Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

Май 2006 года  
Читайте в номере:

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
Спецвыпуск, посвященный году семьи. Май 2006 год  

Слово Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II
на открытии церковно-общественного форума
"Духовно-нравственные основы
демографического развития России"


18 октября 2004 года

Вот уже более десяти лет население России неуклонно уменьшается, и это не может не вызывать серьезной тревоги и озабоченности у всех, кому дорого будущее нашего отечества. Без преувеличения можно сказать, что демографическая ситуация в России становится уже общенациональной проблемой. 

Для серьезного и вдумчивого обсуждения данной проблемы необходимо четко определить причину сложившейся ситуации и в соответствии с этим наметить необходимые меры для ее преодоления.
Прежде всего следует сказать, что глубокий демографический кризис в России, когда нация теряет в год до одного миллиона человек, явление очень сложное, многоплановое, и потому для его преодоления требуется комплексный подход. Одной из основополагающих причин, вызывающих сокращение численности населения, является духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей и прежде всего, утрата благоговения перед священным Божиим даром жизни. По существу, сегодня мы уже стоим перед выбором: быть или не быть нашему отечеству в будущем.

Считаю, что одной из приоритетных задач в области преодоления демографического кризиса является укрепление роли семьи. Гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть та среда, где закладывается будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие. Огромная ответственность в формировании идеала крепкой и благополучной семьи ложится на средства массовой информации. К глубокому прискорбию, именно ими сеются семена вседозволенности, распущенности, эгоизма, культа наживы, комфорта и свободы от нравственности, горькие плоды которых созревают у нас на глазах. Растет количество супружеских пар, которые в угоду сиюминутному комфорту отвергают благословенный дар чадородия. По количеству совершаемых абортов Россия, увы, занимает лидирующие позиции среди других стран мира.

Беспредельный эгоизм современного общества отвергает даже такие, казалось бы, бесспорные истины, как забота о воспитании потомства. Глубокой болью отзываются в сердце тревожные цифры роста количества детей, оставшихся без попечения при живых родителях. Миллионы детей, граждан России, оказываются выброшенными на улицу, влачат жалкое, полуголодное существование, втягиваются в мир преступности, где навсегда коверкаются их неокрепшие души.

Следует сказать и еще об одной причине демографического кризиса в России - высокой смертности молодых людей. Ежегодно от наркомании, в автомобильных авариях и дорожно-транспортных происшествиях гибнут десятки тысяч человек, значительно возросло и количество самоубийств среди молодежи. Гибнут люди, которые могли бы учиться, иметь семью, детей, стать полезными членами общества!

Светские социологи в качестве основной причины уменьшения рождаемости называют экономические трудности. Действительно, материальное благополучие - важная составляющая демографического развития общества. Однако если вспомнить историю, то Россия переживала и более трудные в экономическом отношении времена. Но, будучи нравственно здоровыми, люди видели в семье безусловную ценность и, несмотря на трудности, имели много детей и ответственно подходили к их воспитанию.

Убежден, что только через созидание новой жизни, строящейся в соответствии с заповедями Христовыми на основе милосердия, справедливости, уважения и бережного отношения к институту семьи и брака возможно возрождение России. Обратившись к истокам нашей веры и культуры, исконным православным традициям, объединив усилия всех здоровых сил нашего народа, мы сможем преодолеть угрозу демографической катастрофы в России.

Следует сделать все возможное, чтобы у нас в государстве не было сирот, оставшихся без попечения и заботы. Семьи, принявшие благородное решение усыновить ребенка, должны иметь государственную поддержку. Все, что способствует укреплению семьи, должно стать сферой особого внимания и Церкви, и государства, и общества. Мы должны направить совместные усилия на воспитание у молодого поколения целомудрия, желания создавать семью и видеть в детях счастье, чему в немалой степени будет способствовать введение в школьную программу "Основ православной культуры".

От души желаю всем вам мира, здравия и помощи Божией в предстоящих трудах во благо Церкви, отечества и ближних. 

(Печатается с сокращениями).

Послание Высокопреосвященнейшего ТИХОНА,
архиепископа Новосибирского и Бердского,
Боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам
Новосибирской и Бердской епархии,
посвященное Году семьи в Новосибирске

ДОРОГИЕ ОТЦЫ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, новосибирцы!

В начале апреля в Москве проходили заседания X Всемирного Русского Народного Собора. Собор засвидетельствовал, что человечество вступило в эпоху глобализации. И очень возможно, что это приведет к конфликтам между различными нациями, верованиями и традициями. Мы с вами видим, как в нашей стране осуществляется безудержная экспансия западного стандарта потребительской цивилизации, вводятся новые понятия о правах и свободах человека. 

От имени самобытной русской цивилизации Русский Народный Собор заявил, что мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают утверждению личности в добре. Их содержание должно быть высоконравственным. Опасным видится "изобретение" таких прав, которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной общественной моралью. Мы против политики двойных стандартов в области прав человека. Человек, реализуя свои интересы, призван соотносить их с интересами окружающих людей, семьи, народа, всего человечества. 

В общеевропейский комплекс прав и свобод человека постепенно внедряются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям. А ведь за этими правами стоит принудительная сила государства, которая может заставлять совершать грех или попустительствовать ему по причине банального конформизма.

Поэтому тема прав человека из области чисто политической переходит в область духовную, затрагивающую проблемы нравственного порядка. В этой связи верующим людям очень важно знать ответы на вопросы, которые сегодня ставит перед нами сама жизнь.

В православном мировоззрении человек обладает незыблемой и объективной ценностью, основанной на том, что он несет на себе печать Самого Бога - Его образ. Господь Иисус Христос воспринял человеческую природу и очистил ее от греха. Боговоплощение свидетельствует о высочайшей ценности человеческой природы, которая была в Иисусе Христе воспринята и включена в жизнь Триединого Бога.

В западной же христианской философии еще со времен Жан Жака Руссо прочно укоренилось представление о том, что никакие внешние авторитеты не должны указывать человеку на то, что есть добро, а что есть зло. Достаточно обеспечить личности свободу и наделить ее правами, как она сама неизбежно выберет добро и полезное для себя. Согласно руссоистскому взгляду, человек способен самостоятельно определять нравственные нормы поведения. То есть он обладает так называемой нравственной автономией, и она может быть ограничена только автономией другого человека. Понятие греха подменяется плюрализмом мнений: можно выбирать любой вариант поведения при условии, что оно не ограничивает свободу другого человека. 
Печальное следствие такого антропоцентрического подхода являет общественная система, которая выстраивается сегодня во многих западных странах. Потворствуя греху, она устраняется от задачи нравственного совершенствования личности. Опасность, таящаяся в ней, прорывается наружу во множестве негативных явлений, в том числе коррупции и терроризме. Но более всего идеология антропоцентризма ударила по институту семьи в его традиционном значении. 

Международная федерация планирования семьи, имеющая огромное влияние на западе, настойчиво проводит мысль о том, что семья - это "всего лишь теоретическое понятие, имеющее отношение к небольшой группе людей с тесными взаимоотношениями, В настоящее время она может принимать различные нетрадиционные формы". Эта федерация "поддерживает право человека на свободный выбор в отношении типа семьи, в которой он хотел бы жить" (журнал "Планирование семьи", №2, 1994 г.). 

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, указано, что для христиан брак не просто юридический договор, средство продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, это "таинство любви", вечное единение супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака.

Общность веры супругов, являющихся членами Тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать "домашней Церковью" (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак "только в Господе" (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. 

Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории.

Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, чему, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в про,фессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. 

В дохристианском мире бытовало представление о женщине как о существе низшего порядка в сравнении с мужчиной. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы. Церковь высоко почитает евангельских жен-мироносиц, а также многочисленные лики христианок, прославленных подвигами мученичества, исповедничества и праведности. С самого начала бытия церковной общины женщина деятельно участвует в ее устроении, в литургической жизни, в трудах миссии, проповедничества, воспитания, благотворительности.

Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть "главою жены", любящим ее как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5. 22-23; Кол. 3. 18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви: не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному "повиновению друг другу в страхе Божием" (Еф. 5. 21). 

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 5-6).

Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия. В условиях духовного кризиса человеческого общества средства массовой информации и многие произведения так называемой массовой культуры нередко становятся орудиями нравственного растления, воспевая и превознося половую разнузданность, всевозможные половые извращения, другие греховные страсти. Порнография, представляющая собой эксплуатацию полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях, способствует подавлению духовного и нравственного начала, низводя тем самым человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом.

Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества. В книгах, кинофильмах и другой видеопродукции, в средствах массовой информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такое представление о половых отношениях, которое крайне унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нем нет места для понятий целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Отношения мужчины и женщины не только обнажаются и выставляются напоказ, оскорбляя естественное чувство стыдливости, но и представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с глубокой внутренней общностью и какими-либо нравственными обязательствами. Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться с распространением этого диавольского соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает основы общества. 

Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о телесной природе человека, Церковь не может поддержать тех программ "полового просвещения", которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте. 

Дорогие новосибирцы, отцы, братья и сестры! Россия стоит перед выбором пути в будущее. Чтобы не совершить ошибки, мы должны смотреть на тысячелетнюю историю России как на эталон исторической правды, высокий пример культуры, духовности и нравственности, должны понимать и хранить такие ценности как вера, семья, почитание святынь, служение Отечеству. Осуществление прав и свобод человека не должно угрожать самому существованию Отечества. 

Я призываю всех вас задуматься над своим будущим, будущим своих близких и своей Родины. Думаю, что мы сможем противостоять упакованным в красивую обертку лжи, бездуховности и пошлости, которые сегодня пытаются вручить нашему народу как образчик "счастья". Это не путь в будущее, а дорога в небытие. Мы за процветающую Россию, за крепкую и здоровую семью. Господь да сохранит нашу Родину от всякого зла.

ТИХОН, архиепископ
Новосибирский и Бердский
май 2006 года,
Новосибирск





Яндекс.Метрика

На главную страницу