Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№2 (50) январь 2006 года      
Читайте в номере:

XIV Международные Рождественские Образовательные Чтения в Москве
Страницы памяти
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
IX Новосибирские Рождественские Образовательныее Чтения
Церковь и армия
Дорогой веры
Семья и Церковь
Диакон Николай Тетюцкий - Пешком по Святой Горе (окончание)
Объявления

 



 

 
 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№2 (50) январь 2006 года 
Православный календарь

21 ЯНВАРЯ / 3 ФЕВРАЛЯ
450-летие преставления и 10-летие обретения мощей преподобного Максима Грека

Преподобный Максим был сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания). Он изучал языки и науки в европейских странах и получил блестящее образование. В 1517 году афонский инок Максим получил указание Константинопольского патриарха ехать в Москву к великому князю Василию Иоанновичу, который пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери. В Москве преподобный Максим, названный Грек, перевел на славянский язык толкования на Псалтирь, на книгу Деяний Апостолов и несколько богослужебных книг, впоследствии толкования Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна.

Но когда преподобный открыто выступил против развода великого князя с женой, его заключили в темницу. Там ему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься от вечных мук». Через шесть лет он был сослан в Тверь. Лишь 20 лет спустя с него сняли церковное запрещение.

Последние годы преподобный Максим провел в Троице-Сергиевой Лавре. Согласно преданию, в 1553 году Максим Грек напомнил царю Иоанну Грозному о помощи вдовам и сиротам воинов, убитых под Казанью. Потом он еще раз обращается с этим напоминанием к царю, предсказывая, что если тот забудет вдов и сирот, умрет его сын-царевич. Царь Иоанн остался глух к просьбам преподобного, и пророчество сбылось.

Преставился преподобный Максим Грек 21 января 1 556 года. К лику святых он был причислен в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси.

24 ЯНВАРЯ / 6 ФЕВРАЛЯ
День памяти Блаженной Ксении Петербургской

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1732 годами в Санкт-Петербурге. Ее муж Андрей Феодорович был певчим при царском дворе. Когда Ксении было всего 26 лет, он внезапно скончался, не успев по-христиански приготовиться к переходу в загробную жизнь покаянием и причащением Святых Христовых Таин. Горе потрясло молодую вдову, и, ради спасения его души, она всецело посвятила свою жизнь служению Богу и людям в христианском подвиге юродства.

Все свое имущество Ксения раздала нуждающимся и уже всю жизнь не имела ничего, кроме одежды, которая была на ней. Питалась она тем, что подавали добрые люди, дни и ночи проводила под открытым небом. Но многие замечали, что это не простая ни щенка: милостыню она брала далеко не у каждого, и только одну копейку, которую тут же отдавала бедным.

Когда строилась каменная церковь на Смоленском кладбище, Ксения тайно по ночам поднимала кирпичи на леса, тем самым участвуя в созидании храма Божия. Физический труд она совмещала с молитвой, которая непрестанно горела в ее сердце. Большинство людей не понимало ее подвига, над ней смеялись, подвергали злобным нападкам. Но Ксения все терпеливо сносила, молясь Богу о спасении своих обидчиков.
Плодом смиренного несения таких трудов и скорбей в соединении с непрестанной молитвой явились великие духовные дарования прозорливости и чудотворения. Одним прикосновением руки блаженная исцеляла больных младенцев. Извозчики, завидя ее издали, гнали лошадей, прося Ксению проехать с ними хотя бы несколько шагов, ибо это приносило удачу в работе.

Однажды она пришла к своей знакомой Параскеве Антоновой и сказала ей: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева отнеслась к известию с большим смущением, однако послушалась блаженной и пошла.

На одной из улиц Васильевского острова у самого кладбища она увидела толпу народа. Подойдя, Параскева узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину, которая, родив здесь же, на дороге, мальчика, скончалась.

Собравшиеся люди пытались выяснить, кем была погибшая и где ее родственники, но узнать этого та к и не удалось. Увидев во всем случившемся перст Божий, Параскева взяла ребенка к себе. Ее усиленные старания найти отца мальчика ни к чему не привели. В итоге, женщина усыновила его и воспитала настоящим христианином. Он до глубокой старости содержал свою мать и весьма почитал ее, Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на себя заботы о сыне погибшей женщины.

Таких чудес было немало, а после кончины блаженной, которая последовала между 1794 и 1806 годами, они еще умножились. Одному горькому пьянице, за которого усердно молились мать и жена, Ксения явилась в видении и сурово сказала: «Брось пить! Слезы матери и жены твоей затопили могилу мою! Восстань!» Тот человек послушался и раскаялся в своей греховной привязанности к вину.

С годами чудеса и помощь по молитвам блаженной Ксении только умножались, народное почитание ее росло, и теперь она — одна из самых чтимых святых Русской Православной Церкви.

25 ЯНВАРЯ / 7 ФЕВРАЛЯ
Икона «Утоли моя печали»

Эта икона была привезена в Москву казаками в 1640 году при царе Михаиле Федоровиче и находилась в храме Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках. Здесь хранились записи о многих чудесах, творимых по молитве перед этим образом, но в 1771 году при пожаре все документальные свидетельства были уничтожены. В народной памяти, однако, сохранились многие случаи чудесных событий. Наиболее известен из них один, положивший начало чествованию иконы как чудотворной.

Знатная женщина, жившая недалеко от Москвы, долгое время страдала изнурительной болезнью и была прикована к постели. Врачи не надеялись на ее выздоровление, и больная уже ожидала смертельного исхода, как однажды во сне она увидела Божию Матерь, сказавшую ей: «Вели везти себя в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святителя Николая, есть мой образ с надписью «Утоли моя печали». Молись перед ним и получишь исцеление».

Наутро женщина поделилась своим сонным видением с родственниками, и все с глубокой верой отправились в этот трудный для болящей путь. По прибытии своем в Москву они отправились в церковь, но не нашли в ней явленного во сне образа. Священник, к которому больная женщина обратилась за советом и помощью, приказал причетникам принести с колокольни все имеющиеся иконы Божией Матери. Среди этих запыленных, обветшавших образов женщина вдруг увидела тот самый, с надписью «Утоли моя печали» и с возгласом «Она! Она!», перекрестилась. С удивлением смотрели на происходящее все присутствующие, так как до сих пор больная не могла даже пошевелить рукой. После молебна женщина приложилась к иконе и встала совершенно здоровой. Это чудо произошло 25 января 1760 года.

В годы советской власти Никольский храм в Садовниках был разрушен. Чудотворный образ Божией Матери перенесли в церковь во имя Святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он находится до сих пор.

В Новосибирской епархии строится храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в районе Клещихинского кладбища.

12 /25 ФЕВРАЛЯ
Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего».
Возлюбленные о Господе братия и сестры, чадолюбивая наша мать Святая Церковь в преддверии Великого поста, в субботу перед Мясопустной неделей (воскресеньем, в которое воспоминается Второе пришествие Христово и Страшный суд) установила совершать поминовение «всех от века усопших праотец, отец и братий наших». В этот день, как бы накануне самого Страшного суда, каждый из нас призывается по мере своего усердия, по мере своей любви к отшедшим от нас нашим близким и сродникам, при живой несомненной вере в непрекращающуюся их жизнь за гробом принести свою горячую молитву об их упокоении.

Со смертью общение между усопшими и живыми не прекращается. Смерти как таковой не существует. Только на время человек разрешается от своего тела и оставляет этот видимый и переселяется в другой, для нас не видимый мир. И человек продолжает жить, так же ощущать и чувствовать все, как тогда, когда находился в теле. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). И бывали случаи, когда усопшие по воле Божией являлись живым, чтобы засвидетельствовать им свое бессмертие, или побудить молиться, или предупредить о какой-либо опасности, тем самым являя им бессмертие души человеческой.

А о том, насколько необходима и важна молитва за усопших, помимо других примеров, уверяет нас характерный случай, описанный в житии преподобного Макария Великого. Однажды преподобный Макарий, ходя по пустыне, нашел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук. «Чей ты, череп?» — спросил святой старец. «Я был начальником всех здесь обитавших жрецов, — послышался голос из черепа. — А ты —авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас, сущих в муках, то мы испытываем некоторую отраду». «Какую же вы испытываете отраду и какие муки?» — опять спросил преподобный у черепа. «Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду с ног до головы, — со стенанием проговорил голос, — и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы отчасти друг друга видим, и это доставляет нам некоторую отраду». Прослезился старец и сказал: «Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию». Потом спросил старец: «А есть л и муки другие, большие?» Послышался ответ: «Есть еще другие, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое милосердие Божие, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняют Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки». После этих слов старец опять закопал череп в землю и пошел в большом раздумье.

Молитва преподобного доставляла некоторую отраду даже язычникам. Тем более церковная молитва доставит отраду и окажет свое благотворное влияние на души усопших христиан, за которых принесена голгофская жертва, которых Господь искупил Своею бесценною божественною кровию. Мы призываемся молиться за усопших с усердием, с любовью, помянуть их добрым словом. Вспомним их добрые дела, их труды, их добрые качества и, наконец, вспомним, что у нас общий жребий, дорога одна и та же, и пусть воспоминание побуждает с любовью, с усердием молиться за усопших.

Любовь, которую нам заповедал Господь наш Иисус Христос, должна простираться не только на живых, но и на ушедших от нас наших близких и родных. Загробная участь их нам неизвестна. В большинстве своем люди умирают с грехами. Между тем за гробом нет больше места для покаяния. Только в земной жизни человек может каяться и творить добрые дела, за гробом же он ничего не может сделать для улучшения своей участи, и его ожидает одно из двух: помилование или осуждение. Как же быть тем, которые не удостоены помилования на суде Божием, но умерли с покаянием и надеждою на спасение? Они могут получить себе помилование по молитвам живых, которые, оставшись на земле, обязаны ходатайствовать пред Богом за умерших, совершая о них поминовение.

Если бы перед нами были отверсты двери вечности, в которой находятся души усопших, то нам предстала бы умилительная картина безмолвной просьбы наших единокровных братьев, просящих наших молитв за них, — и какая душа не содрогнется при виде этих миллионов душ, вопиющих о помощи! Участь усопшего подобна положению человека, который плывет по очень опасному месту. А наши молитвы являются спасительным якорем или канатом, который мы подали ближнему в момент опасности. И как приятно будет человеку, который исполнял свой христианский долг — молился за умерших. А когда мы все там встретимся и увидим их лицом к лицу, то услышим от них благодарность за помощь им. Напротив, какой горький упрек будет тем, которые не помогли своему родному в опасное время своими молитвами.

Один афонский схимник очень любил молиться за усопших, и однажды, когда он молился, то неожиданно впал в забытье, и им овладело полусонное состояние. И видит он, что оказался среди прекрасного луга со множеством прекрасных цветов, а перед ним простирается прекраснейший сад со многими благоухающими деревьями. Долго старец любовался на райский сад, затем, когда он обернулся направо, то увидел красивые беленькие домики и возле одного из них узнал своего старого знакомого, который недавно умер и за которого он молился. Старец к нему подошел, поцеловал его и спрашивает его: «Как ты здесь живешь?» — «Хорошо, — отвечает его приятель, — по милости Божией нахожусь среди этого красивого места». «А знаешь ли ты, что я молюсь за тебя?» — спрашивает его старец. «Как же не знаю? Все знаю, и спасибо тебе за это. Особенно когда вы поминаете нас на проскомидии или на Божественной Литургии, то в это время для нас бывает духовный праздник».

По свидетельству святых отцов, сильнейшими средствами для облегчения участи усопших являются молитва, милостыня и принесение Бескровной Жертвы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не напрасно апостолы установили поминать при совершении литургии усопших, ибо они знали величайшую отсюда проистекающую пользу. Церковь с самых древних времен совершает поминовение усопших. И какая жестокая душа не станет молиться за них Богу, зная, что от нас за висит улучшение их участьи, что по нашему нерадению многие умершие могут лишиться вечного блаженства? Но так как не всякий имеет возможность подавать милостыню или заказывать заупокойную литургию, то не надо пренебрегать и частной молитвой. Молиться за усопших может всякий: и богатый, и бедный, и притом во всякое время и на всяком месте. Мы можем молиться за них и утром, и вечером, и в храме, и дома, и в пути, в свободное от занятий время и во время работы. Всегда и везде Бог примет такую молитву, если она исходит от чистого любящего сердца и соединена с живою верою в Господа Иисуса Христа.

Очень часто после смерти любимых нами родных и близких мы скорбим, что не смогли доставить им в последние дни их пребывания на земле мирную и счастливую жизнь, что своим невыдержанным характером и необдуманными поступками отравили горечью жизнь тех, кто любил нас, и кого мы любили. Зачем не дали мы радости, любви нашим близким хотя бы на пороге их смерти? А теперь уже поздно… Но Церковь нам говорит, что не поздно, и мы можем и сейчас примириться с ними и доставить им радость, которой не дали им здесь. Поэтому, братия и сестры, будем молиться за наших родных и за всех православных христиан. Пусть же наши сердца, исполненные любви к отшедшим сродникам, сольются в единый общий молитвенный вопль к Богу о помиловании их, о прощении их грехов вольных и невольных и о вселении их в обителях райских.

«Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Аминь.

Иерей Александр Матрук

КАЛЕНДАРЬ СЕДМИЦ

13/26 февраля — Заговенье на мясо.
14/27 февраля — Седмица сырная (масленица) — сплошная.
20 февраля/ 5 марта — Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост.
21 февраля/ 6 марта— Первая седмица Великого поста.
27 февраля/ 12 марта - Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
28 февраля/13 марта— Седмица вторая Великого поста.
6/19 марта— Неделя 2-я Великого поста.
7/20марта— Седмица третья Великого поста
12/25 марта— Поминовение усопших.
13/26 марта — Неделя 3-я Великого поста.

5/18 ФЕВРАЛЯ
Икона «Взыскание погибших»

По преданию, эта икона прославилась еще в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего впоследствии высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных.

В России образ «Взыскание погибших», некогда находившийся в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии, прославился в середине XVIII века через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина Феодота Алексеевича Обухова из деревни Вязовки Калужской губернии.

Крестьянин этот занимался различными промыслами, большую часть времени проживая в Болхове. Часто он разъезжал по деревням, скупая пеньку и конопляное семя. Но не забывал он и свою родную деревеньку, насколько позволяли средства, украшая бедный сельский храм различными иконами.

Однажды на праздник Крещения Господня был сильный мороз. Феодота Обухова, возвращавшегося из Болхова, застигла в пути сильная пурга. Настала ночь. Лошадь потеряли дорогу, выбилась из сил и остановилась. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, укутался, лег в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные предсмертные минуты он обратился к Царице Небесной с молитвами о помощи и дал обещание сделать список Ее иконы «Взыскание погибших» и поставить его в своем приходском храме. Пресвятая Богородица услышала его сердечную молитву.

В соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос, сказавший: «Возьмите!» Выйдя из дома, он увидел привязанную лошадь, а в санях лежал полузамерзший его друг Феодот Обухов. Феодота внесли в дом, обогрели и вернули к жизни. По выздоровлении чудесным образом спасшийся крестьянин тотчас приступил к выполнению своего обета. Он заказав список с иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви, и с того времени этот образ Божией Матери стал особо почитаться православным народом.

Икона прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. К ней обращаются матери с молитвами о погибающих детях, многие люди молятся перед ней о избавлении от греховных привычек. И Царица Небесная всем ниспосылает по вере их помощь и заступление.

2/15 МАРТА
Икона «Державная»

Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, вдень отречения Царя-Мученика Николая II от престола.

Крестьянка Евдокия Андрианова, жившая недалеко от села Коломенского, услышала в сновидении голос, который сказал ей: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Через некоторое время она вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.

Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав ее рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую черную икону. Когда ее промыли от многолетней пыли, то перед присутствующими предстало изображение Божией Матери как Царицы Небесной, восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса. В этом образе Евдокия увидела полное соответствие со своими сновидениями.

Впоследствии было установлено, что икону в Коломенское привезли в 1812 году, при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля. Она была оставлена здесь на хранение, но затем о ней позабыли. После явления иконы многие тогда стали считать, что символ этого образа в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе и акафист, составленный с участием святого патриарха Тихона. Но вскоре на почитателей «Державной» иконы, молившихся перед ней по всей России, обрушились гонения.

Списки образа изъяли из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник был также изъят и более полувека пылился в запасниках Государственного исторического музея. Сейчас он возвращена Церкви и находится в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

12/25 ФЕВРАЛЯ
Иверская икона Божией Матери

В IX веке при царе Феофиле во времена иконоборчества близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом этой женщины, она, в надежде сохранить святыню, упросила их оставить святой образ до утра, обещая за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьем в лик Богородице, и тотчас из пронзенной иконы потекла кровь. Поразившись чуду, воины ушли. А женщина пала перед иконой на колени и долго молилась Пресвятой Богородице.

Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла ее к морю и сказала: «Владычица мира! Ты, как Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить меня от гнева нечестивых и образ Свой - от поругания». С этими словами она опустила икону в море. К великому своему удивлению и радости женщина увидела, что икона при этом не легла на воду, а, стоя прямо, понеслась по волнам.

Сын вдовы, по совету матери, не вернулся домой, а отправился странствовать. Спустя несколько лет он стал монахом Иверского монастыря на Святой Горе Афон. Там он поведал игумену о чудесном спасении чудотворного образа, и его рассказ был записан в монастырских книгах.

С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели в море доходящий до самого неба огненный столп. В его сновании находилась стоящая на воде икона Богоматери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошел по воде, как посуху, принял икону и поставил в храме. Но на другой день образ не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили его над монастырскими воротами. Вновь отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз, пока, наконец, Пресвятая Богородица вновь не явилась преподобному Гавриилу и не сказала, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Тогда монахи построили храм над вратами обители, в котором чудотворная икона пребывает и поныне.

По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту ее пребывания над монастырскими воротами «Вратарницей» или «Портаитиссою». История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Ее чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. Почитается Иверская икона и в России. До революции на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре составлялись списки (копии) с чудотворной иконы специально для России. Один из таких образов, который чтится как чудотворный, находится в церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на железнодорожной станции Мочище Новосибирской области.

 

 



Яндекс.Метрика

На главную страницу