Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№4 (52) апрель 2006 года
Православное
обозрение
Духовенство Русской
Зарубежной Церкви в США
поддержало курс на единство с
Московским Патриархатом
|
В преддверии IV
Всезарубежного Собора и
Архиерейского Собора Русской
Зарубежной Церкви, в трех
епархиях РПЦЗ (Восточно-Американской
и Нью-Йоркской, Чикагской и
Детройтской, Сан-Францисской и
Западно-Американской) прошли
совещания духовенства, на которых
рассматривались вопросы,
связанные с восстановлением
единства между Церковью в
Отечестве и Церковью за границей.
Ожидается, что IV Всезарубежный
Собор и Архиерейский Собор
Русской Зарубежной Церкви,
намеченные на май 2006 года, примут
ключевые решения по вопросу
объединения с Московским
Патриархатом.
Пастырские совещания
поддержали курс Предстоятеля
Русской Зарубежной Церкви
Митрополита Лавра и
Архиерейского Синода на
воссоединение с Церковью на
Родине. «Мы единогласно
поддерживаем, - говорится в
резолюции пастырского совещания
Сан-Францисской и Западно-Американской
епархии, - нашего Первоиерарха,
Высокопреосвященнейшего
Митрополита Лавра и членов
Архиерейского Синода Русской
Зарубежной Церкви в их стремлении
путем мирных переговоров, отложив
всякие предрассудки и нарекания,
изгладить существующее
разделение».
Духовенство Восточно-Американской
и Нью-Йоркской епархии, сердечно
поблагодарив Митрополита Лавра и
епископа Манхэттенского Гавриила
за мудрое руководство и отеческое
попечение о своей пастве, «единогласно
выразило готовность проявить
послушание предстоящему
Архиерейскому Собору».
Всемерную готовность к единству
выразило и духовенство Чикагской
и Детройтской епархии.
«Плоды Собора, - говорится в
резолюции, - принесут нашей пастве
либо всеобщую радость примирения
и уврачевания, либо скорбь
прозябания в духовном отчуждении
от русского народа во Отечествии
сущего, и отпадения от полноты
Православной Церкви». Собрание
отметило, что препятствий для
объединения больше не существует,
а Церковь в Отечестве возрастает
не только количественно, но и
духовно. «Отрицать благие
перемены, - говорится в документе,
- ныне происходящие в нашем
Отечестве и в лоне Русской Церкви,
по совести, невозможно, и
равносильно сознательному
противлению Истине. Да не будет
этого с нами. Посему, перед лицом
Божией Правды и по велению
пастырской совести, мы,
духовенство Чикагской и
Детройтской епархии, выражаем
полную и безусловную поддержку
нашему глубокочтимому
Первосвятителю,
Высокопреосвященнейшему
Митрополиту Лавру и
единомысленным с ним богомудрым
архипастырям в их трудах по
уврачеванию ран на теле Русской
Церкви. Одновременно, скорбим и
молимся о тех из наших собратьев,
которые в свете происходящих
событий немирствуют, и поэтому
духовно страдают. Будем помнить,
что Русская Зарубежная Церковь
всегда исповедала себя
неотделимой частью Русской
Поместной Церкви».
Служба коммуникации
ОВЦСМ
В Русской Православной Церкви
призывают сохранить отсрочки от
службы в армии для
священнослужителей и молодых
отцов
|
Здесь не согласны с
предложением отменить отсрочку
от армейской службы для
священнослужителей.
- У меня лично к этой инициативе
отношение отрицательное, потому
что речь идет об отсрочке
практически для сотни
священнослужителей. Я не думаю,
что сто священнослужителей
сделают погоду для нашей армии,
которая насчитывает более
миллиона человек, - заявил
председатель Синодального отдела
МП по взаимодействию с
Вооруженными силами протоиерей
Димитрий Смирнов.
Говоря об отмене отсрочки от
призыва на военную службу для
молодых отцов, он выразил мнение,
что это «будет провоцировать
снижение рождаемости». «Учитывая
сложную демографическую ситуацию
в России, такую отсрочку я бы тоже
сохранил», - сказал отец Димитрий.
В мае в Госдуме может состояться
первое чтение законопроекта о
сокращении числа отсрочек от
армейской службы.
Радонеж
Попытки канонизации
Григория Распутина и Ивана
Грозного недопустимы
|
Об этом заявил митрополит
Воронежский и Борисоглебский
Сергий в ходе собрания
монашествующих, которое впервые
прошло в Алексиево-Акатовом
монастыре Воронежа.
В частности, Владыка Сергий
заявил: «...Канонизация Григория
Распутина и Ивана Грозного, Чин
соборного всенародного покаяния
в грехе цареубийства - все эти
проблемы искусственно навязаны
Церкви людьми, которые стремятся
добиться ее раскола. Вместо того,
чтобы показывать красоту
Православия и прививать
нравственный образ жизни людям,
их начинают сбивать столку». В
связи с этим митрополит призвал
собравшихся «помочь людям стать
духовно крепкими. И
священнослужители, и миряне
должны освещать мир, своей
святость предотвращать его от
гниения и заражения. В последнее
время появился чей-то
определенный заказ на то, чтобы
обелить имя Распутина. Видимо, это
делается для дестабилизации
обстановки среди прихожан церкви».
Религия и СМИ
Межрелигиозный
совет России призывает
ограничить игорный бизнес
|
МСР будет приветствовать любое
решение Госдумы, направленное на
ограждение россиян, и, прежде
всего, молодежи, от игорных
заведений, говорится в обращении
к председателю Госдумы Борису
Грызлову, которого лидеры
традиционных конфессий призвали
«со всей ответственностью»
подойти к решению этой проблемы, «сознавая
ее значение для вставшего на путь
духовного оздоровления общества».
«Вовлечение людей в азартные
игры превратилось в огромную
индустрию, которая калечит
неокрепшие души, превращает
граждан России в рабов бездушных
машин», - говорится в документе.
Авторы обращения отмечают, что «иллюзия
призрачного материального
обогащения приводит к настоящим
человеческим трагедиям, включая
обнищание, разрушение семей,
самоубийства», и заявляют о
недопустимости существования
игорных заведений в местах
проживания людей.
Напомним, что Русская
Православная Церковь уже
неоднократно выступала против
распространения в России так
называемого «игорного бизнеса»,
призывая российские власти
остановить распространение «игромании»
и защитить русскую молодежь от «одноруких
бандитов». Вместе с тем, призыв
Церкви до сих пор никем так и не
был услышан. Счастливое
исключение здесь составили лишь
депутаты Тульской областной Думы,
которые приняли закон о выносе за
пределы населенных пунктов
области всех объектов игорного
бизнеса.
В конце марта, по сообщению
Службы коммуникации ОВЦС МП,
Воронежская областная дума
утвердила, а губернатор подписал
поправки в региональный закон «Об
упорядочении размещения
тотализаторов и игорных
заведений (объектов игорного
бизнеса) на территории
Воронежской области».
Утвержденный осенью 2005 года
закон вводил запрет на размещение
заведений игорного бизнеса в
культовых зданиях и помещениях
религиозных организаций. Кроме
того, запрет распространялся
также на медицинские,
образовательные, культурно-просветительные
учреждения и площади, имеющие
статус жилых помещений.
Принятые поправки к
региональному закону определяют
в качестве мест, приравниваемых к
культовым зданиям и помещениям
религиозных организаций, и «прилегающие
к ним территории». Вместе с тем,
нормативы по данному определению
остались непрописанными.
Русская линия
Права человека и
достоинство личности. Церковно-обшественный
взгляд
|
5 апреля 2006 года в конференц-зале
гостиничного комплекса «Даниловский»
состоялось заседание секции
Всемирного Русского Народного
Собора «Права человека и
достоинство личности. Церковно-общественный
взгляд», председателем которого
был заместитель Главы ВРНС,
председатель Отдела внешних
церковных связей Московского
Патриархата митрополит
Смоленский и Калининградский
Кирилл.
Обращаясь к присутствовавшим,
митрополит Кирилл отметил, что
нынешняя дискуссия найдет свое
отражение в Декларации, которая
будет представлена участникам
Собора на заключительном
пленарном заседании ВРНС.
Разработкой этого документа в
течение года занималась по
благословению Главы ВРНС
Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II рабочая
группа, возглавляемая
председателем ОВЦС МП.
На секции выступил профессор
МГУ Ф.В. Шелов-Коведяев. Он
подчеркнул сформировавшуюся в
европейской мысли тенденцию
возводить инструмент, средство в
разряд самодовлеющей цели. В
качестве примера он привел
развитие науки в современных
условиях. Еще один яркий пример -
это экономическая ситуация в мире.
Однако можно заметить, отметил
докладчик, что в экономически
успешных европейских странах
экономика как инструмент не
работает на воспроизводство
общества, что в конечном итоге
может привести к его уничтожению.
Депутат Госдумы С.Ю. Глазьев
обратил внимание участников
Собора на проблемы, с которыми
сталкиваются граждане России. По
его мнению, российское общество
вернулось в 20-30-е годы XX века - как
в социальной сфере, так и в
отношении к нравственным и
духовным ценностям. По разным
причинам Россия теряет до трети
молодого поколения. Перегибы в
экономической политике,
нравственная
дезориентированность приводят к
вспышкам агрессии, к попыткам
уйти в вымышленную реальность,
что является питательной средой
для распространения наркомании,
считает СЮ. Глазьев. «XXI век - время
экономики знаний. На ход
экономического развития общества
влияет не только
интеллектуальная мощь,
способность создавать новые
технологии, но и моральная основа,
духовная сила. В скором времени
будет решаться фундаментальный
для человечества вопрос - что
важнее: культ золотого тельца или
ценности нравственного порядка,
увековеченные в религиозных
традициях», - сказал он.
Председатель духовного
управления мусульман Чувашской
республики муфтий Альбир-хаз-рат
Курганов подчеркнул, что
мусульмане России всегда бок о
бок с русским людьми строили
государство. Обратившись к теме
прав и свобод человека, он
подчеркнул: «Мы должны понять, от
чего хотим освободиться. Не
должно быть свободы от морали, от
чести и от совести».
Академик РАН Д.С Львов отметил,
что сегодня мир переживает
глобальный цивилизацион-ный
кризис, и многие политические
деятели стоят перед дилеммой:
какой будет в будущем
общественный уклад, какие
политические и экономические
доктрины будут преобладать в
развитии общества. Коснувшись
причин экономического кризиса, он
заявил: «Аксиомами, регулирующими
экономические процессы, должны
стать моральные нормы, выраженные
в заповедях Господа Иисуса Христа.
Из Ветхого Завета мы узнаем, что
Господь дал людям землю, чтобы они
ее возделывали, но человечество
пошло по пути присвоения не
принадлежащих ему благ». По его
мнению, не может быть
собственностью одного человека
то, что не сотворено
человеческими руками.
Заведующий кафедрой философии
МГИМО(У) А.В. Шестопалов рассказал
о своих впечатлениях от
обсуждения темы прав человека со
студентами. По его наблюдениям,
молодежь беспокоит
противостояние секулярного и
религиозного жизненных укладов,
интересует тема
межконфессиональных отношений.
Немалая часть молодежи считает,
что Церковь должна стать
консолидирующим центром здоровых
сил общества.
На заседании выступил министр
культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации А.С Соколов.
Он подчеркнул, что нравственность
и свобода являются неотъемлемыми
атрибутами человеческой личности,
без которых человек становится не
личностью, а человекоподобным
существом. Министр культуры
России также отметил: «Закон не в
состоянии предусмотреть все
правотворчество, и он сам должен
на чем-то основываться. Поэтому
важным параметром социальной
организации в обществе и фактором
формирования правосознания
граждан является наличие в его
основе духовно-нравственного
стержня, устойчивость которого
гарантирует общество от любых
девиантных проявлений».
Член Бюро Собора, заместитель
председателя ОВЦС протоиерей
Всеволод Чаплин указал на
очевидную актуальность поднятой
на X Всемирном Русском Народном
Соборе темы прав и достоинства
человека. Отклики на дискуссию,
начатую участниками ВРНС,
являются не только
многочисленными, но и
разноречивыми, и это говорит о том,
что она никого не оставила
равнодушным. «Мы подняли эту тему
для того, чтобы исправить изъяны
существующего миропорядка, чтобы
избежать конфликта цивилизаций»,
- сказал отец Всеволод. О том, что
современный мир стоит на грани
глобального кризиса, говорит и
вспыхнувшая в связи с «карикатурным
скандалом» дискуссия о том, что
важнее: свобода самовыражения или
право на защиту святыни, а также
провал попытки демократизации
Ирака и разрастающееся движение
против глобализации.
Всемирный Русский Народный
Собор предлагает альтернативы,
задает вектор движения,
предпринимать же конкретные шаги
по продвижению этих идей должны
предпринимать не Собор и не
Русская Православная Церковь, а
миряне, считает отец Всеволод.
В дискуссии на заседании также
приняли участие представители
государственной власти,
общественных и религиозных
организаций, деятели науки и
культуры.
Декларация о правах и
достоинстве человека X Всемирного
Русского Народного Собора
|
Сознавая, что мир переживает
переломный момент истории, стоит
перед угрозой конфликта
цивилизаций, по-разному
понимающих человека и его
предназначение, - Всемирный
Русский Народный Собор от имени
самобытной русской цивилизации
принимает настоящую декларацию.
Человек как образ Божий имеет
особую ценность, которая не может
быть отнята. Она должна уважаться
каждым из нас, обществом и
государством. Совершая добро,
личность приобретает достоинство.
Таким образом, мы различаем
ценность и достоинство личности.
Ценность - это то, что дано,
достоинство - это то, что
приобретается.
Вечный нравственный закон имеет
в душе человека твердую основу, не
зависящую от культуры,
национальности, жизненных
обстоятельств. Эта основа
заложена Творцом в человеческую
природу и проявляется в совести.
Однако голос совести может быть
заглушён грехом. Именно поэтому
различению добра и зла призвана
содействовать религиозная
традиция, имеющая своим
Первоисточником Бога.
Мы различаем две свободы:
внутреннюю свободу от зла и
свободу нравственного выбора.
Свобода от зла является
самоценной. Свобода же выбора
приобретает ценность, а личность -
достоинство, когда человек
выбирает добро. Наоборот, свобода
выбора ведет к саморазрушению и
наносит урон достоинству
человека, когда тот избирает зло.
Права человека имеют основанием
ценность личности и должны быть
направлены на реализацию ее
достоинства. Именно поэтому
содержание прав человека не может
не быть связано с нравственностью.
Отрыв этих прав от нравственности
означает их профанацию, ибо
безнравственного достоинства не
бывает.
Мы - за право на жизнь и против «права»
на смерть, за право на созидание и
против «права» на разрушение. Мы
признаем права и свободы человека
в той мере, в какой они
помогают восхождению личности к
добру, охраняют ее от внутреннего
и внешнего зла, позволяют ей
положительно реализоваться в
обществе. В этом свете нами
уважаются не только гражданские,
политические права и свободы, но
также социальные, экономические и
культурные права.
Права и свободы неразрывно
связаны с обязанностями и
ответственностью человека.
Личность, реализуя свои интересы,
призвана соотносить их с
интересами ближнего, семьи,
местной общины, народа, всего
человечества.
Существуют ценности, которые
стоят не ниже прав человека. Это
такие ценности как вера,
нравственность, святыни.
Отечество. Когда эти ценности и
реализация прав человека
вступают в противоречие, общество,
государство и закон должны
гармонично сочетать то и другое.
Нельзя допускать ситуаций, при
которых осуществление прав
человека подавляло бы веру и
нравственную традицию, приводило
бы к оскорблению религиозных и национальных
чувств, почитаемых святынь,
угрожало бы существованию
Отечества. Опасным видится и «изобретение»
таких «прав», которые узаконивают
поведение, осуждаемое
традиционной моралью и всеми
историческими религиями.
Мы отвергаем политику двойных
стандартов в области прав
человека, а также попытки
использовать эти права для
продвижения политических,
идеологических, военных и
экономических интересов, для
навязывания определенного
государственного и общественного
строя.
Мы готовы к сотрудничеству с
государством и со всеми
благонамеренными силами в деле
обеспечения прав человека.
Особыми областями такого
сотрудничества должны стать
сохранение прав наций и
этнических групп на их религию,
язык и культуру, отстаивание
свободы вероисповедания и права
верующих на свой образ жизни,
противостояние преступлениям на
национальной и религиозной почве,
защита личности от произвола
властей и работодателей,
попечение о правах
военнослужащих, охрана прав
ребенка, забота о людях,
находящихся в местах заключения и
социальных учреждениях, защита
жертв деструктивных сект,
недопущение тотального контроля
над частной жизнью и убеждениями
человека, противодействие
вовлечению людей в преступность,
коррупцию, работорговлю,
проституцию, наркоманию,
игроманию.
Мы стремимся к диалогу с людьми
разных вер и взглядов по вопросам
прав человека и их места в
иерархии ценностей. Сегодня такой
диалог, как ничто другое, поможет
избежать конфликта цивилизаций,
достичь мирного сочетания на
планете различных мировоззрений,
культур, правовых и политических
систем. От того, насколько людям
удастся решить эту задачу,
зависит их будущее.
По материалам
официального сайта Русской
Православной Церкви http://www.mospat.ru
|