Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

Май 2006 года  
Читайте в номере:

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
Спецвыпуск, посвященный году семьи. Май 2006 год  

Семья и патриотическое воспитание 


Есть вещи, о которых много не говорят. Потому что они слишком очевидны, чтобы их еще как-то растолковывать. Чтобы не выболтать, не растрепать понапрасну. В богословских трактатах вы не много найдете рассуждений о счастье, о чести, о трудолюбии, о совести... Это сегодня, из-за забвения Божиих заповедей, человеку приходится будто заново открывать для себя многие истины. К ним относится и патриотизм.

Когда мы говорим о патриотическом воспитании, прежде всего приходит на ум воспитание будущих защитников Родины, то есть людей, готовых встать на вооруженную защиту Отечества. Но ведь не все наши дети пойдут в армию. И как часто под предлогом этого родители (вольно или не вольно) отказываются от воспитания мужественности в своих детях! Злую шутку сыграло с нами безбожное советское прошлое: после страшной Отечественной войны, принесшей поистине неисчислимые потери, мы с подачи тогдашних властей стали исповедывать принципы: "Лишь бы не было войны!", "Все лучшее - детям!" и тому подобные. Попытки родителей уберечь детей от трудностей и невзгод ("Мы страдали, недоедали, пусть хоть наши дети получат всего вдоволь!..") создали условия, в которых сформировалось целое поколение, не желающее и не способное к созидательной деятельности. Страшный урон это нанесло и нашему православному мировоззрению. Ведь в церковь мы пришли не только с желанием познать заповеди Божии, но и со своими грехами... Боязнь и нежелание иметь воинский дух сказывается и на том, что многим сегодняшним прихожанам не достает сил и желания бороться со своим грехом. Однажды в ответ на мои увещевания о необходимости борьбы со своими страстями, одна прихожанка так и воскликнула: "Ну что вы, батюшка говорите? Я же верующий человек - я Богу помолюсь и Он избавит меня от страстей, а самая я ничего делать не буду!" - вот такие невероятные мнения на счет целесообразности духовной брани приходится слышать... Именно поэтому протоиерей Валентин Бирюков так и говорит: "Нам всем надо быть сегодня солдатиками...". Нужно быть солдатами - чтобы бороться с самим собой (за себя же!), сопротивляться греху и злу, царящему в мiре (а не "поддаваться соблазну", как призывают нас надписи на рекламных щитах).

Беда сегодняшнего времени в том, что воспитанием детей как в школе, так и дома занимаются в основном женщины. И в церкви (что уж греха таить) большинство наших прихожан сегодня тоже женщины. Отсюда и воспитание (даже христианское!) чересчур уж не мужественное. Не имеет современный человек мужества бороться со страстями и соблазнами. Не оттого ли эта эпидемия разврата, наркомании, пьянства?..

Нужно воспитывать мужественность в своих детях. Только подлинно мужественный человек способен любить. Что значит любить? Мы слышали выражение: "Бог есть Любовь". Что оно означает? Ответ - в Евангелии: "Ибо так возлюбил Бог мiр, что отдал Сына Своего единородного..." (Ин. 3,16). Символ высшей любви - Крест Господень. Высшая мера любви - любовь Иисуса Христа, ради этой любви к мiру взошедшего на крест, а перед этим сказавшего нам: "любите друг друга, как Я возлюбил вас..." (Ин. 13, 34). В самую ночь перед взятием Его и неправедным судом Господь говорит своим ученикам о том, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15, 13). Господь не только говорит это, но и исполняет - умирает за нас на кресте. Отсюда и должно быть понимание того, что любовь - это не обладание и не использование. Любовь - это способность ради того, кого ты любишь, пожертвовать собой, своими силами, комфортом, временем, материальными благами, а если призовет Господь - и самой жизнью... Если бы мы действительно так жили - служили бы друг другу всегда и везде - в семье, на службе, в бизнесе, в политике!.. Подчас вместо этого людей даже на пороге церкви интересует только одно: "Батюшка, какому тут богу свечку поставить, чтобы побольше денег заработать? (...экзамены сдать, здоровье получить - возможны варианты)". 
Поэтому воспитание здорового, подлинного патриотизма призвано решить главным образом не только проблему обороноспособности страны, но и гораздо более глубокие задачи - семейные, общественные, культурные.

Что же имеет патриотизм в качестве своей основы - поэтические "три березки" и прочие "дрожащие огни печальных деревень"? Нет, само слово "патриотизм", как и многое в нашей обыденной жизни, имеет в своей основе евангельские истины. Слово "патриотизм", происходит от латинского "pater" - "отец". Отсюда и слова отечество, отчизна, земля отцов… Физические, земные отцы-то у нас всех разные, а Отечество - одно. Термин же "Отечество" исходит из Евангелия: "Преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле" - пишет апостол Павел. (Еф.,3, 14-15). Как и всю свою жизнь верующий человек строит на основании заповедей Божиих, так и свое отечество земное он созидает по образцу своего Отечества Небесного. Здесь - основа истинного патриотического воспитания.

Русский философ Иван Александрович Ильин в середине ХХ века писал: "Истинный патриотизм родится из духовной природы человека. <…> Любовь к родине должна быть осмысленна как творческий акт духовного самоопределения. <…> Человек вообще определяет свою жизнь тем, что находит себе любимый предмет<…> И вот <…> если этим предметом является духовная жизнь и духовное достояние своего народа - он становиться истинным патриотом.<…> Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность родины <…> потому, что она имеет объективную ценность перед лицом Божиим".

Все воспитание человека закладывается в семье. Это может быть большая семья - дом Божий, Церковь, но начало всему - в семье малой (как еще ее называют - в малой Церкви). Патриотическое воспитание, любовь к духовным основам нашей жизни должно начинаться в семье. Но условий для этого воспитания сегодня, действительно, мало. И дело тут не в отсутствии времени у родителей для педагогических бесед со своими детьми, а в том, о чем уже говорилось выше - в нашем желании уберечь детей от трудных задач, от работы, от духовных усилий. В своей статье, которая так и называется - "О главном", И.А. Ильин писал: "России нужен новый человек, с обновленным религиозным, познавательным, нравственным, художественным, гражданским, собственническим и хозяйственным укладом... Россия ждет от нас нового, христиански социального, волевого, творческого воспитания. Но как воспитает других тот, кто не воспитал самого себя? Это - главное. Это - на века. Без этого не возродим и не обновим Россию. А на этом пути - справимся со всеми бедами, опасностями, затруднениями и заданиями. И кто в этом духе поведет свое обновление и самовоспитание, кто так сотворит и других научит, тот осуществит свое историческое и отечественное призвание".

Понимание того, что в этой деятельности необходимо опираться на традиционные духовные ценности есть и у сегодняшней российской власти. Можно обратится к словам президента и верховного главнокомандующего В.В. Путина: "... без христианства, без Православия, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам... Для России это принципиальный вопрос, и, опираясь на православные принципы, мы в состоянии будем укреплять нашу страну сегодня и в будущем". 

Сегодня мы должны возвратиться к опыту прошедших поколений. Традиции русского православного общества - это не музейные экспонаты, а живая культура, способная дать многое для возрождения нашего Отечества.
Уникальное наследие православной и народной культуры дает возможность создать благоприятные условия для воспитания духовно богатой личности. Наиболее ярко и целенаправленно опыт воспитания воина проявился в казачьей среде. Поэтому именно казачий опыт воинского воспитания, а, главное, казачий быт, культурная среда и обычаи легли в основу работы православных военно-патриотических лагерей "Полевой стан" и "Сибирская застава", проводимых в нашей епархии. На собственном опыте ребята и девушки убеждаются в справедливости казачьи поговорок и эффективности подобного мировоззрения: "Памятью крепок - родом силен", "Трус врага ждет, казак врага ищет", "Казаков мало не бывает", "Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся", "Прежде не хвались, а Богу помолись", "Плясать не работа, а кто не умеет, то срамота"...

В прошедшем году состоялся уже седьмой сезон православного казачьего лагеря "Сибирская застава", возникшего в 1999 году в селе Мотково (кстати, одном из первых мирных русских поселений в Новосибирской области) из тысячекилометрового казачьего конного похода, посвященного 400-летию Ирменского сражения. Он явился как бы продолжением состоявшегося похода, выражением стремления молодых казаков не расставаться, а продолжить дело возрождения и воспитания казачества. Он не только получил название православного, но и практически воплотил в себе принципы христианского общежития. Каждый год лагерь отстраивается заново: устанавливаются армейские палатки, трапезная, баня, ремонтируется погреб, ставится большой деревянный крест, рядом с которым на сосну крепится колокол, - и вот эта необходимость постоянно создавать все самим на пустом месте сделала его идеальной воспитательной средой. 

Костяк "Сибирской заставы" сегодня составляют воспитанники, побывавшие здесь не один раз. Их можно сразу заметить среди остальных курсантов, так как на рукавах форменных камуфляжных кителей есть нашивки, соответствующие количеству пройденных сезонов. Со "стариков" больше спрос, на них может опереться командование, да и новичкам есть к кому обратиться за советом. 

Лагерь "Сибирская застава" проводится в уникальном месте Мошковского района: чистейшая таежная речка, лес, луга, земляничные поляны. Устроен он по принципу казачьей станицы - не отряды, а казачьи курени. Причем отдельный курень составляют девушки, которым в лагере тоже находятся место и занятия. Каждое утро в лагере поднимается флаг Сибирского казачьего войска - алое полотнище с белым андреевским диагональным крестом. 

"Застава" находится на полном самообеспечении. Курсанты живут в палатках, готовят на полевой кухне. Много времени занимает организация быта: заготовка дров, работа на кухне, наведение и поддержание порядка. При этом постоянно, в любое время дня и ночи, приходится ожидать внезапных "диверсионных нападений", тайно и с большой фантазией организуемых командованием лагеря. Все это - не считая плотного графика занятий по изучению православной культуры и религиозного воинского мировоззрения, овладению традиционным и современным оружием, по рукопашному бою, способам выживания, огневой, высотной, медицинской подготовке, саперного дела, военной топографии. 

Большинство курсантов не принадлежат к воцерковленным семьям прихожан новосибирских храмов. Многие впервые именно здесь слышат слова молитв, учатся обходиться без сквернословия, курения, бестолкового времяпрепровождения. Главной задачей священника является передача ребятам духовных основ воинского мировоззрения, формировавшегося на протяжении более чем тысячелетней истории Российского государства. Сами понятия войны и мира неразрывно связаны с такими понятиями как добро и зло, а воинское служение рано или поздно заставляет человека задуматься над вопросами жизни и смерти, которые, безусловно, носят религиозный характер. И стать настоящим воином можно только тогда, когда удастся на них ответить. 

В "Сибирской заставе" курсантов встречают четкий порядок, нравственные нормы, дисциплина. Но бывает, приводят мамы и бабушки таких, кто плачет потом горючими слезами: "Я не хочу быть мужчиной!!! Я хочу быть дизайнером...". И некоторые дети после окончания сезона откровенно говорят воспитателям: "Да уж... родители вам, пожалуй, теперь спасибо скажут". 

Со временем здесь сформировался удивительный для непосвященных людей обычай. По завершении дня совершается хорошо известный в Церкви Чин прощения, когда после вечерней молитвы все, начиная со старших и заканчивая самым младшими, просят прощения друг у друга за нанесенные вольные или не вольные обиды. Возникновение этого обряда свидетельствует о том, насколько лагерь приблизился к решению трудной задачи формирования особого, православного воинского духа.

В "Заставе" нет ни телевизора, ни дискотек, но спустя два-три дня ребята уже вовсю пляшут кадриль. Парни здесь в основном ходят в "кумуфляже" и "берцах", к девушкам же особое требование - никаких коротеньких юбок и шорт. И спустя некоторое время многие из них, глядя на своих подруг в русских сарафанах, начинают целыми днями преследовать директора лагеря, требуя у него "такое же платье и такие же ленты". 

Особое место в работе "Сибирской заставы" уделяется миру традиционной культуры. В заключительной книге Библии, в Апокалипсисе, есть удивительные слова о том, как в конце человеческой истории не только каждый из нас ответит за прожитую жизнь, но и целые "спасенные народы" и цари земные принесут "славу и честь свою" (Откр. 21, 24). Оттого-то русский народ и мерил свою жизнь, свои падения и высоты прежде всего достижениями в области нравственного совершенства. В Евангелии сказано: "Где сокровище ваше - там и сердце ваше будет" (Мф. 6, 21). Веками сокровище русского человека было не в материальных достижениях, не в громыхающей внешней силе, а в поразительной духовной красоте и святости. Эта-то духовная составляющая и проявляется в лучших образцах народного творчества, пронизанного любовью, целомудрием, терпением, ответственностью, уважением друг к другу, готовностью услужить вплоть до самопожертвования. Именно это наполняет народную культуру силой и искренностью. Для православного человека народная культура в самом высоком и чистом значении осмысляется как религиозное служение Богу - средоточию Добра, Правды, Красоты, Гармонии, Милосердия и Любви.

Говоря о летнем православном военно-патриотическом лагере "Сибирская застава", невозможно обойти вниманием тех, чьими усилиями он был организован и кто в течение этих восьми лет воспитывает в ребятах дух казачьего братства. У истоков "Заставы" стояло руководство военно-патриотического клуба "Сигнал", МРЦРБИ "Русский щит". А в 2006 году в числе ее попечителей следует назвать приход во имя святой Евфросинии Полоцкой, казачьи классы Сибирского кадетского корпуса (есаул А.К. Кутник), 9-й отдел Сибирского Войскового казачьего общества (атаман подъесаул Е.А. Фороносов), а также Новосибирское отделение Российского союза ветеранов Афганистана и ЦВПК "Сигнал". Но особенностью лагеря является то, что он - не плод чьего-то педагогического замысла. Его развитие происходит органично, по мере потребности и возможности расширяются направления работы. Главное здесь - это люди, коллектив, братство, товарищество. В "Сибирской заставе" важна преемственность, когда вчерашние воспитанники сегодня становятся куренными атаманами, инструкторами по спецподготовке. Многие курсанты не расстаются друг с другом и после окончания сезона, общаются, проводят вместе время. Некоторые приезжает в Мотково даже зимой, встречают здесь Новый год, отмечают дни рождения, "по-таежному" ночуют в снегу, шлют "с нашей Заставы" бодрые "эсэмэски", мол, нам, казакам, и зима нипочем...

Приглашаем и вас, дорогие читатели, к соработничеству в воспитании наших детей, в возрождении нашего православного Отечества. В 2006 году лагерь планируется провести с 3 по 23 июля, запись в него и получение прочей необходимой информации по телефонам: 8 (383) 279-18-11, 8-913-752-56-11, на сайте прихода во имя святой Евфросинии Полоцкой http://efrosinia.ratm.ru.


Священник
Димитрий ПОЛУШИН, настоятель прихода
во имя святой
Евфросинии Полоцкой (МЖК "Восточный")



Яндекс.Метрика

На главную страницу