Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№2
(50) январь 2006 года
ПАЛОМНИЧЕСТВО
ПЕШКОМ ПО СВЯТОЙ ГОРЕ
Диакон Николай Тетюцкий |
... Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!..
А.С. Пушкин
4 декабря
В Карее я должен был пересесть на другой автобус, который
шел в порт Дафни. На остановке опять встретил старых
знакомых — томского игумена Силуана и его попутчика Евгения.
Они тоже направлялись в порт, на противоположный берег Афона.
Когда
мы приехали туда, до отхода парома оставалось еще много
времени. Монах Паисий, с которым я познакомился в автобусе,
предложил мне отдохнуть в его доме. Это было двухэтажное
строение со множеством не отапливаемых комнат. Отец Паисий
ушел, оставив меня одного. Тут я прочитал, наконец, все
молитвы и каноны, положенные перед Святым Причастием, — то,
что не успел сделать в монастыре Каракалл, когда иеромонах
Иоанникий предложил мне причаститься. Потом побродил немного
по дому. Холодина жуткая! Только когда пришел отец Паисий и
мы с ним выпили по чашечке кофе, я немного согрелся.
Попрощавшись с гостеприимным монахом, зашел в портовый
магазин и купил там ладан и несколько икон Божией Матери
Троеручицы. Потом, по приезде домой, я подарил их своему
брату Виктору, одному знакомому — Николаю Аркадьевичу
Дровосекову и диакону Роману Кузнецову из Вознесенского
кафедрального собора.
Здесь же, в порту, я повстречал и монаха Афанасия,
паломника из Владивостока. Мы обменялись с ним иконами, и он
посетовал на то, что никак не может найти себе пристанища,
вот и бродит по Афону. Игумен Силуан, видно, тоже не имел
особого желания принимать в свой монастырь отца Афанасия.
Тут подошел паром. О его размерах можно судить по тому,
что на нем свободно разместились девять большегрузов, 14
малолитражек и более сотни человек. После двухчасового
путешествия по Эгейскому морю впереди показалась широкая
бухта, в глубине которой я разглядел знакомые по фотографиям
очертания русской обители Святого
Пантелеимона. С моря она смотрелась целым городом. Такое
впечатление создавали большие каменные многоэтажные здания,
расположенные на склонах горы вне стен монастыря.
Поднявшись на второй этаж архондарика
(бывшего больничного корпуса), игумен Силуан и Евгений
записываются в книге паломников. Я тоже подхожу к
отцам-гостинникам Философу и Сергию. «А я контрабандист», —
говорю им. Они удивились, что я путешествую без
диамонитириона и без рясы. «Пороть тебя надо», — пошутили
монахи. Но благодаря милости Божией и Заступнице — Игуменье
Афонской меня записывают в книгу паломников и дают
«напрокат» рясу. Поселяемся мы с томичами в одной комнате.
Я выхожу погулять по набережной. Вдоль
нее тянется высокая стена, сложенная из камней, сквозь
которую уже проросла трава и маленькие кустики. Своим
удивлением по этому поводу я поделился с монахом огромного,
под два метра, роста, который шел мне навстречу. «Эту стену
строил я полтора года назад», — ответил он. В свою очередь
он спросил меня, откуда я приехал на Афон. Услыхав, что из
Новосибирска, монах очень обрадовался, подбежал ко мне,
обнял. Оказалось, он родом из Бийска, то есть мы с ним почти
земляки. Завязался обычный в таких случаях разговор. Виктор
Бутин — так его звали — тоже был удивлен, что я паломничаю
один. Он рассказал, что в Бийске у него остались жена
Татьяна и сын Игорь. Весной 2004 года сын пережил
клиническую смерть, но остался жив.
Мы вернулись в келью Виктора. Это узкая и
длинная — около полутора на пять метров — комната,
расположенная на втором этаже. Здесь много икон разной
величины. Жесткая кровать, над которой свисает с потолка
нить на тысячу четок, рядом с ней стул и небольшой столик.
Виктор
еще не монах — послушник. За полтора года жизни в
Пантелеимоновом монастыре, по его словам, он прозрел, понял,
что в миру занимался не тем, чем надо. Как и многие из тех,
с кем я беседовал, Виктор хотел бы остаться и умереть на
Святой Горе. Он попросил меня отвезти подарок — афонские
сухарики — в Бийск протоиерею Феодору Москалюку. (Два его
сына служат в Новосибирске: иподиакон Петр — в Вознесенском
кафедральном соборе и протодиакон Николай — в соборе во имя
святого благоверного князя Александра Невского.) Конечно, я
согласился.
Вечером была служба с акафистом Спасителю. После трапезы я
прочитал вечернее правило в своей комнате, у керосиновой
лампы.
5 декабря
В три часа ночи началось повечерие,
утренняя литургия. Шестопсалмие здесь всегда читает игумен
на греческом языке.
После трапезы два монаха, томичи и я
прочитали акафист преподобному Силуану Афонскому перед его
мощами.
Вообще, сам собор святого великомученика
Пантелеимона надо видеть. В многоярусном иконостасе —
большие иконы в позолоченных рамах. Огромное паникадило с
двенадцатью свечами зажигают так же, как в Великой Лавре,
перед тем как раскрутить в один из моментов литургии.
Площадь храма разделена пополам
ста-сидиями, таким образом, в левой половине проходят службы
святому великомученику Пантелеимону, а правая половина
посвящена Покрову Пресвятой Богородицы. В то время, когда я
был в монастыре, службы проходили в его левой половине, их
возглавлял бодрый девяностолетний старец, игумен монастыря
священноархимандрит Иеремия.
По
просьбе протоиерея Александра Реморова, ректора
Свято-Макарьевского Новосибирского Богословского института,
и игумена Владимира Соколова, настоятеля прихода во имя
святого Архангела Михаила, я подошел к иконостасу и сделал
положенное число поклонов перед иконой святого благоверного
князя Александра Невского, расположенной справа от Царских
врат. Это небольшая, размером с печатный лист, икона с
монограммой царя Александра Третьего в левом нижнем углу.
Она была принесена им в дар монастырю в память о гибели
своего отца, Александра Второго, 1 марта 1881 года. Я был
доволен, что смог не только выполнить просьбы отца
Александра и отца Владимира, но и приложиться к святой
иконе. Немного отдохнув, сходил и на вечернюю службу.
6 декабря
Утром зашел к Виктору за сухарями и к
отцам-гостинникам Сергию и Философу, отдал рясу. Отец Сергий
подарил мне на прощанье две пачки кофе. После этого решил
прогуляться по территории монастыря. Больница, где лечился
преподобный Силуан Афонский, сгорела в 1968 году, и этот
длинный корпус до сих пор не восстановлен — вместо окон и
дверей лишь пустые проемы, крыши тоже нет.
Но настало время отправляться в обратный
путь. Обещают шторм, паром может и не ходить, а моя виза
заканчивается 8 декабря. Мы — я и томичи — отец Силуан с
Евгением садимся на паром. И здесь я встречаю того «немца»,
который был моим спутником на пути в Великую Лавру. Мы оба
рады этой встрече. Игумен Силуан служит нам переводчиком, и
тут-то я и узнал, что мой «немец» на самом деле грек! По
профессии он повар, работает вместе со своей женой на
острове Родос. Паром направляется в Уранополис, а
«немец»-грек - в монастырь Дохиар.
Мы благополучно миновали таможню,
проверки почти не было. Выйдя в город, сразу окунулись в
другую атмосферу — шум машин, разговоры, суета прохожих… Эх,
где вы, так быстро пролетевшие десять дней? Десять дней, да
еще без женщин, — это надо запомнить!
Я со своими попутчиками сажусь в
двухэтажный автобус, который везет нас в Фессалоники, или,
как чаще говорят, Салоники. Мое место — на втором этаже
автобуса, перед ветровым стеклом, и с такой высоты я вижу
весь наш маршрут. Удивляет, с какой точностью огромная
машина лавирует по узким улочкам между припаркованными с
обеих сторон дороги автомобилями.
Вот и Салоники. Находим такси и едем в
гостиницу. Мне выделяют двухместный номер с видом во двор.
Наконец-то можно вымыться!
Позднее мы втроем выходим в город и ищем
рекомендованный нам ресторан. После длительного блуждания по
улицам центральной части Салоник находим нужное заведение и
устраиваемся за одним из столиков на улице. Он отгорожен от
прохожих прозрачной пленкой, рядом стоит титан для обогрева,
как в наших ванных комнатах с газовыми колонками.
Отец Силуан и Евгений выбирают пищу,
соответствующую посту. А я прошу принести еще и немного вина
ради юбилея — ровно 55 лет тому назад в старом одноэтажном
здании железнодорожной больницы я сделал свою первую
операцию. Ассистировала мне Маргарита Францевна Терентьева.
7 декабря
Утром мы, трое сибиряков, пошли в
базилику, расположенную в ста метрах от гостиницы. Это
большое строение с плоской крышей, и, глядя на него, трудно
подумать, что здесь могут проходить богослужения.
Внутренность базилики напоминает
концертный зал нашего оперного театра в миниатюре. Ее
размеры составляют приблизительно 80 на 40 метров.
Собственно, само здание сгорело в третьем или четвертом
веке. С конца XIX века его начали восстанавливать, но
кое-где на уцелевших после пожара стенах еще видна старая
роспись. В базилике, которая служит храмом святого
великомученика Димитрия Солунского, удивляют не только ее
размеры, но и поддерживающие потолок круглые колонны, нефы,
роспись стен, ряды обитых красным велюром кресел. Причем
расстояние от иконостаса и большого амвона до первого ряда
кресел не менее 12 метров. Этот храм оставляет ощущение
простора и обилия света.
В левом нефе под круглой мраморной сенью
— рака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского.
Сверху, на самой раке, под стеклянным колпаком находится
похожий на архиерейскую митру ковчег с главой святого. Под
крышкой раки —узкие щели, через которые опускают записки о
здравии и упокоении.
Справа на возвышении в микрофон пели в
микрофон двое певчих. Они же читали Апостол, а службу
проводил один священник, без диакона. По окончании
богослужения полтора десятка человек получили большие куски
освященного хлеба, а мы подошли к раке со святыми мощами,
написали записки и тоже опустили их в щель под крышкой.
После трапезы в том же ресторане, что и
вчера, мы отправились в музей византийской культуры. За
осмотром одиннадцати залов прошло не менее четырех часов.
Потом еще зашли в книжный магазин, где я купил Литургию
Иоанна Златоуста на греческом языке. Затем отправились в
другой храм, приложились к раке святителя Григория Паламы,
великого учителя исихазма XIV века. Исихазм, от греческого «исихия»
(покой), — движение монашествующих, основателями которого
считаются египетские подвижники Макарий Великий и Евагрий.
Его сторонники считают своим главным делом очищение сердца
от страстей посредством «трезвения» и умно-сердечной
Иисусовой молитвы.
…Вечером мы снова поужинали в
облюбованном нами месте.
8 декабря
Рано утром я побродил по улицам,
расположенным рядом с гостиницей. Когда вернулся, дежурные
Коста и Драга подарили мне карту Салоник, где я отметил (на
будущее!) место расположения гостиницы. Затем мы с отцом
Силуаном и Евгением сообща накрыли стол, поели, вызвали
такси и поехали в аэропорт.
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
В Москве я провел два дня. Хотел
поблагодарить протоиерея Ярослава из храма во имя
Архистратига Михаила, за его совет, но не удалось — он был в
отпуске.
Отдохнув неделю дома, поехал в Бийск,
чтобы выполнить просьбу послушника Виктора — передать
протоиерею Феодору Москалюку афонские сухарики. Бийчане мне
подсказали, как проехать к Успенскому храму. Я подошел к
архимандриту Гермогену и спросил, как мне найти протоиерея
Феодора. Он показал, и я, не спросив фамилию, вручил отцу
Феодору афонский гостинец и поехал к Татьяне, жене Виктора,
в пригород Бийска Сорокино.
Во время нашего разговора с Татьяной
выяснилось, что протоиерей Феодор, которому я отдал сухари,
не Москалюк, стало быть, гостинец я передал не по
назначению. Пришлось возвращаться в город. Проехав 22
остановки, прихожу в храм. Но уже шесть часов вечера, служба
закончилась, и я никого не нашел. Что делать, пришлось
узнавать номер домашнего телефона отца Феодора, звонить и
объяснять, что сухари ему я отдал по ошибке. Он выслушал
меня и пообещал передать подарок по назначению. С легкой
душой этим же вечером я вернулся в Новосибирск.
Позднее я узнал, что отец Феодор Москалюк
получил афонские сухарики, подарок послушника Виктора, а
вскоре отошел ко Господу. Но даже сейчас, по прошествии
времени, я досадую на себя за то, что тогда у архимандрита
Гермогена не спросил фамилию протоиерея Феодора, из-за чего
и произошла эта ошибка.
РУССКИЙ НА АФОНЕ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВ
МОНАСТЫРЬ
Первоначально,
с X века, обитель Святого Пантелеимона Целителя, основанная
фессалоникийским монахом, находилась высоко в горах, там,
где теперь полузаброшенный скит Старый (Нагорный) Руссик.
Издавна здесь селилось много выходцев из Руси, особенно
после свержения татаро-монгольского ига. Сегодняшний
монастырь Святого Пантелеимона был построен после 1760 года
на побережье между Дафни и монастырем Ксенофонт. Деньги на
строительство предоставил фанариотский воевод молдавский
Скарлат Каллимах. Обитель получила название «Господское
общежитие Каллимахов». Туда и переселились монахи из
монастыря Святого Пантелеимона Целителя.
В 1875 году здесь был избран русский
настоятель, иеромонах Макарий, и с тех пор монастырь стал
оплотом российского монашества на Афоне. В пик расцвета, в
1912 году (до подавления имяславческого движения), братия
насчитывала две тысячи человек.
Монастырю принадлежат Скит Богородицы (Ксилургу),
Старый Монастырь (Нагорный Руссик), Хромица и Новая Фиваида.
Достопримечательностью монастыря является
самый большой колокол на Святой Горе весом 13 тонн и
диаметром 2,7 метра.
Главный храм обители — собор в
византийском стиле в честь святого великомученика
Пантелеимона — заложен в 1812 году. Освящен в 1815 году
Вселенским Патриархом Григорием V, в 1821 году принявшим
мученическую кончину. В кафоликоне собора хранится глава
свмч. Пантелеимона, частицы мощей святых Иоанна Предтечи,
Иосифа Обручника, Стефана Нового, Параскевы, Марины,
апостола Фомы, Иоанна Златоуста и других угодников Божиих.
Второй соборный храм — в честь Покрова
Божией Матери — устроен на верхнем этаже основного братского
корпуса. Слева от Покровского храма — храм во имя святых
великих князей — равноапостольного Владимира и благоверного
Александра Невского. Здесь помимо нескольких чтимых икон
находится также честная глава преподобного Силуана
Афонского.
|