Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№6 (54) июнь 2006 года
ПУТЯМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
«Идите, научите все народы… |
Века и века
отделяют нас от того времени, когда неизведанными путями,
через моря и реки, леса и горы неутомимо несли святые
апостолы свет евангельских истин. Где на корабле, а чаще
всего пешком, преодолевая тысячи препятствий, встречая
вражду и непонимание, они шли и шли по грешной земле,
движимые одной целью: приблизить людей к истинному Богу,
даровавшему нам спасение и открывшему дорогу в жизнь вечную,
в Царство Небесное.
По-разному складывалась судьба проповедников веры
Христовой, в разных странах им довелось побывать со своей
великой миссией. Послушник Вознесенского собора, недавний
выпускник Новосибирского Свято-Макарьевского Православного
Богословского института Алексей ЗУБОВ в своей дипломной
работе попытался проследить путь некоторых из них, начиная с
30-х и по 90-е годы I века от Рождества Христова. Газетный
вариант его труда мы предлагаем нашим читателям.
Древнейшим историческим источником путей распространения
апостольской проповеди является книга Деяний Святых
Апостолов. Среди письменных памятников первых веков можно
отметить апокрифические «Деяния» Апостолов, в которых авторы
указывают страны и народы, куда направлялись ученики Иисуса
Христа. Известны «Учение Аддая (Фаддея)», «Деяния Апостолов
Симона и Иуды», «Страсти Варфоломея», «Деяние Фомы» и так
далее. Что касается творений ранних Отцов Церкви, то в тех
из них, что дошли до нас, встречаются лишь краткие
свидетельства об апостольской проповеди.
Только с IV века появляются литературные произведения,
посвященные апостольским трудам по просвещению народов,
живущих на территории греко-римского мира. Среди них
замечательна «Церковная история» Евсевия Кесарийского,
которая является первым повествованием о появлении и росте
Церкви Христовой. Автор охватывает период от земного
служения Спасителя до времени царствования императора
Константина Великого. Книга Евсевия дает нам возможность
проследить, в какие страны отправились некоторые святые
апостолы для распространения христианства. Кроме того, о
странах, где звучала апостольская проповедь, можно узнать в
«Каталогах» Епифания Кипрского и Дорофея Тирского, где
указаны народы, среди которых проповедовал каждый из
Христовых учеников.
В русской историографии в «Повести временных лет»
преподобного Нестора Летописца (ХI век) впервые упоминается
пребывание апостола Андрея Первозванного в пределах киевских
и новгородских. В дальнейшем сведения об этом можно
встретить в «Истории христианства в России до
равноапостольного князя Владимира, как введение в историю
Русской Церкви» архимандрита (впоследствии митрополита)
Макария (Булгакова), вышедшей в 1868 году; «Истории Русской
Церкви» профессора Е.Е. Голубинского (1880-81гг.). Следует
также отметить труд профессора В.В. Болотова «Лекции по
истории Древней Церкви», изданный после его смерти в 1900
году и «Очерки по истории Русской Церкви» А.В. Карташева,
вышедшие примерно в 1955-56 годах, где подробно
рассматривается предание о проповеди на территории Руси
апостола Андрея Первозванного.
ВПЕРЕД, ПО ШЕЛКОВОМУ ПУТИ
Как
повествует нам церковное предание, святые апостолы Фома,
Варфоломей, Матфей, Иуда-Фаддей и Фаддей от 70-ти
проповедовали Слово Божие на Востоке – в Парфии, Армении,
Месопотамии, Персии, Индии.
В те времена Индия не ассоциировалось с какой-то одной
страной или племенем. Это было, скорее всего, нарицательное
понятие. Само слово Индия появилось благодаря сношению
греков и персов. Соседом Персии было жившее за Гималаями
племя синду. Персы стали называть людей этого племени
«хинду», позднее греки заимствовали это наименование, и оно
стало звучать как «инду». Но вскоре индийцами начали
именовать и другие народы, цвет кожи которых был темным в
отличие от белолицых персов и греков: жителей Аравии, Африки
и других, живших еще далее, на Кавказе. Так стало много
местностей, называемых одним словом – Индия.
В Индии проповедь Слова Божия связана с
благовестническими трудами святого апостола Фомы. «Христос,
Великое Солнце, лучу тя многосветлую во Индию посылает,
мрачную лесть, таиниче, вскоре разгоняюща, Фомо, премудре
апостоле, и люди просвещающа Троицу почитати Божественную,
Еюже вси сохраняемся», – свидетельствует Церковь об апостоле
Фоме (Служба святым Двенадцати апостолам. Канон утрени, 7
песнь, 3 тропарь). Предание об этом хранится в Малабарской
Церкви, есть оно и в «Актах Иуды-Фомы», принадлежащих
неизвестному гностическому писателю II века, а также в
трудах восточных писателей, например, преподобного Ефрема
Сирина. Согласно им, апостол Фома вначале проповедовал в
северной и южной Индии, затем отправился в Китай, после
возвращения из которого принял мученическую кончину в
Майлапоре. Здесь, где его трудами также была создана
христианская община, находится гробница апостола Фомы («бет-Таума»)».
Мощи же его, по преданию, были перенесены в город Едессу.
По свидетельству Оригена, сохраненному Евсевием
Кесарийским, апостолу Фоме выпала по жребию Парфия,
расположенная на восточной границе Римской империи и Сирии,
а на севере граничившая с Арменией. То есть ему довелось
нести Слово Божие именно в ту Индию, которая сегодня
обозначена на географических картах. Его дорога шла через
страны, расположенные на Великом шелковом пути, по которому
издавна осуществлялись торгово-экономические отношения между
Востоком и Западом, странами Восточного Средиземноморья,
Средней Азии и Северо-западной Индии. Широко разветвленная
сеть Великого шелкового пути, кроме того, способствовала
распространению по свету религиозных и философских учений,
сближению различных культур и народов, взаимному культурному
обогащению. В древние времена он являлся важнейшей артерией
между народами Запада и Востока, был причиной многих военных
конфликтов. Вдоль этого пути появлялись и процветали,
достигали расцвета и приходили в упадок многие нации и
культуры.
От Китая Великий шелковый путь делился на две дороги:
Северную и Южную. Северная дорога шла через Среднюю Азию до
греческих колоний Северного Причерноморья, но это не был
устоявшийся торговый маршрут. Таким маршрутом являлась Южная
дорога, соединявшая Китай с восточными провинциями Римской
империи. Ответвления ее находились в Антиохии и Араратской
долине.
На одной из веток Великого шелкового пути между
Палестиной и Индией издревле существовали торговые
отношения. Археологами были найдены монеты с изображением
Юлия Цезаря, императоров Августа Октавиана и Тиберия.
Императору Августу был даже посвящен храм в городе
Кранганоре, что свидетельствует о проникновении
греко-римской культуры за пределы границ империи. На
юго-западном побережье Индии находилась большая иудейская
колония, что, по мнению современных религиозных
исследователей, должно было привлечь апостола Фому для
проповеди Евангелия, так как иудеи могли составить ядро
общины и облегчить его проповедь на языке местного народа в
стране Тамил. Именно здесь, на территории штата Керала, и
была основана Малабарская Церковь.
Ее предание гласит о том, что святой Фома проповедовал
также в Китае. Иезуитский миссионер Николя Триго, который в
1615 году занимался изучением требника Малабарской церкви
Индии, приводит текст, где описывается благовествование
святого апостола Фомы в Китае: «Фома обратил к истине
эфиопов и китайцев», – и далее говорится о том, что его
усилиями «царство Божие пришло в Китай». Кроме того, в
халдейской Минее, в службе святому апостолу Фоме,
упоминается о его проповеди в Эфиопии, Персии, Индии и
Китае. В работе священника Дионисия Поздняева «Краткая
история Православной Церкви в Китае» упоминается Книга
Соборных постановлений Малабарской Церкви, происхождение
которой относится к первым векам христианства. В главе 19
Книги говорится о епископских кафедрах в пределах Китая. В
этом многие исследователи истории Церкви видят исполненение
ветхозаветного пророчества: «Вот, одни придут издалека; и
вот, одни от севера и моря, а другие от земли Синим» (Ис.
49, 12), полагая, что под «Синим» пророк Исайя подразумевает
далекие земли Китая.
ТАК БЫЛ ЛИ СВЯТОЙ ФОМА В КИТАЕ?
Одним из косвенных подтверждений возможности апостольской
проповеди в Поднебесной мог бы служить тот факт, что в
древней китайской литературе, начиная с VI века до Р.Х.,
присутствует ожидание некоего Великого Посредника, Святого с
Запада, который уничтожит все преступления человечества, сам
при этом пострадав. Знаменитый Конфуций возвещает своим
последователям: «Я, Цзы, слышал слова о том, что в западных
землях явится Святой Человек, который, не прибегая к
управлению, предотвратит смуты; ничего не говоря, вдохнет
стихийную веру; ничего не меняя, совершит бесчисленные
достойные деяния». Второй основоположник конфуцианства –
Мэн-Цзы также свидетельствует о Святом с Запада, который
«явит божественные силы, как настоящий Бог, и в то же время
будет человеком». В книге «Лунь юй» в следующих словах
сохранилась самая яркая древняя мечта китайского народа о
грядущем Святом: «То, что Он приказывает, становится
законом; то, что Он предписывает, происходит. Он дает им мир
и они идут рядом с Ним. То, что Он делает, не напрасно.
Жизнь Его светла, смерть Его вызывает скорбь».
Все предания в китайской литературе гласят о том, что
Святой будет послан с неба в западные страны, Он всеведущ и
имеет всякую власть на Небе и на Земле. Он вернет порядок и
мир на землю, примирив Небо с Землей. Только этому Святому
ведомо начало и конец всего. Но Он имеет человеческую
природу, подобную нашей. Все это вроде бы явно
свидетельствует о том, что и здесь также ожидали прихода
Христа Спасителя.
В 1556 году в Китай прибыл доминиканец Гаспар де Круз. Он
располагал сведения от армянских паломников, что апостол
Фома до своей мученической кончины проповедовал Слово Божие
в Китае, но, видя отсутствие внимания китайцев на его
проповедь, удалился, оставив некоторых из своих учеников. В
Кантоне в монастыре доминиканец увидел скульптурное
изображение женщины с ребенком на руках, перед ней горела
лампада. Ему так и не удалось узнать от местных служителей
культа, в чем смысл этой скульптуры: был ли это образ,
созданный древними китайскими христианами времен апостола
Фомы или же это еще один языческий идол.
Согласно «Каталогу» Епифания Кипрского, апостол Фома
проповедовал парфянам, мидянам, персам, гирканам и бактрам.
Эти народы относятся к одной языковой ветви – иранской,
близкой к индоевропейским языкам и языкам народов Индии.
Бактрия являлась одной из стран Средней Азии, входившей в
состав империи Александра Македонского, где имело место
распространение греческой культуры. Китай же, не входивший в
их число, греческая культура не достигла. Языковая разница,
а также отсутствие в китайской философии понятия личностного
Бога вряд ли могли бы способствовать распространению Слова
Божия в первые века от Р.Х. Предания говорят о Святом,
посланном с Неба, а не от Бога. Именно Небо в китайской
религиозной философии есть высшее Божественное начало,
«верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и
безразличная к человеку». Поэтому здесь было невозможно
воспринять проповедь о Боговоплощении и Воскресении. По
сохранившимся историческим данным путь апостола Фомы
проходил через Среднюю Азию, где жили согдиане и саки.
Сакский язык существовал в Средней Азии и в Восточном
Туркестане, который находится теперь на территории Китая.
Видимо, это и послужило причиной возникновения легенды о
проповеди апостола Фомы в Поднебесной империи.
Современные исследователи приходят к выводу, что история
о проповеди апостола Фомы в Китае была создана в XII веке
или чуть раньше. Именно тогда-то и был составлен требник, к
которому обращался иезуитский миссионер Н. Триго.
«Источником этой традиции мог стать отчет послов Малабарской
церкви, которые посетили Камбалу (Пекин) в 1282 году и могли
встретиться там с жившими в Китае несторианами», – пишет А.
Ломанов в своей статье «Раннехристианская проповедь в
Китае», опубликованной в №1 журнала «Китайский Благовестник»
за 1999 год.
Что же касается ветхозаветного пророчества, то во
времена, когда жил святой пророк Исайя, даже грекам не были
известны многие восточные земли, в том числе и Китай.
Впервые Восток стал доступен после завоевательных походов
Александра Македонского, расширившего границы империи вплоть
до Индии. Поэтому логично предположить, что в Ветхом Завете
речь идет не о Китае, а, скорее всего, о южно-финикийских
городах, располагавшихся на восточном Средиземноморье.
Итак, отсутствие сохранившихся документальных источников
не позволяет нам с достоверностью обсуждать тему присутствия
христиан в Китае до династии Тан (618-907годы), не говоря
уже об их влиянии на китайскую культуру. К. Латуретт
отмечает, что если в этот период и было некоторое
христианское воздействие, то «оно почти наверняка выступало
под видом буддизма, либо ограничивалось малыми общинами.
Если последние и существовали, то, возможно, если судить об
этом исходя из сходных общин при династиях Тан и Юань, они
были в основном или полностью иностранными по составу и не
оказывали ни большого, ни долговременного воздействия на
Срединное Царство».
Но вот в конце декабря 2005 года в восточно-китайской
провинции Цзянсу была обнаружена каменная гробница с
изображениями сотворения мира, рождения Христа, а также
странствий святых апостолов. По мнению археологов, гробница
относится к периоду династии Хань (25-220 годы от Р.Х.), а
значит, в Китае о Христе знали еще в I веке.
– Эта уникальная находка свидетельствует о том, что
христианство в Китае исповедали уже в первом веке нашей эры,
– говорит профессор нанкинской семинарии Ван Вэйфань.
Впрочем, пока это всего лишь гипотеза, которая должна
получить свое научное подтверждение. Если же эта гипотеза
будет достаточно достоверно обоснована, то она явится еще
одним подтверждением церковного предания о святых апостолах,
выраженного словамицаря Давида: «Во всю землю изыде вещание
их, и в концы вселенныя глаголы их…» (Псалом 185).
Продожение следует
|