Архиепископ Тихон:
«Во всем она была для меня
живым источником церковных
традиций благочестия»
|
Прошло уже более 15 лет с тех пор,
как 19 августа 1990 года в праздник
Преображения Господня, в
Богоявленском Патриаршем соборе
Святейшим Патриархом Алексием II,
митрополитом Крутицким и
Коломенским Ювеналием,
архиепископом Калужским и
Боровским Климентом, епископами
Истринским Арсением и Подольским
Виктором была совершена
хиротония архимандрита Тихона во
епископа Новосибирского и
Барнаульского. Из пятнадцати лет
архиерейского служения, десять -
прошли у Владыки Тихона на
Сибирской земле. Редактор журнала
«Сибирь Православная» протоиерей
Виталий Бочкарев встретился с
архиепископом Тихоном и спросил
Владыку о том, что, по его мнению,
стало определяющим на его пути к
архиерейскому служению. Рассказ
Владыки о событиях,
предшествующих его хиротонии,
годах детства и юности, учебы в
Московских Духовных школах,
работе в Издательском отделе,
монашеском постриге в Троице-Сергиевой
Лавре, служении в старейшей
московской обители - Свято-Данииловом
монастыре, мы начинаем
публиковать в этом номере журнала.
Несмотря на то, что родители мои,
об истории знакомства которых на
фронте рассказывалось в
предыдущем номере журнала, были
людьми верующими, но глубокого
религиозного воздействия на меня
и моих сестер они оказать не могли.
Родившиеся уже при советской
власти, лишенные возможности
вести нормальную церковную жизнь
из-за закрытия храмов, проведшие
юность на фронте они не стали тем
необходимым для нас, их детей,
звеном, связывающем нас с
подлинно церковной традицией. А
такая связь необходима для
настоящей христианской духовной
жизни. Но я и мои сестры не были
лишены ее. Много сил нашему
воспитанию уделяла бабушка -
Екатерина Степановна - мать моей
мамы. Именно она с раннего детства
научила нас первым молитвам,
чтению молитвенного правила и
книг на церковно-славянском языке,
помогала полюбить жития святых,
храм Божий, паломничество к
святым местам. Во всем она была
для нас живым источником
церковных традиций и глубокого
благочестия.
Я хорошо помню, как бабушка,
приходя к нам воскресным вечером,
устраивала с нами - детьми чтение
акафистов, после этого мы пели,
причем не только песнопения из
богослужений, но и духовные стихи
и канты. Бабушка была прекрасным
воспитателем, она знала много
поучений, эпизодов из житий
святых. «Умрешь, явишься ко
Господу, а Он спросит: как ты
веровал? Что будешь отвечать», -
спрашивала нас бабушка. «Я не знаю»,
- отвечали мы. «Учи Символ веры», -
говорила бабушка.
Она всегда вычитывала
молитвенное домашнее правило,
строго соблюдала посты, хорошо
знала догматы, Церковный Устав -
все, что учила в церковно-приходской
школе. «Ребята, - говорила бабушка,
- не дружите с дураками, идите к
умным. Может быть умные вас будут
прогонять, а вы все равно к ним
идите. Ведь с кем поведешься от
того и наберешься!»
Свои рассказы на духовные темы
она часто начинала словами: «Как
говорил ваш дедушка Тимофей
Николаевич». Дедушку я никогда не
видел. Его арестовали и
расстреляли в 30-е годы. Но
бабушкины рассказы о своем
супруге донесли до меня светлый
образ этого христианина.
Мой дед Николай Тимофеевич в
полтора года остался сиротой.
Происходил он из рода тамбовских
купцов Кармановых, которые были
близки к другому купеческому роду
- Мошниным. А как известно, из
этого рода был преподобный
Серафим Саровский. Николай
Тимофеевич сподобился побывать
на великом торжестве Земли
Русской - прославлении
преподобного Серафима в 1903 году.
Об этом событии он, по словам
бабушки, вспоминал часто. Дедушка
очень любил богослужение,
приходил в храм до колокольного
звона, читал и пел на клиросе.
Отличаясь трудолюбием, Николай
Тимофеевич не терпел праздности.
Зимой, когда становилось меньше
работ по хозяйству, он не сидел
без дела, вывозил на поля навоз,
поэтому и урожаи собирал хорошие.
В их семье старались засевать
больше, чем требовалось. Дедушка,
как и многие из зажиточных
крестьян в селе, всегда раздавал
милостыню нуждающимся. Причем,
как рассказывала бабушка, он имел
специальный закром, из которого
предлагал нищим брать самим, кто
сколько хочет. Бабушка говорила,
что у крестьян того времени
существовал добрый обычай
теленка от первого отела отдавать
в бедную семью. Благодаря такой
заботе односельчан, большинство
бедняков не знало нужды в
продовольствии. Как я уже
рассказывал, Николай Тимофеевич
не терпел праздности, поэтому
после Рождества на святках он не
предавался пустым забавам, а
читал Священное Писание или жития
святых.
Бабушка часто нам повторяла, что
главное в жизни не зарплата, не
должности, главное - сохранить
веру, не отрекаться от Христа, не
снимать крест. Во времена нашего
отрочества и юности это было
очень не просто для подростка. Мои
сверстники из верующих семей
прекрасно помнят, каким унижению
и травле подвергался верующий
ребенок в конце 50-х - начале 60-х
годов в школе. Простые слова
Екатерины Степановны, обращенные
к внукам, учили их
исповедничеству. И это чувство
исповедничества осталось у нас на
всю жизнь. Бабушка учила нас жить
в страхе Божием, она говорила, что
«правда светлее солнца», «золото
даже в навозе не теряет своей
ценности».
Бабушка любила повторять слова
преподобного Амвросия Оптинского,
который на вопрос: «Как жить?» -
отвечал: «Жить - не тужить, никого
не осуждать, никому не досаждать,
и всем мое почтение». Она
рассказывала о том, что Тимофей
Николаевич тоже любил повторять
слова отца Амвросия: «Если хочешь
жить легко и к Богу близко, держи
сердце высоко, а голову низко».
Бабушка пользовалась
непререкаемым авторитетом в
семье. Когда я стал постарше, то
спрашивал у отца, почему он
никогда не ссориться с бабушкой,
ведь столько в народе говориться
о плохих отношениях между тещами
и зятьями. Отец отвечал мне: «У нас
не теща, у нас - Патриарх». Слово
бабушки для всех членов семьи
было веским не потому, что она
жестко отстаивала свою точку
зрения, а потому, что она обладала
красотой души.
Хорошо помню рассказ бабушки о
ее паломничестве в Москву на
торжества в честь прославления
священномученика Ермогена,
Патриарха Московского. Это было
летом 1913 года. Екатерину
Степановну вместе с другими
паломниками приютили в Марфо-Мариинской
обители. На всю жизнь он запомнила
торжественные богослужения в
кремлевских соборах, огромное
стечение молящегося народа со
всей России, украшенную по случаю
торжеств электрической
иллюминацией колокольню Ивана
Великого, возвышавшуюся над
городом и Кремлем.
В 1964, когда мне было 16 лет, я
вместе с бабушкой, ее подругой и
своей старшей сестрой первый раз
побывал в Троице-Сергиевой Лавре.
Эта поездка произвела на меня
огромное впечатление. Молясь
тогда в обители Преподобного
Сергия, я не подозревал, что через
17 лет я буду здесь пострижен и
стану одним из монахов этого
монастыря, а значит учеником и
самого Преподобного Сергия. В
Лавре я впервые увидел отца
Кирилла (Павлова) и архимандрита
Тихона (Агрикова). Наставления
отца Тихона во время исповеди
глубоко запали в мое сердце. Но
через несколько лет, в 1968 году,
отцу архимандриту пришлось
покинуть монастырь. После этого
больше десяти лет имя Тихон не
давалось в Лавре при постриге. В
1981 году наместником Троице-Сергиевой
Лавры архимандритом Иеронимом я
был пострижен в монашество и
получил при постриге именно это
имя.
Часто случается так, что
прихожане, а особенно прихожанки,
видя определенные неблаговидные
поступки духовенства, начинают
осуждать священнослужителей,
обсуждать их поступки или слова.
Совершенно иначе поступала
бабушка. Если она слышала, что кто-то
осуждает священника, то сразу же
прекращала разговор, Она
постоянно внушала нам, мне и
сестрам, что священнослужителей
осуждать нельзя. Я никогда не
слышал ни одного плохого слова о
духовенстве, наоборот она
приводила нам примеры подлинного
исповедничества со стороны
священнослужителей.
Слово «священнослужитель» в
нашей семье всегда произносилось
с подобающим благоговением. С
детства я знал, как ответственен и
высок пред Богом и людьми подвиг
священника. Заложенная в детскую
душу любовь к Святой Церкви в
зрелые годы привела меня к
решению стать монахом и
священником.
(Продолжение следует)
Сибирь православная май 2006
|