Пирогов - хирург и христианин.
|
Нет в русской медицине имени
более прославленного, чем имя
хирурга Николая Ивановича
Пирогова. Памятник ему стоит в
Москве, и подвиги его во время
Севастопольской кампании и
научные достижения в области
медицины - почетная страница
русской науки.
Привлечение им женской
сестринской заботы о раненных
воинах, создание женской общины
сестер милосердия Честнаго и
Животворящего Креста стало
началом векового уже ныне подвига
русских женщин в военных
госпиталях и на полях сражений.
И как ученый, и как гениальный
хирург-практик, впервые
применивший в России анестезию
при операции. Н.И. Пирогов стал
примером для русских врачей.
Жил он как раз в то время (середина
XIX века), когда стало зарождаться
на Руси неверие. Появились идеи
материализма, нигилисты, хорошо
описанные Достоевским, особенно в
романе «Бесы». В эпоху
шестидесятых годов зародился тип
того грубого атеиста, который
выйдя из подполья после
октябрьской революции, стал
открыто гнать Церковь, закрывал и
осквернял храмы, но был побежден и
остановлен народной верой.
В эти шестидесятые годы
началось, также, и нечестное
использование честного имени
науки для борьбы с Богом.
Впадавшие в тяжелую болезнь
неверия, не хотели быть просто
неверующими, они хотели
непременно думать, что они «научно»,
а не как-нибудь иначе, не веруют в
Бога. В это время жил величайший
хирург России, Пирогов. И вот, что
он думал и писал:
«Смело и несмотря ни на какие
исторические исследования,
всякий христианин должен
утверждать, что никому из
смертных невозможно было
додуматься и еще менее дойти до
той высоты и чистоты
нравственного чувства и жизни,
которые содержатся в учении
Христа; Нельзя не почувствовать,
что они не от мира сего. Веруя, что
основной идеал учения Христа по
своей недосягаемости остается
вечным и вечно будет влиять на
души, ищущие мира через
внутреннюю связь с Божеством, мы
ни минуты не можем сомневаться в
том, что этому учению суждено быть
неугасимым маяком на извилистом
пути нашего прогресса».
Главный, настоящий прогресс
человечества Н.И. Пирогов видел в
том, чтобы люди по духу своему
приблизились к Евангелию, стали
добрыми, правдивыми, чистыми
сердцем, бескорыстными и
милосердными. Конечно, и прогресс
в народах необходим, но он
немыслим без прогресса
человеческих отношений, без
совершенствования каждой
отдельной души человеческой.
Камень, брошенный в воду, вызывает
круги. Чувства, мысли и дела
человека тоже вызывают
соответствующие им круги в
окружающем мире: либо добро, либо
зло. Человеческое добро рождает
отклик добра, улучшая
человеческие отношения и самую
жизнь. Зло, таящееся в одном
сердце, отравляет жизнь многих ...
Это, может быть, идет против
законов материализма, но это
соответствует правде мира.
Книга высшего
совершенствования - Евангелие
была любимой книгой Пирогова. Он
верил, что евангельское
откровение есть истинное Слово
Божие, и что это Слово вводит душу
в вечность: свою жизнь Пирогов
строил на евангельских основах.
Такое глубокое религиозное
отношение к жизни отличает всех
великих ученых, истинных слуг
человечества.
Н.И. Пирогов считал, что в
человеческой истории путь
прогресса извилист, нет прямой
линии в нравственном
совершенствовании человечества.
Уклоняясь от правды Христовой,
люди впадают временами в звериное,
даже хуже чем звериное -
демоническое состояние. Разве мы
не стали свидетелями этого в наш
век? Человечество омрачается,
когда отходит от того образа
Божией правды, чистоты и милости,
который дан ему в лице Сына Божия
Иисуса Христа.
Гениальная ученость, любовь ко
Христу, борьба за правду,
справедливость в мире, милосердие
к страждущим, больным - таков
образ человеколюбивого врача
Пирогова.
Когда читаешь его размышления о
мире и человечестве, вспоминается
одна древняя молитва:
Господи, Боже мой!
Удостой меня быть орудием мира
Твоего,
чтобы я вносил любовь туда, где
ненависть;
чтобы я прощал, где обижают;
чтобы я соединял, где ссора;
чтобы я говорил правду, где
заблуждение;
чтобы я воздвигал веру, где
давит сомнение;
чтобы я возбуждал надежду, где
отчаяние:
чтобы я вносил свет туда, где
тьма;
чтобы я возбуждал радость, где
горе живет.
Господи, Боже мой! Удостой,
не чтобы меня утешали, но чтобы я
утешал;
не чтобы меня любили, но чтобы я
любил.
Ибо кто дает, тот получает;
кто себя забывает, тот обретает;
кто прощает, тому простится,
кто умирает, тот просыпается к
вечной жизни.
Архиепископ Иоанн (Шаховской)
Монастырский
листок №17 от 4 августа 2005 г.
Черепаново
|