Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№6 (54) июнь 2006 года
БЛАГОВЕСТНИКИ НАШИХ ДНЕЙ
ПРАВОСЛАВИЕ в Поднебесной |
В этом
году исполняется 294 года со времени учреждения Российской
Духовной Миссии в Китае и 105-я годовщина со дня
рукоположения первого епископа Китайской Православной Церкви
– епископа, впоследствии митрополита Иннокентия (Фигуровского).
Двадцать второго марта 2006 года, в день памяти
Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть»,
исторически связанной с судьбами Православия в Китае,
состоялось открытие Года России в Китайской Народной
Республике. По приглашению Председателя КНР Ху Цзиньтао в
составе делегации Президента РФ В.В. Путина, прибывшей для
участия в официальной церемонии, Китай посетил Председатель
Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В бывшем
Свято-Иннокентьевском храме на территории Посольства России
в Пекине Его Высокопреосвященство совершил молебен перед
Албазинской иконой Божией Матери и иконой святых китайских
мучеников.
Миссионеры – синологи
Русская Духовная Миссия, с деятельностью которой связаны
яркие страницы в истории отечественного китаеведения, обрела
существование в силу исторической случайности. Казаки,
взятые в плен китайскими войсками императора Канси в 1685
году в сражении при Албазине (на Амуре), были привезены в
Пекин и основали там небольшую колонию. Священник Максим
Леонтьев, уведенный вместе с ними, духовно окормлял пленных
и их потомков на протяжении четверти века.
В первые полтора столетия Православие в Китае не получило
широкого распространения, оставаясь верой потомков русских
казаков. Это представляло большой контраст с активной
миссионерской деятельностью католической и протестантской
Церквей.
Официально Российская Духовная миссия в Китае была
учреждена Петром Великим в 1712 году. Ее целью стало
духовное окормление потомков русских албазинцев и
дипломатическое представительство русского правительства при
дворе китайского императора. Первым начальником стал
архимандрит Иларион (Лежайский).
История российского миссионерства в Срединном государстве
поучительна: сумев на протяжении столетий сохранить свою
веру среди потомков албазинских казаков, смешавшихся с
китайским и маньчжурским народами, члены Миссии внесли
огромный вклад в развитие русско-китайских отношений и
изучение Китая. Православные священники-миссионеры не только
заложили основы отечественного китаеведения, но некоторые,
как, например, иеромонах Иоакинф (Бичурин) стали классиками
мировой синологии (науки о китайском языке, истории и
культуре).
Миссия в Пекине была главным, а порой и единственным
российским учреждением, где изучался китайский язык. В
дальнейшем ее воспитанники становились авторами словарей и
учебных пособий, преподавали китайский язык в России. В XIX
веке она сумела вывести русское китаеведение на ведущие
позиции в мире, создав базу для возникновения и развития в
Российской империи университетского китаеведения, а также
монголистики и маньчжуристики.
Варфоломеевская ночь Бэйпина
Двадцатый век стал переломным в истории Китая. История
Православия в этот период глубоко трагична и, вместе с тем,
она является свидетельницей особой святости.
В 1900 году приняли смерть за Христа мученики восстания
ихэтуаней – религиозного по своей сути движения, которое в
Европе более известно как «боксерское восстание». Оно было
направлено против иностранцев, чье влияние на жизнь
Китайской империи во многом усилилось с проникновением
западных миссионеров. В числе зверски убитых и умученных
восставшими были не только иностранные проповедники и
технические специалисты, торговцы и ученые, но и китайские
чиновники, военные, крестьяне. Особая жестокость отличала
восставших, совершавших убийства китайцев-христиан,
грабивших и разрушавших церкви.
Во время восстания была разрушена и Российская Духовная
миссия вместе с архивом и библиотекой. Ночь с 23 на 24 июня
1900 года вошла в историю под названием «Варфоломеевская
ночь Бэйпина» (так до 1949 года именовался Пекин).
Несмотря
на все скорби, постигшие Миссию во время «боксерского
восстания», ее существование не прекратилось. В июле 1901
года архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был вызван в
Петербурге для решения вопроса о полном прекращении
православной миссионерской деятельности в Китае. Однако он
отстоял Российскую Духовную Миссию и был рукоположен в
Александро-Невской Лавре в сан епископа, с присвоением
титула – Переславский.
Прежде дважды поднимался вопрос о создании епископской
кафедры в Пекине, в начале XVIII века и в 1861году. В 1721
году на место епископа в Пекине был назначен епископ
Иннокентий (Кульчицкий), нареченный и рукоположенный во
епископа Переславского. Но первому епископу так и не удалось
добраться до Пекина, кафедру в Китае открыть не удалось. В
1863 году вновь было принято решение об открытии кафедры, но
не нашлось средств, а, возможно, не оказалось человека,
способного воплотить это решение в жизнь. В январе 1902 года
в Петербурге вновь приступили к рассмотрению предложения
«поручить управление церковными делами в Маньчжурии и вообще
в Китае Начальнику нашей Духовной Миссии в Пекине с
возведением его в сан Епископа». В 1921 году, согласно
постановлению Синода и Указу Патриарха Тихона, владыка
Иннокентий был возведен в сан архиепископа и вскоре
возглавил созданную в 1922 году епархию Пекинскую и
Китайскую. Именно он положил начало переводу православного
катехизиса и литургических текстов на разговорный китайский
язык гуанхуа.
В 1902 году Русская Православная Церковь прославила 222
китайских мученика в лике местночтимых святых (память 11/24
июня). Сонм мучеников китайских возглавил священномученик
Митрофан Цзи, первый православный китайский пастырь. Их
святые мощи были помещены под алтарем храма Всех святых
мучеников, сооруженного на территории Миссии.
В XX веке православное население в Китае сильно выросло,
в основном благодаря притоку русских эмигрантов. В то же
время на крови мучеников, пролитой во время «боксерского
восстания», взросло новое поколение верующих китайцев. Эта
пора считается «золотым веком» Православия в Поднебесной.
Она связана с именами таких подвижников благочестия как
святитель Иона Ханькоуский и архиепископ Иоанн Шанхайский,
благочестивые архипастыри, насельники Харбинских обителей,
стяжавшие благодатные дары прозорливости, а также многие
тайные подвижники благочестия, имена которых ведает один
лишь Бог. Последнее пристанище и упокоение в Китае нашли
останки убиенных в 1918 году в Алапаевске родных и близких
последнего Российского императора Николая II. В Пекине до
переноса их в Иерусалим почивали святые мощи
преподобномучениц Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары.
После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в
стране оставалось 10 000 православных христиан. В 1954 году
Российская Духовная миссия была закрыта, а спустя три года
Русская Православная Церковь предоставила Китайской
Православной Церкви автономию. В Москве были рукоположены
первые православные епископы китайской национальности.
Культурная революция 1966-1976 годов не смогла до конца
уничтожить молодую Китайскую Автономную Православную
Церковь, хотя были разрушены многие храмы, верующие
подвергались преследованиям. Полноценная церковная жизнь в
эти годы была практически уничтожена, и, чтобы сохранить
свою веру, православные собирались по домам для совместного
чтения молитв.
…И НАСТУПИЛ РАССВЕТ
Возрождение Православия в Китае началось только в
середине 80-х годов. Были открыты первые приходы в Дунбэе и
Синьцзяне. На территории Посольства России в Пекине по
благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
был установлен Поклонный Крест.
Появились приходы Константинопольской Православной
Церкви, которые сейчас возглавляет митрополит Гонконгский и
Юго-Восточной Азии Никита. Сегодня православное население
Поднебесной – около 13 тысяч человек, оно состоит
преимущественно из потомков русских переселенцев, в разное
время прибывших в страну.
В 2000 году отошел ко Господу последний священник
Китайской Автономной Православной Церкви Григорий Джу Шипу,
служивший в Покровском храме Харбина. В оставшихся четырех
православных храмах в Харбине, Ергуне, Урумчи и Юйнине в
наши дни богослужения пока еще совершаются нерегулярно и
только мирским чином. Но вот уже второй год по благословению
Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II на территории КНР служат сотрудник ОВЦС МП
священник Дионисий Поздняев и священник Алексий Киселевич,
которые окормляют православные приходы в Пекине, Гонконге,
Гуанчжоу, Шеньчжене и Шанхае.
В Пекине и Гонконге действуют детские и взрослые
воскресные школы. Кроме того, в Гонконге создано
Православное Братство святых апостолов Петра и Павла,
занимающееся в том числе и издательской деятельностью.
Например, в этом году им были изданы на китайском языке
Православный календарь 2006 года, Православный
русско-китайский молитвослов, брошюра архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
«Опыт построения исповеди» и книга «Истина и Причастие».
В этом году православные общины Пекина, Гонконга, Шанхая,
Шеньчженя и Гуанчжоу встретили Светлое Христово Воскресение
праздничными богослужениями. Среди молящихся были не только
наши соотечественники, но и граждане Украины, Белоруссии,
Молдавии, Болгарии, Грузии, США, Франции, Сербии, Греции и
других стран.
Священник Дионисий ПОЗДНЯЕВ, Гонконг; Денис ГАВЧУК,
преподаватель НСМПБИ При подготовке публикации использованы
материалы с сайта «Православие в Китае» –
www.orthodox.cn
Окутанная
ночной прохладой земля отдыхала после первого жаркого дня. В
темноте, лишь кое-где рассекаемой тусклым светом фонарей,
Фанза с ее большими светящимися окнами была похожа на
огромный корабль, плывущий тихо и уверенно по бескрайнему
ночному океану.
Из распахнутых дверей доносилось чтение Апостола.
Несмотря на то, что до начала службы оставалось не менее
получаса, в Фанзе яблоку было негде упасть; а люди все шли и
шли: посольские, студенты, журналисты, сотрудники других
посольств – Украины, Белоруссии, Греции, Кипра, Сербии,
Болгарии и даже Эфиопии.
Подъехал отец Александр Дэ с дочерью Натальей; идет,
опираясь на палочку, радостно оглядывается по сторонам.
Вот отец Дионисий зачитал Патриарший Указ о награждении
отца Александра крестом с украшениями, и Красная Фанза,
которая сегодня действительно красная, огласилась
троекратным «Аксиос».
«Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки
веков...» Тихо, слаженно, торжественно запеваем «Волною
морскою», и к нам присоединяется уверенный голос отца
Александра. В глазах у певчих слезы.
Закончилась полунощница. Тишина, лишь потрескивают свечи
в руках у трех с половиной сотен молящихся. «Но в полночь
смолкнут тварь и плоть...». Еще мгновение, и у престола
раздается вначале робкое: «Воскресение Твое, Христе Спасе…».
Его подхватывает хор, снова и снова, с каждым разом все
увереннее; и вот уже весь собравшийся народ поет как единый
слаженный организм: «И нас на земли сподоби чистым сердцем
Тебе славити».
Впереди крестного хода – мужчины с иконами, за ними –
батюшка, хор, послы; все идут чинно и торжественно по двое и
трое.
Мы уже обогнули Поклонный крест, а навстречу все плыли
огоньки свечей, бережно прикрываемые ладонями.
Собираемся в дворике перед входом в Фанзу; отец Дионисий с
отцом Александром возвышаются на ступенях. Мы пропели
стихиру еще более десяти раз, прежде чем шествующие успели
заполнить двор.
«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» –
раскатывается в ночи. «Христос Анести!»... И полетела
пасхальная служба...
Как это положено по Уставу, освящение пасох, куличей и
яиц происходило после Литургии. Огромный стол был уставлен
роскошными произведениями кулинарного искусства,
сотворенными мастерицами; заметим, что в Пекине не купишь
готового кулича.
Закончена трапеза, Фанза опустела. Вот и Пасха наступила.
Как же быстро летит время – прокручиваются в памяти приезд,
службы Страстной недели, спевки, лица, слова...
Снаряженные сумками с пасхальными дарами, возвращаемся
домой. За окном уже вырисовываются ветви деревьев на
бирюзовом фоне неба, а мы, переполненные впечатлениями, все
не можем уснуть.
Впрочем, спать в пасхальную ночь пришлось недолго: в 10
часов утра нас уже ждали на приеме по случаю праздника в
Украинском посольстве.
Посольство занимает крохотную территорию в центре города,
поэтому все здесь просто, по-домашнему. Посол поздравляет
собравшихся с Пасхой, рассказывает про вчерашний «крестний
хiд», показывает видеокассету с фильмом о Пасхе в Иерусалиме
и приглашает гостей к столу, где красуются, одно аппетитней
другого, блюда с салатами, мясом, всевозможными овощами и
бутербродами с салом.
К батюшке подходят люди, благодарят за пасхальную службу;
каждый рассказывает о своей судьбе, о том, как пришел к
вере. Все удивлены количеством собравшихся на службу ночью.
Пасхальный вечер нам, конечно же, хотелось провести
по-особенному – после вечерни перед Фанзой разыгралась целая
дискуссия о том, куда лучше поехать. Одни предлагали
отправиться смотреть могилы эпохи Мин, другие – музей
колоколов, но в конце концов все сошлись на том, что очень
устали, а где отдохнешь лучше, чем на природе: едем в
ботанический сад.
Само название места, где раскинулся ботанический сад,
окутывало покоем – Душистые горы. Раньше здесь располагалось
несколько монастырей, теперь же это излюбленное место отдыха
пекинцев. Говорят, что днем в Горах людей примерно столько
же, сколько в московском метро в часы пик. Автобусами
привозят на прогулку передовиков производства – их можно
узнать по одинаковым шапочкам или значкам. Нам рассказывали,
как один экскурсовод откомментировал своим слушателям
появление группы туристов из Германии: «А это такие же
передовики, как и вы, только из Европы».
Узенькая тропинка приводит нас к круглым воротам, за
которыми начинается бамбуковый сад. Он огражден белой стеной
– белый цвет традиционен для бамбукового сада: на нем хорошо
видна игра теней, отбрасываемых вытянутыми листьями в
солнечный день и лунную ночь.
Около клумб с яркими тюльпанами, разноцветными гиацинтами
и нежными изящными ирисами толпится группа японских
туристов. Она не мешает сидящему неподалеку под сухим
деревом дедушке в синей гимнастерке любоваться цветами.
Сколько раз встречали мы в Китае пожилых людей, неподвижно
взирающих на распустившиеся венчики. Древние китайцы считали
большим позором неумение улучить момент для созерцания
цветов и оказать им тем самым должное уважение. Считалось,
что для созерцания каждого растения есть свое время и место.
Так, зимой хорошо любоваться сосной, весной – всем, что
цветет, летом – могучими дубами, платанами, осенью же лучше
всего наслаждаться ароматом мандариновых деревьев. Если
пренебречь погодой и неправильно выбрать место для
созерцания растений, то рассеется и ослабеет дух. Конечно,
Китай уже не тот, что был тысячи лет назад, но и в
сегодняшней Поднебесной есть дни «Желтого листа» или
«Цветущей сливы», когда все выезжают за город, чтобы
насладиться красотой растений.
А нас увлекает за собой горная тропка. Все выше и выше:
кажется, еще немного – и мы увидим солнце, спрятавшееся за
соседней горой.
Вот куда вела наша дорожка – старая облупившаяся беседка,
подпираемая сосной, предлагает замечательный вид на сад и
всю долину. Еще один портрет Китая – задумчивый и
умиротворенный, как звук бамбуковой дудочки; мудрый,
глубокий, утонченный.
Уже совсем стемнело, спускаемся вниз. Как не хочется
уходить отсюда; с трудом верится, что есть где-то шумный
город с автомобилями, бетонными стенами и неоновой рекламой.
Усаживаемся на скамейку. С гор доносится уханье сплюшек,
шуршит бамбук за стеной, а в небе, темно-синем, бархатном,
мерцают жемчужные бусины. Сегодня на всей Земле Пасха...
Кира ПОЗДНЯЕВА, 2001 г.
|