл ноги. Юноша этот был Иоанн, будущий автор “Лествицы”. Действительно, он стал игуменом Синайской горы, но лишь после 19-летнего послушания своему учителю, которого покинул, лишь когда тот ушел из земной жизни, после 21 года отшельничества в пустыне, после удивительных подвигов. Было ему тогда уже 75 лет. Уже будучи игуменом он по просьбе настоятеля соседней Раифской обители пишет книгу. Письмо этого настоятеля сохранилось. “Зная твое о Господе во всем беспрекословное и всеми добродетелями украшенное послушание, - пишет он, - мы маломощные, обращаясь к тебе, как к общему всех отцу, ...не откажись неленостно о Господе в наше спасение явственно начертать, что потребно и прилично монашескому житию... как бы ЛЕСТВИЦУ утверждёну, которая желающих возводит до небесных врат целыми и невредимыми, так что невозбранно минуют они и духов злобы, и миродержителей тьмы, и князей воздушных. Ибо если Иаков, пастырь бессловесных овец, видел такое странное видение в лествице (лестницу, соединяющую землю и небо, см. Быт. гл.28 - ред.), то не тем ли паче предстоятель словесных овец покажет всем не только видение, но и на самом деле и в самой истине непогрешительное восхождение к Богу? Возмогай о Господе, досточестнейший отец!” Как видим, само название книги “Лествица Райская” придумано не самим преп. Иоанном. Да и сам он писал это удивительное по духовной глубине и просветленности поучение как бы не от своего имени... Жизнеописатель Даниил, хорошо знавший преподобного, писал о нем: “Праздность и леность, которая расслабляет и умерщвляет душу, он возбуждал к бодрости и труду, как бы жалом, памятью смертной. Сети и узы всякого пристрастия и всяких чувственных похотей он разрешал, связав себя невещественными узами печали и слез...” Еще в отшельничестве преподобный имел дар слез. В предгорье Синая недалеко от его жилища была пещерка, где он уединялся. “Эта келия, в которую часто приходил Иоанн, сделалась близкою к небу от воплей, рыданий и призывания Бога, подобныя которым можно услышать разве у тех, кого режут ножами или жгут раскаленным железом...” Таково было у преподобного сознание человеческого греха. “Лествицу Райскую” можно назвать чистой слезой, источеной преподобным. Слеза эта проясняет духовные очи, укрепляет дух христианина. И не случайно память преподобного совершается в Великий пост.