Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

Май 2006 года  
Читайте в номере:

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
Спецвыпуск, посвященный году семьи. Май 2006 год  

Православный и гуманистический взгляды на вопросы биомедицинской этики


Говоря о необходимости решения проблем семьи и брака, важно обратиться к опыту биомедицинской этики, которая исследует такие методы строительства семьи, как борьба с бесплодием, планирование семьи, уже привнесших в жизнь общества ряд существенных угроз.

Современное общество и Православная Церковь реализует два принципиально разных подхода к этим вопросам. Первый основан на том представлении, что жизнь общества может благополучно развиваться только на идеалах гуманизма. Эта концепция сейчас владеет умами подавляющего большинства людей, вырабатывающих собственные решения исходя из этой идеологии. Таким образом, система современного права, теория планирования семьи, осознание человеком его места в обществе, представление о самом обществе, о культуре, основаны на философской традиции эпохи Возрождения. Именно тогда идеология гуманизма, собственно, и начала подменять собой христианское мировоззрение. Дело в том, что гуманизм принципиально отличается от православия и от христианства вообще. Теория гуманизма отвергает православное понимание Бога, мира и человека, уводит идею Бога на второстепенный план, делая его элементом человеческой культуры, будто бы сам человек выдумал Бога для облегчения своего бытия.

Гуманизм вывел на передний план человека с его эгоистической, измененной грехом природой. Он утверждает: избавьте человека от любых моральных, нравственных, религиозных обязанностей, дайте этой личности развиваться самой по себе и она (личность) разовьется в нечто прекрасное, глубокое и высокодуховное. Православие утверждает, что это ложь. Если человеку дать полную свободу, снять с него все ограничения, то он не разовьется в высокодуховную личность, а превратится в обычную, извините, скотину. Дело в том, что человек вообще, с православной точки зрения, содержит в себе животное начало, в которое входят тело и психика. О них святые отцы говорили, что это вожделевательная часть человеческой души, она всегда чего-то хочет, вожделеет. И только от Бога в нас дыхание жизни, Дух, который, собственно, и делает нас людьми. Дух вселяет в нас нравственное начало, мораль, ответственность. Именно из Духа может изойти все самое высокое в человеке, что, собственно, и образует нас человеком. В переводе с латинского языка слово "гуманизм" происходит от слова "humus" -"земля". Из земли произведена вся тварь живая. Гуманизм, в свою очередь, низводит человека до этой животной твари. В словосочетании "homo sapiens" присутствует то же слово "humus", т.е. "разумная земля", "разумный кусок глины". Истинное значение слова "человек" в другом, оно переводится как "устремленный ввысь". Так, мы по своему телу - земля, но земля, которая устремлена ввысь, к более высокому, к преодолению себя, преодолению своей животной составляющей. Неверное представление о человеке дает почву для возникновения проблем современного общества. На нем строится и образование, и система воспитания. Слово "воспитание" есть "питание собой".

Мать питает собой ребенка не только в физическом смысле, молоком, но и духом своим. Если дух в человеке поврежден, то кого он может воспитать? Такого же поврежденного человека. А это повреждение преодолевается только при одном условии: если в воспитании участвует некая третья сторона, Бог, которая преобразует, раскрывает в человеке все самое высокое. Если Он, Бог, не имеет места в жизни человека, то проблемы усиливаются. Очень важно понять: как только человек оставляет Бога, все разрушается: и сам человек, и его семья, и его дети, и общество, и государство. Наша страна формировалась как православное государство, поэтому мы являемся русскими не в силу своих физических особенностей, а в силу духа. Мы по нации своей, по крови - славяне, а по духу мы русские. И Россия, как государство, как общество, формировалась благодаря тому, что она приняла православный дух. А когда народ отказался от этого духа, то он стал деградировать и разрушаться, что мы сейчас и получили.

Таково общее представление об источнике обсуждаемых здесь проблем. Перейдем к разговору о "планировании семьи". Социальная концепция Русской Православной Церкви дает нам глубокую систему определений в отношении роли, значения, внешних и внутренних условий существования семьи.

Понятие "планирование семьи", как правило, связывается с гуманистическим представлением о человеке, о семье. Оно предполагает реализацию так называемых репродуктивных прав человека как на международном, так и на национальном уровнях Такая система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и нравственном здоровье общества. Она приводит к тому, что человек рассматривается как некий биологический объект, физическое лицо, согласно терминологии действующего в России законодательства. Все это позволяет рассматривать воспитание детей не как свой долг перед страной и Богом, но как некий побочный продукт, который иногда хочется иметь, а иногда нет, поскольку он мешает получать в полной мере те "блага", которые предлагает человеку общество.

Укоренение людей в таких взглядах уже привело к созданию, например, Международной федерации планирования семьи МФПС, РАПС, которые активно навязывают нам следующее мировоззрение: если хочешь - роди ребенка, а если нет - сделай аборт, стерилизуйся, живи однополым браком и тому подобное. В действительности, это есть пропаганда беззакония, навязывание идеологии уничтожения человеческого рода. Известно, что организатором МФПС является Маргарет Зангер, которая оказывала услуги фашистской Германии в стерилизации неугодного населения. Приведем здесь цитату из ее книги "Поворотная точка цивилизации", рассказывающей о том, каким будет мир после удаления из общества нежеланных, неполноценных детей: "Люди, оставшиеся на свободе, создадут поистине рай земной путем высвобождения своей сексуальной энергии. Сексуальная свобода + научный подход позволят создать нацию гениев. Мир избавится от фальшивых ценностей типа утопических грез о всеобщем братстве, избавится от развращающих сентиментальностей и религиозности. Новый мир будет строиться на твердой почве научных фактов. Через секс человек может достигнуть великого духовного просветления, которое преобразует мир и проложит путь к земному раю". Комментарии, надеюсь, излишни...

Такая идеология навязывается людям, чтобы установить демографический контроль, а нежелательные народы привести к депопуляции. Статистика убеждает, что эта идеология успешно реализуется и в России.

Я приведу еще несколько примеров из документов МФПС. Так, "специалисты" МФПС относятся к аборту как к одному из способов планирования семьи. Следовательно, места для морали философия МФПС не отводит. Приведем цитату из материалов МФПС: "Не хотите ли удобное тепло (тело)? - Купите. Это правильно. Есть женщины, которые сами выбрали этот бизнес, - купите себе одну. Не хотите ли жениться на девственнице? - Купите себе одну, в этом бизнесе есть и девочки. Женитьба - это цена, которую вы платите, и вы получаете девственницу. Это очень современно". Далее следуют рекомендации для подростков: "Кровосмешение между подростками и младшими детьми также может давать удовлетворение и обогащать опыт: кровосмесительные отношения могут хорошо получаться и, действительно, хорошо получаются". Именно такие рекомендации планирования семьи доходят до наших с вами детей.

При рассмотрении вопроса об экстракорпоральном оплодотворении, то есть внетелесном, полезно обратиться к социальной концепции РПЦ: "Православная Церковь явно свидетельствует, что любые пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца Жизни, то есть Бога, Церковь не может считать нравственно оправданными". Так, подавляющее число методов экстракорпорального оплодотворения есть одна из форм богоборчества, противление воле Творца. Если мужчина или женщина неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бессильны, не помогают супругам, им следует со смирением принять свое безчадие как особое жизненное призвание. Нужно рекомендовать в подобных случаях супругам усыновлять ребенка по обоюдному согласию супругов. К доступным средствам медицинской помощи может также быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия, и происходит в продолжение супружеских отношений". Дело в том, что при иных методах искусственного оплодотворения нарушаются духовные и, если хотите, биологические и личностные связи, которые возникают в нормальной семье между мужем, женой и развивающимся ребенком.

В завершение хотелось бы затронуть еще одну тему - контрацепция. Существует только один вид контрацепции, который принципиально не противоречит Божией Воле: воздержание. Применение же всех остальных методов, как свидетельствует Библия, есть противление воле Творца, что неизбежно приведет личность к моральной и физической деградации.

Евгений Казанцев,
председатель
православного братства
во имя св. Николая Чудотворца
г. Красноярск



Яндекс.Метрика

На главную страницу