Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№6 (54) июнь 2006 года
Церковь и
время
Календарь – ритм вечности
|
Чем
отличается юлианский календарь от григорианского? Почему
православная Пасха каждый год празднуется в разные дни? Что
такое преходящие и непреходящие праздники? Ответы на эти и
другие вопросы вы найдете в публикациях нашей новой рубрики
«Церковь и время». Ее ведущий – послушник Вознесенского
кафедрального собора Новосибирска Алексей ИВАНОВ.
Мы живем во времени, как в потоке, где все течет и
изменяется, но что такое время, остается для нас тайной. Оно
является постоянным фактором нашего бытия. Изо дня в день мы
слышим слова: рабочее время, времена года, летнее время,
современность. Однако никто не может в точности сказать, что
такое время. Над этой проблемой ломали голову выдающиеся
ученые и философы. Они или отступали, признав свое
интеллектуальное поражение, или пытались одно неизвестное
определить другим неизвестным, впадали в тавтологию или, в
лучшем случае, заменяли язык философских суждений и
определений языком поэзии: аллегориями, метафорами и
иносказаниями, то есть образным языком древних мыслителей.
Но определить понятие – значит найти характерные свойства.
Время же не имеет ни природы, ни свойств, кроме одного
свойства – необратимости.
Сказания и мифы доносят до нас отголоски древних
представлений о времени. Человек боялся или обожествлял
время, придавая ему самые разные формы: луча, пронизывающего
тьму, стрелы, летящей из будущего в прошлое, цепи
окружностей. Чаще всего время передавалось числом, иногда, –
звуком или музыкой. Например, кельтский бог Дагда своей
игрой на живой арфе-дубе вызывал различные времена года.
Мечта объяснить время и овладеть им отразилась и в
современной фантастической «машине времени», которая
позволяла бы свободно странствовать по этому непостижимому
царству.
Близко к разгадке этой тайны подошел блаженный Августин:
«В тебе, душе моя, измеряю я времена». Своим возникновением
оно обязано Творцу: «и самое время есть Твое же
произведение». То есть полторы тысячи лет назад он своим
возвышенным и столь ясным языком сказал то, что сегодня
пытаются выразить посредством сложных математических формул.
Время – это особое, всеобъемлющее понятие, сотворенное
Богом еще до того, как Он создал человека «святым,
бессмертным и безгрешным, по образу Своему и подобию; и
человек точно был подобен Богу, создавшему его», говорит
святитель Симеон Новый Богослов. Раз человек был
бессмертным, то время не имело над ним власти. Но Адаму дана
была заповедь и прещение Божие: «смертию да умрешь». То есть
жизнь первого человека зависела не от времени, а от
исполнения заповеди Божией. Он должен был «хранить,
возделывать рай». Нарушив заповедь, Адам оказался во власти
времени. Но и став смертным, он всегда помнил рай и всю
жизнь каялся и плакал, не имея сил сам вновь уподобиться
Богу.
Спаситель Иисус Христос «смерти жало сокрушил еси, и Адам
от клятвы избавлен бысть» (воскресный кондак гл.5). Господь
пришел в этот мир, чтобы Своими страданиями искупить людские
грехи и Своим пребыванием на земле освятить этот краткий
период. Но тем самым Он как бы перевел человеческое
существование в другое временное измерение, к вечности.
После воскресения Христова наступает новое время –
обновления благодатью. Доброделание во имя Господне
становится мерою времени. При этом освящается не время, а
сам человек, его душа и тело, как «храм Божий, его житие:
через веру, познавая святую истину», – об этом пишет игумен
Илия (Жуков) в своей книге «Пасха и Пасхалия» Здесь
хранительницей тайны времени выступает Церковь. Она
показывает нам источник времени, учит, что земная жизнь
относительна, она незаконченная, неполная, несовершенная.
Вечность – это истинное бытие; указывает архимандрит Рафаил
(Карелин) в своей работе «Мистика земного времени» «время
есть лишь бывание, пребывание, становление; образно говоря,
время по отношению к вечности – это утробный период души до
ее рождения в истинную жизнь. Поэтому Церковь празднует
память святых людей, достигших состояния богообщения и
освящения, не в день их рождения, а в день их смерти –
перехода в вечность».
Церковный календарь – иконографическое выражение времени,
священная икона времени. Днями памяти святым календарь как
бы освящается, – почему и называется «освященное время».
Здесь как бы соединяется внешнее и внутреннее: ежедневный
ритм богослужений связывает человека с Богом. Мы благодарим
Господа за еще один дарованный нам день, за дарованную нам
благодать.
Юлианский календарь, слившись с церковным календарем,
стал струнами православного устава. Замену его другим, более
точным с мирской точки зрения, можно сравнить с заменой
храмовой иконы портретной живописью, пусть талантливой,
отвечающей стандартам анатомии, но чуждой в стенах Дома
Божьего. Библия указала нам одновременно три ориентира для
измерения времени: солнце, лyну и звезды. Юлианский
календарь, основанный на них, является завершенной картиной
иx гармонизации, непревзойденной ни в прошлом, ни в
настоящем. Время Кафолической Церкви, будучи временем чаяния
Воскресения, уже с первых веков христианства концентрируется
вокруг главного праздника – Святой Пасхи. Поэтому история
церковного Юлианского календаря неразрывно связана с
Пасхалией. Кстати, новый год, как известно, раньше не всегда
совпадал с началом января, он приходился и на первое марта,
и на первое сентября. В некоторых западных странах в
какой-то период годовой отсчет велся с 25 марта – со дня
Благовещения, а ранее и вообще было установлено считать
началом года Пасху. И это справедливо. Обратите внимание:
почти все время Великого Поста проходит незаметно, и только
с Лазаревой субботы начинается постепенное нагнетание
напряжения, идет поток событий, – воспоминание в
богослужениях последних дней земной жизни Спасителя и…
начало нового годового пасхального цикла, который
открывается Воскресением Христа.
Особая красота и стройность юлианского календаря
заключаются в том, что он простой. Не надо лишних данных и
переменных, поправок и изменений. Завели часы, и они
отсчитывают ритм: три—один, три—один – три простых года и
один високосный.
В юлианском календаре есть три цикла. О первом из них мы
только что говорили, второй цикл – это совпадение дней
месяца и дней недели через 28 лет. Он состоит из периода в
четыре года и семи дней недели. Произведение этих двух
величин и дает в результате двадцать восемь. Третий цикл мы
заимствовали у древних греков. Он был разработан ученым
астрономом Метоном и заключается в совпадении фаз луны в
определенные дни месяца через 19 лет. Есть еще семидневный
цикл – о нем я расскажу в следующий раз более подробно.
Дальше идут уже более длительные циклы: например, в 532
года, их составляют 28 лет солнечного цикла и 19 – лунного.
В Пасхальных таблицах Типикона они называются «круг солнца»
и «круг луны».
Юлианский календарь имел огромное значение для Церкви.
Начиная с IV векa по Р .Х. с ним неразрывно связана вся
литургическая. жизнь Церкви Она получила единое измерение
времени и единый храмовый календарь и могла синхронно
отмечать праздники, посты и другие церковные даты. Введение
этого календаря позволяло осуществлять связь с настоящим,
прошлым и будущим. Сейчас, к сожалению, такого единства не
наблюдается, даже некоторые Православные Церкви перешли на
григорианский календарь или используют так называемый
исправленный юлианский, разработанный югославским
астрономом-математиком Милутином Миланковичем. Он был принят
в 1923 году на Поместном Соборе в Константинополе.
Вообще, надо отметить, что всегда, когда что-то
кардинально меняется в нашей общественной жизни, в
результате этих изменений появляется соблазн разрушить
прошлое и создать на пустом месте что-то новое, свое. Так
был принят, к примеру, календарь Французской революции,
просуществовавший менее десятилетия. Отсчет времени в нем
начиналось не с Рождества Христова, а с момента штурма
Бастилии.
У нас же после революции 1917 года старались вымарать из
памяти людей не просто прошлое, а уничтожить к тому же само
религиозное сознание народа. Непрерывные рабочие недели, ко
всему прочему, имели целью затушевать понятие воскресного
дня. А сколько раз пытались перейти на пятидневку, по-иному
назвать месяцы и дни недели!.. Именно исходя из этого,
отправными точками исторического летоисчисления стали
считать не Рождество Христово, а начало некой «нашей эры» и
день «Великой Октябрьской социалистической революции».
Григорианская реформа 1582 года не несла в себе такого
разрушительного содержания, но здесь присутствовала другая
мысль. Православная Церковь, живя по юлианскому календарю,
готовит свою паству к Царству Божиему, которое начинается в
глубине человеческих сердец, среди страданий и превратностей
земного бытия и раскрывается в вечности. Католическая же
Церковь стремилась построить Царство Божие здесь, на земле,
наделив при этом себя прерогативой государственной власти,
во главе которой бы стоял монарх – Папа Римский, обладающий
властью самодержца. В честь реформы была изготовлена медаль
с изображением Григория XIII и надписью «лучший из
священников» (буквально – жрецов) Для земной жизни оказались
востребованы другие характеристики времени, и календарь был
основан на данных тогдашней астрономической науки.
В папской булле от 24 февраля 1582 года дается указание к
тому чтобы для удержания момента весеннего равноденствия
после 4 октября 1582 года считать следующим сразу 15
октября. Но что значит вырвать из богослужебной практики
десять дней? Были пропущены дни памяти святых и, тем самым,
оказалась разорвана цепь времен, связь прошлого и
настоящего. Сам текст буллы обнаруживает это зло
нововведений: исправление календаря и восстановление дня
равноденствия на издревле предназначенном ему месте – 21
марта, а также способы, чтобы эта дата никогда не менялась,
достигаются методом изъятия «лишних»дней. Кроме нарушения
святой памяти, нарушается и догматическая связь лунного
течения Пасхалии и еврейского календаря.
Солнечно-лунный юлианский календарь исправляется в
солнечный по сути григорианский. Причем в пасхалии, чтобы
луна не сдвигалась со своего места, раз в столетие
прибавляется или выбрасывается один день – так называемый
скачок назад или скачок вперед. То есть то, от чего, как от
зла, отказались святые отцы Никейского собора, папой
Григорием было узаконено. Но если движение луны в
григорианском календаре лишено догматического смысла, то,
зачем, следовательно, делать Пасху преходящим праздником?
Отсюда неудивительно, что на одном из Ватиканских Соборов
большинством епископов было решено сделать Пасху
неподвижной. Правда, решение это так и не было воплощено в
жизнь.
Итак, григорианский календарь необоснован как в
астрономическом, так и в богословском плане: он нарушает
непрерывность космического времени, историческую связь
времен и усугубляет разделение Церквей и народов. То, что он
принят в светском обществе и получил за прошедшие сотни лет
довольно широкое распространение, отнюдь не свидетельствует
в его пользу. Русская Православная Церковь, несмотря на
реформу, проведенную в первые годы советской власти, как
жила, так и продолжает жить по юлианскому календарю. О том,
что это дает нам сегодня, мы поговорим в следующий раз.
Продолжение следует
|