Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№6 (54) июнь 2006 года  
Читайте в номере:

Слово Патриарха
Православное обозрение
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
Молодежные страницы
Церковь и время
Семья и церковь
Благовестники наших дней
Путями святых апостолов
Праведники наших дней
Литературные страницы
Объявления  

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№6 (54) июнь 2006 года  
БЛАГОВЕСТНИКИ НАШИХ ДНЕЙ
ПРАВОСЛАВИЕ в Поднебесной

В этом году исполняется 294 года со времени учреждения Российской Духовной Миссии в Китае и 105-я годовщина со дня рукоположения первого епископа Китайской Православной Церкви – епископа, впоследствии митрополита Иннокентия (Фигуровского).

Двадцать второго марта 2006 года, в день памяти Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть», исторически связанной с судьбами Православия в Китае, состоялось открытие Года России в Китайской Народной Республике. По приглашению Председателя КНР Ху Цзиньтао в составе делегации Президента РФ В.В. Путина, прибывшей для участия в официальной церемонии, Китай посетил Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В бывшем Свято-Иннокентьевском храме на территории Посольства России в Пекине Его Высокопреосвященство совершил молебен перед Албазинской иконой Божией Матери и иконой святых китайских мучеников.

Миссионеры – синологи

Русская Духовная Миссия, с деятельностью которой связаны яркие страницы в истории отечественного китаеведения, обрела существование в силу исторической случайности. Казаки, взятые в плен китайскими войсками императора Канси в 1685 году в сражении при Албазине (на Амуре), были привезены в Пекин и основали там небольшую колонию. Священник Максим Леонтьев, уведенный вместе с ними, духовно окормлял пленных и их потомков на протяжении четверти века.

В первые полтора столетия Православие в Китае не получило широкого распространения, оставаясь верой потомков русских казаков. Это представляло большой контраст с активной миссионерской деятельностью католической и протестантской Церквей.

Официально Российская Духовная миссия в Китае была учреждена Петром Великим в 1712 году. Ее целью стало духовное окормление потомков русских албазинцев и дипломатическое представительство русского правительства при дворе китайского императора. Первым начальником стал архимандрит Иларион (Лежайский).
История российского миссионерства в Срединном государстве поучительна: сумев на протяжении столетий сохранить свою веру среди потомков албазинских казаков, смешавшихся с китайским и маньчжурским народами, члены Миссии внесли огромный вклад в развитие русско-китайских отношений и изучение Китая. Православные священники-миссионеры не только заложили основы отечественного китаеведения, но некоторые, как, например, иеромонах Иоакинф (Бичурин) стали классиками мировой синологии (науки о китайском языке, истории и культуре).

Миссия в Пекине была главным, а порой и единственным российским учреждением, где изучался китайский язык. В дальнейшем ее воспитанники становились авторами словарей и учебных пособий, преподавали китайский язык в России. В XIX веке она сумела вывести русское китаеведение на ведущие позиции в мире, создав базу для возникновения и развития в Российской империи университетского китаеведения, а также монголистики и маньчжуристики.

Варфоломеевская ночь Бэйпина

Двадцатый век стал переломным в истории Китая. История Православия в этот период глубоко трагична и, вместе с тем, она является свидетельницей особой святости.

В 1900 году приняли смерть за Христа мученики восстания ихэтуаней – религиозного по своей сути движения, которое в Европе более известно как «боксерское восстание». Оно было направлено против иностранцев, чье влияние на жизнь Китайской империи во многом усилилось с проникновением западных миссионеров. В числе зверски убитых и умученных восставшими были не только иностранные проповедники и технические специалисты, торговцы и ученые, но и китайские чиновники, военные, крестьяне. Особая жестокость отличала восставших, совершавших убийства китайцев-христиан, грабивших и разрушавших церкви.

Во время восстания была разрушена и Российская Духовная миссия вместе с архивом и библиотекой. Ночь с 23 на 24 июня 1900 года вошла в историю под названием «Варфоломеевская ночь Бэйпина» (так до 1949 года именовался Пекин).

Несмотря на все скорби, постигшие Миссию во время «боксерского восстания», ее существование не прекратилось. В июле 1901 года архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был вызван в Петербурге для решения вопроса о полном прекращении православной миссионерской деятельности в Китае. Однако он отстоял Российскую Духовную Миссию и был рукоположен в Александро-Невской Лавре в сан епископа, с присвоением титула – Переславский.

Прежде дважды поднимался вопрос о создании епископской кафедры в Пекине, в начале XVIII века и в 1861году. В 1721 году на место епископа в Пекине был назначен епископ Иннокентий (Кульчицкий), нареченный и рукоположенный во епископа Переславского. Но первому епископу так и не удалось добраться до Пекина, кафедру в Китае открыть не удалось. В 1863 году вновь было принято решение об открытии кафедры, но не нашлось средств, а, возможно, не оказалось человека, способного воплотить это решение в жизнь. В январе 1902 года в Петербурге вновь приступили к рассмотрению предложения «поручить управление церковными делами в Маньчжурии и вообще в Китае Начальнику нашей Духовной Миссии в Пекине с возведением его в сан Епископа». В 1921 году, согласно постановлению Синода и Указу Патриарха Тихона, владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа и вскоре возглавил созданную в 1922 году епархию Пекинскую и Китайскую. Именно он положил начало переводу православного катехизиса и литургических текстов на разговорный китайский язык гуанхуа.

В 1902 году Русская Православная Церковь прославила 222 китайских мученика в лике местночтимых святых (память 11/24 июня). Сонм мучеников китайских возглавил священномученик Митрофан Цзи, первый православный китайский пастырь. Их святые мощи были помещены под алтарем храма Всех святых мучеников, сооруженного на территории Миссии.

В XX веке православное население в Китае сильно выросло, в основном благодаря притоку русских эмигрантов. В то же время на крови мучеников, пролитой во время «боксерского восстания», взросло новое поколение верующих китайцев. Эта пора считается «золотым веком» Православия в Поднебесной. Она связана с именами таких подвижников благочестия как святитель Иона Ханькоуский и архиепископ Иоанн Шанхайский, благочестивые архипастыри, насельники Харбинских обителей, стяжавшие благодатные дары прозорливости, а также многие тайные подвижники благочестия, имена которых ведает один лишь Бог. Последнее пристанище и упокоение в Китае нашли останки убиенных в 1918 году в Алапаевске родных и близких последнего Российского императора Николая II. В Пекине до переноса их в Иерусалим почивали святые мощи преподобномучениц Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары.

После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось 10 000 православных христиан. В 1954 году Российская Духовная миссия была закрыта, а спустя три года Русская Православная Церковь предоставила Китайской Православной Церкви автономию. В Москве были рукоположены первые православные епископы китайской национальности.

Культурная революция 1966-1976 годов не смогла до конца уничтожить молодую Китайскую Автономную Православную Церковь, хотя были разрушены многие храмы, верующие подвергались преследованиям. Полноценная церковная жизнь в эти годы была практически уничтожена, и, чтобы сохранить свою веру, православные собирались по домам для совместного чтения молитв.

…И НАСТУПИЛ РАССВЕТ

Возрождение Православия в Китае началось только в середине 80-х годов. Были открыты первые приходы в Дунбэе и Синьцзяне. На территории Посольства России в Пекине по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был установлен Поклонный Крест.

Появились приходы Константинопольской Православной Церкви, которые сейчас возглавляет митрополит Гонконгский и Юго-Восточной Азии Никита. Сегодня православное население Поднебесной – около 13 тысяч человек, оно состоит преимущественно из потомков русских переселенцев, в разное время прибывших в страну.

В 2000 году отошел ко Господу последний священник Китайской Автономной Православной Церкви Григорий Джу Шипу, служивший в Покровском храме Харбина. В оставшихся четырех православных храмах в Харбине, Ергуне, Урумчи и Юйнине в наши дни богослужения пока еще совершаются нерегулярно и только мирским чином. Но вот уже второй год по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на территории КНР служат сотрудник ОВЦС МП священник Дионисий Поздняев и священник Алексий Киселевич, которые окормляют православные приходы в Пекине, Гонконге, Гуанчжоу, Шеньчжене и Шанхае.

В Пекине и Гонконге действуют детские и взрослые воскресные школы. Кроме того, в Гонконге создано Православное Братство святых апостолов Петра и Павла, занимающееся в том числе и издательской деятельностью. Например, в этом году им были изданы на китайском языке Православный календарь 2006 года, Православный русско-китайский молитвослов, брошюра архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» и книга «Истина и Причастие».

В этом году православные общины Пекина, Гонконга, Шанхая, Шеньчженя и Гуанчжоу встретили Светлое Христово Воскресение праздничными богослужениями. Среди молящихся были не только наши соотечественники, но и граждане Украины, Белоруссии, Молдавии, Болгарии, Грузии, США, Франции, Сербии, Греции и других стран.

Священник Дионисий ПОЗДНЯЕВ, Гонконг; Денис ГАВЧУК, преподаватель НСМПБИ При подготовке публикации использованы материалы с сайта «Православие в Китае» – www.orthodox.cn 
 

Пасха в Пекине 

Окутанная ночной прохладой земля отдыхала после первого жаркого дня. В темноте, лишь кое-где рассекаемой тусклым светом фонарей, Фанза с ее большими светящимися окнами была похожа на огромный корабль, плывущий тихо и уверенно по бескрайнему ночному океану.

Из распахнутых дверей доносилось чтение Апостола. Несмотря на то, что до начала службы оставалось не менее получаса, в Фанзе яблоку было негде упасть; а люди все шли и шли: посольские, студенты, журналисты, сотрудники других посольств – Украины, Белоруссии, Греции, Кипра, Сербии, Болгарии и даже Эфиопии.

Подъехал отец Александр Дэ с дочерью Натальей; идет, опираясь на палочку, радостно оглядывается по сторонам.

Вот отец Дионисий зачитал Патриарший Указ о награждении отца Александра крестом с украшениями, и Красная Фанза, которая сегодня действительно красная, огласилась троекратным «Аксиос».

«Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков...» Тихо, слаженно, торжественно запеваем «Волною морскою», и к нам присоединяется уверенный голос отца Александра. В глазах у певчих слезы.

Закончилась полунощница. Тишина, лишь потрескивают свечи в руках у трех с половиной сотен молящихся. «Но в полночь смолкнут тварь и плоть...». Еще мгновение, и у престола раздается вначале робкое: «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Его подхватывает хор, снова и снова, с каждым разом все увереннее; и вот уже весь собравшийся народ поет как единый слаженный организм: «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Впереди крестного хода – мужчины с иконами, за ними – батюшка, хор, послы; все идут чинно и торжественно по двое и трое.

Мы уже обогнули Поклонный крест, а навстречу все плыли огоньки свечей, бережно прикрываемые ладонями.
Собираемся в дворике перед входом в Фанзу; отец Дионисий с отцом Александром возвышаются на ступенях. Мы пропели стихиру еще более десяти раз, прежде чем шествующие успели заполнить двор.

«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» – раскатывается в ночи. «Христос Анести!»... И полетела пасхальная служба...

Как это положено по Уставу, освящение пасох, куличей и яиц происходило после Литургии. Огромный стол был уставлен роскошными произведениями кулинарного искусства, сотворенными мастерицами; заметим, что в Пекине не купишь готового кулича.

Закончена трапеза, Фанза опустела. Вот и Пасха наступила. Как же быстро летит время – прокручиваются в памяти приезд, службы Страстной недели, спевки, лица, слова...

Снаряженные сумками с пасхальными дарами, возвращаемся домой. За окном уже вырисовываются ветви деревьев на бирюзовом фоне неба, а мы, переполненные впечатлениями, все не можем уснуть.

Впрочем, спать в пасхальную ночь пришлось недолго: в 10 часов утра нас уже ждали на приеме по случаю праздника в Украинском посольстве.

Посольство занимает крохотную территорию в центре города, поэтому все здесь просто, по-домашнему. Посол поздравляет собравшихся с Пасхой, рассказывает про вчерашний «крестний хiд», показывает видеокассету с фильмом о Пасхе в Иерусалиме и приглашает гостей к столу, где красуются, одно аппетитней другого, блюда с салатами, мясом, всевозможными овощами и бутербродами с салом.

К батюшке подходят люди, благодарят за пасхальную службу; каждый рассказывает о своей судьбе, о том, как пришел к вере. Все удивлены количеством собравшихся на службу ночью.

Пасхальный вечер нам, конечно же, хотелось провести по-особенному – после вечерни перед Фанзой разыгралась целая дискуссия о том, куда лучше поехать. Одни предлагали отправиться смотреть могилы эпохи Мин, другие – музей колоколов, но в конце концов все сошлись на том, что очень устали, а где отдохнешь лучше, чем на природе: едем в ботанический сад.

Само название места, где раскинулся ботанический сад, окутывало покоем – Душистые горы. Раньше здесь располагалось несколько монастырей, теперь же это излюбленное место отдыха пекинцев. Говорят, что днем в Горах людей примерно столько же, сколько в московском метро в часы пик. Автобусами привозят на прогулку передовиков производства – их можно узнать по одинаковым шапочкам или значкам. Нам рассказывали, как один экскурсовод откомментировал своим слушателям появление группы туристов из Германии: «А это такие же передовики, как и вы, только из Европы».

Узенькая тропинка приводит нас к круглым воротам, за которыми начинается бамбуковый сад. Он огражден белой стеной – белый цвет традиционен для бамбукового сада: на нем хорошо видна игра теней, отбрасываемых вытянутыми листьями в солнечный день и лунную ночь.

Около клумб с яркими тюльпанами, разноцветными гиацинтами и нежными изящными ирисами толпится группа японских туристов. Она не мешает сидящему неподалеку под сухим деревом дедушке в синей гимнастерке любоваться цветами. Сколько раз встречали мы в Китае пожилых людей, неподвижно взирающих на распустившиеся венчики. Древние китайцы считали большим позором неумение улучить момент для созерцания цветов и оказать им тем самым должное уважение. Считалось, что для созерцания каждого растения есть свое время и место. Так, зимой хорошо любоваться сосной, весной – всем, что цветет, летом – могучими дубами, платанами, осенью же лучше всего наслаждаться ароматом мандариновых деревьев. Если пренебречь погодой и неправильно выбрать место для созерцания растений, то рассеется и ослабеет дух. Конечно, Китай уже не тот, что был тысячи лет назад, но и в сегодняшней Поднебесной есть дни «Желтого листа» или «Цветущей сливы», когда все выезжают за город, чтобы насладиться красотой растений.

А нас увлекает за собой горная тропка. Все выше и выше: кажется, еще немного – и мы увидим солнце, спрятавшееся за соседней горой.

Вот куда вела наша дорожка – старая облупившаяся беседка, подпираемая сосной, предлагает замечательный вид на сад и всю долину. Еще один портрет Китая – задумчивый и умиротворенный, как звук бамбуковой дудочки; мудрый, глубокий, утонченный.

Уже совсем стемнело, спускаемся вниз. Как не хочется уходить отсюда; с трудом верится, что есть где-то шумный город с автомобилями, бетонными стенами и неоновой рекламой. Усаживаемся на скамейку. С гор доносится уханье сплюшек, шуршит бамбук за стеной, а в небе, темно-синем, бархатном, мерцают жемчужные бусины. Сегодня на всей Земле Пасха...

Кира ПОЗДНЯЕВА, 2001 г.


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу