Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

Май 2006 года  
Читайте в номере:

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
Спецвыпуск, посвященный году семьи. Май 2006 год  

 Семья, школа, Церковь: сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи


Этой актуальной теме в январе 2004 года были посвящены VIII Новосибирские Рождественские образовательные чтения.

Собравшиеся в рождественские дни на образовательном форуме священнослужители, учителя, преподаватели, работники управлений образования, обсуждая насущные проблемы воспитания и образования в обществе, были едины в понимании того, что ключ к решению многих из них лежит именно в сфере плодотворного взаимодействия Церкви, семьи и школы в деле воспитания подрастающего поколения.

Почетный председатель рождественских чтений архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон в своем выступлении остановился на поистине устрашающих цифрах и фактах, которые привел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на епархиальном собрании Москвы в декабре 2004 года: в России "большинство браков кончается разводом, число рожденных детей значительно меньше количества убитых во чреве матери, постоянно увеличивается число наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, умножается количество самоубийств. <…> Смертность в центральных районах России превышает рождаемость в несколько раз. Речь идет о настоящем вымирании нашего народа, которое идет нарастающими темпами и грозит стать необратимым".

Эти и другие данные еще раз свидетельствуют о том, что Россия переживает глубокий кризис, проходит труднейшее испытание - может быть, самое серьезное из всех, выпадавших ей за всю многовековую историю. Для выхода из него насущно необходимо национальное единство, консолидация всех здоровых сил общества, сотрудничество государства, Церкви и школы. Наличие стремлений к такому единству вселяет надежду на то, что кризис будет преодолен.

"Общество наше возвращается к единству, - отметил в своем выступлении архиепископ Тихон. - Мы видим, что общие наши беды нас сплачивают, и, в частности, нравственные, духовные проблемы общества. Поэтому мы сегодня - вместе со светскими деятелями образования. И тема "Семья, школа, Церковь: сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи", я думаю, близка всем нам". 

VI Новосибирские Рождественские образовательные чтения (2003 г.) также посвящались вопросам воспитания детей и молодежи. Тогда в своем докладе архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон сказал следующее: "Лучшее наследство, которое родители могут дать своим детям - это доброе воспитание. Оно имеет большую ценность, чем все материальные богатства мира. <...> Лучшее образование, которое может дать детям и молодежи школа, - это образование в них доброго и благого нрава, воспитание в духе преданности родителям и Отечеству, в духе жертвенной любви к страждущим. Свобода и нравственность никогда не войдут в противоречие, если свободу понимать как служение добру и развитие в добре. Там, где свобода - произвол, там зло. Воспитывать надо так, чтобы человек избирал добро, даже если в данный момент ему это не выгодно".

Эти слова архипастыря остаются актуальными и сегодня. Только в добром взаимодействии семьи, школы и Церкви можно помочь нравственному здоровью детей и молодежи.

Академик Д.С. Лихачев считал, что "нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество" ("Русская культура".- М., 2000). 

Формирование основ нравственного воспитания традиционно начинается в семье. В своем выступлении на рождественских чтениях глава управления образования администрации Новосибирской области В.В. Иванов особо отмечал: "Семья несет в себе огромный социальный, экономический и культурный потенциал, и его необходимо использовать для достижения нового качества современного российского общества.

Прогрессивное развитие России невозможно без ответственного отношения граждан к созданию семьи, к рождению и воспитанию детей, поэтому обеспечение благоприятных условий для сохранения и развития семьи - приоритетная задача государства. Сегодня государство заинтересовано в активно действующей семье, способной обеспечить не только свое выживание, но и развитие. Именно такая семья может стать мощным фактором укрепления и стабильного развития всего общества". 

Говоря о нравственном воспитании как о приоритетной задаче образования, начальник управления образованием мэрии Новосибирска Г.А. Старцев подробно рассказал о муниципальных программах, ориентированных на помощь семье и школе в деле нравственного воспитания школьников. Это программы - "Дети и город", "Гражданское и военно-патриотическое воспитание молодежи г. Новосибирска". Реализацией этих и некоторых других программ и конкурсов "Управление образования, - отметил докладчик, - старается, прежде всего, поддерживать в окружающем мире то, что имеет непреходящую ценность для растущего человека. Расширяя воспитательное пространство, мы значительно облегчаем включение воспитанников в сферу социального взаимодействия, а сформированные в школьные годы идеалы могут служить им неплохой нравственной опорой".

В своем докладе на тему "Православные российские традиции взаимодействия и сотрудничества Церкви, семьи и школы", представленном на VIII Рождественских чтениях, руководитель Отдела образования Новосибирской епархии протоиерей Борис Пивоваров сказал, что проблемы семьи активно обсуждаются в обществе уже более десяти лет. Не случайно 1994-й год Организацией Объединенных Наций был объявлен Годом семьи. В апреле 1994 года в Варшаве проходил XVIII Международный конгресс семьи. В 1996 году на русском языке были опубликованы материалы этого конгресса, а перед ними - Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В этом Обращении Святейший Патриарх написал слова, которые не утратили актуальности и спустя более десяти лет, прошедших после Международного года семьи: 
"Наиболее пагубным и разрушительным образом борьба благих и злых сил сказалась на "домашней церкви", как Апостол Павел назвал семью (Рим. 16, 4; Кол. 4, 15). Мы, православные христиане, убеждены, что кризис современной семьи является следствием разрушения традиционных духовно-нравственных основ, которые с ветхозаветных времен определяли освященный Господом смысл и порядок устроения семьи во имя продолжения рода человеческого. К сожалению, приходится признать, что этот изначальный смысл супружеского союза ныне во многом утрачен. Современный брак подчас омрачил свою святость и незыблемость под натиском разрушительных сил, выпущенных на свободу обезбоженным человечеством.

Сегодня в семье не часто видят благодатное средоточие Божественного дара любви и созидания. Эгоистическое, потребительское отношение к брачному союзу лишило его устойчивости и крепости, привело к тому, что дети - "наследие от Господа, награда от Него" (Пс. 126, 3) - стали рассматриваться как досадная помеха благополучию и достатку <...> Верующий человек не может равнодушно взирать на творящееся беззаконие, не имеет морального права самоустраниться от борьбы между тьмой и светом. Каждый из христиан обязан стать преградой на пути зла" (XVIII Международный конгресс семьи: Семинары и встречи.- М.: Изд. Фонда "Семья - надежда завтрашнего дня", 1996, с. 9).

Анализ современных проблем семьи и школы в воспитании учащихся продолжила директор православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского Л.П. Талышева: "Воспитание ребенка начинается с семьи. Кажется очевидным и естественным святое чувство, заложенное в самой природе человека, - любовь к детям! Но какова эта наша родительская любовь? Чем мы озабочены, воспитывая своих детей? Не происходит ли зачастую подмены действительно святого чувства - нашим эгоизмом, тщеславием, корыстью? 
Мы воспитываем в детях гордость, своеволие, честолюбие, корысть, нацеливаем на материальное благополучие и успех, удовольствия, наслаждения - и совсем не заботимся о душе. Итог такого воспитания - жестокость, беспощадность, распущенность, вседозволенность. "Если хотите сделать своего ребенка совершенно несчастным, - писал К.Д. Ушинский, - позвольте ему делать все, что он захочет". 

Четкое представление, какой должна быть родительская любовь, дается в Евангелии. Христос учит: "Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, - недостоин Меня" (Мф. 10, 37). Странным и даже безумным может показаться кому-то такой тезис. Но многовековая история Православия подтверждает: если человек Бога любит больше всех, то и его ребенку будет больше пользы - он будет воспитан в благочестии. С оскудением веры в Бога оскудевает и доверие между людьми - в частности между родителями и детьми, между учащимися и педагогами.

Первопричина нравственного кризиса нашего общества заключается в утрате четкого и ясного понятия о добре и зле. А при размытости или полном отсутствии нравственных критериев невозможно предостеречь и сохранить наших детей от зла и от гибели. Если не дать ребенку понятия о грехе, - это все равно, что пустить его по минному полю, не предупредив об опасности.

Среди некоторых родителей и педагогов, к сожалению, существует заблуждение, что религиозно-нравственное воспитание, предпринимаемое совместно школой, семьей и Церковью, сковывает развитие личности, мешает ребенку насладиться всеми благами жизни, делает его жизнь неполноценной… Но окружающая нас жизнь ежедневно показывает нам обратное - бездуховное, безрелигиозное, безнравственное воспитание делает человека несчастным, поскольку не может оградить его от величайшего зла - греха, разрушающего жизнь человека и общества.

Оптимистами в сфере воспитания как семейного, так и школьного, на мой взгляд, являются верующие родители и верующие педагоги, так как они, осознавая современные проблемы воспитания и даже собственную слабость, - верят в помощь Божию детям".

В докладе учителя русского языка, литературы и риторики высшей категории, отличника образования РФ А.И. Дорониной, представленном на VIII Рождественских чтениях, отмечалось: "Семья, как известно, является первичной, основной ячейкой общества, в ее рамках люди проводят большую, значительную часть своей жизни, она оказывает огромное влияние на формирование личности. Она является колыбелью духовного рождения человека. Здесь формируются основы его характера, отношение к труду, важнейшим нравственным, идейным и культурным ценностям. И поэтому помощь семье со стороны Церкви и школы в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи сегодня важна как никогда ранее".

Подводя итог рассмотрению проблем взаимодействия Церкви, школы и семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон на VIII Рождественских чтениях сказал: "Мы коснулись сегодня многих проблем жизни Церкви и общества, разрешение которых не терпит отлагательства. Когда мы напоминали о духовном опустошении нашего Отечества в годы богоборчества, перед <…> взором предстали выжженные солнцем пустыни Святой Земли. Когда проезжаешь их летом, то ничего кроме камней не видишь. Но весной, в сезон дождей, эти безжизненные камни вдруг оживают - все зеленеет и цветет, потому что выжженной бывает только поверхность, а внутри, под каменистой почвой, сохраняются корни, которые и дают возможность пустыне процвести…".

2006 год в Новосибирске объявлен Годом семьи. Материалы Новосибирских Рождественских образовательных чтений могут способствовать изучению духовно-нравственных и социальных проблем современной семьи для возрождения лучших российских традиций семейного воспитания.



Яндекс.Метрика

На главную страницу