13 

   Церковные праздники


“ОБЛЕКИСЬ В ДУХОВНЫЯ ОРУЖИЯ”

9 февраля – перенесение мощей св. Иоанна Златоуста

Среди чтимых всем православным миром учителей церкви нет, пожалуй, другого такого, как святитель Иоанн Златоуст, кто уделял бы столько внимания в своих трудах вещам простым и обыденным. Вместе с глубокими толкованиями Евангелий, книг Ветхого завета, его сочинения полны поучениями на каждый день: “О том, чтобы женщинам не украшаться дорогими камнями”, “Домашняя война бывает за грехи” и др.

К такого рода назиданиям можно отнести и его многочисленные наставления о посте, соблюдением которого, как мы заметим, пренебрегали его современники-христиане ничуть не менее нас. Его слова воспринимаются словно бы сказанные о нас и для нас...

Да постыдятся язычники, да посрамятся иудеи, видя с какой радостной готовностью мы приветствуем наступление поста, и да познают на самом опыте, какое различие между ними и нами. Пусть они называют праздниками и торжествами пьянство, всякого рода невоздержание и бесстыдства, которыми обыкновенно сопровождаются их праздники. Церковь Божия да называет праздником совершенно противное тому, – пост, презрение чрева и следующие за тем всякого рода добродетели. И точно, истинный праздник там, где спасение душ, где мир и согласие, откуда изгнана всякая житейская пышность, где нет ни крика, ни шума, ни беганья поваров, ни заклания животных; но вместо всего этого обитает совершенное спокойствие, тишина, любовь, радость, мир и бесчисленные блага...

Бог, сотворив вначале человека, и зная, что это врачевство весьма нужно ему для душевного спасения, тотчас же и в самом начале дал ему следующую заповедь: от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него (Быт. 2,16-17). А слова: этого вкушай, а этого не вкушай, были уже образом поста.

* * *

Видел ли ты, возлюбленный, как смерть и вначале пришла от неумеренности? Посмотри, как и впоследствии Божественное писание постоянно осуждает увеселения... Посмотри и на благотворные действия поста. Великий Моисей, проведши сорок дней в посте, удостоился получить скрижали закона; когда же, сошедши с горы, увидел он беззакония народа, то бросил эти скрижали, полученные с таким усилием, и разбил, почитая несообразным сообщить заповеди Господни народу, пьянствующему и поступающему беззаконно. Потому чудный этот пророк должен был поститься еще сорок дней, чтобы удостоиться получить опять свыше и принести народу скрижали... И великий Илия постился столько же дней, и вот он избег владычества смерти, вознесся на огненной колеснице, как бы на небо, и доныне еще не испытал смерти. И муж желаний Даниил уже после того, как провел в посте много дней... укротил и ярость львов и превратил ее в кротость овец... И ниневитяне постом отклонили определение Господне, заставив поститься, вместе с людьми, и бессловесных животных... И сам Господь наш Иисус Христос после уже сорокадневного поста вступил в борьбу с диаволом и Собою подал всем нам пример.

* * *

Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают; так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и предметам небесным, и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез. Напротив, пьянство и объедение, обременяя ум и утучняя тело, делают душу пленницей, и стесняют ее со всех сторон, не позволяя ей пользоваться здравым суждением ума, заставляют ее носиться по утесам и делать все ко вреду собственного спасения.

* * *

Видел ты борца? Видел воина? Если ты борец, тебе надобно вступить в борьбу нагим. Если ты воин, тебе должно встать в строю вооруженным. Как же возможно то и другое вместе: быть и нагим, и не нагим, одетым и неодетым? Как? – я скажу. Сложи с себя житейские дела, и ты стал борцом. Облекись в духовные оружия, и ты стал воином. Обнажись от забот житейских, потому что наступило время борьбы. Облекись в духовные оружия, потому что у нас жестокая война с демонами. Для того и должно быть нагим, чтобы диаволу, вступая в борьбу с нами, не за что было схватить нас; должно вооружиться со всех сторон, чтобы нам ни с которой стороны не получить смертельного удара.

* * *

Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо... Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами нескромности. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы: да не приимиши слуха суетна (Исх. 21,1). Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?

* * *

Удовольствие кратковременно и непродолжительно, а скорбь от него постоянна и бесконечна... Посему молю, плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13,14), но укрепитесь и умножьте ревность о делах духовных.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera