Духовно-нравственные проблемы современного
общества
к 15-летию I Съезда православной молодежи Сибири (1991
г., Колывань, Новосибирская область)
Преосвященнейший ТИХОН,
епископ Новосибирский и Барнаульский
Напутственное слово к
участникам на открытии I Съезда православной молодежи Сибири
Добрый день, дорогие отцы, братья и сестры!
Сейчас мне хотелось сказать несколько слов о том, как
задумывался этот съезд. Дело в том, что у нас в епархии уже
существует движение среди мирян, которые помогают нам,
священнослужителям, во всех наших заботах и трудах: в деле
христианского просвещения паствы, в издательских делах, в
работе со средствами массовой информации, в работе со
студенчеством, с осужденными, с детьми. Эти их благие порывы
не оформлены в какие-то структуры. Время сейчас трудное,
жизнь не ждет нас, идет вперед; положение не только в
Церкви, но и во всем обществе такое, что нам все время
приходится догонять. И мы решили, чтобы предоставить
возможность мирянам более активно участвовать в церковной
жизни, попытаться создать структуры этих церковных,
околоцерковных движений, в первую очередь — православных
братств (этим вопросом у нас уже занимается преподаватель
института народного хозяйства Ю.Г.Марченко), попытаться
создать структуру молодежного движения, которым у нас
активно занимается наш священник отец Андрей Федоров, также
создать и женское движение, детское движение. Мы обратились
с просьбой к Святейшему Патриарху Алексию дать благословение
на проведение такого съезда, обратились к епископу
Костромскому и Галичскому Александру, который возглавляет
наше всецерковное молодежное движение, к игумену Иоанну
Экономцеву, который возглавляет Союз Православных Братств. И
среди детей у нас тоже ведется большая работа: я уже
говорил, это и воскресная школа, и наша певческая школа, и
думаем создать иконописную школу, сейчас у нас уже создан
детский
17
лагерь, и там отдыхают наши малыши. Они будут учиться
Закону Божьему и церковному пению, будут просвещаться в
других вопросах веры и благочестия. Вы знаете, что было
студенческое движение в конце XIX -начале XX веков, оно дало
нашей стране очень многих великих писателей, церковных
деятелей, которые оставили значительный след в истории
Церкви и государства. И естественно, что в такое трудное
время, которое мы переживаем сейчас, невозможно обойтись без
активного участия мирян. Поэтому, приветствуя вас сегодня,
хотелось бы от души поблагодарить всех тех, кто откликнулся
на наше приглашение, я думаю, что это время для вас будет и
полезным, и интересным.
Во-вторых, хотелось бы, чтобы и вы поделились с нами
опытом, который вы уже имеете, ибо чувствуем, что одного
нашего опыта нам не хватает.
Желаю всем вам доброго здравия и Божьего Благословения в
проведении этого съезда.
Современное положение Русской Православной Церкви (Московский
Патриархат)1
Вступление Русской Православной Церкви во второе
тысячелетие своего существования совпало с началом
переломного периода в жизни общества и государства. В
прошедшие десятилетия гонений государством была поставлена
задача не просто лишить Церковь влияния на общество, но
вообще ее уничтожить. Натиск атеистического государства был
настолько велик, что условия выживания Русской Православной
Церкви были несравнимы с условиями, существующими для
какой-либо религии в любой стране мира.
Ныне возрождающаяся, обновляющаяся Русская Православная
Церковь вызывает пристальное внимание и у нас в стране, и за
рубежом. Различные политические и общественные силы пытаются
использовать церковных людей для достижения своих целей, под
церковными знаменами добиваться своих выгод. Стремление к
истинной духовности, всегда присутствовавшее в нашем народе,
но с наибольшей силой проявляющееся именно сейчас, с одной
стороны, и изменившееся отношение государства к Церкви, с
другой, вызвали необычайно широкий интерес к Православию,
его веро- и нравоучению у самых разных людей, а также бы-
1 Доклад на I Съезде православной молодежи
Сибири. 21 июня 1991 г.
18
стрый рост количества приходов Русской Православной
Церкви, возвращение верующим закрытых храмов и монастырей,
открытие новых духовных школ, расширение рамок деятельности
Церкви в делах милосердия и благотворительности. Тысячи
людей приходят в Церковь, ища назидания, утешения; через
таинство Крещения становятся они членами Ее, но не все
становятся христианами не только по имени, ибо вступление в
Церковь возлагает особые обязанности на человека.
Воспринимая только обрядовую сторону, многие не понимают,
что такое подлинная церковность, не ищут духовного
наставничества. Воистину, наше Отечество переживает сейчас
второе Крещение Руси, перед Русской Православной Церковью
встают новые проблемы, решение которых не следует
откладывать.
За последние годы возросло количество епархий, удвоилось
число приходов (с б до 12 тысяч), уже насчитывается около
100 монастырей. Практически все епархии нашей Церкви
испытывают острую нехватку священнослужителей. Причем
нуждаются в них не только новооткрытые приходы, но и
существовавшие ранее, так как рост числа прихожан
наблюдается почти повсюду. Многие молодые люди, которые
могли бы стать священниками на приходе, уходят в
возрождающиеся монастыри, но относиться к этому следует
положительно, ибо растет число молитвенников о душах наших.
Требуется не просто больше священников и диаконов, но
священнослужителей, обладающих серьезной духовной и
богословской подготовкой, так как сейчас, как никогда,
каждый пастырь должен быть готов «всякому требующему отчета»
в нашем уповании «дать ответ с кротостью и благоговением» (1
Пет. 3 :15). В настоящее время подготовка священнослужителей
ведется в 10 семинариях и духовных училищах, двух академиях.
Подготовка эта оставляет желать лучшего: невысокий общий
уровень знаний абитуриентов, устаревшие пособия и программы,
большая часть которых составлена еще в послевоенные годы,
когда духовные школы только возрождались, отсутствие
глубокой богословской системы — все это, как и ряд иных
недостатков заставляет думать о серьезных реформах, в
которых нуждаются наши семинарии и академии. Первые шаги в
данном направлении уже делаются.
Но выпускников духовных школ явно не хватает для
заполнения вакансий. Поэтому часто, сообразуясь с великой
нуждой, преосвященным архиереям приходится рукополагать в
сан лиц, не имеющих духовного образования. Разумеется,
требования, предъявляемые к таким ставленникам, минимальные.
Бесспорно, низкий уровень подготовки многих из них скажется
впоследствии на духовной жизни приходов и Церкви в целом.
Поэтому сейчас делаются попытки, с одной стороны,
расширить секторы заочного обучения при существующих и
открывающихся духовных
19
школах, а с другой — начинают открываться различные
курсы, семинары, а иногда и духовные училища при
епархиальных управлениях, в частности при нашей епархии, на
которых священнослужители, не имеющие духовного образования,
могут получить познания для пастырской деятельности. Выходом
из создавшегося положения может быть и открытие богословских
факультетов при высших учебных заведениях. Так,
предполагается ввести преподавание межконфессионального
христианского богословия при Новосибирском университете.
В связи с такой нехваткой священников и диаконов особая
задача стоит перед настоятелями храмов и всеми
священнослужителями: им надлежит всячески привлекать молодых
людей, отличающихся искренней верой и проявляющих склонность
к пастырскому служению, к активной работе в храме (участию в
чтении и пении, помощи при богослужении в алтаре и т.д.), а
затем рекомендовать их для богословского обучения.
Возвращение ранее закрытых и строительство новых храмов
вызвало необходимость большого объема реставрационных и
иконописных работ. К сожалению, великое церковное служение,
каким является писание икон, в последние десятилетия было
отдано «на откуп» людям нецерковным, иногда не имеющим и
основательной профессиональной подготовки. Ныне специальное
церковно-художественное образование переживает лишь период
становления, но храмы строятся и открываются уже сейчас.
Поэтому мы работаем над тем, чтобы с сентября открыть в
Новосибирске иконописную школу. Уже действует иконописный
кружок в г. Томске. Для поддержания мастерства необходимо
издавать и переиздавать пособия типа иконописных
подлинников, альбомов прорисей икон, канонических
руководств.
Жизнь каждого члена Церкви проходит в приходе. Поэтому
приход, церковная община является основой всей Церкви.
Отрадно, что после длительного перерыва, когда жизнь
православных общин ограничивалась только рамками
богослужения, приходская жизнь возрождается в своей полноте:
проводятся епархиальные советы и съезды, съезды молодежи,
активизируются православные общественные движения. Церковь
получила возможность осуществлять подлинные акты милосердия
и благотворительности, а не просто отчислять средства в
какой-либо новый фонд, хотя и таковые отчисления могут быть
и полезными, и нужными.
Впрочем, практические дела милосердия и
благотворительности вызывают определенные трудности,
связанные не только с внешними обстоятельствами, но и с
потерей в большей части общества, в том числе у верующих,
привычки, потребности в них, причем особенно у молодежи, так
что работу приходится вести силами старшего поколения.
Конечно,
20
глубокая духовность не присуща человеку с холодным
сердцем, который не откликается на нужды ближних. К
сожалению, мало кто из молодых людей способен на
сострадание, а ведь христианская любовь — любовь
сострадательная, прийти к ней можно только через реальные
дела помощи ближним. Но есть основание надеяться, что
Церковь наша способна возродить служение делу милосердия и
любви. Надежда эта основана на том, что по действию Промысла
Божия наша Церковь, лишившись многого, сохранила при этом
главное.
Она сохранила таинственную благодатную жизнь, в центре
которой — Божественная Евхаристия, через которую Святой Дух
человеческую общину преобразует в Тело Христово. Именно этим
главным церковная община отличается от любой другой группы
людей, именно в этом главном — ее сила, а значит, и
жизнеспособность. Главные усилия сейчас должны быть
направлены на построение общинной жизни, на развитие
отношений между членами прихода, на вовлечение мирян в
приходскую работу.
Хорошо известно, как сплачивают людей совместные труды по
организации церковной жизни, поэтому очень важно вовлечь
прихожан в заботу о своем храме. В качестве примера можно
привести общину в честь Всех Святых в земле Российской
просиявших в новосибирском Академгородке. С любовью, своими
руками прихожане строили храм и сейчас принимают самое
активное участие в обсуждении проектов дальнейшего
строительства. Другой пример — наша пастырская деятельность
в местах заключения. Недавно Управление Внутренних Дел
сообщило нам, что православная община 3-й колонии,
окормляемой нашей епархией, обладает, оказывается, самым
большим авторитетом. Эти семьдесят человек, объединившихся в
совместных молитвах, приняли и возлюбили все православные
ценности, не знают теперь в своей среде наушничества, драк,
предательств. По переданному нами проекту в колонии начато
строительство храма. Такие примеры показывают необходимость
и дальнейшей работы в местах лишения свободы, среди падших
душ.
Крайне необходимой представляется пастырская работа во
внебогослужебное время: проведение бесед, организация
кружков. Совершенно необходимо, чтобы дела милосердия и
благотворительности совершались в первую очередь внутри
приходов, чтобы верующие могли видеть практический результат
этих дел. Забота о нуждающихся в помощи должна стать
органической частью повседневной приходской жизни. Только
таким образом, шествуя от малого к большему, можно возродить
церковную диаконию, организовать катехизическую работу в
масштабах всей Церкви, быть готовым ответить на духовные
нужды народа. У нас первым
21
шагом в этом направлении стала организация приходских
библиотек. К сожалению, до недавнего времени в епархии
положение с духовной литературой было крайне
неудовлетворительным. Мы привезли тогда книги из Москвы,
стали закупать их в монастырях, издательствах. Сейчас своя
библиотека есть в каждом приходе. Это важное дело, ведь не
всякий прихожанин сможет приобрести для себя весьма дорогую
книгу.
Особой заботой Церкви должны стать молодежь и дети.
Создание при многих приходах воскресных школ — явление,
бесспорно, отрадное. Но школы эти переживают сейчас период
становления, поэтому нуждаются в особой заботе всей Церкви.
Не хватает помещений, пособий, тем более современных.
Весной этого года мы создали певческий кружок, в котором
сейчас занимается около шестидесяти ребят. На лето для них
организован загородный лагерь. Это дети из обычных семей,
половина их были некрещеными, а сейчас с интересом изучают
Закон Божий, учатся церковному пению.
При Епархиальном управлении действует богословский кружок
«Богословские среды». Его регулярно посещают 20 человек, в
основном студенты, молодые прихожане. Его ведущий отец
Андрей Федоров может поделиться опытом такой работы.
В последние годы Церковь получила скромный пока доступ к
средствам массовой информации. Мало удивления теперь
вызывает появление на экране телевизора человека в рясе,
показ фрагментов богослужения. Но для планомерной проповеди
и привлечения телезрителей и радиослушателей к истинной
духовности, а следовательно к церковности, необходимо
создание специального теле- или радиоканала или передачи. К
сожалению, власть уходящая, а может быть, и приходящая,
следуя известному лозунгу «разделяй и властвуй», ставит
Православие в один ряд с другими религиями и сектами, не
имеющими у нас исторических и культурных традиций; как будто
мало нам национальных противоречий, сеется еще и духовное
разделение. Вместо Святой Руси создается вавилонское
столпотворение. Поэтому мы сочли необходимым создание в
епархии отдела по связям со средствами массовой информации и
издательского отдела. Время на телевидении и радио теперь
надо покупать, и подчас предпринимаются попытки сделать
бизнес на деле духовного просвещения. Но вряд ли правильно в
то время, когда больна душа народа, брать деньги за лечение.
Серьезную озабоченность всей полноты Русской Православной
Церкви вызывает вопрос о ее единстве. Определенные свободы и
права,
22
которые получили в настоящее время наше общество и
Церковь и которые стремительно развиваются, налагают
одновременно нелегкое бремя на каждого члена Церкви. Ибо
свобода внешняя без достаточной духовной и нравственной
цельности человека воспринимается им часто как возможность
произвола. И это искушение очень велико не только для людей
мирских в делах мира сего, но и для членов Церкви в делах
церковных. Последствия впадения в это искушение наглядно
иллюстрируют события на Украине, где в конце 1989 года
возник раскол в связи с образованием так называемой
Украинской автокефальной Церкви, продолжает оставаться
нерешенным вопрос об унии.
Печальны и разделения, существующие между нами и нашими
братьями по крови и вере, членами Русской Церкви Зарубежом.
Последние действия Русской Православной Церкви Заграницей,
направленные на отторжение ряда приходов Московского
Патриархата здесь, в России, делают весьма проблематичным и
затруднительным диалог и сотрудничество между Московским
Патриархатом и Синодом Русской Церкви Зарубежья.
Сейчас, когда многие давно сложившиеся под влиянием
политической конъюнктуры штампы мышления и представления
пересматриваются как для Московского Патриархата, так и для
Русской Церкви Зарубежья, появились возможности для шагов
навстречу друг другу, видится, пусть далекая, но все-таки
возможность к объединению.
Наш съезд должен послужить делу практического возрождения
Православия, духовному возрождению России. Он может внести
свой, пусть небольшой, вклад во взаимопонимание с
соотечественниками. Хотелось бы, чтобы покаяние стало
основой нашей встречи, нашего съезда. Хотя мы новое
поколение, но мы должны признать вину нашего народа и в
богоотступничестве, в которое впала наша страна, и в
цареубийстве, и в измене национальному самосознанию, и в
братоубийственной розни, которая была поднята во имя ложных
идеалов и интересов. Мы, священнослужители, как духовные
пастыри народа в первую очередь должны признать, что было и
соглашательство с безбожниками, и молчание в неправде...
Много проблем стоит перед нами, и решать их надо вместе.
Да благословит нас Господь на наше доброе дело!
23
Богословский сборник
№2
Новосибирская епархия Русской
Православной Церкви 2006 г.
|