Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

Пасхальные послания
Православное обозрение
Церковь и общество
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
Духовное наследие
Праведники наших дней
Литературные страницы
Семья и церковь
Страница памяти
Молодежные страницы
Дорогой веры
Наши за границей
Объявления

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№4 (52) апрель 2006 года  
Православный календарь

Православный календарь 

23/10 апреля

Светлое Христово Воскресенье - ПАСХА

Vest_04_2006-20.jpg

Семь дней после праздника Пасхи в нашем календаре носят название Светлой седмицы. Богослужение совершается в эти дни по пасхальному чину, Царские Врата остаются открытыми, все время звучит приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!». Пасхальная литургия каждый день заканчивается крестным ходом вокруг храма. Яркие облачения, радостные песнопения, колокольный звон - все направлено на то, чтобы подчеркнуть торжество Воскресения Христова. В эти святые дни очень важно присутствовать на богослужениях и дома делиться с ближними пасхальной радостью. Обычный для каждой седмицы пост в среду и пятницу отменяется ради великого праздника.


25/12 апреля

Вторник Светлой седмицы.

Празднование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее Иверской иконы.

Vest_04_2006-21.jpg

Именно в этом монастыре во вторник Светлой седмицы чудесным образом произошло обретение иконы спустя два века после того, как она была пущена в море во избежание осквернения иконоборцами. Из афонского монастырского устава праздник попал в наш современный богослужебный устав. И каждый год во вторник Светлой седмицы с пасхальной службой соединяется служба в честь Пресвятой Богородицы.


28 / 15 апреля

Пятница Светлой седмицы.

Празднование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее иконы «Живоносный источник».

Vest_04_2006-22.jpg

Иверская икона Пресвятой Богородицы получила свое название от Иверского (грузинского) монастыря на Афоне.

Однажды Лев Маркелл, будущий византийский император, недалеко от Константинополя встретил слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха. Напоив слепца водой из найденного неподалеку источника, он стал свидетелем чуда - слепец прозрел, а Пресвятая Богородица открыла Льву, что он должен стать императором. Она повелела очистить забытый чудотворный источник и построить на его месте храм. Вскоре храм в честь Живоносного источника Божией Матери был построен, и к нему стали стекаться богомольцы, жаждущие исцеления.

Появился также иконописный образ Богородицы «Живоносный Источник». Пресвятая Дева с Младенцем изображены над каменной чашей, стоящей в водоеме, наполненном животворной водой. Возле него предстоят страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления.


16/29 апреля

Суббота Светлой седмицы

В течение всей Светлой седмицы у открытых Царских Врат стоит пасхальный хлеб - Артос, а в субботу по окончании литургии его раздробляют и вкушают натощак, прежде всякой пиши, как великую святыню.

В этот день Светлая седмица заканчивается, Царские Врата закрываются, службы совершаются обычным порядком, однако пасхальные песнопения звучат все сорок дней после Пасхи, вплоть до праздника Вознесения Господня.


Vest_04_2006-23.jpg30/17 апреля

Неделя 2-я по Пасхе, Фомино Воскресенье.

На восьмой день после Пасхи, то есть в следующее воскресенье, на литургии читается отрывок из Евангелия, повествующий о явлении воскресшего Спасителя для уверения апостола Фомы. Воскресенье это в календаре называется Фоминым. Христос еще в первый день явился апостолам, войдя к ним через закрытые двери. Он показал им руки и ноги Свои, пронзенные гвоздями и ребра, пробитые копьем римского центуриона. Апостолы видели Христа воскресшим, но с ними не было Фомы, а когда ему рассказали, он не поверил, желая во всем убедиться сам.

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут сними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20; 24-29). Выражение «Фома неверующий» взято как раз из этого евангельского отрывка и обозначает оно человека, который отказывается верить очевидным вещам.


2 мая /19 апреля

Радоница, пасхальное поминовение усопших.

Поделиться пасхальной радостью нужно и со своими усопшими сродниками, ведь и за них Христос принес Себя в жертву на Кресте. Пасхальная молитва об умерших лишена обычной скорби - Христос победил смерть! В этот день пасхальные панихиды проходят во всех православных храмах, а потом, после службы, можно поехать на кладбище, прибрать на могилках, помолиться о упокоении своих сродников, но непременно со словами «Христос воскресе!».


28/15 апреля

Память святого великомученика Георгия Победоносца.

Vest_04_2006-24.jpg

Георгий Победоносец один из знаменитых святых Византийской Церкви, почитающийся в России чуть ли не больше, чем на родине. Георгиевский флаг, георгиевский крест, георгиевская лента, Георгий, поражающий змея, на гербе Москвы и на российских монетах: так глубоко образ святого Георгия вошел в нашу культуру. Он является покровителем православных воинов, и многих людей, носящих его святое имя.


Vest_04_2006-25.jpg7 мая / 24 апреля

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Слово неделя на церковном языке означает не привычный семидневный цикл, а лишь один день - воскресный. Жена - не обязательно чья-то супруга, это может быть просто женщина. Миро - дорогое благовонное масло.

В это воскресенье вспоминаются женщины, до последнего момента остававшиеся с распятым Христом, когда апостолы в страхе разбежались. В страстную пятницу они видели, как тело Спасителя снимают с креста и полагают в гробовой пещере. Субботу они провели в покое, как требовала ветхозаветная заповедь, в первый же день по прошествии субботы, взяв миро, отправились ко гробу, чтобы завершить обряд погребения. Они первыми увидели, что он пуст, а явившийся Христос повелел им идти с вестью о Воскресении к апостолам.

Неслучайно женщинам-христианкам посвящено в церковном календаре целое воскресенье, да еще в пасхальный период (к слову сказать, у самих апостолов такого праздника нет). Во-первых, это признательность за тихий и незаметный подвиг, который они несут всю жизнь, и за то, что в трудную минуту они часто оказываются решительнее своих более сильных собратьев. А, во-вторых, этот праздник -свидетельство христианского отношения к женщине. Церковный устав составляли мужчины, притом - монахи, но в православном календаре нет ни тени презрения или даже антипатии к противоположному полу.

В неделю святых жен-мироносиц принято поздравлять всех православных женщин, при этом им желают быть похожими на тех учениц Христа, которые неотступно следовали за Господом, слушая Его слова и исполняя Его заповеди.


9 мая / 26 апреля

Поминовение воинов, погибших в Великой Отечественной войне.

«День Победы - это праздник со слезами на глазах», -поется в известной песне. Действительно, самая страшная война XX века ни одну семью не обошла стороной. Погибшие, без вести пропавшие, от ран скончавшиеся, замученные в плену, - миллионы наших соотечественников нуждаются в церковном поминовении. Многие уходили на войну верующими, скрывая от комиссаров нательные крестики, другие начали молиться уже в окопах, когда кругом рвались снаряды и бомбы, а кто-то, может быть, покаялся только в последние минуты своей жизни. Мы не знаем, какова их посмертная участь, не знаем, каким было их покаяние, и было ли оно, но наш долг - молиться об упокоении души каждого крещеного человека, а таких на войне было большинство.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года установлено совершать в День Победы - 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. В этот день в православных храмах по окончании литургии совершаются заупокойные службы «о православных вождях и воинах, на поле брани живот свой положивших и от ран скончавшихся». Долг каждого православного россиянина в этот день - помолиться о своих усопших родственниках.


14 /1 мая

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Песнопения, прославляющие Воскресение Христово, в течение всего пасхального периода занимают главное место в богослужении, но Евангелие, читаемое за воскресными литургиями, с этого дня отходит от пасхальной тематики и повествует теперь о другом.

Исцеление расслабленного у Овчей купели, совершенное задолго до Крестной смерти и славного Воскресения - событие, раскрывающее перед нами всемогущество Иисуса Христа. Он - Творец мира и поэтому даже парализованное тело Он может восстановить одним Своим словом. «Встань и ходи!» - этого достаточно для полного исцеления человека, кто, кроме Самого Бога может сотворить подобное?

Нужно знать, что иудеи тоже отмечали праздники Пасхи и Пятидесятницы, которые послужили прообразом праздников новозаветных. На Пасху иудеи вспоминали освобождение от египетского рабства, а мы - освобождение от рабства диаволу, на Пятидесятницу они отмечали дарование нравственного закона и десяти заповедей, а мы - дарование благодати Святого Духа. Христос исцелил расслабленного после Пасхи, когда иудеи праздновали Пятидесятницу, поэтому евангельское чтение о расслабленном вполне уместно в пасхальный период нашего календаря.


Vest_04_2006-26.jpg17/4 мая

Преполовение Пятидесятницы

Этот день, двадцать пятый после Пасхи, является серединой пятидесятидневного периода до праздника Сошествия Святого Духа - Пятидесятницы. Богослужебный устав продолжает раскрывать тему, начатую в предыдущее воскресенье. Перед нами рисуется образ Сына Божия, равного Богу Отцу, Единосущного с Ним, и, в тоже время, нам снова предлагаются ветхозаветные праздники, как некие символы и прообразы праздников новозаветных.

«Приближался праздник Иудейский - поставление кущей. .. В половине праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем...» (Ин. 7;2-18)

Праздник Кущей был установлен в воспоминание сорокалетнего странствования иудеев по пустыне после освобождения из египетского плена, а завершался он торжественным возлиянием воды из Силоамского источника на жертвенник в Иерусалимском храме, для напоминания о воде, изверженной Моисеем из скалы и утолившей жажду странствующего народа. В Новом Завете излияние воды стало символом даров Святого Духа, утоляющих духовную жажду, поэтому праздник Пятидесятницы - сошествие Святого Духа соответствует не только ветхозаветной Пятидесятнице (как это вспоминается в Неделю о расслабленном), но и празднику Кущей.

В Преполовение Пятидесятницы, которое поставлено в нашем уставе в соответствие с преполовением праздника Кущей, в богослужении появляется тема воды, как синонима даров Святого Духа. «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою напои водами...», - поет в эти дни Церковь. По окончании литургии в храмах совершается малое водоосвящение.


21/8 мая

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова

В беседе с женщиной-самарянкой Спаситель открывает, что Он - Мессия, Который и должен был прийти, исполняя пророчества, одновременно Он говорит о Своем учении и дарах Святого Духа как о воде:

«Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». (Ин. 4; 13-14).

Беседа с самарянкой продолжает тему, начатую в Преполовение: опять вода выступает, как синоним Благодати Божией, снова Евангелие раскрывает перед нами образ Мессии, как и в неделю о расслабленном.

В этом году память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, празднуемая 8/21 мая, совпадает с Неделей о самаряныне. Любимый ученик Христа, Иоанн был самым младшим из апостолов, поэтому надолго пережил апостольскую эпоху. Он скончался в Эфесе, а его последним словом был призыв к любви между людьми.


Vest_04_2006-28.jpg22/9 мая

Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая

Несмотря на свое западное происхождение, праздник стал отмечаться и на Руси. Причина этого - в великой любви русского народа к Святителю Николаю, заступнику обездоленных, защитнику слабых, помощнику в скорбях. Святой греческой церкви стал одним из самых известных «русских» святых.

Для Новосибирска (названного первоначально в честь Святителя Николая Новониколаевском) память Святителя -двойное торжество, поскольку в городе, в часовне на Красном проспекте хранится частица мощей Николая Чудотворца, переданная Святейшим Патриархом Алексием II.


 

 11 /24 мая

Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян

Мы многим обязаны святым братьям - просветителям славян равноапостольным Кириллу и Мефодию. Благодаря их трудам, славянские народы получили Библию и богослужение на родном языке. На письменный славянский язык, созданный Кириллом и Мефодием, были переведены с греческого языка философские, математические, естествоведческие трактаты.

Русь, после принятия византийской веры и греческой культуры, стала одним из самых образованных государств Европы, тогда как Запад надолго попал в культурный застой, «канонизировав» для Священного Писания, богослужения и светской науки мертвую и непонятную большинству людей латынь.

Церковное поминовение равноапостольных братьев совпадает со светским Днем славянской письменности и культуры.


28 /15 мая

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Евангельское чтение в 6-ю неделю по Пасхе снова связано с водой, ведь слепец, посланный Христом в Силоамскую купель, получает там исцеление. Но перед этим, чтобы показать Свою творческую силу, Христос, плюнув на землю и взяв влажную глину, ею помазывает слепые очи. Некогда Он сотворил человека из праха земного, теперь - исцеляет тем же брением. Вода, как символ Благодати и очищения, и учение о всемогуществе Христа-Спасителя объединяются по смыслу исцелением расслабленного у Овчей купели, беседой с самарянкой, событиями Преполовения и исцелением слепорожденного, воспоминаемое в это воскресенье.


31 /18 мая

Отдание праздника Пасхи

Воскресший Христос на протяжении сорока дней являлся Своим ученикам, беседуя с ними о Царствии Божием, давая им последние наставления об устройстве Церкви, совершении таинств. На сороковой день Он вознесся на небо, оставив учеников в Иерусалиме ожидать сошествия Святого Духа. В этом году Вознесение Господне празднуется 1 - го июня, а накануне, на тридцать девятый день после воскресения Христова, последний раз совершается пасхальная служба, последний раз звучит: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!». Праздник Пасхи «отдается», то есть заканчивается. Наступает Вознесение, а через десять дней - Пятидесятница.

 

 6 мая / 23 апреля

День памяти святого великомученика Георгия Победоносца

Когда скептики говорят, что христианство было религией низших слоев общества, людей бедных, обделенных, «ущербных», хочется привести в пример великомученика Георгия. Его блестящая военная карьера, мужественное исповедание веры и мученическая смерть нисколько не вяжется с подобными представлениями.

Vest_04_2006-30.jpgВоспитанный в христианской вере, сын высокопоставленного римского офицера Георгий еще в юности поступил на военную службу. Благодаря природной храбрости и рассудительности он быстро поднялся по ступеням служебной лестницы от рядового легионера до центуриона, и к двадцати годам уже стал трибуном - начальником когорты, десятой части легиона. Во время персидской военной компании 296-297 года император Диоклетиан заметил талантливого и смелого офицера, командовавшего «элитной» когортой Непобедимых, приблизил его к себе и назначил членом военного совета - комитом.

Но вскоре в престарелом императоре произошла разительная перемена. Подчиняясь своему зятю Галерию, грубому и суеверному язычнику, Диоклетиан подготовил эдикт, объявлявший христиан вне закона. Галерий и раньше, без ведома императора, старался «очистить» от них вверенную ему армию. Тогда, опасаясь преследований, многие христиане, верой и правдой служившие империи, ушли с военной службы. Георгия это негласное гонение не коснулось, но, когда Диоклетиан на совете стал обсуждать готовящийся эдикт, Георгий взял слово и попытался объяснить, что обвинения, предъявляемые христианам, несправедливы. Диоклетиан был взбешен. Угрозами, увещеваниями, лестью он пытался повлиять на ко-мита. Император знал, что христиан в армии много, он и собирался начать гонения именно с нее, но чтобы христианин оказался в его ближайшем окружении - это было для него полной неожиданностью.

Георгия лишили всех воинских званий и взяли под стражу. Подвергая мученика самым изощренным пыткам, император требовал одного - отречения от Христа, хотя бы формального, для примера остальным христианам, но Георгий остался непреклонен. Его мужество воодушевляло других. Два военных сановника, Протолеон и Анатолий, вдовствующая императрица Александра, знаменитый никомидийский маг Афанасий отреклись от язычества и объявили себя христианами. К городской тюрьме стекались сотни людей. Подкупая стражу, они передавали великомученику Георгию свои просьбы, и Господь по его молитвам помогал просящим. Легионеры и горожане требовали освобождения невинного страдальца, назревал бунт, и Диоклетиан, не способный сломить мужество святого, приказал обезглавить его. Это случилось 23 апреля 303 года(по новому стилю - б мая).

Вместе с великомучеником Георгием, мы вспоминаем в день его смерти святых мучеников Протолеона и Анатолия, мученицу царицу Александру, казненных за исповедание Христа. Так гонители, пытаясь уничтожить веру, только умножали ее приверженцев. Мученики шли на смерть, свидетельствуя о Боге, за имя Которого не страшно умирать.

Святой Георгий именуется Победоносцем, но не за военные подвиги, а за победу в страшном единоборстве с диаволом, устами императора требовавшем отречения. Георгий, поражающий змея, - этот иконографический сюжет, в основу которого положена одна из древних легенд, означает победу над злом, пресмыкающимся по земле. Всадник выше этого зла, он не снисходит до того, чтобы сразиться со змеем в рукопашной схватке, чтобы испачкать свои руки. Даже его конь остается белоснежно-чистым...

Мученик стал образцом воина-христианина, бесстрашного и великодушного, преданного своему императору до тех пор, пока верность присяге не противоречит верности Христу. В Европе его считали покровителем рыцарства, на Руси в его честь воздвигали и поныне воздвигают храмы, его именем нарекают детей. Георгиевский крест -один из русских боевых орденов, оранжево-черная георгиевская лента стала общепризнанным символом победы, а его икона украшает герб Москвы. Его жизнь отдалена от нас на тысячу семьсот лет, но он близок к тем, кто призывает его в молитве, к тем, кто старается быть подобным ему по духу.

21/8 мая

День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

 

Vest_04_2006-31.jpgБудущий апостол родился в семье галилейского рыбака Зеведея и Саломии - дочери праведного Иосифа-Обручника. Поскольку праведный Иосиф по закону считался мужем Пресвятой Богородицы, братья Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, были сводными родственниками Иисуса Христа. Вместе с Зеведеем они занимались рыбной ловлей на Генисаретском озере, пока Господь не призвал их к апостольскому служению. Нисколько не сомневаясь, еще совсем юный Иоанн последовал за Господом, и никогда не расставался с Ним. Он был свидетелем многих чудес, совершенных Спасителем, в том числе и тех, которые видели только избранные ученики - воскрешения дочери Иаира и Преображения на горе Фавор. Любимый ученик Спасителя стоял у креста, когда другие ученики в страхе разбежались, и именно ему Христос поручил заботится о Своей Матери.

После Успения Пресвятой Богородицы апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился для проповеди Евангелия в Малую Азию, взяв с собой ученика - Прохора. В городе Эфесе апостол привлек ко Христу многих язычников и основал церковную общину. Вскормленная проповедью апостола Иоанна, Эфесская Церковь стала одной из знаменитых раннехристианских общин. Во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Нероном (в 56 - 68 годах), апостол Иоанн был схвачен и отведен в узах на суд в Рим. За исповедание своей веры в Христа Распятого апостол был приговорен к смерти, однако, выпив предложенную ему чашу с ядом, остался жив. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол Иоанн был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

На Патмосе ему удалось привести к вере большинство жителей. Здесь же он сподобился великих и таинственных видений о судьбах мира и Церкви. Записанные Прохором, они легли в основу Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова.

После длительной ссылки апостол получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих лжеучений. Около 95 года он написал в Эфесе Евангелие. Апостол уже был знаком с тремя Евангелиями Матфея, Марка и Луки, поэтому в своем повествовании Иоанн умалчивает о том, что они подробно описали, но больше внимания уделяет тем моментам, которые были недостаточно раскрыты предшествующими евангелистами. Он начинает свое повествование не с земного рождения Спасителя. Он говорит о Сыне Божием, Божьем Слове, равном Богу Отцу. Возвышенное учение о предвечном рождении Сына от Отца дало апостолу Иоанну именование Богослова, которого в истории Церкви удостоились единицы. Иногда на иконах апостол изображается вместе со своим символом - орлом, обозначающим небесную высоту его учения.

Один из главных мотивов проповеди апостола и евангелиста Иоанна Богослова - любовь Божия к людям и, как следствие этого - необходимость любви между людьми. Апостол любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов оставил после себя Евангелие, три соборных послания и Откровение, вошедшие в канон новозаветных книг. Он прожил больше ста лет, долгое время оставаясь единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Остальные апостолы к тому времени уже скончались мученической смертью. Умирая, Иоанн Богослов оставил своим ученикам завещание о любви, которую христиане должны хранить между собой.

 22/9 МАЯ Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая

 

Vest_04_2006-32.jpgВ XI веке Византийская империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивали и продавали в рабство жителей, разрушали христианские храмы. Мусульмане покушались на мощи Святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи Святителя итальянские христиане, среди которых было много греков. Жители города Бари, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи от возможного поругания.

В 1087 году купцы из Бари и Венеции отправились в Антиохию для торговли. И те, и другие предполагали на обратном пути взять мощи Святителя Николая и перевезти их в Италию, так как в Мирах, где они почивали, было не безопасно. Жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вооруженный отряд вошел в храм, где хранились святые мощи и, купцы, связав монахов - смотрителей храма, вскрыли саркофаг. Оказалось, что он наполнен благоуханным святым миром. Один из священников завернул мощи в свою верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили горожанам печальную весть о похищении иностранцами святыни, толпы народа собрались на берегу, но было уже поздно...

Восьмого мая корабль прибыл в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи Святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось чудесными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год специально для мощей была построена церковь во имя Святителя Николая, и установлен праздник в честь перенесения мощей.

Эти события происходили в то время, когда Римо-Католическая Церковь уже отпала от Православной и, конечно, в Константинопольской Церкви насильственное «перенесение» святыни было воспринято как трагедия. Но на Руси разделение ощущалось не так тяжело, поэтому новый праздник в честь Святителя Николая, проникший из Европы вместе с торговыми и дипломатическими представительствами, прижился и стал одним из самых почитаемых.

Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и море, давно дошла до русского народа. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного чудотворца-благотворителя, особенно дорог нашему сердцу, потому что он вселяет глубокую веру в него и надежду на помощь.

Иностранцы-протестанты, не понимающие почитания святых, видя, как много на Руси храмов, посвященных святому и его икон, называли Святителя Николая «русским богом». Древнее житие Святителя так повествует о нем: «Многие великие и преславные чудеса сотворил на земле и на море, в бедах помогая, и от потопления спасая, и из глубины морской на сушу износя, от уз и темниц избавляя, от мечного посечения заступая и от смерти освобождая, многим многие подал исцеления: слепым - зрение, хромым - хождение, глухим - слышание, немым - глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогатил, голодным пищу подал и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступники скорый предстатель и защитник показался, и другим, также призывающим его, помогает и от бед избавляет. Знает великого чудотворца сего Восток и Запад и всем концам земли ведомы чудотворения его».

24/11 МАЯ

День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян

Vest_04_2006-33.jpgНе многие люди в церковной истории удостоились звания равноапостольных, то есть наравне с апостолами послуживших делу проповеди Евангелия. Русская Православная Церковь с благодарностью чтит память святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, в полном смысле слова крестивших Киевскую Русь, но без подвига святых братьев Кирилла и Мефодия это событие, возможно, и не состоялось бы. Без труда переводчиков русичи могли не принять чужую и непонятную для них веру. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий задолго до Крещения Руси подготовили для этого почву, создав письменный славянский язык и переведя на него Евангелие и богослужебные книги.

Родные братья Кирилл и Мефодий родились в византийском городе Фессалоники, по-славянски - Солуни, Мефодий (его мирское имя предположительно Михаил) - около 820 года, Кирилл, при рождении названный Константином, - около 826 года. Они происходили из богатой и знатной семьи Льва Друнгария, высокопоставленного чиновника при солунском стратиге - военном генерал-губернаторе. Юноши получили прекрасное образование. Константин воспитывался в столице, при дворе, вместе с будущим греческим императором Михаилом III. Закончив обучение, он принял священный сан и монашество. Мефодий получил домашнее образование и выбрал сначала военную карьеру, но быстро дослужившись до звания стратига, оставил мир и тоже принял монашеский постриг.

Константинопольский патриарх Фотий, в свое время воспитывавший Кирилла, неоднократно посылал его вместе с братом в миссионерские поездки. Как-то раз Кирилл увидел Евангелие, написанное славянскими буквами. Это была одна из первых попыток создать письменный славянский язык. Кирилл и Мефодий, с детства знакомые с этим наречием, решили посвятить жизнь переводу на него Священного Писания.

В 836 году моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору с просьбой прислать проповедников Евангелия. Моравия была крещена, но нормальная церковно-богослужебная жизнь в ней еще не установилась. Здесь развернулось соперничество двух традиций: западно-христианской, с латинским богослужебным языком, и византийской, дозволявшей проповедь и богослужение на родном, славянском языке. В моравскую миссию отправились святые братья Кирилл и Мефодий. Именно там они окончательно составили славянскую азбуку, начали перевод Священного Писания и богослужебных книг.

Притязания на господство в Моравии со стороны правителя восточно-франкского королевства Людовика Немецкого, а также зависимых от Римской Церкви епископов породили конфликт, сопровождавшийся военными действиями против нее. Римский папа затребовал Кирилла и Мефодия к себе, как нарушителей церковного устава, проповедовавших на чужой канонической территории. Святые братья отправились в Рим, но нашли там уже нового папу - Адриана II, который, благосклонно приняв их, дозволил проповедь и богослужение на славянском языке. Папа даже рукоположил Мефодия и нескольких его учеников в священный сан. Тогда, несмотря на многочисленные противоречия и конфликты, Римская Церковь была еще единой с восточно-христианскими Церквями, и для проповеди на пограничных между востоком и западом «ничейных» территориях святым братьям требовалась поддержка влиятельного Римского папы.

Святой Кирилл скончался и был похоронен в Риме, а его брат Мефодий продолжил проповедь в славянских землях, получив к тому времени уже сан архиепископа. Еще раз обвиненный латинскими епископами, он снова побывал в Риме и снова был оправдан. Святой Мефодий скончался в Моравии в 885 году.

К сожалению, в Моравии дело святых Кирилла и Мефодия не получило успеха. Под влиянием латинского епископата, ученики святых братьев были изгнаны, некоторые схвачены и проданы в рабство; западнославянские земли примкнули к Римской Церкви, а в 1054 году вместе с ней откололись от православного христианства. Но изгнанные проповедники нашли пристанище в Сербии, Хорватии, Болгарии, откуда славянские рукописи распространились и на Русь, послужив началом ее воцерковления.

Ведущий рубрики - иерей Андрей Ромашко




Яндекс.Метрика

На главную страницу