Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№6 (54) июнь 2006 года
Семья и церковь
О рождении и
воспитании ребенка
|
Продолжение. Начало
см. №№ 2, 3, 4- 2006
Священник Артемий Владимиров
Беседа пятая. Самый нежный возраст
Продолжу сегодня излюбленную тему молодых мам о
воспитании детей с самого-самого нежного возраста.
Помните, как-то недавно мы с вами рассуждали о пользе
причащения Святых Христовых Таин, говоря, что младенчик
должен припадать и к груди своей родительницы, и к груди
церковной, у первой черпая молоко материальное, а у второй –
духовное. То есть должно младенчику оживотворяться
Причащением Крови Христовой, ибо тогда Бог вселяется в наше
естество и хранит нас от всякой болезни, от всякой заразы,
от духов тьмы, взращивает и душу, и тело наше во славу Свою.
Но вот младенчик входит в возраст, вот он уже научился
говорить слова: «папа», «мама», «Богородица», «Господь».
Узнает Иисуса Христа, распятого на Кресте, повторяет слово
«Боженька», учит молитву «Спаси, Господи, и помилуй маму и
папу». Об этом-то святом периоде первых детских молитв,
первых поклонов, еще неумелого крестного знамения хочу я с
вами побеседовать. И прежде всего отмечу: более, чем
словесное назидание, чем уроки в воскресной школе,
воспитывает сердце матери, сердце отца.
Сердце матери – это окно, чрез которое свет вечности
льется на душу ребенка. Помните, как поэт говорит: «На
отдыхающее поле льется теплая лазурь…» – так точно и в мире
духовном через сердце матери благодать Святаго Духа исходит
вовне и обымает ребенка, и лепит его по образу и подобию
сердца родительского. Поэтому там бывает успешным духовное
воспитание, там с легкостию усваивает дитя уроки Закона
Божия, где сердце родителей дышит внутренней молитвой.
Есть чему поучиться у Александры Феодоровны, последней
Императрицы, которую многие не понимают и осуждают, сами не
зная почему, но которая, стяжав дух молитвенный, умела
цесаревичу и княжнам еже-
дневно преподавать Закон Божий, притом сердечно, не
засушивая предмета, но заставляя детские сердца с
благоговением и трепетом биться над бесхитростными
библейскими повествованиями, исходящими из уст матери, а не
профессора богословия.
Очень важно прививать ребенку дух благоговения и страха
Божия, то есть ощущение присутствия везде Творца. Как это
сделать? Кто этому научит? Помнится мне, как одна раба
Божия, прислуживающая в Троице-Сергиевой обители, говорила:
– У меня всего три класса образования, но я всегда
боялась Бога.
– А как Вы боялись Бога, матушка, расскажите.
Послушайте, что вкладывает в это понятие православная
душа:
– А вот я помню, лежу с сестренкой на печке, мама внизу
(дело-то было в деревне русской в первые годы Советской
власти. Но еще не вошла тогда атмосфера безбожия в
крестьянскую избу), – и смотрю я, теплится лампадка перед
образом Спасителя, – повествует матушка, – а было мне от
роду тогда три годочка. И вижу: Спаситель как бы пальчиком
мне грозит и смотрит на меня так строго-строго, а вместе с
тем и милостиво. Я заснуть никак не могу. Спаситель на меня
взор устремил. Зажмурила глазки, думаю: может, отведет Лик
Свой! Открыла – нет! Прямо в сердце Господь взирает!
– Мама, мама! А почему мне Спаситель пальчиком грозит? –
спрашиваю у матери.
– А потому что Он тебя, дитя, видит и слышит,
благословляет на всякое доброе дело, а злого творить не
велит! Иначе прогневаешь ты Его, отойдет от тебя благодать
Святаго Духа! – А мне так страшно стало от этих слов:
«благодать Святаго Духа отойдет». Куда же я тогда пойду? У
кого найду утешения?
...Слушал я повествование матушки и поражался: три класса
образования, а говорит ведь куда лучше, чем «профессор
кислых щей», остепененный и умудренный! Но не все
повествование я вам пересказал:
– Дай, думаю, я спрячусь от Спасителя, а потом в одеяле
щелочку маленькую сделаю, дырочку, и посмотрю, – решила
хитрая девочка, – и тогда-то Спаситель, видя, что я под
одеялом, от меня взор отведет, и я пойму тогда, что не
всегда Он на меня смотрит!
Залезла под одеяло, а у самой сердце бьется: я решила
ведь Спасителя перехитрить! Потом ма-а-аленькую дырочку
сделала в одеяле, смотрю, вижу: лампадка мерцает, а поверх
лампадки – Спаситель. И все мне пальчиком грозит! Прямо в
дырочку! И тогда я поняла, что от Бога никуда не скроешься!
Ведь написано в Псалтири: «от Духа Твоего камо бежу: аще
взыду на небо – тамо еси, и на море – крыла Твои покроют
меня», – приблизительно так говорит царь Давид. Вот что
такое страх Божий! Потому, друзья, оставляя наших деток
одних играть в комнате, непременно надо спросить строго, но
с любовию:
– Маша, а где Господь?
Трехлетняя Маша привычно поворачивается туда, к
восточному углу, где икона Христа, протягивает свой розовый,
пухленький пальчик и говорит:
– Вон Господь!
– Маша, – спрашиваем нашу дочку (знаете ведь, как дети
любят, чтобы им задавали вопросы! Хлебом не корми, о
чем-нибудь спроси – на все у них готов ответ. Ведь дитя –
это ходячая энциклопедия, при том не советская энциклопедия,
с вымаранными отдельными именами и местами, а Божья
энциклопедия без купюр и интерполяций), – сейчас я уйду, как
ты считаешь: Бог будет за тобой наблюдать?
– Да, мамочка.
– Машенька, а слышит ли тебя Иисус Христос?
– Слышит.
– Машенька, а зачем это Господь пальчиком так на иконе
держит удивительно?
– А это Он меня благословляет!
– Машенька, а на что тебя Господь благословляет?
– Ну, чтоб я играла, маме помогала, послушной чтоб была.
– Машенька, а вот видишь: Господь тебя благословляет,
одновременно и пальчиком грозит. Что Он тебе запрещает
делать?
– Ну как?.. (И Машенька вам тут же исповедует все свои
немощи) Господь недоволен бывает, когда игрушки разбросаю, а
потом не соберу. Господь огорчается, когда я бабушке грубо
говорю. Господь недоволен бывает, когда я оставляю постель
неубранной. Господь не любит мои капризы. Господь сердится,
когда я молюсь поспешно и невнимательно...
И вот здесь уже от матери зависит, чтобы дитя ее
разговорилось, но говорило не суетное, пустое, инфантильное,
а Божественное, подлинное, правдивое.
|