Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№2 (50) январь 2006 года  
Читайте в номере:

XIV Международные Рождественские Образовательные Чтения в Москве
Страницы памяти
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
IX Новосибирские Рождественские Образовательныее Чтения
Церковь и армия
Дорогой веры
Семья и Церковь
Диакон Николай Тетюцкий - Пешком по Святой Горе (окончание)
Объявления

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№2 (50) январь 2006 года  
Страницы памяти

ЕГО СОГРЕВАЛА НЕПОКОЛЕБИМАЯ ВЕРА В ПРОМЫСЛ БОЖИЙ

«Основным духовным качеством отца Иоанна для меня всегда был и остается не только его дар рассуждения, но и непоколебимая вера во всеблагой и совершенный Промысл Божий, ведущий христианина ко спасению. В одной из книг отца Иоанна эпиграфом были выбраны часто повторяемые им слова: «Главное в духовной жизни - вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». Как-то в ответ на мои недоумения батюшка писал: «Вот, сейчас со вниманием читаю паремии, какая глубина: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» — это премудрый Соломон на себе проверил (гл. 16, ст. 9). И вы еще не раз убедитесь в своей жизни, что это именно так, а не иначе».
Никому не навязываю своего мнения, но я глубоко убежден, что отец Иоанн - один из очень немногих живущих в наше время людей, которым Господь открывает Свою Божественную волю и о конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и мире. Наверное, это самое высшее проявление любви к Богу и преданности Его святой воле, в ответ на которые Господь открывает подвижнику-христианину судьбы людей, делает такого человека Своим сотаинником».
(Архимандрит Тихон (Шевкунов). Об отце Иоанне Крестьянкине. 18 мая 2005 г.)


5 февраля 2006 года в 9.30 утра, причастившись Святых Христовых Таин, преставился ко Господу насельник Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Известие было сообщено архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием во время богослужения в Троицком кафедральном соборе Пскова. По окончании литургии епископ Евсевий в сослужении собора духовенства совершил молебен Новомученикам и Исповедникам Российским, память которых празднуется Церковью в этот день. Затем была отслужена панихида по почившему старцу. «Надгробное рыдание нашей Матери Церкви было произнесено над Новомучениками и над новопреставленным архимандритом Иоанном, который тоже претерпел гонения и мучения от советской власти» — сказал Владыка Евсевий в архипастырском слове.

Отец Иоанн родился 11 апреля 1910 года в городе Орле. Он был восьмым ребенком в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных, с детства прислуживал в храме. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника, служил в московском Христорождественском храме в Измайлове. Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950 году, окончив 4 курса Московской Духовной академии, писал кандидатскую работу. Но завершить ее ему не удалось: в ночь на 30 апреля 1950 года известный своим ревностным служением отец Иоанн был арестован. Суд приговорил его к семи годам лагерей. Вернувшись досрочно из заключения, в 1955 году отец Иоанн продолжил служение в Псковской, а затем - в Рязанской епархиях.

Он принял монашество 10 июня 1966 года, и в следующем году иеромонах Иоанн стал насельником Псково-Печерского монастыря. В 1970 году он был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 года - в сан архимандрита. В течение многих лет за советом и духовной помощью к нему приезжали верующие со всех концов страны и из-за рубежа. Достигнув преклонного возраста, отец Иоанн не мог принимать всех нуждающихся, но до последнего времени он отвечал на письма множеству людей со всего мира. Часть из них была напечатана: вышли несколько изданий «Писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина)», получили широкую известность публикации его проповедей и другие книги, втом числе «Опыт построения исповеди».

В апреле прошлого года отмечалось 95-летие со дня рождения архимандрита Иоанна. В этот день Святейший Патриарх Алексий II направил отцу Иоанну теплое поздравительное послание и наградил его орденом преподобного Серафима Саровского (I степени). Отпевание новопреставленного старца состоялось 7 февраля в Успенском Псково-Печерском монастыре.
 


О памяти смертной сегодняшнее Евангельское слово к нам, други наши
.. Как часто в минуты угрызений совести мы собираемся завтра начать делать добрые дела, в будущем—оставить грех, в конце жизни — покаяться. Но завтра бывает каждый день, а конец жизни еще дальше, и своими благими намерениями мы мостим себе дорогу в ад. Ведь, увы, будущее для нас может и не наступить, а сразу, минуя будущее, откроется вечность. Вечность неизбежна! И какая будет она?

И будем помнить, други наши, что никто из живших до нас и никто из нас не мог и не сможет сказать пришедшей смерти: «Подожди! Удались, я еще не хочу умирать! Я еще не готов умирать». Никто не мог остановить ее или воспрепятствовать ей. Строгая и неумолимая, чаще всего нежеланная, она делает свое дело, открывая истинную ценность нашей жизни и наших в ней стяжаний.

Вот о чем заставляет нас подумать сегодня память смертная. Призраки тленных благ, которые обманывают живущих на короткое время в земной гостинице, отступят в момент смерти, и обманчивое сновидение кончится. И богат окажется лишь тот, кто нынче, сейчас, сию минуту богатеет в Бога.
А сегодняшнее апостольское послание дополняет смысл евангельской притчи и учит нас тому, что есть истинное, некрадомое богатство для человека.

И первое, к чему неукоснительно призывает нас Господь, — это стремление к истине, жажда истины и познания, что есть воля Божия о нас. Чада света рождены отдуха и исполнены им, поэтому они и должны приноситъ плоды духа — жить в благости, в любви, в праведности и истине. Восстань от греховного сна, воскресни от мертвящих твой дух дел твоих и приступи с верой ко Господу, и Он оживотворит твою душу и освятит ее светом истины. Поистине одна жизнь в Боге продолжается за пределами гроба.

И главное, что заповедует нам апостол Павел:«Не участвуйте в делах, живущих во греховной тьме» (ср.: Еф. 5, 11), будьте вы, христиане, светом миру своей праведной жизнью. Своей праведной жизнью обличайте мир и все зло мира. Свет вашей жизни призван осветить тьму, не словом, не угрозой, как это иногда пытаются делать некоторые к большему злу, но своей праведностью. Но как надо быть внимательну к своей жизни, как рассудительну, как быстру на покаяние. Праведный, делай правду, собирай плоды истинно благочестивой жизни в Вечную Жизнь, копи, умножай это единственное богатство, просвещай других—близких, утешай, корми.

…Так, други наши, благовременно омоем, очистим себя слезами и исповеданием грехов своих. Стяжем трудами жизни благодать Святого Духа, открывающую нам врата в небесные обители. И всякое наше земное имение употребим на приобретение небесных сокровищ раздаянием милостыни от милующего и любящего сердца. Употребим земную жизнь нашу на познание Бога, на познание самих себя, на устроение своей вечной участи. Не будем терять времени.

И закончу слово мое словами святителя Игнатия: «Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убивающую нас смерть и возвратить себе утраченный рай».

Господи!
Умножь в нас веру!
Буди, Господи, буди!
(1,154-156)


Слава тебе, Боже, во веки!

Какие кресты несут люди, на какой невообразимый Крест взошла Россия! А жить надо, а живым в гроб не ляжешь, и с Богом не поспоришь и Ему не предъявишь обвинительный акт в попущении на земле беззаконий. (3,212)

Несение креста и восшествие на него ни для кого не было безболезненно. А без креста не увидим мы Христа. Выбор креста делается однажды, а остальное время жизнь с ним в том, что этот крест предлагает. (3, 109)

А знаете ли Вы, что с креста-то не сходят, с креста снимают. А крест ваш, если мужественно донести его до конца, даст большой плод духовный, преобразуя и вашу душу, и препитая и близких ваших. И особая трудность в том, что восстает на все сугубо еще и враг рода человеческого, раздражаемый благотворным действием вашей сострадательности, которая есть начало любви. А у нас нет сил и умения, поняв козни врага, противостать ему. А ведь надо это делать. (3,106)

Дорогая моя, Господь всех нас ведет именно нашими путями, ошибаться Он не может, ибо зрит суть и знает то, что и мы-то о себе незнаем, и потому наше представление вожделенного счастья или несчастья не соответствует истине. (...)

Так что, дорогая моя, нам с Вами надо молиться и благодарить Господа, учиться терпеть и смиряться и для этого часто надо научиться в первую очередь терпеть себя. Так что будем жить, будем страдать и иногда через страдание ощущать близость Господа. А жить буднями трудно. (3, 273)

Вам нужны терпение и молитва; а когда милость Божия освободит Вас от епитимии—это дело Божие. Нам не дано исследовать сроки. Одно несомненно, что, пострадав здесь, человек освобождается от наказания в Вечности. Вот это и есть утешение всем страждущим. Сейчас враг еще борется за Вашу душу и не хочет отойти, но Господь Вас не оставляет и дарует Вам терпение. Без ропота только живите, и это вменится Вам в мученичество. (2,79)

Ты унываешь потому, что хочется тебе без труда взлететь на крыльях праведности, а крыльев-то еще нет, учиться же ходить по земле по-христиански, смиренно каждый день разглядывая себя во всей своей немощи, — на это нет ни терпения, ни желания.

А ведь иного пути нет. Недаром же святые отцы говорят, что тот, кто научился видеть свои грехи и молиться об исправлении, больше того, кто даже может мертвых воскрешать. (2,245-246)

Примите все скорби, какие переживаете (...) как очистительное наказание за свое прошлое, и научитесь благодарить Бога за все, сознательно и ответственно принимая все от руки Божией. Господь пришел ради грешников, чтобы их спасти, а нам, чтобы спастись, осталось только искренне осознать, что именно мы те самые грешники и есть. И ради наших грехов жизнь вокруг становится невыносимой тугой, и каяться надо в этом, ожидая помощи и прощения от Бога. И милость Божия не замедлит. А если для очищения от прежней черноты нашей нужны болезни и скорби, то надо претерпеть их без ропота и с благодарностью Богу. (2, 250)

Использованы материалы из альбома «Видевше свет вечерний. Встреча со старцем», Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004 г.


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу