12 | Церковные праздники |
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ 14 января – Обрезание Господне Нас, христиан, исполнение этого обряда обрезания утверждает в мысли, что не разорить закон пришел Христос, а исполнить его во всей полноте. Но что содержала в себе эта полнота? С самых древних времен обрезание было известно у народов, но, как правило, оно совершалось при вступлении в брак. Однако еще в глубокой древности у иудеев обрезание совершалось в самом раннем возрасте (тогда упоминается про совершение обрезания еще каменными ножами). Обряд обрезания в Ветхозаветной церкви имел религиозное значение: этим каждый ребенок мужского пола с восьмого дня своей жизни присоединялся к Союзу-Завету, заключенному народом Израилевым с Богом. Но еще пророк Иеремия напомнил народу израилеву, что мало обрезать крайнюю плоть, чтобы стать наследником царства Божия, важно обрезать сердце, дабы оно было открыто любви к Богу и ближнему своему. Однако, как мы знаем, ко времени пришествия в мир Христа народ Израильский стал еще более высокомерен и ожесточен. Эпоха обрезания плоти подходила к концу, наступало время обрезания сердца. Кровь Спасителя при исполнении этого ветхозаветного обряда была пролита в преддверии той, что истечет у него в день казни. Уже со времен младенчества начал Христос претерпевать мучения ради нашего спасения. Уже Вифлеем был преддверием Голгофы, ведь на колыбели Младенца запечатлелось кровавое изображение креста Искупителя. В этот же день, день обрезания, Христос получил свое имя Иисус. Оно было очень любимо иудеями, хотя было лишь греческой формой еврейского имени Иосиф, что значит спасение. Происхождение Иисуса казалось современникам столь обыденным, что к Его имени не добавили, как это обычно бывало в Иудее, имен его отца и Его предков. Иисуса просто назвали по Его родному городу Назарету. С именем “Иисус Назорей” Он умер на кресте (об этом гласила табличка на нем), и во времена первохристиан Иисусом Назореем называли его современники (Деян. 2,22; 4,10). Позднее, в родословных, составленных апостолами Лукой и Матфеем, царственное происхождение Иисуса было подчеркнуто особо через перечисление его прямой линии от Давида (помните, известное “Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...” (Мф.1, 2)). У евреев слово “Мессия”, у греков “Христос” были именами, представлявшими Его звание как помазанника, первосвященника, царя, но имя “Иисус” было именем личным, которое Он носил как сложивший с Себя добровольно божественную славу, ради того, чтобы сойти к нам, грешным.