Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№6 (54) июнь 2006 года
СЛОВО ПАТРИАРХА
У бездуховного общества нет будущего,
|
-
считает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, -
самодовлеющий культ потребления ведет в никуда"
- С начала своего понтификата Бенедикт XVI
предупреждает Европу об опасности жизни без Бога и в отрыве
от христианских корней. Разделяете ли Вы, Ваше Святейшество,
эти опасения?
- Судьба Европы неразрывно связана с христианством, ведь
европейская культура органично впитала в себя христианские
ценности. Сегодня же, имея в списке достижений нашей
цивилизации шедевры искусства, научные открытия и
технические новации, не будем забывать, что их появление
стало возможным благодаря вкладу многих поколений
европейцев, исповедовавших христианскую веру.
Однако современная европейская цивилизация все чаще
обращается к иным, нехристианским авторитетам, и это не
может не тревожить. Происходит подмена понятий, из которых
выхолащивается первоначальное содержание, а пустая форма
заполняется иным смыслом. Например, признание ценности
человеческой личности, которая в христианской традиции
восходит к представлению об образе Божием и почитанию
Личности Богочеловека, вырождается в защиту своеволия,
нравственной распущенности и нигилизма. Не случайно
современная европейская цивилизация иногда именуется
постхристианской. Безбожники своими руками разрушают
фундамент, на котором зиждется общеевропейский дом.
- Вы думаете, что рост светскости и, следовательно,
отвержение религиозности представляет опасность для жизни
государства? Такой риск существует в России или больше в
Европе?
- Считаю, что понятие "светскость" и производные от него:
"светское общество", "светское государство", "светское
образование" - сегодня допускают слишком широкое толкование.
При этом отношение к религии в таких светских государствах,
как, например, Соединенные Штаты Америки, Великобритания,
Дания, Турция и Израиль, сильно различается.
Мы понимаем под светскостью государства не вытеснение
религии из жизни общества и не искусственное нивелирование
вероисповедных общин в их правовом статусе, но отказ от
наделения религиозных организаций властными полномочиями,
что не исключает их взаимодействия с государством при
условии невмешательства религиозных общин и государственных
органов во внутренние дела друг друга.
Население большинства европейских стран не получило такой
"прививки" атеизма, какую имеют граждане государств
постсоветского пространства. Этим объясняется разное
отношение к религии. Россия с конца восьмидесятых - начала
девяностых годов прошлого века переживает духовное
возрождение, получившее наименование "Второго Крещения
Руси". Однако уровень религиозной грамотности в России пока
ниже, чем в Западной Европе. На это делают ставку
экстремисты разных мастей. Чтобы не допустить религиозных
раздоров, наша Церковь выступает за введение в школьную
программу Основ православной культуры, поддерживая подобные
же инициативы мусульман и представителей иных традиционных
религий. Думаю, что гражданин, хорошо знающий культуру
своего народа, не поддастся с легкостью на провокации и не
будет завербован в экстремисты или террористы.
- Если Вы исследуете будущее Европы, то какие главные
вызовы присутствуют здесь?
- Главным соблазном я бы назвал утрату духовных
устремлений. Говорить об "обществе потребления" как о
великом достижении выгодно прежде всего крупным корпорациям,
желающим расширить объем сбыта. Но у бездуховного общества
нет будущего: самодовлеющий культ потребления ведет в
никуда. Христос Спаситель сказал, что не хлебом одним будет
жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.
4, 4).
В Западной Европе, впрочем, как и в России, не все
благополучно в области демографии. Численность населения
сокращается. Происходит стремительное заселение континента
людьми иной культуры, с другими традициями, другим
менталитетом. Остается лишь надеяться, что мрачным прогнозам
о "столкновении цивилизаций" не дано осуществиться.
- Вы, Святейший Патриарх, верите, что распространение
ислама на Западе представляет опасность?
- Убежден, что христиане и последователи ислама могут
жить в мире. Это доказывает многовековой российский опыт,
отсутствие в нашей стране межрелигиозных войн. Однако для
этого необходимы усилия с обеих сторон, желание идти
навстречу друг другу, не подаваясь на провокации
зложелателей.
Думаю, что напряжение между мусульманами и Западом,
получившее воплощение в "карикатурном скандале", отражает
противостояние не между христианством и исламом, а между
сторонниками традиций и приверженцами идеологии
"бесконечного прогресса" любой ценой. Коренное население
стран Европы постепенно утрачивает связь с христианством,
его место в сознании людей занимают секулярные
представления. В центр вселенной ставится человеческая
личность, свобода самовыражения которой признается высшей,
непререкаемой ценностью. В то же время других людей
объединяет приоритет ценностей, продиктованных нормами
Божественного Откровения.
Если между мусульманами и приверженцами секулярного
мировоззрения будет достигнуто понимание, исключающее
нанесение оскорблений, то, думаю, мир будет сохранен.
- Как вы можете объяснить, каковы экуменические
перспективы в отношениях с Римско-Католической Церковью?
- Я считаю, что сейчас как никогда необходимы совместные
усилия традиционных Церквей, призванных нести в мир Свет
Христов. Вполне очевидно, что мы должны не стремиться к
конкуренции между собой, ведущей к разрушению доверия и
появлению враждебности, а напротив, объединиться для
исполнения великой миссии - возвещения людям Слова Божия,
свидетельства перед нашим обществом о христианских
ценностях. Однако я убежден: для действенного совместного
соработничества необходимо, чтобы открытость, христианская
любовь и доверие стали главными критериями в отношениях
между нашими Церквами.
- Как вы думаете, реально ли преодоление великой
схизмы 1054 года?
- Хорошо известно, что основной причиной трагического
разделения послужило различное понимание роли Римского
епископа в Церкви. Хотя Римская кафедра в неразделенной
Церкви всегда имела "первенство чести", а глава
Римско-Католической Церкви был "первым среди равных", это
никогда не означало, что власти Римского епископа должны
были безоговорочно подчиняться другие Предстоятели Поместных
Церквей или что голос Римской Церкви имел решающее значение
в христианском мире. Дабы преодолеть разделение, необходимо
прийти к взаимоприемлемому пониманию места Папы в жизни
Церкви, а также разрешить ряд других богословских проблем.
- Какие наибольшие трудности возникают у Русской
Православной Церкви и Римско-Католической Церкви на
территории России?
- Одной из наибольших трудностей, возникающих в
отношениях между Русской Православной и Римско-Католической
Церквами, является прозелитизм католиков в отношении исконно
православного населения на территории России и других стран
СНГ, особенно среди детей, православных по происхождению и
крещению, которых в католических приютах пытаются приобщить
к католическому богослужению.
Другой проблемой является продолжающаяся напряженность в
отношениях между православными и греко-католиками на
Украине. Ситуация осложняется тем, что униаты пытаются любой
ценой распространить свое влияние на православные юг и
восток страны. Недавний перенос кафедры главы Украинской
Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, несмотря на
категорическое несогласие с этим всех Поместных Православных
Церквей, ясно показал, что греко-католики не намерены
отказываться от экспансии. Убежден: для того, чтобы
отношения между нашими Церквами действительно улучшились,
необходимо как можно скорее разрешить эти проблемы, серьезно
осложняющие православно-католический диалог. Заявления Папы
Бенедикта XVI о стремлении развить отношения с Православными
Церквами вселяют надежду на то, что ситуация изменится в
лучшую сторону.
- Какие, на ваш взгляд, характерные черты нового
понтификата? Кто Вам наиболее симпатичен - Иоанн Павел II
или Бенедикт XVI?
- Одной из характерных черт понтификата Папы Бенедикта
XVI, без сомнения, можно назвать неоднократно выражавшееся
им стремление к нормализации отношений с Православными
Церквами и Русской Православной Церковью в частности. Однако
мы ожидаем реальных шагов и действий по разрешению
существующих сложностей, которыми, хочется верить, будет
ознаменован понтификат Папы Бенедикта XVI.
Что касается моего личного отношения к Иоанну Павлу II и
Бенедикту XVI, то мне не хотелось бы сравнивать двух
Предстоятелей Римско-Католической Церкви - недавно усопшего
и нынешнего. Полагаю, что история даст деятельности каждого
из них свою адекватную оценку.
- Месяц назад итальянская пресса говорила о
возможности встречи Патриарха Алексия II с Папой, но не в
России, а на территории другой страны. Как вы думаете,
насколько это возможно? Имеются ли условия для этой встречи?
- Русская Православная Церковь никогда не отвергала
возможности подобной встречи. Однако следует заметить, что
для ее осуществления необходимо преодолеть наиболее острые
трудности, существующие в отношениях между двумя Церквами.
Встреча двух Предстоятелей должна привести к реальному
разрешению проблем, которые причиняют страдания нашей
пастве, а не быть лишь протокольным мероприятием.
Информационное
агентство "Ansa"
(Италия)
Служба коммуникации ОВЦС МП
|