Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№6 (54) июнь 2006 года
Православное
обозрение
Состоялся визит делегации Элладской
Православной Церкви в Россию |
По
благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея
Руси Алексия с 4 по 9 июня 2006 года в России находилась
официальная делегация Элладской Православной Церкви в
составе митрополита Элассонского Василия, митрополита
Фессалиотского и Фанариоферсальского Кирилла, сотрудника
Отдела по межправославным связям Священного Синода Элладской
Церкви архимандрита Прокопия (Петридиса), протосингела
Элассонской митрополии архимандрита Харитона (Тубаса) и
настоятеля Свято-Троицкого монастыря в Спарму на Олимпе
архимандрита Никанора (Папаниколау). Цель визита –
торжественное перенесение мощей святителя Арсения
Элассонского, грека по происхождению, подвизавшегося в
России в конце XVI – начале XVII веков.
Архиепископ Арсений Элассонский родился около 1550 года в
Фессалии (Греция) в семье священника. В 1586 году святитель
Арсений, архиепископ Элассоны и Димоника, был включен в
состав посольства, отправившегося из Греции в Россию. Во
второй раз Арсений Элассонский приехал в Россию в 1588 году
с посольством Константинопольского Патриарха Иеремии II. Он
участвовал в избрании и рукоположении первого русского
Патриарха Иова.
Дальнейшая жизнь святителя Арсения связана с Россией. От
царя Феодора Иоанновича он получил разрешение остаться в
Москве. Став очевидцем важнейших событий Смутного времени,
рассказал о них в своих мемуарах. Во главе московского
духовенства архиепископ Арсений у Спасских ворот Кремля
встречал ополчение князя Димитрия Пожарского и гражданина
Козьмы Минина. Святитель Арсений Элассонский участвовал в
торжествах по случаю венчания на царство Михаила Феодоровича
Романова. Последние годы жизни святителя связаны с Суздалем,
где он занимал кафедру архиепископа. После кончины в 1625 он
был похоронен в Богородице-Рождественском соборе
суздальского кремля. Нетленные мощи святителя Арсения были
обретены в 1668 году, он является местночтимым святым
Владимирской епархии.
Делегация совершила поездку во Владимиро-Суздальскую
епархию, место подвигов святителя Арсения. На месте
упокоения святителя в Богородице-Рождественском соборе
Суздальского кремля был отслужен молебен, на котором
присутствовали мэр города Суздаля С.Б. Годунин и директор
Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И. Аксенова.
Представители ЭПЦ приняли участие в праздничном
богослужении в храме Христа Спасителя в честь очередной
годовщины интронизации Патриарха Московского и всея Руси
Алексия. После окончания Божественной литургии состоялся
торжественный обед, на котором митрополит Элассонский
Василий зачитал поздравительный адрес Блаженнейшего
Архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула и в знак
любви от его имени преподнес Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси Алексию II архиерейский посох.
По завершении обеда Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Алексий в сопровождении иерархов Русской Православной
Церкви и членов греческой делегации проследовал в нижнюю
Преображенскую церковь храма Христа Спасителя, где
состоялась передача частицы мощей святителя Арсения
Элассонского, а также был подписан торжественный акт. В
своем слове по этому случаю, Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Алексий подчеркнул, что святитель Арсений является
связующим звеном между братскими Церквами России и Греции и
между их народами.
Мощи святителя вернулись на родину
|
В ее состав вошли архиепископ Владимирский и Суздальский
Евлогий (глава делегации), клирики Владимирской епархии –
архимандрит Нил (Сычев) и игумен Иннокентий (Яковлев) и
сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата А.Г. Чуряков. Делегация посетила Грецию для
участия в торжествах по случаю перенесения мощей святителя
Арсения Элассонского, которые были переданы Святейшим
Патриархом Алексием представителям Элладской Православной
Церкви 8 июня в Храме Христа Спасителя.
Утром 17 июня в день прибытия в Салоники гостей встречал
архимандрит Харитон (Тубас), протосингел Элассонской
митрополии, ставшей местом проведения праздничных
мероприятий. Затем делегация была доставлена в
Свято-Троицкий мужской монастырь Спарму на Олимпе. Днем
состоялась встреча делегации Русской Православной Церкви с
Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады
Христодулом и митрополитом Элассонским Василием, а вечером
гости приняли участие в праздничном вечернем богослужении в
городе Элассон, которое началось крестным ходом с мощами
святителя Арсения Элассонского. Сопровождаемый по
сложившейся местной традиции военным оркестром крестный ход
во главе с Предстоятелем Элладской Православной Церкви,
проследовал из церкви святого великомученика Димитрия в
церковь святителя Арсения, где и была отслужена вечерня.
На следующий день в храме святителя Арсения Элассонского,
куда накануне были перенесены мощи, Блаженнейший Архиепископ
Афинский и всей Эллады Христодул совершил праздничную утреню
и Божественную литургию в сослужении архиепископа. Глава
делегации Русской Православной Церкви архиепископ
Владмирский и Суздальский Евлогий обратился к Предстоятелю
Элладской Церкви со словом, в котором благодарил Его
Блаженство «за предоставленную возможность принять двумя
Церквами. Блаженнейший Архиепископ Христодул упомянул также
о страданиях, путем которых прошли в истории обе Церкви, что
свидетельствует о схожести их судеб и об их духовном
единстве. В испытаниях, которым подверглась мученическая
Русская Церковь в XX веке, Элладская Церковь всегда
находилась рядом, молясь, чтобы Господь укрепил своих
исповедников в России, подчеркнул Архиепископ Христодул.
Предстоятель Элладской Церкви поблагодарил архиепископа
Евлогия за прибытие для участия в торжествах и за понесенные
ради обретения мощей святителя Арсения труды.
19 июня состоялась поездка в Преображенский мужской
монастырь, где святитель Арсений Элассонский некогда принял
постриг. Вечером по приглашению митрополита Фессалиотского и
Фанариоферсальского Кирилла архиепископ Владимирский и
Суздальский Елвогий возглавил молебен по случаю закладки
нового храма святителя Арсения Элассонского на родине
святого – в селении Калогриана.
В завершении своего визита делегация посетила Афины, где
состоялась неофициальная встреча с Генеральным секретарем
Священного Синода Элладской Церкви архимандритом Дионисием (Мандалосом).
Министр
внутренних дел России, генерал армии Рашид Гумарович
Нургалиев в Патриаршей резиденции в Чистом переулке передал
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
список Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение»,
ранее похищенный из кафедрального собора города Курска и
возвращенный Церкви правоохранительными органами Российской
Федерации.
В церемонии передачи святыни приняли участие управляющий
делами Московской Патриархии митрополит Калужский и
Боровский Климент и архиепископ Курский и Рыльский Герман, а
также заместитель министра внутренних дел РФ
генерал-полковник милиции А.П. Новиков, начальник управления
общественных связей МВД России полковник милиции В.В.
Грибакин.
Предстоятель Русской Православной Церкви вручил образ
архиепископу Курскому и Рыльскому Герману, отметив, что
святыня возвращена накануне празднования Курской-Коренной
иконе Божией Матери. Святейший Патриарх и Р.Г. Нургалиев
выразили благодарность генерал-полковнику Новикову,
руководившему розыском похищенной иконы.
Как
известно, в ночь с 30 апреля на 1 мая этого года из
Знаменского собора Курска неизвестными лицами были похищены
пять икон, в том числе – чтимый список Курской-Коренной
иконы Божией Матери «Знамение», которая является главной
святыней Курского края. Преступление вызвало большой
общественный резонанс. По факту хищения было возбуждено
уголовное дело. В результате комплексных
оперативно-розыскных мероприятий сотрудникам органов
внутренних дел стало известно, что похищенная икона была
продана в один из московских ломбардов. В ходе обыска ранее
похищенная реликвия была добровольно выдана директором
ломбарда, который пояснил, что приобрел ее у неизвестного
лица за 1 700 долларов США. В начале июня этого года в
Подмосковье был задержан подозреваемый в совершении
преступления.
Седмица.Ru
Председатель
Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл награжден орденом «За верность долгу»
и премией «Золотая звезда» в номинации «За выдающийся вклад
в развитие духовности российского общества».
Инициатором этого выступил Фонд «Кремль», осуществляющий
свою деятельность совместно с Министерством обороны
Российской Федерации, Советом Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, Государственной Думой и при
поддержке администрации Президента РФ.
В церемонии награждения, которая состоялась в
Паломническом центре Московского Патриархата, приняли
участие президент Фонда «Кремль» Л.А. Куликова и
вице-президент Фонда А.Д. Чирятников.
Официальный сайт РПЦ
В Отделе внешних церковных связей прошел обучающий семинар
для христианских психологов по вопросам ВИЧ/СПИДа, который
провели священник Владимир Шмалий, работающий с людьми,
живущими с ВИЧ/СПИДом, а также сотрудники ОВЦС М.Б.Нелюбова
и О.Б.Нелюбова.
Инициатор мероприятия – Отдел внешних церковных связей
Московского Патриархата, организовал его в рамках церковной
анти-СПИД программы. Его цель – подготовить специалистов для
оказания духовной и психологической поддержки людям,
пораженным ВИЧ-инфекцией. Участники встречи ознакомились с
основными положениями Концепции участия Русской Православной
Церкви в борьбе с этой злободневной проблемой.
Официальный сайт РПЦ
Крестный ход в Курской епархии
|
По
многовековой традиции в Курской епархии прошел крестный ход
со списком чудотворной Курской-Коренной иконы Пресвятой
Богородицы «Знамение» из Курска в Коренную пустынь.
Утром 23 июня в Знаменском кафедральном соборе Курска
архиепископы Курский и Рыльский Герман и Белгородский и
Старооскольский Иоанн в сослужении курского духовенства
совершили Божественную литургию, по окончанию которой
начался крестный ход по улицам города в Курскую Коренную
Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь в 30
километрах от города.
По прибытии в Коренную пустынь святого Образа и
многочисленных участников крестного хода на источнике на
месте явления в 1295 году чудотворной иконы состоялся
праздничный молебен.
По сообщениям пресс-службы
Курской епархии
Правительственная комиссия готовит поправки
|
Состоялось заседание нового состава Комиссии по вопросам
религиозных объединений при Правительстве Российской
Федерации.
Впервые работой заседания комиссии руководил ее новый
председатель – первый заместитель председателя Правительства
России Д.А. Медведев. Комиссия рассмотрела вопрос о
содействии в подготовке и проведении Всемирного саммита
религиозных лидеров (Москва, 3-5 июля 2006 года). Был также
одобрен проект Положения о комиссии. Участники заседания
рассмотрели подготовленную Минэкономразвития России
концепцию проекта федерального закона «О передаче
религиозным организациям находящегося в государственной и
муниципальной собственности имущества религиозного
назначения».
Среди выступавших на заседании был председатель Отдела
внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл, который, в частности,
рассказал о ходе подготовки к Всемирному саммиту религиозных
лидеров.
Также председатель ОВЦС МП поднял вопрос о перспективах
законодательного закрепления права студентов религиозных
учебных заведений на получение отсрочек от призыва на
военную службу, в свете принятого Государственной Думой
федерального закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в связи с
сокращением срока военной службы по призыву». В ходе
дискуссии было признано целесообразным скорейшее получение
религиозными учебными заведениями государственной
аккредитации и внесения изменений в государственные учебные
стандарты с учетом специфики и традиций религиозных учебных
заведений. В заседании также принял участие протоиерей
Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП.
Официальный сайт РПЦ
Великая святыня – в России, Белоруссии и
Украине
|
По
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II и по инициативе Фонда святого всехвального
апостола Андрея Первозванного в пределы Русской Православной
Церкви 7 июня 2006 года из Черногории принесена для
поклонения десница (правая рука) святого Пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна. Сопровождают святыню
представители Московского Патриархата. В проекте принимает
участие украинское предприятие «Мотор Сич». Авиастроители
предоставили самолет для сопровождения святыни по России и
ближнему зарубежью.
Этот международный проект является продолжением большой
программы Фонда Андрея Первозванного по принесению в Россию
и страны ближнего зарубежья великих христианских святынь. На
протяжении последних лет по благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, усилиями Фонда
Андрея Первозванного в пределы РПЦ были принесены мощи
святого всехвального апостола Андрея Первозванного, святых
преподобномучениц Великой княгини Елиcаветы Феодоровны и
инокини Варвары. Четыре года подряд Фонд Андрея
Первозванного доставляет из Иерусалима в Москву Благодатный
огонь, сходящий в канун православной Пасхи на Гроб
Господень.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
возглавил Всенощное бдение и встречу ковчега с десницей
святого Иоанна Крестителя, доставленный в Москву из
Цетиньского монастыря в Черногории. За Всенощным бдением Его
Святейшеству сослужил собор иерархов Русской Православной
Церкви.
Во время полиелея у врат Храма Христа Спасителя
митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Сербская
Православная Церковь), митрополит Ташкентский и
Среднеазиатский Владимир, архиепископ Женевский Михаил
(Русская Православная Церковь Заграницей), принесшие в
столицу России десницу святого Пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна, передали христианскую реликвию
Святейшему Патриарху.
Приняв ковчег со святыней, Предстоятель Русской
Православной Церкви внес его в храм, установил на
специальном аналое и обратился к священнослужителям и народу
с Первосвятительским словом по случаю принесения Честной
десницы.
Слово Святейшего Патриарха после принесения
в Храм Христа Спасителя честной десницы Пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна
|
Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие
братья и сестры!
Сегодня, в День третьего обретения честной главы
Крестителя Господня Иоанна, мы торжественно встречаем
десницу святого Пророка и Предтечи Спасова. Мы имеем
возможность молиться перед этой святыней и получить
благословение от десницы того, кто, видя приходящего к
Иордану Господа и Спасителя, сказал: «Се Агнец Божий,
вземляй грехи мира» (Ин 1:29).
Десница святого Предтечи и Крестителя Господня была
возложена на главу Спасителя мира, Господь Своим Крещением
освятил воды и установил Таинство Крещения. Поклонимся же
этой деснице, и попросим у великого Пророка и Предтечи,
чтобы он, являясь проповедником покаяния, научил бы и нас
покаянию нелицемерному и жизни во Христе.
Это великая милость Божия, что к нам прибыла эта святыня,
от которой мы черпаем благодать Господню, которая укрепляет
нас, дает нам силы быть мужественными последователями
Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Прославляя
Крестителя Господня, давайте же «единым сердцем и едиными
устами» будем молиться ему, прося о духовном укреплении и
помощи на нашем жизненном пути.
В беседе с журналистами митрополит Черногорский и
Приморский Амфилохий отметил, что в Цетиньском монастыре
десница Пророка хранится на мощах святителя Петра
Цетиньского, который был великим другом России. Он скончался
в 1830 году и перед смертью благословил своих духовных чад
быть верными друзьями Русской Православной Церкви и хранить
связь с народом России.
Святые мощи находились в Москве до 16 июня, после чего
они были перевезены в Нижний Новгород, затем Чебоксары (19
июня), Екатеринбург (21 июня), Челябинск (24 июня), Саратов
(26 июня), Владикавказ (29 июня), Ростов-на-Дону (1 июля),
Минск (З июля), Санкт-Петербург (6 июля) и последним они
посетят Киев (12 июля).
Послание Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем
верным чадам Русской Православной Церкви в связи с
принесением в Россию святых мощей – десницы святого Иоанна
Предтечи из Сербии (Черногории)
|
Молитва Предтече и
Крестителю Господню Иоанну:
«Крестителю Христов,
обнови души наши покаянием, яко вторым Крещением, очисти
нас, грехами оскверненных, и понуди внити в Царствие
Небесное»
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные
отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне,
дорогие братья и сестры!
Ныне сердца наши преисполняются чувством радости и
благодарения Богу, ибо по Его щедрой милости великая святыня
явилась в пределах Православной Руси – честная десница
Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о котором в
Священном Писании сказано: «Был человек, посланный от Бога;
имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы
свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него»
(Ин. 1, 6-7). По словам Блаженного Августина, епископа
Ипонийского, он «всех превосходит, пред всеми имеет
преимущество; всяк, кто токмо рожден от жены, ниже Иоанна».
Из Евангелия и жития великого Пророка известно, что он
был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы,
родственницы Девы Марии. Родился святой Иоанн шестью
месяцами ранее Иисуса Христа. С молодости исполненный
благодати Святого Духа, он ушел в пустыню, дабы строгим
постом, богомыслием и молитвой приготовить себя к
пророческому служению. В возрасте около 30 лет он вышел на
проповедь покаяния на берег реки Иордана, чтобы приготовить
народ к принятию Спасителя мира. По словам церковных
песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою»,
которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды Христа,
Спасителя мира. Посему Церковь именует его Предтечей,
который пришел приготовить путь Господу. Именно он первым
засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына
Божия. Он сподобился крестить Иисуса Христа в водах Иордана
и подтвердил таинственное явление Пресвятой Троицы в день
Крещения. По словам Святителя Иоанна Златоуста, «Христос не
нуждался в крещении, но крещение имело нужду в силе
Христовой. Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее
рукою Иоанна».
Исполнив всякую правду, Предтеча вскоре мученически
окончил земную жизнь – по приказанию царя Ирода Агриппы,
обличенного пророком за нечестие, он был усечен мечом.
Тело святого Иоанна Крестителя было погребено в
Самарийском городе Севастии. А через некоторое время апостол
и евангелист Лука перенес правую руку Предтечи в Антиохию.
Когда же возникла опасность захвата Антиохии магометанами,
десницу перевезли в Константинополь. В эпоху крестоносцев
святыня оказалась на острове Мальта. При императоре Павле I
в 1799 году десная рука Пророка Иоанна, а также часть
Животворящего Древа Креста и Филермская икона Божией Матери
были перенесены в Россию, где святыни находились сначала в
Гатчине, а затем в Санкт-Петербурге.
Более ста лет десница Пророка благословляла Русскую
землю. Перед революционными событиями 1917 года святые мощи
были укрыты в Эстонии, а затем их перенесли в Сербию.
Промыслом Божиим, усердием священнослужителей и
благочестивых верующих великая святыня была сохранена и в
дни немецкой оккупации. С 20 января 1978 года, дня памяти
святого Иоанна Предтечи, честная десница почивает в
Богородицком монастыре города Цетина, в Черногории.
Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн – один из
особо почитаемых в России святых, свидетельством чего
являются многие посвященные ему храмы и монастыри,
находящиеся во всех уголках нашего Отечества. Поэтому
сейчас, когда десница святого Иоанна Крестителя пребывает в
пределах нашей Церкви, многие православные христиане имеют
горячее желание поклониться этой святыне.
Мощи святого Иоанна посетят Москву, Санкт-Петербург,
Нижегородскую, Екатеринбургскую, Челябинскую, Саратовскую,
Ростовскую и Ставропольскую епархии, столицу братской
Беларуси – Минск и место нашей общей купели, Крещения Руси –
богоспасаемый Киев.
Православная Россия всегда с любовью и трепетом встречала
бесценные реликвии, оказывающие благотворное влияние на
жизнь нашего народа. За последние годы это вновь стало
благочестивой традицией, которая содействует духовному
утверждению веры и укреплению братских уз между
православными народами.
Будем с усердием молиться, веря, что принесенная честная
десница святого Иоанна Крестителя явится знамением
благословения Божиего Русской Церкви, дабы нам всем «едиными
устами и единым сердцем» убедительно свидетельствовать
современному миру о непреходящей красоте и истине Святого
Православия.
С благоговением встречая в эти дни великую святыню,
возблагодарим Господа за неизреченную радость и милость,
принесем наши теплые молитвы и умягченные покаянием сердца,
явим любовь и веру, дела благочестия и любви, припадем к
святой деснице великого Пророка и по его молитвам сподобимся
получить благодатную помощь от Всещедрого Бога.
+ АЛЕКСИЙ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ
РУСИ.
Москва, июнь 2006 года
К 60-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ОВЦС МП
«Церковь критикуют, как прежде – Солженицына» – председатель
ОВЦС митрополит Кирилл ответил на вопросы корреспондента
газеты «Новые Известия» («НИ», N№106 от 21 июня 2006 года)
|
– Ваше Высокопреосвященство, вы долгие годы возглавляете
Отдел внешних церковных связей. Стали ли его задачи другими,
чем в 1970-1980-е годы и как складываются сейчас отношения
Русской Православной Церкви с государством?
– Задачи, конечно, изменились, потому что главной задачей
в то время, когда я пришел в Отдел, была по-прежнему еще
защита Церкви. Конечно, не столь драматическая, как в 40-е,
50-е и 60-е годы, но, тем не менее, тема защиты Церкви,
продвижения церковных интересов в сферу общественной жизни
была в то время очень острой. Сегодня на первом плане уже
другие вопросы. Отдел стоит на стыке
церковно-государственных отношений. Внутри страны он призван
работать именно в этой области, и она является для него
приоритетной. Девяностые годы были во многом посвящены
выработке модели церковно-государственных отношений в
современной России. Это было очень непростым делом, потому
что в царской России Церковь была государственной, а в
советское время просто уничтожаемой и гонимой (одной из
причин революции в России был разрыв между интеллигенцией и
Церковью, именно потому, что та была частью государственной
системы). Теперь впервые, может быть, начиная с
петербургского периода российской истории, у Церкви
появилась возможность, живя в условиях свободы, построить
отношения с государством, исходя из принципов, которые
укореняются в церковном учении, в церковной позиции.
– Какие надежды вы возлагаете на предстоящий
религиозный саммит в Москве?
– Очень важно, чтобы религиозные лидеры ясно высказались
на тему терроризма. Потому что она в сознании многих людей
связывается с религиозной проблематикой. Важно еще раз
выразить общее понимание того, что религия и терроризм
несовместимы. Кроме того, я думаю, что настало время ясно
свидетельствовать о необходимости для человеческой
цивилизации сохранять религиозные ценности в жизни. Они не
должны блокироваться, отодвигаться за поле общественной
жизни, искусственно ограничиваться сферой личной, максимум
семейной этики. Верующий человек не может оторвать этические
принципы от своей общественной и даже политической
деятельности. Он не может секуляризировать свою
религиозность, то есть загнать ее в некое узкое
пространство, ограниченное его личными интересами. Важно,
чтобы религиозная мотивация, включенная в общественную
жизнь, содействовала миру, справедливости,
взаимоуважительному отношению людей разных наций и разных
религий, построению гармонического и справедливого общества,
которое к тому же было бы обществом материального
процветания.
– В наше время в обыденном сознании терроризм чаще
всего связывают с исламом. Что вы думаете о роли этой
религии в развитии современной европейской цивилизации?
– В европейских странах очень много делается для того,
чтобы мусульмане имели права и свободы, в том числе
религиозные, включая свободу проповеди. Мы знаем, что есть
европейцы, которые принимают ислам, и это не порицается
европейским обществом.
Но у нас есть критические вопросы к исламской стороне.
Почему то же самое запрещено в мусульманских странах? Почему
человек, принимающий христианство, подвергается смертельной
опасности, как это было в Афганистане? Думаю, что от диалога
политкорректности мы должны перейти к существенному диалогу
с исламом. Сейчас уже не работает политкорректный диалог,
когда собираются межрелигиозные конференции только для того,
чтобы сказать: «давайте жить дружно», «религия не является
источником терроризма» и т.д. Нужен очень серьезный,
открытый и честный диалог, и мы не обойдемся без этого
разговора. В том числе и на тему миссии и свидетельства,
религиозной свободы. Вот что мне кажется очень важным и
положительным в сфере христианско-мусульманских отношений.
Мы принадлежим к одной системе этических ценностей. Я ставлю
вопрос: как мы можем использовать этот фактор? В современном
межрелигиозном дискурсе это практически отсутствует. Тем
более отсутствует в политической дискуссии, которая делает
акцент опять-таки на правах и свободах и совершенно обходит
тему этики, морали. Но именно в этой области у нас очень
высокий уровень согласия с исламом.
Как вообще можно ввести в соприкосновение в
глобализирующемся мире различные цивилизационные модели?
Существует светская, секулярная модель Западной Европы и
Северной Америки, существует мусульманская модель,
иудейская, буддистская, индуистская и т.д. Как все это
должно работать в условиях глобализации? Некоторые считают,
что очень просто: есть западная модель, и она должна быть
универсальной. Но вряд ли с этим согласятся те же самые
мусульмане. Каждый хочет жить по своим законам, традициям. А
может ли быть между всеми этими моделями то, что в
космонавтике называется стыковочным узлом? Думаю, что может,
и этим узлом должна стать общая этика. Если мы договоримся
об общих этических ценностях, то мы состыкуем
цивилизационные модели. Именно для этого и нужно идею прав и
свобод уравновесить идеей нравственной ответственности. Если
в основу глобальной системы мы положим только права и
свободы, если забудем этическое измерение, общее для всего
мира, то мы не решим проблемы отношений с исламом и со
многими другими религиями.
– Изменилось ли за последние 10-15 лет понимание
Московским Патриархатом экуменизма и межхристианского
диалога?
– Проблема экуменического диалога – это не только
внутренняя проблема Русской Православной Церкви, и особенно,
конечно, не проблема в связи с объединением Московского
Патриархата с Зарубежной Церковью. Действительно, сегодня
внутри Русской Православной Церкви есть критическое
отношение к современному экуменизму. Но, как я хорошо знаю,
это характерно и для многих других Церквей. Мы все должны
серьезно подумать, почему экуменическое движение находится в
таком глубоком кризисе. Почему нет никаких практических
результатов в сближении богословских позиций и, наоборот,
усиливаются тенденции к расхождению. Я хотел бы сослаться на
недавнее заявление кардинала Каспера с оценкой перспективы
отношений между Католической Церковью и Англиканской. Он
очень ясно описал возможную перспективу, под которой и
Православная Церковь готова подписаться: что будет, если
англикане рукоположат женщину в качестве епископа?..
Я могу продолжать перечень новых вызовов экуменического
движения. Мы должны ясно понимать, что оно находится в
кризисе. Существует критически важный вопрос: способен ли
Всемирный Совет Церквей вывести его из этого кризиса?
Одновременно существует огромное количество стимулов к
тому, чтобы развивать межхристианское сотрудничество. И
самый главный из них – сохранение христианских ценностей в
жизни современной цивилизации. А также диалог с исламом и
другими главными традиционными религиями. В тот момент,
когда мы более всего нуждаемся в солидарности и
сотрудничестве, мы проходим через кризис межхристианских
отношений. Может ли эта диалектика быть созидательной? Пока
у меня нет ответа.
– Владыка, в мае вы посетили Ватикан. Какое
впечатление на вас произвел Папа Римский Бенедикт XVI?
– В сухом остатке – положительное. Я считаю, что Папа
является человеком очень целостным, внутренне интегральным,
сильным богословом, у которого дела соответствуют
убеждениям. С таким религиозным лидером работать, может
быть, непросто, но предсказуемо. И мы приветствуем такой
стиль взаимодействия с руководством Римско-Католической
Церкви.
Святой отец очень высоко оценил результаты Венской
встречи между богословами и представителями Католической
Церкви и Русской Православной Церкви, состоявшейся в мае
этого года. На ней было обнаружено очень много общего.
Святой отец (и я глубоко это прочувствовал и благодарен ему)
подчеркнул важность всего, что произошло в Вене, и сказал:
давайте развивать все это дальше. Есть богословский диалог
между православными и католиками, который начался в 1980
году и имеет целью решение чисто богословских проблем. Очень
важно его продолжать. Но если спросить современного среднего
россиянина о том, что он думает о важности диалога по поводу
filioque между католиками и православными, то можно
предвидеть немую реакцию. Во-первых, никто не знает, что
такое filioque, во-вторых, никто не может сказать, насколько
это важно. Но если спросим, важно ли, чтобы католики,
протестанты, православные, иудеи и мусульмане могли
сформировать мощное послание современной цивилизации, чтобы
соединить идею свободы с идеей нравственной ответственности,
обновить понимание солидарности, то я не знаю человека,
который сказал бы нет. Мы в самом начале пути диалога и,
вступив на этот путь, должны пройти его вместе. Должны
углублять и развивать свои отношения. Когда Патриарха
Алексия спросили о возможности встречи с Папой, он сказал,
что никогда такой возможности не исключал. Я хотел бы еще
раз подтвердить, что Святейший Патриарх и сегодня
придерживается такого мнения.
– Как вы относитесь к полемическим и критическим
высказываниям СМИ по поводу некоторых аспектов церковной
политики? Допускаете ли вы, что некоторые из них
продиктованы стремлением помогать Церкви, в частности,
поддерживать апостольский дух разномыслия?
– Мы открыты к серьезному диалогу, который бы содержал
ясные интеллектуальные посылы. Церковь формирует свою точку
зрения по отношению ко многим современным проблемам с учетом
всех сигналов, которые получает от общества. Это нормальный
процесс взаимного обогащения, без которого Церковь не может
существовать. Она не может выработать реалистического
пастырского взгляда на существующие проблемы в отрыве от
общенациональной дискуссии. Но меня беспокоит вот что.
Нередко мы сталкиваемся не с желанием войти в диалог с
Церковью, а со стремлением априори подвергнуть ее позицию
критике, часто несправедливой. Я уже не говорю о
тиражировании различных мифов из «желтой» прессы. Мы против
такого негативного отношения к любой попытке Церкви
обозначить свою позицию. Приведу конкретный пример. В первые
часы работы Х Всемирного Русского Собора, когда только были
озвучены основные идеи, когда еще никто не смог ознакомиться
с содержанием докладов, на радио «Эхо Москвы» развернулась
жесточайшая дискуссия, направленная против всего, что
происходит на Соборе. Это мне очень напоминает то, как в
советском обществе критиковали Солженицына. Никто не читал,
но гневно осуждали великого писателя. Вот мы против такой
реакции и хотели бы, чтобы она постепенно уходила из
общественных отношений в России, чтобы мы переходили на
уровень интеллигентного, открытого и взаимоуважительного
диалога.
Александр МИНЕЕВ
|