Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№3 (51) март 2006 года
Дорогой веры
ИСТИННОЕ ВРАЧЕСТВО
НАЧИНАЕТСЯ С ИСЦЕЛЕНИЯ
СОВЕСТИ
|
Продолжение, начало
в №2 2006
«Чадо,
прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2,
5), —во Вторую неделю святого
Великого поста мы слышали эти
слова в Евангельском чтении. Они
были сказаны Господом
расслабленному, который не владел
ни руками, ни ногами. Однажды в дом,
где проповедовал Христос,
собралось так много людей, что
даже у дверей не было свободного
места. Среди присутствовавших
были фарисеи и законоучители,
которые пришли из Иерусалима и
других мест Палестины, чтобы
послушать Назаретскоro
Проповедника. Между тем, к дому
принесли на носилках разбитого
параличом (расслабленного), и
хотели, чтобы Иисус прикоснулся к
нему. Но так как это было
невозможно сделать за множеством
народа, то друзья больного
разобрали плоскую крышу дома и
спустили носилки прямо к ногам
Христа. Спаситель, видя их веру,
сказал больному: «Дерзай, чадо!
прощаются тебе грехи твои».
Разумеется, эти слова возмутили
книжников. «Что Он так
богохульствует? Кто может прощать
грехи, кроме одного Бога?» –
говорили они. На что Иисус Христос,
понимая их внутреннее состояние,
сказал: «Что легче? сказать ли
расслабленному: прощаются тебе
грехи или сказать: встань, возьми
свою постель и ходи?» Но чтобы вы
знали, что Сын Человеческий имеет
власть на земле прощать грехи,
говорит расслабленному: «Тебе
говорю: встань, возьми постель
твою и иди в дом твой» (Мк. 2, 9-11). И
тут на глазах многочисленного
народа произошло чудо:
расслабленный встал и, охваченный
неизреченной радостью, славя Бога,
пошел в дом свой исцеленным.
И другого расслабленного
исцеляет Иисус Христос при других
обстоятельствах, но с тем же
уроком: «иди И больше не греши,
чтобы не случилось с тобой чего
хуже» (ср.Мр. 2 и Ин. 5). И в том, и в
другом, и во многих других случаях
Спаситель указывает на причину
всякой болезни и немощи
человеческой: грех. Господь
помогает человеку прежде всего
избавиться от греха, потом уже
исцеляет и тело.
Святая Церковь учит, что вся
природа человека, и душа, и тело
его глубоко поражено, растленно
грехом, что наше нынешнее земное
состояние разлучения с Богом,
забвения Бога, совершенно не
нормально и погибельно для нас. До
грехопадения человек не знал
болезней, не знал скорбей и
печалей, но, как только он пал,
преклонив свою свободную волю к
злу, появились болезни, и скорби, и
печали. Грех внес расстройство во
все душевные и телесные силы
человека и стал причиной всякого
зла. «Грех, – по объяснению
святого апостола Иоанна
Богослова, – есть беззаконие» (1
Ин. 3, 4). И когда мы грешим, то
поступаем не так, как определено
Божественным смотрением, делаем
не то, что служит нам на пользу, а
во вред себе, своим семьям,
обществу. Грех, как грубая
оболочка, окутывает душу,
препятствует проникновению в нее
Божественной благодати, и тогда
человек становится черствым,
мрачным, малоспособным к
доброделанию. Почему же так
происходит?
Потому что человек сам не
захотел исполнить свое
назначение, ради которого был
создан: не захотел быть послушным
Богу и исполнять Его волю. Любое
создание, если используется не по
назначению, портится. Если
топором копать землю, он
затупится, если пилой резать
камни – сломается пила. Так и
человек, если не пребывает в
общении с Богом, становится
никуда не гожим. Топор и пила не
выбирают того, кто ими работает, а
человеку дана такая возможность,
он сам может избирать цель и
назначение своей жизни. И когда он
выбирает цель жизни какую-либо
безбожную, земную, плотскую, тем
самым калечит сам себя и
становится сам виноват во всех
своих несчастьях, в том числе, и
болезнях телесных. Поэтому-то
Господь и указывает, что главный
корень всякой болезни – грех, и не
только указывает на этот корень,
но и выдергивает его из
человеческого сердца. Но это
невозможно сделать без желания,
без участия самого человека.
Корень болезни и всякого
несчастья есть грех, а корень
греха – безбожие, стало быть,
чтобы избавиться от греха, надо
расстаться с собственным
безбожием, приобрести правую,
действенную, живую веру в Того,
Кто один только может спасти
человека от всех его бед и в этой,
и в будущей жизни. Это и есть
единая истинная христианская
вера, и ее-то в первую очередь и
требует Господь от тех, кто пришел
к Нему исцелиться.
Подходят к Нему двое слепых, и
первое, что спрашивает у них
Спаситель: «Верите ли, что Я могу
это сделать?» (Мф. 9.28). Они твердо и
без колебаний отвечают: «Так,
Господи». И получают прозрение.
Другого слепого, исцеленного Им,
встречает Спаситель спустя
некоторое время и спрашивает: «Ты
веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9).
При многих других исцелениях
любил Спаситель повторять: «вера
твоя спасла тебя». И напротив, в
Своем родном городе Господь не
совершил множества исцелений, как
сказано, «за неверие их».
Вера совершенная, истинная,
осознанная, вера действующая,
выражающаяся в словах и делах,
такая вера не может возникнуть в
сердце человеческом сразу, она
возгревается постепенно,
молитвою, изучением веры, жизнью
по ней, она входит в сердце и
укрепляется в нем по мере
очищения его от страстей
греховных. Но корень и основание
веры – ясное сознание своей
немощи и ничтожности, вместе с
сознанием всемогущества Божия,
требуется от человека сразу: «Сердце
сокрушенно и смиренно Бог не
уничижит» (Псалом 50). Смирение
перед Богом – это первое, с чем
надо к Нему приходить. И это также
показывает Спаситель, когда у
Него просят исцеления. Он не
обличает никого, не говорит в
глаза человеку, что тот ничтожен
пред Ним, как это и есть на деле. Но
если человек сам видит свое
ничтожество, как это видела
хананеянка, просившая исцеления
своей дочери, или как это видел
сотник, просивший исцеления
своему слуге (Мф. гл.15 и 8), если
человек сам исповедует свое
недостоинство пред Богом, то это
смирение Господь особенно
похваляет, ставит в пример другим.
Гордость же, самомнение, чувство
собственного достоинства – это
глухая стена, отделяющая нас от
Бога. Когда же человек первым ее
разрушает, то он сразу, же
попадает в объятия милосердного
Отца Небесного.
Итак, мы видим, что Господь,
исцеляя человека, или как-то иначе
помогая ему, требует от него
самого, во-первых, истинной веры,
во-вторых, покаяния и исправления
своей греховной жизни, в-третьих,
самоуничиженного, смиренного
взгляда на себя. Люди приходят к
Нему со своими чисто земными,
человеческими нуждами, а Он
возвышает взгляд этих людей на их
собственное духовно-нравственное
состояние. Спаситель прежде всего
ставит в пример всем веру того же
сотника и хананеянки, учит прежде
всех рядом стоящих о Царстве Heбесном,
и лишь затем, как бы мимоходом,
говорит: «Иди, слуга твой здоров»,
или что-то подобное. Тем Он ясно
дает почувствовать, что лечить
надо, прежде всего, душу человека,
прежде всего, надо помочь этой
душе стяжать в себе Царство Божие,
которое по собственному слову
Спасителя «внутрь нас есть». Если
искать этого Небесного царства,
то все остальное, по неложному
обещанию Господа, нам приложится.
Действительно, исцеления,
совершенные Спасителем,
отличаются своей полнотой,
исцеляется и душа и тело. Человек
восстанавливается целиком. В
словах «исцеление» и «целый» –
один корень. Исцелен тот, кто стал
целым, у кого душа и тело, и дух
стали правильно исполнять свое
назначение. Если исправлена душа,
то и в теле врачевание получается
совершенным: слепые видят
совершенно ясно, расслабленные
тотчас встают и могут уже носить
свою постель, к которой были
прикованы долгие годы, бесы,
изгнанные из людей, больше не
возвращаются в них.
Исцеления, совершенные
Спасителем, далеко превосходят
все естественные возможности, они
вполне чудесны, но, в то же время,
они совершенно реальны, полны, в
них нет никакой призрачности,
никакого обмана, никакой
незавершенности.
Подобным же образом исцеляли и
святые угодники именем Христовым,
с тем только отличием, что делали
они это не своим, как Господь, а
именно Его силою и властью, потому
что такие чудеса явно превосходят
всякие человеческие возможности
и могут быть совершены только
силою Божией.
Остальные же черты и
особенности чудесных исцелений у
святых те же. Первое же исцеление
хромого, которое совершили
апостолы Петр и Иоанн после
сошествия Святаго Духа, они
обратили в повод для проповеди о
покаянии и искуплении наших·
грехов Сыном Божиим (Деян. гл. 3),
так что пять тысяч человек сразу
уверовало. Думается, что телесное
исцеление у них, как и у Самого
Спасителя, не было самоцелью, а
было, прежде всего, поводом и
подтверждением этой проповеди
покаяния, этого Благовествования
Царствия Божия. Действительно,
что важнее человеку: устроение
его земного бытия на краткие годы,
или же забота о его будущей участи?
Конечно, нельзя отрицать и того,
что и Сам Спаситель, и святые
ученики Его облегчали чисто
телесные страдания людей из
одного только человеколюбия
своего, и все же всегда забота о
вечном, о будущей судьбе каждого
страждущего после смерти была для
них на первом месте.
Совершенно иначе пытаются
исцелять те, кто делают это не
Божией, а чьей-то иной духовной
силою. Прежде всего, цель у них
совсем другая, о вечной, небесной
жизни не произносится ни слова,
вся забота только о телесном, о
плотском и житейском, как о
единственно важном. Могут
возразить, что и обычные врачи
тоже не требуют от пациентов
думать о Царствии Божием. Но у
врачей методы большей частью не
духовные, а чисто материальные:
хирургические, химические,
бактерицидные. Когда же врачи
пользуются еще и духовными
приемами, тем, что они называют
психотерапией, то к ним также
должны применяться те же духовные
критерии при оценки их действий.
Ничто духовное не бывает
безличным: или оно Божие, или же
сатанинское.
Священник Тимофей
АЛФЕРОВ
Продолжение следует
|