Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№6 (54) июнь 2006 года  
Читайте в номере:

Слово Патриарха
Православное обозрение
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
Молодежные страницы
Церковь и время
Семья и церковь
Благовестники наших дней
Путями святых апостолов
Праведники наших дней
Литературные страницы
Объявления  

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№6 (54) июнь 2006 года  
Православное обозрение

 Состоялся визит делегации Элладской Православной Церкви в Россию

По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 4 по 9 июня 2006 года в России находилась официальная делегация Элладской Православной Церкви в составе митрополита Элассонского Василия, митрополита Фессалиотского и Фанариоферсальского Кирилла, сотрудника Отдела по межправославным связям Священного Синода Элладской Церкви архимандрита Прокопия (Петридиса), протосингела Элассонской митрополии архимандрита Харитона (Тубаса) и настоятеля Свято-Троицкого монастыря в Спарму на Олимпе архимандрита Никанора (Папаниколау). Цель визита – торжественное перенесение мощей святителя Арсения Элассонского, грека по происхождению, подвизавшегося в России в конце XVI – начале XVII веков.

Архиепископ Арсений Элассонский родился около 1550 года в Фессалии (Греция) в семье священника. В 1586 году святитель Арсений, архиепископ Элассоны и Димоника, был включен в состав посольства, отправившегося из Греции в Россию. Во второй раз Арсений Элассонский приехал в Россию в 1588 году с посольством Константинопольского Патриарха Иеремии II. Он участвовал в избрании и рукоположении первого русского Патриарха Иова.

Дальнейшая жизнь святителя Арсения связана с Россией. От царя Феодора Иоанновича он получил разрешение остаться в Москве. Став очевидцем важнейших событий Смутного времени, рассказал о них в своих мемуарах. Во главе московского духовенства архиепископ Арсений у Спасских ворот Кремля встречал ополчение князя Димитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина. Святитель Арсений Элассонский участвовал в торжествах по случаю венчания на царство Михаила Феодоровича Романова. Последние годы жизни святителя связаны с Суздалем, где он занимал кафедру архиепископа. После кончины в 1625 он был похоронен в Богородице-Рождественском соборе суздальского кремля. Нетленные мощи святителя Арсения были обретены в 1668 году, он является местночтимым святым Владимирской епархии.

Делегация совершила поездку во Владимиро-Суздальскую епархию, место подвигов святителя Арсения. На месте упокоения святителя  в Богородице-Рождественском соборе Суздальского кремля был отслужен молебен, на котором присутствовали мэр города Суздаля С.Б. Годунин и директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И. Аксенова.

Представители ЭПЦ приняли участие в праздничном богослужении в храме Христа Спасителя в честь очередной годовщины интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия. После окончания Божественной литургии состоялся торжественный обед, на котором митрополит Элассонский Василий зачитал поздравительный адрес Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула и в знак любви от его имени преподнес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II архиерейский посох.

По завершении обеда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сопровождении иерархов Русской Православной Церкви и членов греческой делегации проследовал в нижнюю Преображенскую церковь  храма  Христа Спасителя, где состоялась передача частицы мощей святителя Арсения Элассонского, а также был подписан торжественный акт. В своем слове по этому случаю, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий подчеркнул, что святитель Арсений является связующим звеном между братскими Церквами России и Греции и между их народами.

Мощи святителя вернулись на родину

В ее состав вошли архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (глава делегации), клирики Владимирской епархии – архимандрит Нил (Сычев) и игумен Иннокентий (Яковлев) и сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.Г. Чуряков. Делегация посетила Грецию для участия в торжествах по случаю перенесения мощей святителя Арсения Элассонского, которые были переданы Святейшим Патриархом Алексием представителям Элладской Православной Церкви 8 июня в Храме Христа Спасителя.

Утром 17 июня в день прибытия в Салоники гостей встречал архимандрит Харитон (Тубас), протосингел Элассонской митрополии, ставшей местом проведения праздничных мероприятий. Затем делегация была доставлена в Свято-Троицкий мужской монастырь Спарму на Олимпе. Днем состоялась встреча делегации Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Христодулом и митрополитом Элассонским Василием, а вечером гости приняли участие в праздничном вечернем богослужении в городе Элассон, которое началось крестным ходом с мощами святителя Арсения Элассонского. Сопровождаемый по сложившейся местной традиции военным оркестром крестный ход во главе с Предстоятелем Элладской Православной Церкви, проследовал из церкви святого великомученика Димитрия в церковь святителя Арсения, где и была отслужена вечерня.

На следующий день в храме святителя Арсения Элассонского, куда накануне были перенесены мощи, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул совершил праздничную утреню и Божественную литургию в сослужении архиепископа.  Глава делегации Русской Православной Церкви архиепископ Владмирский и Суздальский Евлогий обратился к Предстоятелю Элладской Церкви со словом, в котором благодарил Его Блаженство «за предоставленную возможность принять двумя Церквами. Блаженнейший Архиепископ Христодул упомянул также о страданиях, путем которых прошли в истории обе Церкви, что свидетельствует о схожести их судеб и об их духовном единстве. В испытаниях, которым подверглась мученическая Русская Церковь в XX веке, Элладская Церковь всегда находилась рядом, молясь, чтобы Господь укрепил своих исповедников в России, подчеркнул Архиепископ Христодул. Предстоятель Элладской Церкви поблагодарил архиепископа Евлогия за прибытие для участия в торжествах и за понесенные ради обретения мощей святителя Арсения труды.

19 июня состоялась поездка в Преображенский мужской монастырь, где святитель Арсений Элассонский некогда принял постриг. Вечером по приглашению митрополита Фессалиотского и Фанариоферсальского Кирилла архиепископ Владимирский и Суздальский Елвогий возглавил молебен по случаю закладки нового храма святителя Арсения Элассонского на родине святого – в селении Калогриана.

В завершении своего визита делегация посетила Афины, где состоялась неофициальная встреча с Генеральным секретарем Священного Синода Элладской Церкви архимандритом Дионисием (Мандалосом).

Возвращение иконы

Министр внутренних дел России, генерал армии Рашид Гумарович Нургалиев в Патриаршей резиденции в Чистом переулке передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II список Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», ранее похищенный из кафедрального собора города Курска и возвращенный Церкви правоохранительными органами Российской Федерации.

В церемонии передачи святыни приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и архиепископ Курский и Рыльский Герман, а также заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции А.П. Новиков, начальник управления общественных связей МВД России полковник милиции В.В. Грибакин.

Предстоятель Русской Православной Церкви вручил образ архиепископу Курскому и Рыльскому Герману, отметив, что святыня возвращена накануне празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери. Святейший Патриарх и Р.Г. Нургалиев выразили благодарность генерал-полковнику Новикову, руководившему розыском похищенной иконы.

Как известно, в ночь с 30 апреля на 1 мая этого года из Знаменского собора Курска неизвестными лицами были похищены пять икон, в том числе – чтимый список Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», которая является главной святыней Курского края. Преступление вызвало большой общественный резонанс. По факту хищения было возбуждено уголовное дело. В результате комплексных оперативно-розыскных мероприятий сотрудникам органов внутренних дел стало известно, что похищенная икона была продана в один из московских ломбардов. В ходе обыска ранее похищенная реликвия была добровольно выдана директором ломбарда, который пояснил, что приобрел ее у неизвестного лица за 1 700 долларов США. В начале июня этого года в Подмосковье был задержан подозреваемый в совершении преступления.

Седмица.Ru

Награды митрополиту

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл награжден орденом «За верность долгу» и премией «Золотая звезда» в номинации «За выдающийся вклад в развитие духовности российского общества».

Инициатором этого выступил Фонд «Кремль», осуществляющий свою деятельность совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой и при поддержке администрации Президента РФ.

В церемонии награждения, которая состоялась в Паломническом центре Московского Патриархата, приняли участие президент Фонда «Кремль» Л.А. Куликова и вице-президент Фонда А.Д. Чирятников.

 Официальный сайт РПЦ

Семинар для психологов

В Отделе внешних церковных связей прошел обучающий семинар для христианских психологов по вопросам ВИЧ/СПИДа, который провели священник Владимир Шмалий, работающий с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, а также сотрудники ОВЦС М.Б.Нелюбова и О.Б.Нелюбова.

Инициатор мероприятия – Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, организовал его в рамках церковной анти-СПИД программы. Его цель – подготовить специалистов для оказания духовной и психологической поддержки людям, пораженным ВИЧ-инфекцией. Участники встречи ознакомились с основными положениями Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с этой злободневной проблемой.      

Официальный сайт РПЦ

Крестный ход в Курской епархии

По многовековой традиции в Курской епархии прошел крестный ход со списком чудотворной Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» из Курска в Коренную пустынь.

Утром 23 июня в Знаменском кафедральном соборе Курска архиепископы Курский и Рыльский Герман и Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении курского духовенства совершили Божественную литургию, по окончанию которой начался крестный ход по улицам города в Курскую Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь в 30 километрах от города.

По прибытии в Коренную пустынь святого Образа и многочисленных участников крестного хода на источнике на месте явления в 1295 году чудотворной иконы состоялся праздничный молебен.    

По сообщениям пресс-службы Курской епархии

Правительственная комиссия готовит поправки

Состоялось заседание нового состава Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.  

Впервые работой заседания комиссии руководил ее новый председатель – первый заместитель председателя Правительства России Д.А. Медведев. Комиссия рассмотрела вопрос о содействии в подготовке и проведении Всемирного саммита религиозных лидеров (Москва, 3-5 июля 2006 года). Был также одобрен проект Положения о комиссии. Участники заседания рассмотрели подготовленную Минэкономразвития России концепцию проекта федерального закона «О передаче религиозным организациям находящегося в государственной и муниципальной собственности имущества религиозного назначения».

Среди выступавших на заседании был председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который, в частности, рассказал о ходе подготовки к Всемирному саммиту религиозных лидеров.

Также председатель ОВЦС МП поднял вопрос о перспективах законодательного закрепления права студентов религиозных учебных заведений на получение отсрочек от призыва на военную службу, в свете принятого Государственной Думой федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву». В ходе дискуссии было признано целесообразным скорейшее получение религиозными учебными заведениями государственной аккредитации и внесения изменений в государственные учебные стандарты с учетом специфики и традиций религиозных учебных заведений. В заседании также принял участие протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП.        

Официальный сайт РПЦ

Великая святыня – в России, Белоруссии и Украине

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по инициативе Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного в пределы Русской Православной Церкви 7 июня 2006 года из Черногории принесена для поклонения десница (правая рука) святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сопровождают святыню представители Московского Патриархата. В проекте принимает участие украинское предприятие «Мотор Сич». Авиастроители предоставили самолет для  сопровождения святыни по России и ближнему зарубежью.

Этот международный проект является продолжением большой программы Фонда Андрея Первозванного по принесению в Россию и страны ближнего зарубежья великих христианских святынь. На протяжении последних лет по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, усилиями Фонда Андрея Первозванного в пределы РПЦ были принесены мощи святого всехвального апостола Андрея Первозванного, святых преподобномучениц Великой княгини Елиcаветы Феодоровны и инокини Варвары. Четыре года подряд Фонд Андрея Первозванного доставляет из Иерусалима в Москву Благодатный огонь, сходящий в канун православной Пасхи на Гроб Господень.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Всенощное бдение и встречу ковчега с десницей святого Иоанна Крестителя, доставленный в Москву из Цетиньского монастыря в Черногории. За Всенощным бдением Его Святейшеству сослужил собор иерархов Русской Православной Церкви.

Во время полиелея у врат Храма Христа Спасителя митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Сербская Православная Церковь), митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, архиепископ Женевский Михаил (Русская Православная Церковь Заграницей), принесшие в столицу России десницу святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, передали христианскую реликвию Святейшему Патриарху.

Приняв ковчег со святыней, Предстоятель Русской Православной Церкви внес его в храм, установил на специальном аналое и обратился к священнослужителям и народу с Первосвятительским словом по случаю принесения Честной десницы.

Слово Святейшего Патриарха после принесения в Храм Христа Спасителя честной десницы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

   Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня, в День третьего обретения честной главы Крестителя Господня Иоанна, мы торжественно встречаем десницу святого Пророка и Предтечи Спасова. Мы имеем возможность молиться перед этой святыней и получить благословение от десницы того, кто, видя приходящего к Иордану Господа и Спасителя, сказал: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин 1:29).

Десница святого Предтечи и Крестителя Господня была возложена на главу Спасителя мира, Господь Своим Крещением освятил воды и установил Таинство Крещения. Поклонимся же этой деснице, и попросим у великого Пророка и Предтечи, чтобы он, являясь проповедником покаяния, научил бы и нас покаянию нелицемерному и жизни во Христе.

Это великая милость Божия, что к нам прибыла эта святыня, от которой мы черпаем благодать Господню, которая укрепляет нас, дает нам силы быть мужественными последователями Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Прославляя Крестителя Господня, давайте же «единым сердцем и едиными устами» будем молиться ему, прося о духовном укреплении и помощи на нашем жизненном пути.

В беседе с журналистами митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий отметил, что в Цетиньском монастыре десница Пророка хранится на мощах святителя Петра Цетиньского, который был великим другом России. Он скончался в 1830 году и перед смертью благословил своих духовных чад быть верными друзьями Русской Православной Церкви и хранить связь с народом России.

Святые мощи находились в Москве до 16 июня, после чего они были перевезены в Нижний Новгород, затем Чебоксары (19 июня), Екатеринбург (21 июня), Челябинск (24 июня), Саратов (26 июня), Владикавказ (29 июня), Ростов-на-Дону (1 июля), Минск (З июля), Санкт-Петербург (6 июля) и последним они посетят Киев (12 июля).

Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию святых мощей – десницы святого Иоанна Предтечи из Сербии (Черногории)

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну:

«Крестителю Христов, обнови души наши покаянием, яко вторым Крещением, очисти нас, грехами оскверненных, и понуди внити в Царствие Небесное»

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне,  дорогие братья и сестры!

Ныне сердца наши преисполняются чувством радости и благодарения Богу, ибо по Его щедрой милости великая святыня явилась в пределах Православной Руси – честная десница Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о котором в Священном Писании сказано: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него» (Ин. 1, 6-7). По словам Блаженного Августина, епископа Ипонийского, он «всех превосходит, пред всеми имеет преимущество; всяк, кто токмо рожден от жены, ниже Иоанна».

Из Евангелия и жития великого Пророка известно, что он был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы, родственницы Девы Марии. Родился святой Иоанн шестью месяцами ранее Иисуса Христа. С молодости исполненный благодати Святого Духа, он ушел в пустыню, дабы строгим постом, богомыслием и молитвой приготовить себя к пророческому служению. В возрасте около 30 лет он вышел на проповедь покаяния на берег реки Иордана, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя мира. По словам церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды Христа, Спасителя мира. Посему Церковь именует его Предтечей, который пришел приготовить путь Господу. Именно он первым засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия. Он сподобился крестить Иисуса Христа в водах Иордана и подтвердил таинственное явление Пресвятой Троицы в день Крещения. По словам Святителя Иоанна Златоуста, «Христос не нуждался в крещении, но крещение имело нужду в силе Христовой. Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна».

Исполнив всякую правду, Предтеча вскоре мученически окончил земную жизнь – по приказанию царя Ирода Агриппы, обличенного пророком за нечестие, он был усечен мечом.

Тело святого Иоанна Крестителя было погребено в Самарийском городе Севастии. А через некоторое время апостол и евангелист Лука перенес правую руку Предтечи в Антиохию. Когда же возникла опасность захвата Антиохии магометанами, десницу перевезли в Константинополь. В эпоху крестоносцев святыня оказалась на острове Мальта. При императоре Павле I в 1799 году десная рука Пророка Иоанна, а также часть Животворящего Древа Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в Россию, где святыни находились сначала в Гатчине, а затем в Санкт-Петербурге.

Более ста лет десница Пророка благословляла Русскую землю. Перед революционными событиями 1917 года святые мощи были укрыты в Эстонии, а затем их перенесли в Сербию. Промыслом Божиим, усердием священнослужителей и благочестивых верующих великая святыня была сохранена и в дни немецкой оккупации. С 20 января 1978 года, дня памяти святого Иоанна Предтечи, честная десница почивает в Богородицком монастыре города Цетина, в Черногории.

Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн – один из особо почитаемых в России святых, свидетельством чего являются многие посвященные ему храмы и монастыри, находящиеся во всех уголках нашего Отечества. Поэтому сейчас, когда десница святого Иоанна Крестителя пребывает в пределах нашей Церкви, многие православные христиане имеют горячее желание поклониться этой святыне.

Мощи святого Иоанна посетят Москву, Санкт-Петербург, Нижегородскую, Екатеринбургскую, Челябинскую, Саратовскую, Ростовскую и Ставропольскую епархии, столицу братской Беларуси – Минск и место нашей общей купели, Крещения Руси – богоспасаемый Киев.

Православная Россия всегда с любовью и трепетом встречала бесценные реликвии, оказывающие благотворное влияние на жизнь нашего народа. За последние годы это вновь стало благочестивой традицией, которая содействует духовному утверждению веры и укреплению братских уз между православными народами.

Будем с усердием молиться, веря, что принесенная честная десница святого Иоанна Крестителя явится знамением благословения Божиего Русской Церкви, дабы нам всем «едиными устами и единым сердцем» убедительно свидетельствовать современному миру о непреходящей красоте и истине Святого Православия.

С благоговением встречая в эти дни великую святыню, возблагодарим Господа за неизреченную радость и милость, принесем наши теплые молитвы и умягченные покаянием сердца, явим любовь и веру, дела благочестия и любви, припадем к святой деснице великого Пророка и по его молитвам сподобимся получить благодатную помощь от Всещедрого Бога.

 

+ АЛЕКСИЙ,

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ.

Москва, июнь 2006 года

К 60-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ОВЦС МП
«Церковь критикуют, как прежде – Солженицына» – председатель ОВЦС митрополит Кирилл ответил на вопросы корреспондента газеты «Новые Известия» («НИ», N№106 от 21 июня 2006 года)

– Ваше Высокопреосвященство, вы долгие годы возглавляете Отдел внешних церковных связей. Стали ли его задачи другими, чем в 1970-1980-е годы и как складываются сейчас отношения Русской Православной Церкви с государством?

– Задачи, конечно, изменились, потому что главной задачей в то время, когда я пришел в Отдел, была по-прежнему еще защита Церкви. Конечно, не столь драматическая, как в 40-е, 50-е и 60-е годы, но, тем не менее, тема защиты Церкви, продвижения церковных интересов в сферу общественной жизни была в то время очень острой. Сегодня на первом плане уже другие вопросы. Отдел стоит на стыке церковно-государственных отношений. Внутри страны он призван работать именно в этой области, и она является для него приоритетной. Девяностые годы были во многом посвящены выработке модели церковно-государственных отношений в современной России. Это было очень непростым делом, потому что в царской России Церковь была государственной, а в советское время просто уничтожаемой и гонимой (одной из причин революции в России был разрыв между интеллигенцией и Церковью, именно потому, что та была частью государственной системы). Теперь впервые, может быть, начиная с петербургского периода российской истории, у Церкви появилась возможность, живя в условиях свободы, построить отношения с государством, исходя из принципов, которые укореняются в церковном учении, в церковной позиции.

– Какие надежды вы возлагаете на предстоящий религиозный саммит в Москве?

– Очень важно, чтобы религиозные лидеры ясно высказались на тему терроризма. Потому что она в сознании многих людей связывается с религиозной проблематикой. Важно еще раз выразить общее понимание того, что религия и терроризм несовместимы. Кроме того, я думаю, что настало время ясно свидетельствовать о необходимости для человеческой цивилизации сохранять религиозные ценности в жизни. Они не должны блокироваться, отодвигаться за поле общественной жизни, искусственно ограничиваться сферой личной, максимум семейной этики. Верующий человек не может оторвать этические принципы от своей общественной и даже политической деятельности. Он не может секуляризировать свою религиозность, то есть загнать ее в некое узкое пространство, ограниченное его личными интересами. Важно, чтобы религиозная мотивация, включенная в общественную жизнь, содействовала миру, справедливости, взаимоуважительному отношению людей разных наций и разных религий, построению гармонического и справедливого общества, которое к тому же было бы обществом материального процветания.

– В наше время в обыденном сознании терроризм чаще всего связывают с исламом. Что вы думаете о роли этой религии в развитии современной европейской цивилизации?

– В европейских странах очень много делается для того, чтобы мусульмане имели права и свободы, в том числе религиозные, включая свободу проповеди. Мы знаем, что есть европейцы, которые принимают ислам, и это не порицается европейским обществом.

Но у нас есть критические вопросы к исламской стороне. Почему то же самое запрещено в мусульманских странах? Почему человек, принимающий христианство, подвергается смертельной опасности, как это было в Афганистане? Думаю, что от диалога политкорректности мы должны перейти к существенному диалогу с исламом. Сейчас уже не работает политкорректный диалог, когда собираются межрелигиозные конференции только для того, чтобы сказать: «давайте жить дружно», «религия не является источником терроризма» и т.д. Нужен очень серьезный, открытый и честный диалог, и мы не обойдемся без этого разговора. В том числе и на тему миссии и свидетельства, религиозной свободы. Вот что мне кажется очень важным и положительным в сфере христианско-мусульманских отношений. Мы принадлежим к одной системе этических ценностей. Я ставлю вопрос: как мы можем использовать этот фактор? В современном межрелигиозном дискурсе это практически отсутствует. Тем более отсутствует в политической дискуссии, которая делает акцент опять-таки на правах и свободах и совершенно обходит тему этики, морали. Но именно в этой области у нас  очень высокий уровень согласия с исламом.

Как вообще можно ввести в соприкосновение в глобализирующемся мире различные цивилизационные модели? Существует светская, секулярная модель Западной Европы и Северной Америки, существует мусульманская модель, иудейская, буддистская, индуистская и т.д. Как все это должно работать в условиях глобализации? Некоторые считают, что очень просто: есть западная модель, и она должна быть универсальной. Но вряд ли с этим согласятся те же самые мусульмане. Каждый хочет жить по своим законам, традициям. А может ли быть между всеми этими моделями то, что в космонавтике называется стыковочным узлом? Думаю, что может, и этим узлом должна стать общая этика. Если мы договоримся об общих этических ценностях, то мы состыкуем цивилизационные модели. Именно для этого и нужно идею прав и свобод уравновесить идеей нравственной ответственности. Если в основу глобальной системы мы положим только права и свободы, если забудем этическое измерение, общее для всего мира, то мы не решим проблемы отношений с исламом и со многими другими религиями.

– Изменилось ли за последние 10-15 лет понимание Московским Патриархатом экуменизма и межхристианского диалога?

– Проблема экуменического диалога – это не только внутренняя проблема Русской Православной Церкви, и особенно, конечно, не проблема в связи с объединением Московского Патриархата с Зарубежной Церковью. Действительно, сегодня внутри Русской Православной Церкви есть критическое отношение к современному экуменизму. Но, как я хорошо знаю, это характерно и для многих других Церквей. Мы все должны серьезно подумать, почему экуменическое движение находится в таком глубоком кризисе. Почему нет никаких практических результатов в сближении богословских позиций и, наоборот, усиливаются тенденции к расхождению. Я хотел бы сослаться на недавнее заявление кардинала Каспера с оценкой перспективы отношений между Католической Церковью и Англиканской. Он очень ясно описал возможную перспективу, под которой и Православная Церковь готова подписаться: что будет, если англикане рукоположат женщину в качестве епископа?..

Я могу продолжать перечень новых вызовов экуменического движения. Мы должны ясно понимать, что оно находится в кризисе. Существует критически важный вопрос: способен ли Всемирный Совет Церквей вывести его из этого кризиса?

Одновременно существует огромное количество стимулов к тому, чтобы развивать межхристианское сотрудничество. И самый главный из них – сохранение христианских ценностей в жизни современной цивилизации. А также диалог с исламом и другими главными традиционными религиями. В тот момент, когда мы более всего нуждаемся в солидарности и сотрудничестве, мы проходим через кризис межхристианских отношений. Может ли эта диалектика быть созидательной? Пока у меня нет ответа.

– Владыка, в мае вы посетили Ватикан. Какое впечатление на вас произвел Папа Римский Бенедикт XVI?

 – В сухом остатке – положительное. Я считаю, что Папа является человеком очень целостным, внутренне интегральным, сильным богословом, у которого дела соответствуют убеждениям. С таким религиозным лидером работать, может быть, непросто, но предсказуемо. И мы приветствуем такой стиль взаимодействия с руководством Римско-Католической Церкви.

Святой отец очень высоко оценил результаты Венской встречи между богословами и представителями Католической Церкви и Русской Православной Церкви, состоявшейся в мае этого года. На ней было обнаружено очень много общего. Святой отец (и я глубоко это прочувствовал и благодарен ему) подчеркнул важность всего, что произошло в Вене, и сказал: давайте развивать все это дальше. Есть богословский диалог между православными и католиками, который начался в 1980 году и имеет целью решение чисто богословских проблем. Очень важно его продолжать. Но если спросить современного среднего россиянина о том, что он думает о важности диалога по поводу filioque между католиками и православными, то можно предвидеть немую реакцию. Во-первых, никто не знает, что такое filioque, во-вторых, никто не может сказать, насколько это важно. Но если спросим, важно ли, чтобы католики, протестанты, православные, иудеи и мусульмане могли сформировать мощное послание современной цивилизации, чтобы соединить идею свободы с идеей нравственной ответственности, обновить понимание солидарности, то я не знаю человека, который сказал бы нет. Мы в самом начале пути диалога и, вступив на этот путь, должны пройти его вместе. Должны углублять и развивать свои отношения. Когда Патриарха Алексия спросили о возможности встречи с Папой, он сказал, что никогда такой возможности не исключал. Я хотел бы еще раз подтвердить, что Святейший Патриарх и сегодня придерживается такого мнения.

– Как вы относитесь к полемическим и критическим высказываниям СМИ по поводу некоторых аспектов церковной политики? Допускаете ли вы, что некоторые из них продиктованы стремлением помогать Церкви, в частности, поддерживать апостольский дух разномыслия?

– Мы открыты к серьезному диалогу, который бы содержал ясные интеллектуальные посылы. Церковь формирует свою точку зрения по отношению ко многим современным проблемам с учетом всех сигналов, которые получает от общества. Это нормальный процесс взаимного обогащения, без которого Церковь не может существовать. Она не может выработать реалистического пастырского взгляда на существующие проблемы в отрыве от общенациональной дискуссии. Но меня беспокоит вот что. Нередко мы сталкиваемся не с желанием войти в диалог с Церковью, а со стремлением априори подвергнуть ее позицию критике, часто несправедливой. Я уже не говорю о тиражировании различных мифов из «желтой» прессы. Мы против такого негативного отношения к любой попытке Церкви обозначить свою позицию. Приведу конкретный пример. В первые часы работы Х Всемирного Русского Собора, когда только были озвучены основные идеи, когда еще никто не смог ознакомиться с содержанием докладов, на радио «Эхо Москвы» развернулась жесточайшая дискуссия, направленная против всего, что происходит на Соборе. Это мне очень напоминает то, как в советском обществе критиковали Солженицына. Никто не читал, но гневно осуждали великого писателя. Вот мы против такой реакции и хотели бы, чтобы она постепенно уходила из общественных отношений в России, чтобы мы переходили на уровень интеллигентного, открытого и взаимоуважительного диалога.

Александр МИНЕЕВ



Яндекс.Метрика

На главную страницу