«. .И ЖИЗНЬ НАПОЛНИТСЯ
ГЛУБОЧАЙШИМ СМЫСЛОМ »
— Ваше Высокопреосвященство,
прежде чем начать нашу беседу,
позвольте выразить Вам глубокую
благодарность за внимание и
заботу, которые Вы проявляете вот
уже на протяжении семи лет к
нашему журналу. Слова
признательности я произношу не
только от своего имени и редакции
журнала, но и от всех наших
читателей, наших друзей и членов
Попечительского Совета.
Говорят, чтобы яснее виделось
будущее, нужно оглянуться назад.
Начало девяностых годов.
Новосибирская Епархия, которую Вы
возглавили, духовно окормляла
паству на огромных территориях,
вплоть до Тувы. Что для Вас тогда
было самым сложным? Чем
запомнились эти годы?
— В начале девяностых годов
Новосибирская епархия стояла на
пороге своего Возрождения.
Огромная территория епархии
включала Новосибирскую и Томскую
области, Кузбасс, Алтайский край,
Красноярский край, Хакасию, Туву и
Горный Алтай.
Проблемы были общие и большие.
Надо было восстановить все
церковные структуры и храмы,
разрушенные в советское время, а
главное — возродить души людей к
духовной жизни, к исканию Царства
Божия, возжечь свечу
христианского жизнепонимания в
нашем обществе.
Проблема первая —
священнослужители. Их было очень
мало. В Новосибирске в 1990 году
было восемь священников на город
и область, один храм и 2-3
молитвенных дома в райцентрах. А в
то же время: 200 тысяч
идеологических работников-атеистов,
100 человек священников иных
религий, 30 приходов иных
конфессий. В средствах массовой
информации началась травля
священнослужителей Русской
Православной Церкви.
Как мне кажется, задача была
такая же, как в 1936 году. Тогда
Сталин за пятилетку, которую
назвали «безбожной», хотел даже
слово «Бог» вытеснить из русского
языка. В начале девяностых годов
западники, видимо, решили
вытеснить из российской жизни
саму Русскую Православную
Церковь. Не получилось! Именно
возникшие трудности послужили
главным стимулом к возрождению
Русской Православной Церкви, и
она заняла за эти десять лет
подобающее ей место в российском
обществе и оказывает на него
большое благотворное влияние.
— А что сегодня представляет
собой Новосибирская епархия
Русской Православной Церкви?
— Новосибирская епархия
занимает ныне только
Новосибирскую область. Но сегодня
это 92 прихода. Идет строительство
45 храмов. В самом Новосибирске — 25
приходов. В епархии совершают
служение около 200 священников и
диаконов. У нас в городе и области
8 монастырей и 17 монастырских
подворий. Многие монастыри и
приходы имеют арендованные земли
и своими руками выращивают хлеб и
овощи, держат скот. «За
монастырями большое будущее», —
сказал мне знаменитый наш земляк,
Герой Труда Ю.Ф. Бугаков.
Действительно, в село, в глухие
места области пришли и поселились
молодые, крепкие люди — парни и
девушки. Они избрали служение
Богу и труд на земле. У них хорошие
сельские хозяйства.
Кадровую проблему решает наш
Православный Богословский
институт. Помещения мы арендуем,
но будем строить свое здание. В
этом году был первый выпуск — 42
человека. Все они трудоустроены.
Институту — 6 лет. Особенность его
в том, что учатся там и юноши, и
девушки. Юноши становятся
священниками, а девушки —
регентами, иконописцами,
псаломщицами, преподавателями в
наших воскресных и
общеобразовательных школах.
В Домах ветеранов, интернатах
для инвалидов, больницах несут
свое служение наши сестры
милосердия. Таких сестричеств —
десять. Мечтаем об открытии для
них учебного заведения. Есть
гимназии, детские сады,
приходские библиотеки.
Всего в Епархиальном
управлении создано 15 отделов,
которые ведут работу в
соответствующих направлениях.
Основное — образовательная
деятельность и миссионерская
работа, другие направления только
в стадии развития, но они будут
развиваться. Это работа с
молодежью и решение
соответствующих молодежных
проблем, а также другие
направления.
— Очевидно, что в деятельности
Новосибирской Епархии, наряду с
тем огромным вкладом, который она
вносит в духовное
совершенствование нынешнего
общества, есть и проблемы. Какие
из них видятся Вам наиболее
насущными?
— Проблемы будут всегда.
Задача наша — их решать. Приходам
нужны священники, хотя бы еще
человек сто. Хотелось бы при
каждом приходе иметь воскресную
школу. С государством остается
проблема церковной собственности.
Некоторые храмы по-прежнему
используются не по назначению,
иконы хранятся в музеях, даже не
поднимается вопрос об
отторгнутых у Церкви землях.
Постоянная проблема с
помещениями. Что-то можно сделать,
например, в организации досуга
молодежи, но нет помещений, хотя
под водочные магазины, казино,
кафе, бары, барахолки место
находится.
— Духовные проблемы
необходимо решать всем обществом.
Почему-то считается, что эта
задача стоит только перед
Церковью. Это ошибка. Бизнес
должен пользу приносить, а не
растлевать людей. — Огромную
тревогу у многих людей вызывает
деятельность тоталитарных сект.
Ни для кого не секрет, что именно в
последнее десятилетие в Россию
огромным мутным потоком хлынули
лжеучения, лжепророки и просто-напросто
шарлатаны. И по-настоящему с этим
злом, на мой взгляд, борется
только Церковь, а государство,
опять же на мой взгляд, взирает на
все это как сторонний наблюдатель.
Может быть, я ошибаюсь?
— На территории Российской
Федерации работало 300 тысяч
проповедников разных
тоталитарных сект и различных
религий с первых дней перестройки.
Они приехали с деньгами,
гуманитарной помощью,
литературой, чтобы улавливать
души наших сограждан. После 70 лет
уничтожения всякой религии в
нашей стране образовался
духовный вакуум. Они попытались
его заполнить и уловили около 5
миллионов наших
соотечественников.
Иногда задают странный вопрос:
а почему Церковь с этим не борется,
почему плохи наши проповедники?
Приходится объяснять, что с
молчаливого согласия наших
граждан в советское время Русская
Православная Церковь практически
была уничтожена. Погибли 500 тысяч
священников и монахов, взорваны
храмы, монастыри, сожжены
библиотеки, школы, закрыты
воскресные школы, семинарии,
порушены все церковные структуры.
Сейчас народ наш беден, не может
поддерживать Церковь
экономически. А на стороне
религиозных пришельцев
экономическая поддержка самых
развитых стран мира.
Но, несмотря на это, нашествие
удалось остановить. Там, где
укрепилась Русская Православная
Церковь, проблемы тоталитарных
сект почти нет. Хочу предупредить
новосибирцев, которые еще не
сталкивались с сектами. Возврата
оттуда почти нет. Кто там побывал,
рассказывают, что в сектах
используется все: наркотики,
гипноз, психотропные вещества,
зомбирование, контролирование
сознания. Восстановление психики
у побывавших в руках сектантов
исключается.
Особенно беззащитна перед
сектантской идеологией
российская интеллигенция. Больше
всего сект и их последователей в
Новосибирском академгородке.
— Сектанты, прежде всего,
расставляют свои черные сети для
молодежи. И именно молодые люди
чаще всего в них попадают. В итоге
— исковерканные судьбы,
загубленные жизни... А если к этому
еще добавить наркоманию,
проституцию, то поневоле
становится страшно за будущее
нации, будущее страны...
Летом нынешнего года
Новосибирская Епархия провела
съезд православной молодежи, к
слову сказать, — четвертый по
счету. Первый, если мне не
изменяет память, проводился в
начале девяностых в Колывани и
принес свои зримые результаты.
Думается, нашим читателям было бы
интересно узнать — какие цели
преследовало проведение съезда
православной молодежи?
Не так давно в Москве прошел
Всероссийский Съезд православной
молодежи, а теперь проводятся
региональные и епархиальные
съезды. Обмен опытом по решению
современных проблем, общение,
молитвенное единство — в
основании проводимых мероприятий.
Наш Съезд проведен под лозунгом: «Служение
православной молодежи в
современном обществе». Юноши и
девушки (около 200 человек)
собрались в нашем летнем лагере
во имя преподобного Серафима
Саровского в поселке Завьялово
Искитимского района. Молодежь
хочет использовать свободу, чтобы
жить нравственно, по заповедям
Божиим. Так что не все выбирают
грех и порок. Надежда на хорошее
будущее нации и страны остается.
— В последние годы настоящим
бичом нашего общества стали
самоубийства. Явление, которое
все старательно обходят и делают
вид, что его не существует. А как
Вы смотрите на эту проблему?
Порочная жизнь вызывает тоску,
уныние, отчаяние. Среди самоубийц
в основном неверующие люди,
алкоголики, наркоманы, старики,
тяжелобольные. Самоубийство —
это социальный протест. Люди
верили в светлое будущее на Земле
и не обрели его. А искать Царство
Божие их не научили. Сейчас в
России в «Свидетельствах о смерти»
не указывают причину смерти, т.к.
процент самоубийств у нас очень
высокий — говорят, около 50.
Мы, вероятно, на одном из
первых мест в мире по этому
показателю. А вот в Саудовской
Аравии — ни одного процента. Что
значит глубокая вера у населения!
До Октябрьской революции и в
России не знали такого бедствия.
Только возвращение нашего народа
в Церковь, к духовным ценностям
поможет преодолеть это несчастье
и возвратить людям мужество в
терпении различных бед и обрести
радость жизни.
— Все больше людей обращаются
к Церкви, принимают Крещение, ищут
спасения, но не все порою до конца
осознают, что путь духовного
совершенствования — это тяжкий
путь, требующий от человека всех
его душевных сил. Что бы Вы
посоветовали тем, кто только
переступил порог Церкви, либо
собирается это сделать?
— Действительно, сейчас идет
процесс воцерковления общества. В
храмах ныне не только бабушки, но
люди всех возрастов. Большую
работу делают воскресные цер-ковно-приходские
школы. Советую нашим прихожанам
отдавать туда детей. Есть школы
воскресные для взрослых,
молодежные библейские кружки при
храмах по изучению Закона Божия.
Если достижение Царства Божия
наша главная жизненная задача,
значит, мы будем стремиться
искать этот путь к Богу. Семья —
малая Церковь. Дома должна быть
христианская атмосфера. Ищущим
высшего духовного совершенства
наши монастыри предлагают и этот
путь. Обязательно надо читать
душеполезные книги. Их издают
сейчас много, но надо
посоветоваться с духовником, со
знакомым священником, что читать.
— Ваше Высокопреосвященство!
Семь лет назад, когда вышел первый
номер «Сибирской горницы», он
открывался Вашей статьей «Вера.
Надежда. Любовь». И в ней были
такие слова: «Вера — это не
суеверие, основанное на каких-либо
приметах или предсказаниях, а
непоколебимая вера в Создателя
всего мира. Надежда — это не про-
сто ожидание каких-то земных благ,
а убеждение человека, что он образ
и подобие Божие и может достичь
Царства Небесного. Любовь — это
не просто любовь мужчины к
женщине или матери к ребенку, а
высокое духовное состояние,
сострадание и сочувствие,
готовность принести себя в жертву.
Если же не будет у человека этих
понятий, если не воспримет он их в
свою душу, он никогда не станет
настоящим христианином».
Сегодня, по прошествии времени,
к этим словам, разумным и мудрым,
нечего добавить. И все же я
осмелюсь попросить Вас
обратиться с пастырским словом к
читателям «Сибирской горницы».
Что бы Вы хотели им пожелать?
— Пожелать всем читателям
можно что-то хорошее общими
словами. Духовный труд он идет в
общине — Церкви, но индивидуально.
Кто стремится исправить душу,
получает желаемый результат, и
общество выздоравливает на
одного человека.
Чтобы приобрести понятия в
духовной жизни, надо хотя бы раз
прочитать Новый Завет полностью.
Набраться мужества, терпения и
прочитать. Задача трудная, но
Слово Божие настолько очищает ум
человека, что он начинает
смотреть на действительность
совершенно другими глазами. Вот с
чего начинается подвиг спасения
души.
В Священном Писании есть
мудрые слова: «Возлюби Господа
Бога твоего всем сердцем и
разумом твоим и ближнего своего
как самого себя». Если мы
попытаемся это исполнить, то
жизнь наша наполнится
глубочайшим смыслом.
С Высокопреосвященным ТИХОНОМ,
архиепископом Новосибирским и
Бердским, Председателем
Попечительского Совета журнала «Сибирская
горница», беседовал главный
редактор Михаил Щукин.
№4, 2001г. стр. 138
Предоставлено редакцией
журнала Сибирская горница (73769)
|