Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№3 (51) март 2006 года
Семья и церковь
Священник Артемий
Владимиров
О рождении и воспитании
ребенка
|
Продолжение. Начало
см. № 2 2006
Беседа вторая. Рождение
Тема
нашего нынешнего собеседования –
рождение ребеночка, и какое это
великое чудо! Настолько великое,
что Сам Спаситель счел
необходимым ради нашей пользы
рассказать о нем,
засвидетельствовать о нем,
упомянуть о нем в Евангелии
Царства: «Женщина, егда рождает,
терпит скорбь велию, но когда
явится человек на свет Божий, то
от радости забывает муки»,
забывает страдания, и радость эта
бывает на ее изможденном челе. И
точно: священникам приходится
наблюдать эту дивную, святую
радость, струящуюся из очей
молодой мамы. Женское естество
раскрывается либо в
благословенном безбрачии,
служении Божией Матери,
ангельском состоянии монашества,
либо в материнстве. И такая
чистота сопряжена с материнством,
такая святыня! Остается только
удивляться, как это ныне новое
молодое поколение, «его грядущее
иль пусто, иль темно», – я разумею
людей, не ищущих веры, – не умеет
трепетно созерцать красоту
материнства.
Между тем, всякая молодая мама,
попадая в отечественный роддом,
эту обитель скорби и радости,
должна готовиться к испытаниям. И,
прежде всего, она должна знать:
если, коль попустит Бог, роды
будут тяжелыми, если жизнь
младенца будет находиться в
опасности, если он лишь вздохнет
три раза, а затем душа его изъята
будет из младенческого тела, мы да
приуготовим себя.
Всякая мама – как ни печально,
она должна знать об этом, – всякая
мама должна наизусть знать
тайносовершительную формулу
святого крещения, и свершить
крещение обязана или она сама, или
добрая няня (непременно сама
православная), или кто другой над
младенцем, которому надлежит
умереть, едва лишь он появился на
свет. Только пусть это будет
православный христианин, хотя бы
не священник, не монах. Должно
иметь с собой бутылочку святой
воды, в идеале – воды Таинства
Крещения, можно ведь попросить у
батюшки, перед тем как идти в
роддом.
И вот перед вами младенчик,
жизнь которого еще теплится, и вы,
не спрашивая его согласия, а лишь
только веря словам Христа: «Не
запрещайте таковым приходить ко
Мне (новорожденным детишкам) – их
ведь есть Царствие Божие», – вы
брызгаете тихонько на младенчика,
можете перстом на нем крест
обозначить и произносите эту
самую крещальную формулу: «Крещается
раб Божий (например, Иоанн) во имя
Отца (брызнули и запечатали
словом «Аминь», снова брызнули) и
Сына («Аминь» – в третий раз
брызнули) и Святаго Духа. Аминь».
Конечно,
правильное совершение Таинства
Крещения – через погружение, но
не всегда бывает возможность это
совершить, когда обстоятельства
не благоприятствуют. Итак, три
капельки воды, коль попадут на
чело младенчика при произнесении
этих слов, трижды оросят его,
соделают его христианином и
спасенным во веки веков. Аминь.
Ну вот, родился благополучный
ребеночек. Сохрани Господь его
жизнь, как Царь Давид во Псалтири
свидетельствует: «Ты, Господи,
хранишь младенцев». Сколько
предстоит волнений маме, каких
трудов требует от нее сие дело,
какого попечения и терпения,
чтобы не лишен был младенец
ничего из того, что положено ему
по его немощному новорожденному
естеству.
И прежде всего – кормление. Это
же великая святыня! Всякая мама
пусть знает, что такое «всосать
благочестие с молоком матери».
Тогда освящается младенец
материнским молоком (я разумею не
физиологическую сторону дела, а
духовную), когда мама, прижав
младенца к груди своей,
прислушиваясь к нежным звукам,
издаваемым его устами, молится с
радостью и неленостно: «Богородице
Дево, радуйся, благодатная Марие,
Господь с Тобою, благословенна Ты
в женах и благословен плод чрева
Твоего, яко Спаса родила еси душ
наших». Когда мама окажется дома,
ей надо кормить младенчика не где
придется – не на кухне, не в
коридоре, а пред Образом
Пречистой Богородицы. И чем мама
будет сердечнее тогда приносить
это архангельское приветствие,
тем более благодати посетит
ребеночка.
«Батюшка, а что, если молоко
пропадает, – спросит кто-нибудь,
– что тогда делать? Как тогда нам
ребеночка духовно воспитывать на
«Бэби-миксе»?»
Молоко, дорогие мамы, пропадает
не просто так, а часто сопряжено
это с греховным маминым
поведением. Святая Церковь
свидетельствует, что мама все
время кормления должна
воздерживаться от супружеской
жизни. Едва лишь только она по
настоянию мужа или по собственной
безответственности приступит уже
не к святому делу, а к делу
непотребному, как сладострастие
отравит естество матери и
проникнет в молоко. А молоко уж и
не исходит из материнской груди –
естество наше бастует, протестует
против неумеренности супружеской
жизни. Даже если молоко не
пропадает, супружеская жизнь все
равно крайне вредна для младенца.
Вот почему, когда ребенок
приходит в возраст, мгновенно на
нем отражается все то, что мать
делала не по разуму, все ошибки,
все пороки, все неумеренности. Ибо
младенцы, растленные в утробе
матери супружеской жизнью
неподобной, или через молоко
питаемые и оскверняемые
одновременно, бывают непокорны,
строптивы, невнимательны,
рассеянны, чрезмерно оживлены,
озорливы, неспокойны, тревожны и
часто уже на школьной скамье
страдают за то, что мама не знала
благого времени воздержания.
Хочу подать совет мамам, у
которых вдруг не достает молока,
пропадает молоко, а дитя
нуждается в этой манне земной. В
этой нужде должно молиться
святому мученику Иулиану. По вере
вашей да будет вам даровано
просимое молитвами этого
угодника Божия, святого мученика
Иулиана.
Продолжение следует.
|