Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
Спецвыпуск,
посвященный году семьи. Май 2006 год
БРАК И СЕМЬЯ В ПРАВОСЛАВИИ:
обзор церковного вероучения
|
Брак - это общественный и, в частности, правовой институт, заключающийся
в продолжительном союзе лиц мужского
и женского пола, составляющем основу семьи.
Православная энциклопедия, т. VI, стр. 146
История человечества знает разные формы брака: моногамный (брак одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) и полиандрический (брак одной жены с несколькими мужьями, случаи такого брака редки). Христианская традиция признает браком только моногамный союз.
"И будут одна плоть..."
В "Дигестах" императора Юстиниана, византийском сборнике законов, содержится определение браку, которое дал римский юрист Модестин (III в.): "Брак - это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве". Христианская Церковь, взяв его из римского права, придала ему христианское осмысление, основанное на свидетельствах Священного Писания. Вошедшее в канонические сборники Православной Церкви и, таким образом, адаптированное и санкционированное ею, оно приобрело церковный авторитет. В этом определении говорится об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом ("общение жизни" - общение во всех жизненных отношениях) и религиозно-юридическом ("соучастие в божеском и человеческом праве").
В соответствии с христианским вероучением брачный союз есть установление Божие. Как закон он положен в самом устройстве человека: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 27).
Брак был установлен еще в раю, до грехопадения человека: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2, 18, 22-24).
Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение, учит: "Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 5-6). "Не двое, но одна плоть" указывает на постоянное метафизическое единство супругов. "Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно", - говорит святитель Иоанн Златоуст. Такое единение мужчины и женщины есть тайна, она превышает человеческое разумение, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с тайной Пресвятой Троицы и догматом Церкви. В браке человек становится образом сверхиндивидуального, единого по существу, но троичного в лицах Бога.
Здесь всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Священное Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт. 2, 22); жена Богом "предназначена тебе от века" (Тов. 6, 18); "Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей" (Мал. 2, 14); брак - "завет Бога" (Притч. 2, 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф. 19, 6); брак, по апостолу Павлу, должен быть "только в Господе" (1 Кор. 7, 39; 11, 11).
Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в браке Самого Бога. Тертуллиан учил: "Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами) вместе". А святитель Григорий Богослов в своих трудах указывал на то, что Бог "Сам Творец супружества". В тринадцатом правиле Трулльского Собора говорится: брак "Богом установленный и Им в пришествии благословенный".
Образ союза Христа и Церкви
Брачные отношения строятся на чувстве удовлетворенной любви, и потому на чувстве полноты и блаженства. Союз первозданной четы, по воле Божией, был моногамным "будут [два] одна плоть", ибо только в нем возможно полное проявление взаимной близости супругов. Брак есть тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь. Свободно принимая то, что дарует ему Бог, человек через это Таинство, открывающее ему путь к спасению, к истинной жизни участвует в высокой реальности Святого Духа. Брак свят, "ибо воля Божия есть освящение ваше" - учит апостол Павел (1 Фес. 4, 3.) и нерасторжим, так как разрушение его приводит к разрушению полноты человеческого естества.
Учение апостола Павла о браке тесно связано с его учением о Церкви. Христианские семьи апостол называет "домашними Церквами" (Рим. 16, 4; 1 Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Флм. 2). В соответствии с этим христианский брак есть Таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати. В Послании к Ефесянам апостол Павел писал: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа" (Еф. 5, 22-25, 31-33). "Хорошо жене - почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу - не бесчестить Церковь в лице жены", - говорит святитель Григорий Богослов. Брак, согласно святителю Иоанну Златоусту, есть "таинственное изображение Церкви и Христа". Этот образ играет ключевую роль в Священном Писании. Отношения Бога и ветхозаветной Церкви обыкновенно изображаются в образах брака, Жениха и Невесты, Мужа и Жены (Ис. 49, 18; 54, 1-6; 61, 10; 62, 5; Иез. 16,8; Ос. 2, 19; 3, 1 и др.). В Новом Завете Христос говорит о Себе как о Женихе - (Мф. 9, 15; 22, 2-14; 25, 1-13; Лк. 12, 35-36; Откр. 19, 7-9; 21, 2). Женихом называет Его Иоанн Креститель (Ин. 3, 29), Церковь является по отношению к Нему в образе Его Невесты, Жены (2 Кор. 11, 2; Еф. 5, 25-32; Откр. 18, 23; 19, 7-8; 21, 2, 9; 22, 16-17); в притче Господа Иисуса Христа Царство Небесное представляется как брачный пир (Мф. 22, 2-14).
Венец-знак подвига терпения
Согласно Священному Преданию, браки совершались в Церкви с самого ее происхождения (Еф. 5, 22-24; 1 Кор. 7, 39). О священническом благословении брака в Древней Церкви свидетельствуют святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, священномученик Мефодий Патарский и другие отцы Церкви. Совершителями чинопоследования Таинства Брака являются епископ или пресвитер. Жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же испрашивает им у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей.
При совершении обряда на брачующихся возлагаются венцы (поэтому Таинство Брака называется еще Венчанием), что имеет несколько значений. С одной стороны, это награда Святой Церкви за сохранение целомудрия до брака и знак того, что жених и невеста достойны по чистоте души и тела воспринять благодать таинства. С другой стороны, венцы являются и знаком подвига, подвига терпения и снисхождения к немощам друг друга. Наконец, они возлагаются и как символ полноты исполнения в браке заповедей Христовых о взаимной любви, взаимном служении и полноте самоотвержения.
Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижали брачные отношения. Пятьдесят первое Апостольское правило гласит: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин".
Священномученик Игнатий Богоносец говорит, что христианский брак совершается "во славу Божию". "Священ брак, - пишет Климент Александрийский, - и, по заповедям Божественного Слова, совершен, если послушна брачная чета воле Божией". "...Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако через это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю eгo", - замечает святитель Иоанн Златоуст.
Религиозно-нравственное начало составляет основу христианского брака, ему подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом... Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах" (1 Петр. 3, 1-4,7).
Божия любовь, соединяющая сердца
Главная цель брака не может находиться вне его самого, поскольку высшей целью бытия человека является достижение единства с Богом, богоподобия. В браке супруги возвышаются Богом на уровень вышеличного, надындивидуального бытия. "B браке души соединяются с Богом неизреченным неким союзом", - говорит святитель Иоанн Златоуст.
Союз творится любовью: любовь Божия соединяет стороны в браке, брачующиеся соединяются любовью в Боге и через Бога. "Любовь, всецело к Богу устремленная, - согласно авве Фалассию, - соединяет любящих с Богом и друг с другом". "Брачная любовь есть сильнейший тип любви, - считает святитель Иоанн Златоуст, - сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости". Слово Божие требует от супругов, чтобы любовь их была подобна любви Христа к Своей Церкви, Который "предал Себя за нее, чтобы освятить ee" (Еф. 5, 25).
Отсюда следует, что нравственное достоинство может быть признано за единственным, пожизненным браком. Второй и третий браки, допускаемые Церковью для мирян, рассматриваются в качестве некоторого несовершенства в жизни христианина и благословляются ею по снисхождению к человеческой немощи и для ограждения от блуда. Апостол Павел, веря в силу христианской любви, дозволял в смешанном браке развод нехристианской стороне и запрещал его христианской, любовь которой должна освятить и нехристианскую сторону (1 Кор. 7, 12-14).
Взаимное восполнение в брачном союзе служит и вспомоществованию во спасении мужа и жены. Личность и свойства одного супруга восполняются личностью и свойствами другого и тем обусловливают гармоническое раскрытие их духовных сил и способностей.
"В браке возможно полное познание человека - чудо ощущения, видения чужой личности. Вот почему до брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее… Брак - посвящение, мистерия. В нем полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни, рождение через него в мир в новой полноте" - писал протоиерей Александр Ельчанинов.
Остаток рая на земле
Следующая цель брака, на которую указывают Священное Писание и Священное Предание, - рождение и воспитание детей. "Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себя детей, тогда, - согласно святителю Григорию Богослову, - брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу". Согласно мнению святителя Иоанна Златоуста брак учрежден Богом, чтобы восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. Отныне супругом нужно постоянно помнить о том, что у них нет более личной свободы, нет более своей жизни, своих интересов, своей печали или радости. Все должно быть общее, все отдано другому. Когда же семья увеличивается, появляются дети, то полнота самоотвержения возрастает еще в большей степени. Для жены и матери, равно как для мужа и отца, нет более своей жизни - но есть жизнь лишь супруга и детей.
Чего стоит родителям, и в особенности матери, возрастить и воспитать детей! И если они выполняют этот долг по заповедям Христовым, то этим выполняют величайшее из предназначений человека и обеспечивают себе светлую участь в Царствии Небесном - обеспечивают те венцы, которые, как предварительный дар, дает им в награду Церковь при бракосочетании.
Здесь кажется уместным вспомнить одно стихотворение, наивное по форме, но глубокое по содержанию:
Когда придешь ты к двери рая
И светлый ангел станет вопрошать,
Как протекла твоя вся жизнь земная,
Ему ответишь ты: я - мать.
И быстро он отступит от порога,
Чтоб в светлый рай тебя ввести,
Лишь знают на небе у Бога,
Что может мать перенести.
Но и брак, оставшийся без потомства, признается Православной Церковью законным.
Еще одна цель брака, о которой говорят Священное Писание и святые отцы, - предохранение от распутства и сохранение целомудрия. "Брак дан для деторождения, - пишет Златоустый учитель, - а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому апостол Павел: "Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1 Кор. 7, 2).
Таковы установление и цели брака как начала семьи - малой церкви. По библейскому воззрению, разделяемому в основном всем человечеством, брак и семья - это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа. Это - святыня, которую должны не только мы сами хранить в чистоте, но и научить тому наших детей.
Священник
Александр МАТРУК
|