Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№3 (51) март 2006 года
Наши за границей
|
Протоиерей
Владимир Маничев |
В середине октября 2005 года я
отправился в Вашингтон по
предложению своего друга Юрия
Печеркина, с которым в
семидесятые годы учился в
музыкальном училище в Челябинске
и даже некоторое время играл
дуэтом. Во время моей учебы в
Московской Духовной семинарии он
оканчивал институт имени
Гнесиных по классу баяна, потом —
как дирижер-хоровик. Я сам
посоветовал ему перейти на это
отделение с расчетом на то, что
когда-нибудь он сможет стать
регентом хора. И он стал им. Уже
шесть лет Юрий — руководитель
хора Свято-Иоанно-Предтеченского
кафедрального собора в
Вашингтоне. Причем этот коллектив,
по мнению Митрополита Лавра,
возглавляющего Русскую
Православную Церковь Заграницей,
самый лучший за рубежом.
Официальное приглашение мне
прислал настоятель собора
протоиерей Виктор Потапов.
Практически на второй же день
после посещения американского
консульства в Москве я получил
годовую визу и 17 октября вылетел
рейсом Москва—Лондон, затем
Лондон—Вашингтон. Спустя 10 часов
я уже был в Америке.
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КОЛОКОЛЬНЯ И
БАТЮШКА С МИКРОФОНОМ
Вашингтон — это город-парк. В
его центре гуляют олени, через
дорогу бегают не кошки и собаки, а
белочки и барсуки. Климат
можно сравнить с нашим Крымом. Из
деревьев в основном растут клен и
дуб. Причем, если наша
растительность по преимуществу
хвойная и потому зеленая летом и
зимой, то здесь осенью склоны гор
красные. Только желтеют березы,
которые совсем не похожи на
русские и напоминают, скорее, наш
тополь. Вообще, сама природа и
горы вокруг Вашингтона чем-то
похожи на предгорье Алтая.
Из
православных храмов в
американской столице действуют
три часовни и три церкви. Свято-Иоанно-Предтеченский
кафедральный собор принадлежит
РПЦЗ, а храм во имя Святителя
Николая относится к Московской
Патриархии, правда, служба в нем
идет только по-английски. Есть
также антиохийский храм, внешне
ничем не отличающийся от наших
церквей. Помпезный, огромный, на
его стенах нет привычных для нас
фресок, зато висят иконы
православных святых.
Иконостас сделан из розового
мрамора. В церковном киоске лежат
книги старца Силуана Афонского,
праведного Иоанна Кронштадтского.
В отличие от русских православных
храмов, в антиохийском стоят
лавки, как в католическом костеле.
Но служба такая же, как у нас,
служебники лежат перед каждым
прихожанином. И хотя они служат на
английском языке, Божественная
Литургия ничем от нашей не
отличается.
В Свято-Иоанно-Предтеченском
соборе богослужение совершается
на двух языках — английском и
церковно-славянском. Конечно,
настоятелю собора, протоиерею
Виктору Потапову, приходится
трудновато. Ему помогает отец
Игорь, приписной, заштатный
батюшка, он служит раннюю
литургию на английском языке, а
все остальное на плечах отца
Виктора.
Вообще, жизнь кафедрального
собора очень насыщенная. Здесь
существует сестричество
милосердия, названное, как и
новосибирское, в честь Пресвятой
Богородицы.
Прихожан в нашем смысле тут нет.
Люди записываются в храме и
платят символическую сумму —
примерно один доллар. Всего
записано полторы тысячи
человек, среди них активных
прихожан — около семисот. В
воскресные дни, я это видел сам,
храм полон народа.
Интересно, что колокольня в
соборе механизирована — кнопочку
нажал, и раздается колокольный
звон. Батюшке с амвона кричать
тоже нет необходимости: он, как
диктор, включает маленький
микрофончик и спокойно говорит,
а его все слышат.
Сам Свято-Иоанно-Предтеченский
собор небольшой, его можно
даже сравнить с нашим Покровским
храмом. Сейчас чувствуется
потребность в его увеличении. При
соборе работает детский сад, где
воспитываются ребятишки с трех до
семи лет. Главная задача, которую
ставят перед собой воспитатели,
— обучить их русскому языку.
Кроме русских, среди прихожан
есть и американцы. Практически
при одном храме организованы две
общины. В большом зале
трапезной собора, где кормят не
бесплатно, как у нас, а за деньги,
прихожане смотрят фильмы,
общаются. Все здесь приспособлено
для этого, даже установлена
небольшая трибуна с
беспроводным микрофоном, чтобы
можно было ходить с ним по залу.
В общем, «все, как в Америке».
Я тоже читал там лекцию перед
своим отъездом, рассказал об
Успенском и Покровском приходах,
о деятельности Отдела по связям с
Вооруженными силами, показал
небольшой фильм, который был снят
первого октября прошлого года, в
первую годовщину образования
общины глухонемых.
Православные американцы были
растроганы до слез, они и не
предполагали, что такое возможно.
Особенно их поразило, как наши
глухонемые жестами пели Символ
веры. Прихожане Свято-Иоанно-Предтеченского
собора собрали для общины
тысячу долларов.
Кстати, то, что мы намереваемся
создать в Успенском приходе, —
реабилитационный центр для
слабослышащих со своим храмом,
детским садом, школой,
мастерскими, — в Вашингтоне уже
есть, причем на высоком уровне.
Мне довелось побывать в
университетском городке в
центре Вашингтона, где живут и
учатся только глухонемые. Это
более тридцати корпусов, школа,
костел, спортивные площадки, все
благоустроено. Целый город для
глухонемых. Я хотел встретиться с
пастором костела, чтобы узнать,
как у них поставлена работа с
верующими, но у меня не было на
это полномочий. Это же не Россия,
здесь ничего так просто не бывает,
за все нужно платить. Американцы
хотели организовать что-то вроде
обмена опытом между нашей и их
общинами глухонемых, долго
выясняли, что именно нам от них
надо. В результате решили, что
речь может идти об общих жестах.
Но кому-то ведь надо оплачивать
организацию подобной социальной
программы, приезд новосибирцев
в Вашингтон и вашингтонцев – в
Новосибирск. Кроме того, для
этого у нас должна быть создана
епархиальная программа по
православному просвещению
глухонемых на языке жестов,
которой пока нет. Тем не менее, я
взял электронный адрес
вашингтонской общины, и при
необходимости можно будет
связаться с ее руководителями.
Свято-Иоанно-Предтеченский
приход очень много жертвует на
благотворительные нужды.
Например, в прошлом году на эти
цели, в том числе на оказание
помощи российским монастырям,
было пожертвовано около 170 тысяч
долларов. В Оренбургской области,
к примеру, живет батюшка,
который усыновил 66 детей. Раз в
год он приезжает в Вашингтон, Нью-Йорк,
другие американские города, где
есть православные храмы, и
собирает пожертвования. На эти
деньги он может содержать школу и
даже построил близ Троице-Сергиевой
Лавры дом, куда его дети приезжают
на каникулы.
Настоятель кафедрального
собора протоиерей Виктор Потапов
очень интересный человек. Почти
тридцать лет он ведет на
радиостанции «Голос Америки»
религиозные передачи.
Наверняка многие слышали его
голос. В послед-
нее время он часто бывает в
России — в Оптиной Пустыни,
других святых местах. После
поездок делится со
священнослужителями и
прихожанами своими впечатлениями,
показывает отснятые фильмы. Отец
Виктор часто приглашает к себе
артистов. Как раз после моего
отъезда из Вашингтона здесь
должен был выступать грузинский
хор. Словом, приход живет активной
жизнью, может быть, не столь
наполненной духовно, зато
связанной с помощью ближним.
ЧУДО СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА
Протодиакон Леонид
Михайличенко показал мне святыни,
которых величайшее множество
хранится в кафедральном соборе.
Среди местночтимых святынь —
мантия святителя Иоанна
Шанхайского и Сан-Францисского
(Максимовича). Она находится под
иконой святителя, написанной с
клеймами, на одном из которых
изображен автомобиль. Как
оказалось, здесь запечатлен
момент из жизни владыки Иоанна,
когда он прямо на мостовой в
центре Сан-Франциско отслужил
панихиду. Ему не позволяли этого
делать, но он, как вспоминают,
заправил кадило, поставил
икону и стал служить, ни на кого не
обращая внимания. Машины начали
его объезжать. Это было
совершенно не типично для Америки,
потому что за такое другого могли
бы и арестовать. Но владыку
Иоанна многие знали и понимали,
что это человек не простой, его
юродство напускное.
Так вот, еще до его прославления
здесь произошел такой случай. В
нашей стране есть мошенники,
которые якобы организуют для
людей, страдающих серьезными
заболеваниями, всякие программы,
марафоны, собирают огромные суммы
на их лечение в Америке. Затем они
привозят больных людей в Штаты,
забирают у них паспорта, два-три
дня кормят, а потом сажают на
самолет и отправляют обратно в
Россию. Вот так в Вашингтоне и
оказались женщина по имени Анна и
ее 16-летний сын Сережа, болеющий
детским церебральным параличом.
Когда у них отобрали паспорта, она
не знала, к кому обратиться, у кого
искать помощи, и со своим горем
пришла в собор. Анна
подошла к матушке отца Виктора
Марии, но та была в этот момент
занята, потому просто указала
рукой в сторону иконы святителя
Иоанна и сказала: «Вот Владыка
Иоанн, подойдите, расскажите
ему все и помолитесь».
В храме, кроме иконы, имеется
фреска с изображением
святителя. Анна тогда была еще не
крещеная и понятия не имела, как
молиться. Плача навзрыд, она
подошла к фреске и стала
разговаривать вслух. Это матушку
удивило. Она заинтересовалась
необычным поведением женщины и
выяснила, что Анна и ее сын попали
в руки мошенников. Поскольку
протоиерей Виктор Потапов — лицо
официальное, да еще много лет
работает на радио «Голос Америки»,
он пользуется авторитетом и
имеет связи в американских СМИ.
Отец Виктор подключил к делу
тележурналистов, они все
вместе пришли к тем людям и
очень жестко поговорили с ними.
В итоге, мошенники отдали
паспорта.
Сергей ходить совсем не мог, у
него были сильные боли в области
позвоночника, передвигался он на
инвалидной коляске. Но в день
прославления владыки Иоанна
на него возложили мантию, и он
сразу встал. Правда, ему было
больно ходить. Сережа начал
служить алтарником, во время
богослужения он на костылях
выходил с подсвечником, уродливо
выходил, но здесь к этому
относятся спокойно. Американский
врач, который его обследовал
после того, как парень встал с
коляски, сказал, что не
будет использовать никаких
особых методов лечения, кроме
обычной физиотерапии и массажа, а
станет только наблюдать за ним.
Сережа был старательным
пациентом, выполнял все
предписания, словом, сам тоже
боролся за свое здоровье. И вот
однажды врач то ли в шутку, то ли
всерьез говорит ему: «Иди принеси
костыли». И тот встает с кушетки и
идет за костылями... Доктор был
потрясен: он же сам видел
рентгеновские снимки и понимал,
что этого быть просто не может.
Прошло уже четыре года, как
Сергей исцелился. За это время он
полностью поправился и даже
женился на японке. Она стала
православной, и в благодарность
за чудо они совершенно
бескорыстно вместе ухаживают за
храмовыми подсвечниками. Когда
заканчивается служба, втроем —
Сережа, его жена и мама — убирают
и чистят их.
Продолжение следует.
|