Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№3 (51) март 2006 года
Слово Патриарха
«НАРОД, НЕ ПОМНЯЩИЙ СВОЕГО
ПРОШЛОГО, НЕ ИМЕЕТ БУДУЩЕГО»
|
(Из
выступления Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II
на Епархиальном
собрании Москвы 21 декабря 2005 г.)
Всякому
непредвзято мыслящему человеку и,
тем более, людям церковным, вполне
очевидно, что опыт, приобретенный
поколениями россиян на пути
становления государственности и
защиты родных рубежей и отеческих
святынь, имеет огромное значение
не только в контексте
исторической оценки событий
давно минувших лет, но, прежде
всего, призван стать краеугольным
камнем мировосприятия и основой
культурной и цивилизованной
самоидентификации нашего народа.
Сегодня,
как никогда остро перед нашим
обществом стоит проблема
обретения своих духовных корней,
способных стать фундаментом для
выработки того консолидирующего
всех наших сограждан начала,
которое принято называть «национальной
идеей».
Мне
не раз приходилось говорить о том,
что народ, не помнящий своего
прошлого, не имеет и будущего.
Поэтому, пристально вглядываясь в
исторический образ событий,
отстоящих от нашего времени на
десятки или даже сотни лет, мы
должны стремиться увидеть в них
то духовное зерно, из которого
Промыслом Божиим возрастало
могущество и слава нашего
Отечества.
В
самые суровые периоды испытаний
внутренняя, часто сокрытая от
внешнего мира глубина веры в Бога
и надежды на его благой Промысл,
которой были исполнены сердцах
многих сынов и дочерей нашего
Отечества, помогала им
преодолевать все искушения и,
пройдя через горнило огненных
испытаний, явить силу духа,
окрыленного этой верой, которая
оказалась по слову Писания, «драгоценнее
гибнущего, хотя и огнем
испытываемого золота, к похвале и
чести и славе в явление Иисуса
Христа»(1 Пет. 1, 7).
Это
должно побуждать нас к
постоянному свидетельству о
Христе перед лицом мира, лежащего
во зле и чающего освобождения «от
рабства тлению в свободу славы
детей Божиих» (Рим. 8, 21). Ибо мы
живем в сложном и противоречивом
мире. В мире, декларирующем права
и свободы человека, стремящемся к
единству и справедливости и,
вместе с тем, в мире враждебном,
проникнутом грехом и пороком.
В
этом мире есть немало прекрасного,
доброго, чистого, святого, всего
того, что христианство
воспринимает, как проявление «образа
и подобия» Божьего в человеке. Ему
свойственна детская невинность и
девственная чистота, благородная
дружба и незапятнанная честь,
бескорыстное милосердие,
искреннее сострадание,
жертвенная любовь, высокий
творческий поиск и вдохновение,
стремление к идеалу и
совершенству, мужественный
подвиг и скромность. Без этого мир
не мог бы существовать. «Не стоит
город без святого и село без
праведника». Все это – лучи
неистребимого богозданного мира,
проявления «образа и подобия»
Божьего в человеке. Мы не всегда
их замечаем, мало ценим и редко об
этом говорим, потому что чаще
сталкиваемся и погружаемся в
темные стороны жизни. Но ведь это
– евангельский «свет мира», та
горящая свеча в мрачном мире,
которую нельзя ставить под
сосудом, но на высоком
подсвечнике, чтобы светила всем (Мф.
5, 14, 15). Однако мы не можем не
признать, что эти благородные
порывы души встречаются не так уж
часто, и вынуждены вслед за
апостолом констатировать, что
люди «исполнены всякой неправды,
блуда, лукавства, корыстолюбия,
злобы, исполнены зависти,
убийства, распрей, обмана,
злонравия, злоречивы, клеветники,
богоненавистники, обидчики,
самохвалы, горды, изобретательны
на зло, непослушны родителям,
безрассудны, вероломны, нелюбовны,
непримиримы, немилостивы» (Рим. 1,
29—31).
Святая
Церковь, пребывая в человеческом
сообществе и совершая завещанное
ей Спасителем дело
свидетельствования Истины, не
может оставаться равнодушной к
беспокоящим это сообщество
проблемам.
Современный
мир, утративший чувство «священного»,
действует на основании
исключительно прагматических,
утилитарных мотивов,
руководствуясь принципом «бери
от жизни все».
Это
свидетельствует о глубоком
духовном кризисе, неизбежно
ведущем к общественной
катастрофе.
Когда
в сердце не остается места для
сострадания, милосердия,
жертвенной любви, которая, по
апостолу, есть «совокупность
совершенства» (Кол. 3, 14), тогда на
смену им приходят равнодушие,
отчужденность, вражда,
ожесточение. Человек, таким
образом, становится лишь
средством, «живой вещью»,
необходимой для реализации
определенных проектов.
Нам,
христианам, необходимо со всей
ответственностью осознавать свою
миссию противостояния греху,
свидетельства о красоте
духовного мира и неоценимых
радостях жизни в Боге.
Для
человека православного очевидно,
что Церковь и проповедуемая Ей
вера не может устареть. Вместе с
тем, необходимо уметь объяснять
всякому вопрошающему, что это не
означает закрытости, замкнутости,
неприятия достижений в области
науки, техники, культуры,
искусства.
Несмотря
на игнорирование или даже
открытое отвержение современным
миром христианского
мировоззрения, для всякого
непредвзято мыслящего человека
очевидно, что именно благодаря
влиянию Церкви на жизнь
государства и общества появилась
европейская цивилизация, не
желающая сегодня видеть своих
христианских корней.
Совсем
недавно принималась Европейская
конституция, в преамбуле которой
было сказано, что корнями всей
европейской культуры являются
христианские корни. И несмотря на
то, что Римско-католическая
Церковь выступала за сохранение
этого положения, и Мы обращались в
Совет Европы, все-таки из
преамбулы Европейской
конституции было, к сожалению,
изъято понятие христианских
корней европейской культуры.
Церковь
Христова возвестила миру учение о
человеке, как образе Божием, ради
спасения которого Бог «смирил
Себя, быв послушлив даже до смерти,
и смерти крестной» (Фил. 2, 8).
Христианство стремилось привить
обществу нравственную парадигму,
в соответствии с которой
требовалось «любить ближнего, как
самого себя», и утверждалось, что
это гораздо ценнее «всех
всесожжений и жертв» (Мк. 12, 33).
По
сути своей те принципы отношения
к людям, которые сегодня принято
именовать «общечеловеческими
ценностями», и на основании
которых утверждаются
представления о неотъемлемых
правах и свободах личности
являются редуцированным и потому
искаженным вариантом
христианского видения человека.
И
отвержение христианства, в
конечном счете, неминуемо
приведет к торжеству иных
антропологических принципов, не
обремененных представлениями о
Богоподобном достоинстве и
Богодарованной свободе человека.
Тем
не менее, Православная Церковь
может и должна сотрудничать со
всеми благонамеренными людьми,
готовыми прилагать необходимые
усилия для разрешения наиболее
острых проблем современности.
Наша
Церковь продолжает прилагать все
возможные усилия для оказания
влияния на российское общество в
связи с необходимостью
преодоления демографического
кризиса в России. В 2004—2005 годах
Русской Православной Церковью
были организованы четыре
церковно-общественных форума,
посвященных данной тематике и
прошедших в Москве, Нижнем
Новгороде, Екатеринбурге и Калуге.
Основной
целью указанных мероприятий было
декларирование отношения
Православия к демографическим
проблемам, а также привлечение к
ним внимания государственной
власти и широкой общественности.
Учитывая
решающую роль духовно-нравственного
начала в устроении семейной жизни,
можно утверждать, что одной из
основных причин кризиса
института брака сегодня является
оскудение духовности, поэтому
распространение знаний о
сущности христианской семьи
должно стать одной из важнейших
миссионерских задач Церкви.
Необходимо
уделять самое пристальное
внимание вопросу подготовки
молодежи к семейной жизни.
Наиболее очевидной и простой
формой такой работы должны стать
беседы священника с каждой парой,
намеренной прибегнуть к таинству
Венчания, в которых необходимо
рассказывать о смысле Таинства
брака и об обязанностях супругов.
Подобное
просвещение желательно проводить
и в школах. К сожалению, на
сегодняшний день православному
воспитанию пока не удается
утвердиться в школах. Тем не менее,
сегодня нам необходима
разработка курса семейной этики в
свете духовно-нравственных
ценностей Православия. Нужно
говорить об этом соответствующим
возрастным группам слушателей
воскресных школ. Принципиально
важно, чтобы уроки нравственности,
семейного воспитания вошли в
программу «Основ православной
культуры». Каждый книжный магазин
должен иметь книги,
рассказывающие в доступной и
понятной форме о христианском
воспитании, православном
понимании семейной жизни и
подготовке к ней.
Сейчас,
когда атеистические убеждения
стали содержанием веры
немногочисленной социальной
группы, Церковь должна стремиться
к более активному влиянию на
жизнь общества, ибо ей
принадлежит исключительное
свойство жизни в Духе Истины (Ср.:
Ин. 16, 13) и потому никакое иное
учение не может приобщить
человека к познанию Истины и
даровать ему «праведность и мир и
радость во Святом Духе»(Рим. 14, 17).
Продолжение
следует
|