Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
Спецвыпуск,
посвященный году семьи. Май 2006 год
Нравственное воспитание молодежи и проблема сохранения семьи
|
По данным Госкомстата Российской Федерации за 2004 год, в стране было зарегистрировано 979700 браков и 635800 разводов, то есть из каждых трех созданных семей разрушились две. Но это только зарегистрированные браки. Статистика не учитывает огромное количество распавшихся "гражданских браков" и других, менее продолжительных, но столь же неудачных связей, число которых может оказаться значительно большим, чем количество официальных разводов, так что в среднем, на одну сложившуюся семью окажется много неудачных попыток.
В любом социуме есть некоторый процент людей, в принципе не способных на серьезные отношения, тем не менее, большинство юношей и девушек ориентированы на создание полноценной семьи. Пусть эти мечты о счастливом браке отчасти затуманены желанием "нагуляться" до свадьбы или "проверить" свои чувства в длительном добрачном сожительстве, - все же идеалом и конечной целью оказывается нормальный брак. Но по статистике, в большинстве (а если учитывать незарегистрированные связи, то - в абсолютном большинстве) случаев серьезные отношения обречены на неудачу. В некоторых регионах России распадается восемь семей из десяти, то есть у большинства молодых людей в перспективе - развод после нескольких лет совместной жизни.
Наше общество перевалило своеобразный эпидемический порог духовных болезней. Один заболевший на тысячу человек, и даже один на сотню, - это еще не трагедия. Но когда больных уже много, а рядом оказываются люди, лишенные иммунитета, слишком восприимчивые к инфекции - начинается цепная реакция, эпидемия. В течение советского периода "новая историческая общность - советский народ" планомерно и систематически лишался духовного иммунитета. У нас не было понятия о грехе и добродетели, о способах борьбы с грехом, о законах духовного мира и его влиянии на людей. Некоторое время отсутствие иммунитета не давало о себе знать. Были разводы, но их было относительно немного, брак и деторождение поощрялось, а добрачное сожительство осуждалось на комсомольских собраниях… Но слишком слабы оказались молоденькие комсорги, чтобы противостоять древнему змию. Грех брал свое, а советские люди, защищенные лишь призрачным "моральным кодексом строителя коммунизма", все больше попадали под его влияние.
Послевоенная статистика показывает упорное снижение ценности брака и увеличение числа разводов, вместе с ростом алкоголизма, преступности, количества абортов и брошенных детей. С поколениями, воспитанными на православных традициях, уходили знания, способные защитить человека от нравственного разложения. Началась эпидемия, и мы находимся в ее центре. Духовными недугами заражены наши родители, друзья, учителя, книги, газеты и телепередачи. Остаться здоровым в такой обстановке чрезвычайно сложно.
Пожалуй, единственный институт, способный эффективно противостоять распаду семьи, - это Православная Церковь. Православие, конечно, не дает гарантии нерасторжимости брака, венчание - не лекарство против развода, но Церковь дает знания, а главное - силы, которые позволяют людям увидеть проблему и устранить ее. Человек решает, с кем ему соединить свою жизнь, а духовный опыт, который есть в Церкви, поможет ему вовремя распознать и преодолеть влияния, стремящиеся посеять вражду и неприязнь между супругами. Развод воцерковленных людей - большая редкость, потому что они "привиты" против страшной эпидемии, поразившей общество. Прививка, как известно, не устраняет заболевание, но во много раз ослабляет проявления болезни. Семейные проблемы есть, конечно, и в Церкви, но мы знаем, как решать их, и имеем на это силы.
Наша задача сегодня - объяснять молодым людям, что с ними происходит. Категорические императивы типа "грех совершать нельзя" сегодня не работают, слишком много примеров греха перед глазами. Нужно объяснять подробно, раскладывая все "по полочкам", вскрывая механизмы искушений, показывая внутреннюю логику происходящих событий. Мы должны не запрещать грех голословно, а объяснять, что произойдет, если его совершить, как повлияют на жизнь его последствия. Техника безопасности души - вот основной общественно необходимый сегодня предмет. За тысячелетия существования библейской духовной традиции накопился огромный опыт, который мы можем передать тем, кто захочет им воспользоваться. Здесь, кажется, есть только одно "но": поставить диагноз легко, а вот вылечиться труднее. Скорее всего, любой священник при наличии некоторого времени и откровенности человека может объяснить, что произошло, и как нужно реагировать на происшедшее. А дальше уже сам человек должен приложить усилия. Православные методы не работают как автомат с газировкой: нажал на кнопку и тут же получил желаемое… Многому придется учиться, и, чтобы не упустить время, начинать знакомство с духовной жизнью желательно как можно раньше.
Вот несколько примеров. Новоиспеченный муж, прожив со своей красавицей-женой три года, влюбляется в бывшую одноклассницу, которую он раньше "не замечал". Классическое блудное искушение, но он не осознает этого, у него нет даже понятийного аппарата, чтобы адекватно описать свои переживания, зато есть уверенность что это и есть настоящая любовь. Он бросает жену и ребенка, его новая возлюбленная бросает мужа, они сходятся, но через полтора года история повторяется, мужчина влюбляется снова, и опять - "по-настоящему"… Другой случай: молодой человек, приняв половое влечение за настоящую любовь, делает своей избраннице предложение. Она выходит замуж, рожает ему сына, а папаша даже не забирает ее из роддома. Беременная и кормящая ему не нужна, пока жена лежала на сохранении, он нашел другой идеал женщины… Виноваты ли эти парни? Да, конечно, но ведь они, вступая в брак, не имели цели, "попользовавшись" женами, выбросить их из жизни! Просто, когда пришло искушение, они не поняли этого, а раз не поняли, то и не смогли бороться, а как послушные ягнята шли туда, куда их толкали обстоятельства, даже не пытаясь сопротивляться! Еще одна история. Парень с девушкой сошлись для того, чтобы проверить свои чувства, перед тем, как заключить брак. Прожили пять лет, что называется, душа в душу, поженились, повенчались, а через неделю подали на развод… Вот вам и проверка отношений! На самом деле, во время сожительства и после заключения законного брака одни и те же люди ведут себя по-разному, у них разные искушения, и то, что было невозможно заметить до брака, как раз и стало основной причиной развода. Эти примеры - не случайности, подобные ситуации, к сожалению, очень распространены.
Большинство разногласий в семейной жизни происходит из-за банальной причины: "не сошлись характерами". Именно ее наиболее часто указывают россияне при расторжении брака, даже систематическое пьянство или измена супруга стоят не на первом месте. Но эта банальность лишь удобная формулировка, если разбираться серьезнее, под ней скрывается неумение общаться по-человечески, эгоизм, нежелание смириться и уступить, неумение полюбить другого человека. Но и это не самое дно. В основании лежит абсолютная беспомощность, духовный инфантилизм, слепота, проистекающая из полного неведения о духовном мире. Можно ли водить машину с завязанными глазами? Наверное, да, только этот эксперимент закончится быстро и трагично. Точно так же опасно идти по жизни, не зная, как устроена душа, что с ней происходит, чем она живет и от чего страдает. А когда в браке соединяются две души, да еще появляются дети, ситуация усложняется многократно. Православие способно открыть человеку глаза, вернуть его к реальности духовной борьбы, научить побеждать, лишь бы он сам стремился к этому.
Православное нравственное воспитание молодежи - залог духовного здоровья общества. Однако его не нужно понимать слишком узко: в виде запрета на ношение современной одежды или использования косметики. Даже категорическое запрещение добрачных связей - не полноценное воспитание. Известно много случаев, когда неосознанное исполнение многочисленных предписаний, не подкрепленное правильными представлениями о духовной жизни, в итоге приводило к трагедии в семейной жизни. Православная аскетика не должна восприниматься как одно большое "нельзя", она должна быть понятна и обоснованна. Тем более, недопустимо ставить на один уровень исполнение внешних, обрядовых предписаний и соблюдение заповедей. Как часто в храме одергивают молодую женщину в брюках, без головного убора, совсем не заботясь о том, что она "уже имела пять мужей, и тот, кого сейчас имеет - не муж ей". Какая польза, если в следующий раз она придет в платочке, но все так же не будет подозревать, что живет во грехе? А мужчин, если они не курят на территории храма, мы вообще не трогаем, они ведь не носят юбки и не красят ногти, так что приходскому "миссионеру" не за что и зацепиться. Не лучше ли рассказать людям сначала о Христе и Евангелии, о Десятословии, о страстях и добродетелях? А какую одежду носить, потом они поймут сами.
Церковь может передавать систематические знания о духовной жизни через взрослые и детские воскресные школы, более эффективно (потому что более востребованно) - через православные молодежные группы, печатные издания, ориентированные на православную молодежь. Большую роль в деле подготовки молодых людей к семейной жизни способно сыграть сотрудничество Церкви с государственными и общественными организациями, прежде всего, с учебными заведениями и центрами социальной психологической помощи. Как и Основы православной культуры, Основы православной нравственности могут быть построены без элементов религиозного образования. Конечно, это будет урезанный вариант, но все же с его помощью возможно предостеречь школьников и студентов от грубейших психологических ошибок, а участие священника в работе муниципальных центров психологической помощи поможет стабилизировать обстановку в "проблемных" семьях. Семейные отношения - область, на которой держится благополучие государства и здоровье общества, семья, как малая Церковь, является одним из основных элементов построения церковного организма, поэтому ее сохранение - наша общая задача, а православное нравственное воспитание молодежи - один из ключевых вопросов в решении этой проблемы.
Священник Андрей Ромашко,
председатель епархиального Отдела по духовному
окормлению молодежи
|