Архиепископ Тихон: Нужно
начинать восполнять
нравственную составляющую в
образовании
|
Валерий МЕЛЬНИКОВ
Вечерний Новосибирск 3.03.2004, 00:02
На фоне роста подростковой
преступности, потери молодежью
нравственных ориентиров все чаще
возникают вопросы: а можно ли что-то
противопоставить агрессивному
натиску бездуховности, можно ли
что-то изменить в воспитательном
процессе, пока еще не поздно? С
такими вопросами корреспондент «ВН»
Валерий МЕЛЬНИКОВ обратился к
управляющему Новосибирской
епархией Русской Православной
Церкви архиепископу
Новосибирскому и Бердскому
Тихону.
- Ваше Высокопреосвященство!
То, что Русская Православная
Церковь играет немаловажную роль
в решении тех или иных жизненно
важных для страны вопросов,
очевидно. А имеет ли Церковь свою
позицию в таком непростом вопросе,
как воспитание молодежи?
- Среди всех проблем современной
общественной жизни воспитание
детей и молодежи - одна из самых
острых проблем. Для Русской
Православной Церкви воспитание
всегда было святым долгом, и
Церковь веками служила опорой
государству и семье в деле
воспитания подрастающего
поколения.
В нравственном кризисе
современной молодежи не стоит
винить только молодежь. Родители,
и вообще взрослые люди, несут
большую ответственность перед
детьми, нежели дети и молодежь
перед родителями и взрослыми.
Сердце ребенка, как учат Святые
Отцы, подобно мягкому воску, на
котором легко может
запечатлеться как образ Бога, так
и образ сатаны. Какой именно образ
получат они, это зависит от
действий тех, кто накладывает на
детей свою печать воспитания.
Недостаток или отсутствие
доброкачественного воспитания
теперь начинает осознаваться и
людьми далекими от православной
педагогической традиции. Если не
прилагать усилия к лечению этой
страшной социальной болезни
общества, то Россия придет не к
возрождению, а еще большему
кризису и упадку.
Для успешного лечения какой бы
то ни было болезни прежде всего
нужно установить: где ее причина,
где начало и в чем она
сосредоточивается? Так и для
исправления недостатков в
воспитании детей и молодежи
сначала необходимо ясно указать -
где подлинная причина
современных пробелов в
воспитании и где искать
правильное решение этих проблем.
- И кто виноват в отсутствии
правильного воспитания?
- Вопрос «кто виноват?» -
извечный. Может быть, в
неправильном воспитании виновата
Церковь? Но ведь более семидесяти
лет абсолютное большинство детей
России было отлучено от
церковного влияния. Только
некоторые из их родителей, а чаще
мудрые бабушки, учили, что есть
Бог - Высший Разум, Который видит и
знает все наши дела и даже помыслы
и стремления сердца.
Но может, все-таки в отсутствии
доброго воспитания виноваты
больше родители? Как утверждал
живший еще в дохристианскую эпоху
учитель Квинтиллиан - «дети не из
школы впервые выносят дурные
привычки, но они приносят их с
собой в школу, они перенимают их
обыкновенно у своих родителей,
которые подают им дурной пример».
Так рассуждал языческий философ,
и трудно сказать, что к нашему
времени его высказывание не
подходит. В школу ребенок
попадает, к сожалению, уже получив
немало дурных привычек и навыков.
- А школа может
откорректировать изначально
неверное воспитание?
- В принципе может. Но на чем
основывалась в своей системе
отделенная от Церкви известным
Декретом 1918 года российская школа?
На безбожии как основе
социального устройства, научно-технического
прогресса и всех других сторон
жизни, в том числе и педагогики. А
безбожие как идеология
разрушения, разрушая
традиционную для России систему
образования и воспитания, никак
не помогало родителям заложить
основы духовно-нравственного
воспитания детей.
Сама российская школа в
настоящее время находится в
поиске духовно-нравственных
основ воспитания. В первые годы
перестройки школа пережила
большой соблазн - в подражание
западной социально-педагогической
доктрине отказаться от
воспитания вообще. Но разве может
школа отказаться от воспитания?
Даже декларируя отсутствие
воспитательной программы или
воспитательных принципов, школа
все равно будет воспитывать.
Только это воспитание будет или
подражанием какой-либо уже
имеющейся модели воспитания, или
антивоспитанием.
- Под имеющейся моделью вы
имеете в виду воспитание
дореволюционное?
- В том числе. Если вспомнить
российскую школу середины
двадцатого столетия, то тогда
среди большинства учащих и
учащихся еще сохранялась
воспитательная закваска и
духовно-нравственная инерция
дореволюционной школы,
опиравшаяся на многовековой опыт
религиозного воспитания и
образования. Традиционная для
России система образования была
крепка православным укладом
воспитания детей в
общеобразовательной школе.
Отсюда учителя учились смотреть
на детей, как на дар Божий. Отсюда
дети учились с почтением
относиться к своим родителям.
Отсюда нравственный авторитет
педагога и доверие родителей к
школе.
Традиционное воспитание делает
человека патриотом, любящим свой
народ и Отечество. Даже в молитву,
которую обычно читают перед
началом учения, заложена
концепция традиционного
российского образования и
воспитания. Перед учением
учащийся просит, чтобы, «внимая
преподаваемому учению», он мог
возрастать «Создателю во славу,
родителям во утешение, Церкви и
Отечеству на пользу». В этом и
заключается истинная цель и смысл
жизни.
- Но как раз те, кто выступает
против возрождения традиционного
школьного воспитания, и боятся,
что учеников будут заставлять
молиться на уроках.
- Противники традиционного
образования и воспитания,
противники изучения основ
православной культуры в своих
выступлениях постоянно пугают
родителей, что их детей в школах
будут принуждать к молитве,
заставлять поститься и исполнять
различные религиозные обряды. Но
об этом даже и речь не идет.
Церковь, заботясь о возрождении
духовно-нравственной атмосферы в
российской школе, говорит о
замене антирелигиозной парадигмы
в российском образовании на
нравственную. А выразить ее можно
прежде всего через древние, как
мир, но актуальные и ныне заповеди:
не убей, не укради, чти отца и мать,
не лжесвидетельствуй, не
прелюбодействуй, не пожелай
чужого и другие.
- Большинство приведенных вами
заповедей несут запретительный
характер. А мы все-таки живем в
свободном обществе.
- Иногда запреты просто
необходимы. Свободное общество
дает равные возможности добру и
злу. Но зло более агрессивно,
использует методы, которыми добро
не может воспользоваться. Свобода
и нравственность никогда не
войдут в противоречие, если
свободу понимать как служение
добру и развитие в добре. Там, где
свобода - это произвол, там - зло.
Лучшее образование, которое может
дать детям и молодежи школа, - это
образование в них доброго и
благого нрава, воспитание в духе
преданности родителям и
Отечеству, в духе жертвенной
любви к страждущим. Воспитывать
нужно так, чтобы человек всегда
избирал добро, даже если в данный
момент ему это по-житейски
невыгодно. И здесь Церковь могла
бы стать незаменимым помощником.
На чем зиждется тысячелетний опыт
Церкви по воспитанию детей? На
нравственном законе, который
находит отклик в сердце каждого
человека. Когда нарушается
нравственный закон - начинается
деградация души человека,
деградация всего общества. Если
искажаются нравственные
ориентиры, то возникают страшные
социальные проблемы. Эти проблемы
уже начинают беспокоить наше
общество. Если срочно не
восполнить начавшую оскудевать
нравственную составляющую в
образовании, то последствия для
общества могут быть
непредсказуемы.
- Ваше Высокопреосвященство! А
кто будет эту составляющую
восполнять? Готова ли Церковь,
если не предоставить свои кадры,
то хотя бы помочь их подготовить?
- В каждом деле должны быть
профессионалы. Поэтому Церковь
готова помочь и уже помогает
образовательным учреждениям
готовить профессиональные кадры
по преподаванию предмета «Основы
православной культуры». В 2001 году
между Новосибирской епархией
Русской Православной Церкви и
органами образования
Новосибирской области и города
были подписаны Соглашения «О
сотрудничестве в области
образования и духовно-просветительского
воспитания детей и молодежи». В
рамках этих Соглашений в
некоторых новосибирских школах
идет апробация учебника «Основы
православной культуры», автором
которого является настоятель
храма в честь Всех святых в земле
Российской просиявших, магистр
богословия, преподаватель высшей
категории протоиерей Борис
Пивоваров. Проводятся ежегодные
Рождественские чтения, а также
семинары, конференции, выставки,
посвященные различным проблемам
образования и воспитания. Не
скажу, что везде наши начинания
находят поддержку. Некоторые
представители учебных учреждений
не готовы к изучению в школах
основ российской культуры. Среди
них есть и явные недоброжелатели,
и те, кто по каким-либо причинам
заблуждается или находится в
неведении. Мы готовы к диалогу.
От редакции. Наша газета
уделяет немало внимания вопросам
образования и проблемам
современной российской школы. Так,
на «круглых столах» («ВН» 5
февраля и 4
марта 2004 г.), проводимых в
редакции совместно с работниками
образования, обсуждался вводимый
в российских школах единый
государственный экзамен (ЕГЭ).
В ближайшее время в рамках «круглого
стола» предполагается продолжить
обсуждение проблем современной
школы, в том числе и такого
непростого вопроса, как включение
в школьную программу предмета «Основы
православной культуры».
|