Томи томящего, чтобы побороть борющего
26 сентября
состоялась беседа архиепископа Тихона с первокурсниками
Новосибирского Православного богословского института. На
встрече присутствовали также помощник Управляющего епархией
протоиерей Александр Реморов и ректор НСМПБИ священник
Александр Матрук.
В
самом начале разговора, обращаясь к новопоступившим
студентам, Владыка сказал:
- Русская Православная
Церковь сейчас находится в необычных для нее условиях. Если
раньше говорили о том, что Церковью управляют императоры, в
недавнее время - советская власть, то сегодня у нас, вроде
бы, свобода, и каждый сам волен выбирать, во что ему верить.
Но не все так просто. Достоевский говорил, что «дьявол
борется с Богом, а поле битвы – сердца людей». Ни один
человек не избежит этой битвы, и – либо он ее проиграет,
либо, с помощью Божией, выиграет.
Недавно один священник,
перефразировав эти слова Достоевского сказал, что «поле
битвы – школа». Это, действительно, так, потому что
подавляющее большинство детей приходят в светские школы, где
по-прежнему нет изучения основ духовной культуры, основ
духовно-нравственной жизни, и молодой человек, не зная
этого, конечно же, впадает в самые тяжкие прегрешения.
Господь создал человека, и –
что мы читаем в Библии? «Посмотрел Бог на дела человеческие
и восскорбел в сердце Своем» (…), то есть Он раскаялся в
том, что создал человека. Бог создавал подобное Себе
существо, а человек оказался способным творить всякие
мерзости. Но одно дело, когда он делает это по неведению,
потому что, к сожалению, мы не изучаем в школах «Закон
Божий». Если же человек совершает нравственные преступления
сознательно, то это вдвойне плохо, и вы, как будущие
священно- и церковнослужители, должны об этом знать.
Человек, который пошел на служение Церкви и Богу, становится
избранным. Как ответил Христос апостолам, когда они сказали
Ему: «Мы Тебе поверили, за Тобой пошли…» - «Не вы Меня
избрали, а Я вас избрал…» (…). Поэтому я хочу вам сказать,
что это не вы избрали наше учебное заведение и пришли сюда,
а Господь избрал вас от мира и привел сюда. Вы должны и к
себе относиться по-особому, потому что Господь призывает вас
на дело служения. «Жатвы много, делателей мало», говорит Сам
Господь (…).
В годину гонений Церковь крепка духом
Далее архиепископ Тихон
поведал собравшимся о трудностях, с которыми сталкивались
священнослужители в годы советской власти, когда им
противостояла огромная мощь атеистического государства.
- Недавно я смотрел
«расстрельные списки» по Барнаульской епархии, где написано,
что с каждого прихода расстреливали по четыре человека:
священника, старосту, регента и псаломщика. Это делалось для
того, чтобы никогда не смогла бы возродиться церковная
жизнь.
Позднее, уже после репрессий,
когда молодой человек выбирал путь служения Богу, он делал
это сознательно, отдавая себе отчет в том, на что он идет.
Поэтому, отметил Владыка, в годы гонений Церковь была
крепче.
- В наше время в Церковь
приходят разные люди, и понять сразу, с какими целями они
пришли, очень трудно. Многие оканчивают наш институт, но
далеко не все встают на церковный путь. Некоторые
разочаровываются и уходят, потому что не имеют веры. Я
помню, в советское время ничего не разрешалось, но мы
перепечатывали на машинке какие-то книги, молитвы, тайно
создавали детские православные лагеря, объединялись
православными семьями и проводили беседы, наподобие
богословских кружков, где размышляли о смысле жизни и ее
цели.
Сейчас есть вся необходимая
литература, есть фильмы о Православии, но зачастую люди
приходят в храм, ничего не зная о Церкви, не зная даже ни
одной молитвы. Это говорит о том, что люди живут, не
задумываясь о вечности, о своей бессмертной душе. То есть,
по сути, они живут как животные, одними инстинктами.
Владыка призвал своих
слушателей не разочароваться в дальнейшем в духовной жизни,
а, наоборот, утвердиться в ней.
О грехе
- По учению Церкви,-
продолжил разговор архиепископ Тихон, - всякий грех
прощается на исповеди, и не воспомянется на Страшном Суде.
Но после исповеди мы опять начинаем грешить, потому что
навык греха остается в душе. Она порабощена греху. И
освободиться от греховной привычки можно только через
подвиг.
Поэтому
Господь говорит: «Царство Божие, Дух Святой силою берется»
(…). То есть только тот, кто употребляет усилие в борьбе со
грехом, получает Царство Небесное. Оно не где-то там, будет
после смерти, нет, Спаситель сказал: «Царство Божие внутри
вас» (…). Оно зарождается в сердце человеческом еще здесь,
на земле, и предела совершенству нет. Но, чтобы устоять на
этом пути совершенства, человек должен все время совершать
подвиги. Потому и святых мы называем «подвижники
благочестия»: они постоянно находились в подвиге – борьбы с
грехом, борьбы с дьяволом. Преподобный Серафим Саровский
всегда носил на спине мешочек с камнями, и, когда его
спрашивали, зачем, отвечал: «Томлю томящего, чтобы побороть
борющего». Так что нужно постоянное сопротивление греху.
Только тогда человек может выйти в этой борьбе победителем.
Как на войне: когда он вышел на поле боя и устоял, его
называют воином-победителем. А если бежал – дезертиром,
трусом. Так и в духовной брани. И не надо думать, что это
просто, что мы просто так заносим имена святых в Синодик и
поминаем их из поколение в поколение. Все это люди, особо
угодившие Богу, потому что, действительно, надо быть героем,
чтобы вести духовную борьбу. Она не должна быть никому
видна, но присутствовать должна всегда, иначе человек ничего
не добьется в духовной жизни, кроме разочарования.
Мир, не знающий Христа,
предлагает много путей «духовного» совершенствования,
различных целей и смыслов жизни. У каждого из этих путей
есть свои лидеры, свои вожди, но никто из них не победил
смерть. Мы веруем во Христа, потому что он победил смерть, и
для нас главный праздник – это Пасха. Даже не Рождество
Христово, а день, когда Он победил смерть. Смерть производна
от греха, поэтому кто победил грех, тот приобрел бессмертие.
Христос на Кресте победил грех и победил смерть. Путь
каждого христианина – это путь Христов.
Есть большая Церковь, и есть
малая – семья. И люди, с легкостью разрушая семью, не
понимают, что они повреждают и Церковь, то есть то, что
приобрел Христос через Крест, через пролитие Своей крови.
Семья – это крестоношение. И только через этот крест она
будет прочная и хорошая. Потому что проходит любовь,
проходит пристрастие – остается смирение, терпение,
послушание и прощение, то, что должно быть и в большой
Церкви.
О молитве
Духовная жизнь проявляется в
молитве. Апостол Павел пишет: «Кто имеет Духа Божия, Который
взывает Сам в наших душах» (…). Он говорит здесь о
непрестанной молитве – свойстве святых людей. Первое, что
открывается в чистоте сердца человеку – это непрестанная
молитва. Мы же начинаем с малого: с чтения молитвословия,
утренних и вечерних молитв, канонов, акафистов и так далее.
Потом переходим к деятельной молитве с поклонами, постами,
долгими стояниями, и через это постепенно нам открывается
духовный мир, зрительная молитва, созерцание. Тогда уже
человеку не нужна вера, потому что он видит этот духовный
мир, общается с Богом.
Некоторые спрашивают: «Почему
Господь не виден всем? Вот если бы он открылся нам, тогда
все бы поверили…» Да потому, что Он не только Любовь, но и
Правда, и Святость. Даже мы со многими людьми не общаемся –
с бомжами, бродягами, лежащими в грязи у вокзала. Мы жалеем
их, скорбим, что они есть, но не общаемся. Ведь если такого
грязного бродягу привести к себе, надо сначала его отмыть,
вылечить его болезни, а потом уже можно и поселить у себя.
Так и Господь не может общаться с оскверненными, а у святых
читаем, что «Он беседует им многажды, яко же другом Своим
мысли». И мы должны стремиться к чистоте, потому что Бог
открывается только чистым сердцем. «Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Продолжение в следующем номере