Газета Новосибирской епархии Русской
Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского
|
Наука и Православие
Святейший Патриарх Алексий II: «Не стоит
противопоставлять науку религии, как это любили делать при
атеистическом режиме»
Проблема взаимоотношений веры и знания,
науки и религии была одной из самых обсуждаемых
образовательным сообществом в прошлом году. Интерес к ней
был вызван открытым письмом десяти академиков РАН президенту
В.В. Путину, в котором они настаивали на том, что вера и
научное знание несовместимы. Однако после прочтении этого
послания остается впечатление, что его авторы, добившиеся
впечатляющих успехов в своих областях знаний, совершенно
незнакомы (или же намеренно игнорируют) c традицией
отечественной религиозно-философской и богословской мысли.
Многие
отечественные мыслители, начиная с М.В. Ломоносова,
считавшего, что «Наука и Вера суть две дочери одного
великого Родителя и в распрю зайти не могут, аще кто по
тщеславию своему на них вражду всклеплет», доказывали, что
противоречие между религией и наукой - мнимое, навязанное
определенного рода идеологией, а не вытекающее из сути
вещей. Глубокий разбор темы о взаимоотношениях веры и
научного знания можно найти в сочинениях В.И. Несмелова,
В.Д. Кудрявцева, протоиерея Сергия Булгакова, Л.П. Карсавина,
А.Ф. Лосева, протоиерея Василия Зеньковского и др. Конечно
же, обращаются к ней и современные богословы.
В частности, она неоднократно затрагивалась в статьях и
выступлениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II. Ниже приводятся выдержки из слова Его
Святейшества на открытии соборных слушаний Всемирного
Русского Народного Собора по теме «Вера и знание: проблемы
науки и техники на рубеже столетий» (1998) и из интервью,
данного Патриархом 24 декабря 2002 г. корреспондентам газет
«Известия» и «Собеседник».
Из Слова
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при
открытии соборных слушаний Всемирного Русского Народного
Собора по теме «Вера и знание: проблемы науки и техники на
рубеже столетий» (Москва - Сергиев Посад, 18--20 марта 1998
г.)
«Наука и техника - это не только открытия, формулы,
изобретения, все новые и новые рукотворные чудеса, которым
поистине уже несть числа. Это в первую очередь люди,
создатели всего этого богатства, такого привлекательного и
нужного, но такого небезопасного. Вопрос о том, что движет
этими людьми, определяет их духовную ориентацию, веру,
идеалы - очень значим для нас. Ведь, по слову Священного
Писания, в руке Божией «и мы и слова наши, и всякое
разумение и искусство делания» (Прем. Солом. 7, 16).
Современные науку и технику часто и справедливо упрекают
в том, что их развитие приводит к опасным для человечества
результатам. Действительно, очень проблематичны и тревожны
возможные последствия научных работ, например, в области
генной инженерии или клонирования живых организмов.
Неоднозначны результаты распространения современных
компьютерных технологий, создания глобальных информационных
сетей. Будучи, по видимости, безусловным благом,
предоставляющим человеку дополнительные степени свободы,
новые технологии также могут вести и к новому порабощению
людей, превращению человеческого сознания и личности в
объект технологических манипуляций. Опасность подобного
развития событий нельзя преуменьшать.
Наряду с этим следует признать совершенно неправильными
звучащие иногда призывы к тому, чтобы совсем отказаться от
современной техники, насильственными внешними мерами
ограничить ее развитие. Ошибочны и попытки объявить всю
область научно-технического знания чем-то принципиально
враждебным Богу и Церкви.
Отказаться от науки и техники сегодня невозможно, да и не
нужно. Важно только, чтобы они не служили построению новой
вавилонской башни - глобального культа потребления, не
вовлекали человечество в порочный круг создания и
удовлетворения все новых и новых сиюминутных потребностей, а
присущими им средствами способствовали устроению мирной,
достойной и справедливой жизни, спасению людей от нищеты,
голода, болезней, невежества. Наука должна служить насущным
нуждам людей: в том и заключается ее предназначение.
Вместе с тем данное служение не следует понимать как
сугубо утилитарное. В этом высоком собрании нелишним будет
вспомнить, что заповедали сегодняшним научным работникам
великие ученые прошлого. Цель науки и главный долг ученого -
это поиск истины. Поэтому православный взгляд на проблемы
науки и техники заключается, в частности, и в том, чтобы
отвергнуть многочисленные попытки поставить науку на службу
не истине, не потребностям гармоничного устроения жизни, а
частным корыстным интересам, в первую очередь интересам
господства и наживы. Мы знаем, что критерий для уверенного
отделения зерна от плевел в этой сложной области может дать
вера, духовный опыт и духовное водительство Церкви.
Ученого, изобретателя, конструктора часто называют
«творцом», «создателем». Действительно, их трудами в земном
мире появляются вещи, ранее в нем не существовавшие, которые
еще несколько лет назад нельзя было даже представить. Это
великая ответственность пред Богом и людьми. Ведь Творец и
Создатель у мира один. Вот почему посреди своих трудов
ученый должен пребывать в должном смирении и благоговении
пред Богом, направляя свои усилия на то, чтобы в меру
возможностей содействовать воплощению Божия замысла о мире и
человеке. История убедительно свидетельствует: в ином случае
всякий ученый, сколь бы талантлив и трудолюбив он ни был,
становится легко уязвим для тяжких духовных болезней —
гордыни, самомнения, ложной уверенности в неограниченных
правах своей научной мысли. Святая Библия предупреждает: «Не
есть мудрость знание худого. И нет разума, где совет
грешников» (Сир. 19, 19).
Особые проблемы связаны с состоянием отечественной науки
и техники. Россия - великая научная держава. Открытия и
изобретения, сделанные в нашей стране, стали отправными
точками многих ведущих направлений мировой науки и техники.
Тяжелый кризис, который переживает Россия в последние годы,
привел к существенному ослаблению ее научно-технического
потенциала. И надо помнить, что если наша страна в самые
короткие сроки не сумеет восстановить былое могущество в
этой области, в наступающем столетии она столкнется с
серьезными испытаниями. В нынешней ситуации само
национально-государственное существование России оказывается
неразрывно связанным с состоянием ее науки, образования,
высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности.
Так что судьба России в наши дни находится во многом в руках
людей, которых принято называть научно-технической
интеллигенцией. Не только духовная жизнь этих людей, но и
житейские проблемы, душевное состояние, а также патриотизм,
готовность мобилизовать все свои таланты и силы на служение
Отечеству - все это не может не волновать Церковь.
В последнее время с трибуны Всемирного Русского Народного
Собора неоднократно звучали весьма актуальные высказывания о
важности духовного влияния Церкви на всех, кто по своему
профессиональному долгу работает с людьми, - учителей,
журналистов, творческих работников. Сегодня не меньшее
внимание должно быть отдано специалистам, работающим в
новейших областях знания, самой широкой научно-технической
общественности. Люди, создающие самые современные научные
знания и новейшие технологии, нуждаются в прочной опоре -
духовной традиции Православия. В этом - возможный ответ
России на те сложнейшие проблемы, которые уже встали перед
ней и с которыми она столкнется в недалеком будущем.
***
Выдержки из интервью Его Святейшества
Патриарха Алексия корреспондентам газет «Известия» и
«Собеседник» (24 декабря 2002 г.) -
Разве между верой и научным познанием
мироздания нет никаких противоречий?
- Нет. Во всяком случае, я этих противоречий не вижу.
Хотя, как известно, во все времена в среде самых разных
народов непременно возникал спор о том, можно ли мистический
опыт подкрепить научными данными? Но это спор религии не с
наукой, а скорее с идеологией сциентизма - мировоззрения,
согласно которому наука рассматривается в качестве главного
фактора прогресса в истории и как основное средство решения
всех социальных проблем. Приверженцы сциентизма привыкли
говорить от имени науки, и тут уже ничего не поделать. Мне
кажется, что этот спор завершить невозможно: одни будут
интерпретировать научные открытия как свидетельство о Боге,
другие - как оправдание агностицизма, который, как известно,
вообще отрицает какую-либо возможность познания объективного
мира и его закономерностей. Впрочем, сам по себе данный спор
не особенно влияет на религиозный выбор человека. Вера
возникает и укрепляется не благодаря рациональным доводам, а
потому, что ее дарует человеку Бог. Можно уверовать, даже
многократно убедив себя в абсурдности религии с точки зрения
разума. А можно доказать для себя существование Бога, видеть
чудеса и не стать при всем этом верующим человеком.
Православие не «доказуется, а показуется» - так еще по этому
поводу говорят в народе.
- Атеистическая наука принципиально
отвергала религиозные представления о мире. Теперь во многих
сферах естествознания получают распространение теории,
подтверждающие истины, давно описанные в Библии. Как Вы к
этому относитесь?
— Не стоит противопоставлять науку религии, как это
любили делать при атеистическом режиме. Творец заложил в
человека стремление к самопознанию и к изучению окружающей
реальности. Это стремление - великое благо. Поэтому наука
как познание и совершенствование мира оценивается
христианством глубоко положительно, ведь в научной
деятельности проявляется творческая сторона человеческой
личности. Но душа живущего на земле человека - это не чистый
образ Божий. Он искажен неправильным употреблением
дарованной нам Господом свободы, что на церковном языке
именуется грехом. Вот и наука, лишенная глубинной
нравственной основы, может быть опасной и разрушительной,
вести к бедствиям и безысходности. Разве не доказал минувший
век со всей наглядностью, что можно разрушить не только
природную окружающую среду, но и человека? Лишить его
прошлого и будущего. А источник настоящего научного
творчества - в Боге. Мышление, основанное на элементарной
логике, не позволяет ощутить реальной сложности и
многоцветности мира. Английский писатель Гилберт Кийт
Честертон высказал остроумное и убедительное предположение,
что наука не способна постичь мир по той простой причине,
что мир не чертеж, а рисунок художника.
- Это похоже на аргумент в подзабытых уже
спорах между физиками и лириками. Претензии ученых на
всеохватность и универсализм казались тогда многим очень
серьезными. Существуют такие амбиции и сейчас. Опасны ли
они?
— Наука просто не может быть, по своей сути, верховным
законодателем и судьей всего бытия человека, особенно в
духовной области. Человек создан по образу и подобию Божию,
и он не может достичь полноты жизни без общения с Богом, без
обращения к Нему в молитве. Духовный опыт недоступен
рациональному познанию, и пытаться оценивать его только по
научным критериям - все равно что оценивать выводы точных
наук по критериям красоты и духовной поэзии. В приобщении
человека к истинному знанию есть, несомненно, сакральный
смысл естественного богопознания, то есть познания мира, как
говорят святые, через «следы Бога» в тварном мире, через
выявление и уяснение закономерностей всего, что нас
окружает. Познавая окружающий мир и находя в нем
закономерности, физик испытывает священный трепет перед
совершенством атомного мира, а астрофизик перед
непостижимостью масштабов космоса. И не случайно многие из
выдающихся ученых прошлых веков и современности являются
верующими людьми. Наука не противоречит вере, напротив, вне
веры не может быть науки. Допущение в математике аксиомы
разве не является своеобразным актом веры, раскрывающим
религиозный характер научного познания мира? Вера
предшествует знанию или знание вере? Эта проблема волновала
еще блаженного Августина. Продолжает волновать она и умы
современных мыслителей.
|