Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№2
(50) январь 2006 года
Хроника
епархиальной жизни
На сегодняшний день затруднительно говорить о какой-либо
педагогической системе по воспитанию в семье. Это связано с
положением Церкви в предшествующие годы, когда корабль
церковный был взорван, на протяжении ряда десятилетий мы
спасались на обломках кораблекрушения. С другой стороны,
активно навязываемые нашему обществу либеральные ценности
приводят к утрате христианского содержания жизни, или
христианского понимания жизненных ценностей.
В семье проходит большая часть жизни ребенка. Семья в
понимании православной церкви существует только потому, что
она есть питающая Церковь Божия. «Домашние церкви», которые
так часто упоминаются в посланиях апостолов, доподлинно
живые клетки тела Церкви. «Домашняя церковь» по своей
природе воплощает религиозные ценности и верования в
повседневном быту, в поведении, праздниках, застольях и
других глубоко традиционных обычаях. На Руси знали, как
зачинать, вынашивать и рожать здоровых, крепких, добрых
детей. Злой ребенок, а позже злой человек, самодостаточными
жизненными силами не обладает, поэтому он вынужден красть
или отбирать их у добрых по своей природе людей. Нынешняя
статистика утверждает, что в настоящее время в России
здоровые дети практически не рождаются. Малая домашняя
церковь вкупе с большой Церковью - Миром,
Приходом—определяли весь педагогический строй воспитания
русского человека: как молиться, как ладить с родителями,
как подчиняться старшим, какжить с соседями, с родней, как
любить Родину, как почитать власти, которые всегда от Бога,
как рожать детей, как «службу государеву служить исправно».
Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья—это
наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей,
созданных дедами, прадедами. Такова была Россия, которую мы
потеряли.
Тем не менее, именно мы строим новую Россию и возрождаем
православные семьи. Задача каждого из нас как родителей —
своим примером привить христианский жизненный уклад нашим
детям. Наша христианская вера должна воплощаться в
христианской семье, наша вера призвана проявляться в
ежедневной, ежечасной жизни. Серией публикаций работ
известного православного автора протоиерея Артемия
Владимирова в нашей газете открывается новая рубрика—Семья и
Церковь. Эта страничка будет посвящена молодым супругам,
будущим мамам, или тем, кто уже благополучно разрешились от
бремени. Надеемся преподать таковым благочестивым душам,
избравшим путь законной семейной жизни, несколько
спасительных советов.
Иерей Игорь Затолокин, настоятель храма Живоносный
источник поселка Ложок, г. Искитим НСО
О рождении и воспитании ребенка
Священник Артемий Владимиров |
Беседа
первая. Зачатие
И прежде всего приходит на ум, когда размышляешь о столь
важном предмете, — сокрушение, скорбь и сетование. Помните,
как плакал на развалинах Иерусалима вещий пророк Иеремия,
плакал и рыдал, созерцая повсюду разорение: уведены были в
плен в далекий Вавилон соотечественники его и не могла
утешиться душа пророка, хотя и знала, доподлинно знала —
случилось это по грехам человеческим, не без воли Божией.
Так и ныне пастыри Божии плачут, когда надлежит им
размышлять и говорить о жизни в семье, ибо диавол более
всего, как кажется, ненависти и коварства направляет во
Святая святых—сердца человеческие, дабы соделать эти сердца
неспособными к жертвенной любви, на которой и зиждется
православная семья.
И особенно достойно плача то, что наши дети, их
благобытие, духовное и телесное здравие почти что всецело
находится в руках их будущих родителей. Какая девушка, выйдя
замуж, не мечтает, чтобы ее дитя было благо, сильно,
красиво, добро, не надеется, что ее ребенок некогда утешит
седины родителей?
Но как мало ныне молодых людей, которые прилагают к этим
мечтам благочестивую жизнь! Яблочко недалеко падает от
яблони, и если свят корень, то благочестивы и ветви, а если
червь подточил ствол дерева, можно ли ожидать сладких
плодов, когда придет время урожая?
Итак, прежде всего православным супругам должно молиться
о даровании им дитяти. Те, кто памятуют о молитвах венчания,
не забыли как призывалось на главы жениха и невесты огненное
благословение:
«Благослови их, Господи Боже наш, якоже благословил еси
Авраама и Сарру, благослови их, Господи Боже наш, якоже
благословил еси Исаака и Ревекку, благослови их, Господи
Боже наш, якоже благословил Иоакима и Анну!»
Что это за имена? Что это за супруги? Чем они были
приятны Богу? Тем, что молились о даровании им дитяти, тем,
что знали: дитя — это благословение Божие, это чудо Божие,
это радость, которая должна быть вымолена.
Вот почему истинно молитвенные супруги никогда не будут
уязвлены диаволом, который понуждает мужа и жену в жертву
сладострастию приносить естество. Наши дети страдают еще до
своего зачатия, а точнее сказать, те страдания, которые
причиняют друг другу сладострастные родители, ругаясь над
собственным естеством, отражаются на телесном и душевном
состоянии их будущих детей.
Вот почему Церковь выделила в неделе три святых дня,
сопряженных со страданиями Христа: в среду Господь наш был
предан Иудою, в пятницу Христос Бог как человек был распят
на Кресте, в воскресенье — воскрес. Супруги, благоговея пред
Кровью Христа, излитой со Креста, в ночь под среду, под
пятницу, под воскресенье живут раздельно, не смея
прикасаться друг к другу, по взаимному согласию, посвящая
время молитве, чтению Евангелия, богомыслию. Церковь
свидетельствует, что если чадо зачато в святой день, если
святой день поруган похотью родителей, то оно лишается по
вине родителей всего богатства благословения Божия. Говорят,
что Иуда был зачат своими родителями во дни поста, дни,
священные для ветхозаветных людей.
По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние
души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец
родителей в священный час зачатия. Мужу и жене, любовь
которых священна, ложе которых чисто и непорочно, должно
заботится о целомудрии сердечном. Освящены наши родительные
способности, но сердце — это наш жертвенник, на котором
должен воскуряться лишь фимиам нетленной, чистой молитвы:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!
Если люди по своему духовному невежеству отдаются
сладострастным помыслам, мечтаниям, воображениям, если
растлевают себя неестественным блудом, то они тем самым уже
подтачивают творческие силы своего ребенка. Если дитя
зачинается в табачном дыму, в пьяном угаре, там, где
царствует лишь страсть, там, где нет места смиренной
молитве: Господи, исполни чрез нас Святую волю Твою!
Господи, Тебе посвящаем наше будущее дитя! Господи, мы лишь
слабое орудие Твоего Промысла, Ты Сам, Твоя десница да
благословит нас на святое дело! — там, где нет этого
молитвенного устремления к Богу, а есть лишь животная
похоть, то тем самым мы уже обрекаем наше дитя на
страстность, лице его будет не так светло, как могло бы быть.
Что говорить о тех матерях, которые имея во чреве дитя,
чувствуя, как оно бьется под сердцем, рабствуют
сладострастию, по своей ли вине, или по настоянию супруга, и
имеют супружеское общение? Рекомендую таковым смотреть
передачу «В мире животных», ибо животные учат нас жить
по-человечески. Никакая кошка не допустит к себе Барсика,
коль скоро почувствует: «там» — будущие котята; но напротив
— ощерится, зашипит, подымет уши, выпустит когти и скажет на
своем кошачьем языке: «Уходи, постылый, ты не нужен мне!»
Поэтому, исходя из священнической практики, можно
утверждать: страшные несчастья — выкидыши, которые случаются
у многих женщин, желающих иметь детей и рожать их во славу
Божию, имеют место не без их вины: либо не освящен брак,
либо дитя страдало и было утесняемо, когда супруга
отдавалась супружеской жизни, в то время, как сего уже не
требовало естество.
Будущей матери должно быть весьма покойной, мирной и
тихой. И для того, чтобы уродливые женские капризы, которые
обычно проявляют чревоносящие, не растлевали наше сердце, не
ущербляли его, должно готовящимся родить чаще приобщаться
Святых Христовых Тайн. «Чем чаще, тем лучше!» — так говорит
преподобный Серафим Саровский. Конечно, с сознанием своего
недостоинства, конечно, с великим благоговением и трепетом,
конечно же, чувствуя, сколь мы немощны, и сколь нужна сила
Божия, освящающая и нас, и плод во чреве.
Должно помнить, что всякий крик, всякое нечистое слово
уже оскверняет ребенка, уже напечатлевает на его утробном
сердце образы порока и страстей. И напротив, совершенно
иначе складывается судьба младенчика, если будущая мать в
молитвенном устремлении часто созерцает икону Пречистой
Божией Матери. Особенно трепетно должно беременным молиться
перед Феодоровской иконой Божией Матери, а также обращаться
к Святой Великомученице Екатерине, которая была девственна,
уневещена Христу, именовалась и именуется невестой Христовой
премудрой, но которая по промыслу Божию покровительствует
готовящимся родить.
Очень важно обращаться к священнику накануне родов и
попросить своего духовного отца или просто внимательного
батюшку почитать молитву на разрешение от бремени. Какие это
чудные молитвы! В заключение этой беседы я лишь только
воспомяну несколько прошений из этих молитв. Две молитвы
есть у священников: одна молитва обращена к самому Господу,
а другая — к Божией Матери. Какие трогательные слова
составлены Духом Святым, которые мать, преклонив колена,
слышит над своей главою: «О Мати Божия! Ты сама знаешь
естество матери и чада. Ты не потребовала помощи, но
нетленно родила Сына Своего и Бога. Ныне же подаждь помощь
требуемую рабе Твоей, Тебе смиренно молящейся, и даруй ей
легкое, благополучное разрешение от бремени. Сама приими ее
дитя и сохрани мать и младенца от всякой заразы, от всякой
нечистоты, от лукавства диавольского, от всякого мора, но
огради Ангелами сияющими рабу сию и сподо-би младенца, емуже
в оный час надлежит родитися, таинства Святаго Крещения».
|