ВЕРУЮТ ЛИ УЧЕНЫЕ?
ВЕРА И ЗНАНИЕ |
В этом разделе
Вы можете ознакомиться с жизнью и богословскими трудами выдающихся современных русских ученых, пришедших к вере через глубочайшее познание явлений природы.
В широких кругах
интеллигентного общества
установилось, как известно,
ужасное предубеждение, будто
наука несовместима с верою; или
проще, что ученые, умные люди не
могут веровать.
И должно сказать правду, что
фактически это имело основание:
наши, сравнительно образованные,
классы в последнее столетие
несомненно проявили огромную
наклонность к неверию. Неверие
сделалось почти признаком “мыслящего”
человека. Все мы, русские, знаем
это и по опыту школьному, и по
выдающимся писателям нашим, и
просто по интеллигентскому быту.
Вера ушла от интеллигенции.
Но вот вопрос: почему? Обычно на
это отвечают, что прежде же люди
были “темные”, непросвещенные,
всему слепо верили, а теперь будто
стали умными и увидели-де, что все
это одни лишь выдумки, нужные для
обмана простодушных людей.
Но в самом деле это — неверное
объяснение. Причина неверия наших
образованных классов иная: не в
науке, а в их воле; не в уме, а в
сердце. А что это именно так,
доказать совершенно легко — хотя
неверующий всегда будет
противиться и самоочевидным
доказательствам. Но мы пишем не
для “жестоковыйных” упорцев, а
для ищущих истины. Путь доказательства — очень
прост. Если бы в самом деле
ученость и вера были несовместимы
по существу своему, тогда ни один
ученый не был бы верующим. И
наоборот: если хоть некоторые
истинно ученые люди все же
остаются и верующими, то очевидно,
что наука и вера совместимы сами
по себе. Если же, следовательно,
есть ученые неверующие и ученые
верующие, умные безбожники и
умные христиане, то совершенно
ясно отсюда, что причина веры и
неверия — не в уме или не в
недостатке ума, а в чем-то ином. >>>
Митрополит Вениамин (Федченков)
К таким ученым можно отнести лауреата Сталинской премии за работу в области медицины, известного хирурга, святого архиепископа Луку, прославленного в 2000 году, труды которого последнее время часто издавались. Но многие ли из нас знают, например, о богословских трудах крупного современного физика, культуролога, ближайшего соратника С.П. Королева академика
Б.В. Раушенбаха (1915-2001), благодаря трудам которого стало возможным сделать снимки обратной стороны Луны?
Многие ли знают о богословских трудах пионера воздухоплавания в России, выдающегося Инженера, изобретателя и одновременно глубоко верующего христианина - Игоря Ивановича Сикорского, о трудах которого хорошо отозвался архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) в книге <О тайне человеческой жизни?>.
В начале XX века, когда полет над землей тяжелых крылатых машин многим казался чуть ли не актом богоборчества, создатель этих машин размышлял над Евангелием и даже написал книгу о молитве Господней. Гениальный инженер, он не мог не восхищаться совершенством механизмов мироздания и не преклоняться перед Тем, кто их создал.
В другой работе <Невидимая встреча> Сикорский исследовал суть искушения Христа дьяволом в пустыне и пришел к выводу: у мира, который полагается только на материальную сторону в ущерб духовной, нет будущего - он сам себя обрекает на гибель.
К сожалению, кроме сокращенного перевода его лекции <Эволюция души> (ЖМП, ?12, 1991 г.) на русском языке по известным причинам ранее ничего не публиковалось, а опубликованные в США его книги стали сегодня библиографической редкостью.
Однако не все так печально. Трудами двух православных христиан Александра и Филиппа Кокошей выполнен полный перевод трудов
И.И. Сикорского: <Эволюция души>, <Размышления о Молитве
Господней>.
Кроме того, благодаря помощи Gerry
Palo, Dr. Philipp Clayton и Andrea Zimmermann из CLAREMONT SCHOOL OF
THEOLOGY, они получили фото и ксерокопии книги <The Invisible
Encounter> (Невидимая встреча) и приступили к ее переводу.
В.Г. Федорин
Игорь Иванович
Сикорский.
Борис Викторович Раушенбах
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Виктор Иозефович
Вейник
Профессор МГУ А.А.
Волков
Профессор МГУ А.А. Тахо-Годи
Доктор медицинских наук, академик Федор Григорьевич Углов
|