Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№2
(50) январь 2006 года
Страницы памяти
ЕГО СОГРЕВАЛА НЕПОКОЛЕБИМАЯ ВЕРА В ПРОМЫСЛ БОЖИЙ |
«Основным
духовным качеством отца Иоанна для меня всегда был и
остается не только его дар рассуждения, но и непоколебимая
вера во всеблагой и совершенный Промысл Божий, ведущий
христианина ко спасению. В одной из книг отца Иоанна
эпиграфом были выбраны часто повторяемые им слова: «Главное
в духовной жизни - вера в Промысл Божий и рассуждение с
советом». Как-то в ответ на мои недоумения батюшка писал:
«Вот, сейчас со вниманием читаю паремии, какая глубина:
«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет
шествием его» — это премудрый Соломон на себе проверил (гл.
16, ст. 9). И вы еще не раз убедитесь в своей жизни, что это
именно так, а не иначе».
Никому не навязываю своего мнения, но я глубоко убежден, что
отец Иоанн - один из очень немногих живущих в наше время
людей, которым Господь открывает Свою Божественную волю и о
конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и
мире. Наверное, это самое высшее проявление любви к Богу и
преданности Его святой воле, в ответ на которые Господь
открывает подвижнику-христианину судьбы людей, делает такого
человека Своим сотаинником».
(Архимандрит Тихон (Шевкунов). Об отце Иоанне Крестьянкине.
18 мая 2005 г.)
5
февраля 2006 года в 9.30 утра, причастившись Святых
Христовых Таин, преставился ко Господу насельник
Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Известие было сообщено архиепископом Псковским и
Великолукским Евсевием во время богослужения в Троицком
кафедральном соборе Пскова. По окончании литургии епископ
Евсевий в сослужении собора духовенства совершил молебен
Новомученикам и Исповедникам Российским, память которых
празднуется Церковью в этот день. Затем была отслужена
панихида по почившему старцу. «Надгробное рыдание нашей
Матери Церкви было произнесено над Новомучениками и над
новопреставленным архимандритом Иоанном, который тоже
претерпел гонения и мучения от советской власти» — сказал
Владыка Евсевий в архипастырском слове.
Отец Иоанн родился 11 апреля 1910 года в городе Орле. Он был
восьмым ребенком в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы
Илларионовны Крестьянкиных, с детства прислуживал в храме.
После средней школы
Иван
Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в
Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в
храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил
его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией
Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон
Иоанн был рукоположен в сан священника, служил в московском
Христорождественском храме в Измайлове. Экзамены на курс
семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950 году, окончив
4 курса Московской Духовной академии, писал кандидатскую
работу. Но завершить ее ему не удалось: в ночь на 30 апреля
1950 года известный своим ревностным служением отец Иоанн
был арестован. Суд приговорил его к семи годам лагерей.
Вернувшись досрочно из заключения, в 1955 году отец Иоанн
продолжил служение в Псковской, а затем - в Рязанской
епархиях.
Он принял монашество 10 июня 1966 года, и в
следующем году иеромонах Иоанн стал насельником Псково-Печерского монастыря. В 1970 году он был возведен в
сан игумена, а 7 апреля 1973 года - в сан архимандрита. В
течение многих лет за советом и духовной помощью к нему
приезжали верующие со всех концов страны и из-за рубежа.
Достигнув преклонного возраста, отец Иоанн не мог принимать
всех нуждающихся, но до последнего времени он отвечал на
письма множеству людей со всего мира. Часть из них была
напечатана: вышли несколько изданий «Писем архимандрита
Иоанна (Крестьянкина)», получили широкую известность
публикации его проповедей и другие книги, втом числе «Опыт
построения исповеди».
В апреле прошлого года отмечалось
95-летие со дня рождения архимандрита Иоанна. В этот день
Святейший Патриарх Алексий II направил отцу Иоанну теплое
поздравительное послание и наградил его орденом преподобного
Серафима Саровского (I степени). Отпевание
новопреставленного старца состоялось 7 февраля в Успенском
Псково-Печерском монастыре.
О
памяти смертной сегодняшнее Евангельское слово к нам, други
наши
.. Как часто в минуты угрызений совести мы собираемся завтра
начать делать добрые дела, в будущем—оставить грех, в конце
жизни — покаяться. Но завтра бывает каждый день, а конец
жизни еще дальше, и своими благими намерениями мы мостим
себе дорогу в ад. Ведь, увы, будущее для нас может и не
наступить, а сразу, минуя будущее, откроется вечность.
Вечность неизбежна! И какая будет она?
И будем помнить, други наши, что никто из живших до нас и
никто из нас не мог и не сможет сказать пришедшей смерти:
«Подожди! Удались, я еще не хочу умирать! Я еще не готов
умирать». Никто не мог остановить ее или воспрепятствовать
ей. Строгая и неумолимая, чаще всего нежеланная, она делает
свое дело, открывая истинную ценность нашей жизни и наших в
ней стяжаний.
Вот о чем заставляет нас подумать сегодня память смертная.
Призраки тленных благ, которые обманывают живущих на
короткое время в земной гостинице, отступят в момент смерти,
и обманчивое сновидение кончится. И богат окажется лишь тот,
кто нынче, сейчас, сию минуту богатеет в Бога.
А сегодняшнее апостольское послание дополняет смысл
евангельской притчи и учит нас тому, что есть истинное,
некрадомое богатство для человека.
И первое, к чему неукоснительно призывает нас Господь, — это
стремление к истине, жажда истины и познания, что есть воля
Божия о нас. Чада света рождены отдуха и исполнены им,
поэтому они и должны приноситъ плоды духа — жить в благости,
в любви, в праведности и истине. Восстань от греховного сна,
воскресни от мертвящих твой дух дел твоих и приступи с верой
ко Господу, и Он оживотворит твою душу и освятит ее светом
истины. Поистине одна жизнь в Боге продолжается за пределами
гроба.
И главное, что заповедует нам апостол Павел:«Не участвуйте в
делах, живущих во греховной тьме» (ср.: Еф. 5, 11), будьте
вы, христиане, светом миру своей праведной жизнью. Своей
праведной жизнью обличайте мир и все зло мира. Свет вашей
жизни призван осветить тьму, не словом, не угрозой, как это
иногда пытаются делать некоторые к большему злу, но своей
праведностью. Но как надо быть внимательну к своей жизни,
как рассудительну, как быстру на покаяние. Праведный, делай
правду, собирай плоды истинно благочестивой жизни в Вечную
Жизнь, копи, умножай это единственное богатство, просвещай
других—близких, утешай, корми.
…Так, други наши, благовременно омоем, очистим себя слезами
и исповеданием грехов своих. Стяжем трудами жизни благодать
Святого Духа, открывающую нам врата в небесные обители. И
всякое наше земное имение употребим на приобретение небесных
сокровищ раздаянием милостыни от милующего и любящего
сердца. Употребим земную жизнь нашу на познание Бога, на
познание самих себя, на устроение своей вечной участи. Не
будем терять времени.
И закончу слово мое словами святителя Игнатия: «Изгнанники
рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы
находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и
крестом убить убивающую нас смерть и возвратить себе
утраченный рай».
Господи!
Умножь в нас веру!
Буди, Господи, буди!
(1,154-156)
Слава
тебе, Боже, во веки!
Какие кресты несут люди, на какой невообразимый Крест взошла
Россия! А жить надо, а живым в гроб не ляжешь, и с Богом не
поспоришь и Ему не предъявишь обвинительный акт в попущении
на земле беззаконий. (3,212)
Несение креста и восшествие на него ни для кого не было
безболезненно. А без креста не увидим мы Христа. Выбор
креста делается однажды, а остальное время жизнь с ним в
том, что этот крест предлагает. (3, 109)
А знаете ли Вы, что с креста-то не сходят, с креста снимают.
А крест ваш, если мужественно донести его до конца, даст
большой плод духовный, преобразуя и вашу душу, и препитая и
близких ваших. И особая трудность в том, что восстает на все
сугубо еще и враг рода человеческого, раздражаемый
благотворным действием вашей сострадательности, которая есть
начало любви. А у нас нет сил и умения, поняв козни врага,
противостать ему. А ведь надо это делать. (3,106)
Дорогая моя, Господь всех нас ведет именно нашими путями,
ошибаться Он не может, ибо зрит суть и знает то, что и мы-то
о себе незнаем, и потому наше представление вожделенного
счастья или несчастья не соответствует истине. (...)
Так что, дорогая моя, нам с Вами надо молиться и благодарить
Господа, учиться терпеть и смиряться и для этого часто надо
научиться в первую очередь терпеть себя. Так что будем жить,
будем страдать и иногда через страдание ощущать близость
Господа. А жить буднями трудно. (3, 273)
Вам нужны терпение и молитва; а когда милость Божия
освободит Вас от епитимии—это дело Божие. Нам не дано
исследовать сроки. Одно несомненно, что, пострадав здесь,
человек освобождается от наказания в Вечности. Вот это и
есть утешение всем страждущим. Сейчас враг еще борется за
Вашу душу и не хочет отойти, но Господь Вас не оставляет и
дарует Вам терпение. Без ропота только живите, и это
вменится Вам в мученичество. (2,79)
Ты унываешь потому, что хочется тебе без труда взлететь на
крыльях праведности, а крыльев-то еще нет, учиться же ходить
по земле по-христиански, смиренно каждый день разглядывая
себя во всей своей немощи, — на это нет ни терпения, ни
желания.
А ведь иного пути нет. Недаром же святые отцы говорят, что
тот, кто научился видеть свои грехи и молиться об
исправлении, больше того, кто даже может мертвых воскрешать.
(2,245-246)
Примите все скорби, какие переживаете (...) как
очистительное наказание за свое прошлое, и научитесь
благодарить Бога за все, сознательно и ответственно принимая
все от руки Божией. Господь пришел ради грешников, чтобы их
спасти, а нам, чтобы спастись, осталось только искренне
осознать, что именно мы те самые грешники и есть. И ради
наших грехов жизнь вокруг становится невыносимой тугой, и
каяться надо в этом, ожидая помощи и прощения от Бога. И
милость Божия не замедлит. А если для очищения от прежней
черноты нашей нужны болезни и скорби, то надо претерпеть их
без ропота и с благодарностью Богу. (2, 250)
Использованы материалы из альбома «Видевше свет вечерний.
Встреча со старцем», Свято-Успенский Псково-Печерский
монастырь, 2004 г.
|