Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№4 (52) апрель 2006 года
Православный
календарь
23/10 апреля
Светлое Христово
Воскресенье - ПАСХА
Семь дней после праздника Пасхи
в нашем календаре носят название
Светлой седмицы. Богослужение
совершается в эти дни по
пасхальному чину, Царские Врата
остаются открытыми, все время
звучит приветствие: «Христос
воскресе!» - «Воистину воскресе!».
Пасхальная литургия каждый день
заканчивается крестным ходом
вокруг храма. Яркие облачения,
радостные песнопения,
колокольный звон - все направлено
на то, чтобы подчеркнуть
торжество Воскресения Христова. В
эти святые дни очень важно
присутствовать на богослужениях
и дома делиться с ближними
пасхальной радостью. Обычный для
каждой седмицы пост в среду и
пятницу отменяется ради великого
праздника.
25/12 апреля
Вторник Светлой
седмицы.
Празднование в
честь Пресвятой Богородицы ради
Ее Иверской иконы.
Именно в этом монастыре во
вторник Светлой седмицы чудесным
образом произошло обретение
иконы спустя два века после того,
как она была пущена в море во
избежание осквернения
иконоборцами. Из афонского
монастырского устава праздник
попал в наш современный
богослужебный устав. И каждый год
во вторник Светлой седмицы с
пасхальной службой соединяется
служба в честь Пресвятой
Богородицы.
28 / 15 апреля
Пятница Светлой
седмицы.
Празднование в
честь Пресвятой Богородицы ради
Ее иконы «Живоносный источник».
Иверская икона Пресвятой
Богородицы получила свое
название от Иверского (грузинского)
монастыря на Афоне.
Однажды Лев Маркелл, будущий
византийский император, недалеко
от Константинополя встретил
слепца, беспомощного путника,
сбившегося с дороги. Лев помог ему
выйти на тропинку и устроиться в
тени для отдыха. Напоив слепца
водой из найденного неподалеку
источника, он стал свидетелем
чуда - слепец прозрел, а Пресвятая
Богородица открыла Льву, что он
должен стать императором. Она
повелела очистить забытый
чудотворный источник и построить
на его месте храм. Вскоре храм в
честь Живоносного источника
Божией Матери был построен, и к
нему стали стекаться богомольцы,
жаждущие исцеления.
Появился также иконописный
образ Богородицы «Живоносный
Источник». Пресвятая Дева с
Младенцем изображены над
каменной чашей, стоящей в водоеме,
наполненном животворной водой.
Возле него предстоят страждущие
телесными недугами, страстями и
душевными немощами. Все они пьют
эту живительную воду и получают
исцеления.
16/29 апреля
Суббота Светлой
седмицы
В течение всей Светлой седмицы у
открытых Царских Врат стоит
пасхальный хлеб - Артос, а в
субботу по окончании литургии его
раздробляют и вкушают натощак,
прежде всякой пиши, как великую
святыню.
В этот день Светлая седмица
заканчивается, Царские Врата
закрываются, службы совершаются
обычным порядком, однако
пасхальные песнопения звучат все
сорок дней после Пасхи, вплоть до
праздника Вознесения Господня.
30/17
апреля
Неделя 2-я по Пасхе,
Фомино Воскресенье.
На восьмой день после Пасхи, то
есть в следующее воскресенье, на
литургии читается отрывок из
Евангелия, повествующий о явлении
воскресшего Спасителя для
уверения апостола Фомы.
Воскресенье это в календаре
называется Фоминым. Христос еще в
первый день явился апостолам,
войдя к ним через закрытые двери.
Он показал им руки и ноги Свои,
пронзенные гвоздями и ребра,
пробитые копьем римского
центуриона. Апостолы видели
Христа воскресшим, но с ними не
было Фомы, а когда ему рассказали,
он не поверил, желая во всем
убедиться сам.
«Фома же, один из двенадцати,
называемый Близнец, не был тут
сними, когда приходил Иисус.
Другие ученики сказали ему: мы
видели Господа. Но он сказал им:
если не увижу на руках Его ран от
гвоздей, и не вложу перста моего в
раны от гвоздей, и не вложу руки
моей в ребра Его, не поверю. После
восьми дней опять были в доме
ученики Его, и Фома с ними. Пришел
Иисус, когда двери были заперты,
стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст
твой сюда и посмотри руки Мои;
подай руку твою и вложи в ребра
Мои; и не будь неверующим, но
верующим. Фома сказал Ему в ответ:
Господь мой и Бог мой! Иисус
говорит ему: ты поверил, потому
что увидел Меня; блаженны не
видевшие и уверовавшие (Ин. 20;
24-29). Выражение «Фома неверующий»
взято как раз из этого
евангельского отрывка и
обозначает оно человека, который
отказывается верить очевидным
вещам.
2 мая /19 апреля
Радоница,
пасхальное поминовение усопших.
Поделиться пасхальной радостью
нужно и со своими усопшими
сродниками, ведь и за них Христос
принес Себя в жертву на Кресте.
Пасхальная молитва об умерших
лишена обычной скорби - Христос
победил смерть! В этот день
пасхальные панихиды проходят во
всех православных храмах, а потом,
после службы, можно поехать на
кладбище, прибрать на могилках,
помолиться о упокоении своих
сродников, но непременно со
словами «Христос воскресе!».
28/15 апреля
Память святого
великомученика Георгия
Победоносца.
Георгий Победоносец один из
знаменитых святых Византийской
Церкви, почитающийся в России
чуть ли не больше, чем на родине.
Георгиевский флаг, георгиевский
крест, георгиевская лента,
Георгий, поражающий змея, на гербе
Москвы и на российских монетах:
так глубоко образ святого Георгия
вошел в нашу культуру. Он является
покровителем православных воинов,
и многих людей, носящих его святое
имя.
7
мая / 24 апреля
Неделя 3-я по Пасхе,
святых жен-мироносиц.
Слово неделя на церковном языке
означает не привычный
семидневный цикл, а лишь один день
- воскресный. Жена - не обязательно
чья-то супруга, это может быть
просто женщина. Миро - дорогое
благовонное масло.
В это воскресенье вспоминаются
женщины, до последнего момента
остававшиеся с распятым Христом,
когда апостолы в страхе
разбежались. В страстную пятницу
они видели, как тело Спасителя
снимают с креста и полагают в
гробовой пещере. Субботу они
провели в покое, как требовала
ветхозаветная заповедь, в первый
же день по прошествии субботы,
взяв миро, отправились ко гробу,
чтобы завершить обряд погребения.
Они первыми увидели, что он пуст, а
явившийся Христос повелел им идти
с вестью о Воскресении к
апостолам.
Неслучайно женщинам-христианкам
посвящено в церковном календаре
целое воскресенье, да еще в
пасхальный период (к слову
сказать, у самих апостолов такого
праздника нет). Во-первых, это
признательность за тихий и
незаметный подвиг, который они
несут всю жизнь, и за то, что в
трудную минуту они часто
оказываются решительнее своих
более сильных собратьев. А, во-вторых,
этот праздник -свидетельство
христианского отношения к
женщине. Церковный устав
составляли мужчины, притом -
монахи, но в православном
календаре нет ни тени презрения
или даже антипатии к
противоположному полу.
В неделю святых жен-мироносиц
принято поздравлять всех
православных женщин, при этом им
желают быть похожими на тех
учениц Христа, которые неотступно
следовали за Господом, слушая Его
слова и исполняя Его заповеди.
9 мая / 26 апреля
Поминовение
воинов, погибших в Великой
Отечественной войне.
«День Победы - это праздник со
слезами на глазах», -поется в
известной песне. Действительно,
самая страшная война XX века ни
одну семью не обошла стороной.
Погибшие, без вести пропавшие, от
ран скончавшиеся, замученные в
плену, - миллионы наших
соотечественников нуждаются в
церковном поминовении. Многие
уходили на войну верующими,
скрывая от комиссаров нательные
крестики, другие начали молиться
уже в окопах, когда кругом рвались
снаряды и бомбы, а кто-то, может
быть, покаялся только в последние
минуты своей жизни. Мы не знаем,
какова их посмертная участь, не
знаем, каким было их покаяние, и
было ли оно, но наш долг - молиться
об упокоении души каждого
крещеного человека, а таких на
войне было большинство.
Определением Архиерейского
Собора Русской Православной
Церкви 1994 года установлено
совершать в День Победы - 9 мая
особое ежегодное поминовение
усопших воинов, за веру, Отечество
и народ жизнь свою положивших, и
всех страдальчески погибших в
годы Великой Отечественной войны.
В этот день в православных храмах
по окончании литургии
совершаются заупокойные службы «о
православных вождях и воинах, на
поле брани живот свой положивших
и от ран скончавшихся». Долг
каждого православного россиянина
в этот день - помолиться о своих
усопших родственниках.
14 /1 мая
Неделя 4-я по Пасхе,
о расслабленном
Песнопения, прославляющие
Воскресение Христово, в течение
всего пасхального периода
занимают главное место в
богослужении, но Евангелие,
читаемое за воскресными
литургиями, с этого дня отходит от
пасхальной тематики и повествует
теперь о другом.
Исцеление расслабленного у
Овчей купели, совершенное задолго
до Крестной смерти и славного
Воскресения - событие,
раскрывающее перед нами
всемогущество Иисуса Христа. Он -
Творец мира и поэтому даже
парализованное тело Он может
восстановить одним Своим словом.
«Встань и ходи!» - этого
достаточно для полного исцеления
человека, кто, кроме Самого Бога
может сотворить подобное?
Нужно знать, что иудеи тоже
отмечали праздники Пасхи и
Пятидесятницы, которые послужили
прообразом праздников
новозаветных. На Пасху иудеи
вспоминали освобождение от
египетского рабства, а мы -
освобождение от рабства диаволу,
на Пятидесятницу они отмечали
дарование нравственного закона и
десяти заповедей, а мы - дарование
благодати Святого Духа. Христос
исцелил расслабленного после
Пасхи, когда иудеи праздновали
Пятидесятницу, поэтому
евангельское чтение о
расслабленном вполне уместно в
пасхальный период нашего
календаря.
17/4
мая
Преполовение
Пятидесятницы
Этот день, двадцать пятый после
Пасхи, является серединой
пятидесятидневного периода до
праздника Сошествия Святого Духа
- Пятидесятницы. Богослужебный
устав продолжает раскрывать тему,
начатую в предыдущее воскресенье.
Перед нами рисуется образ Сына
Божия, равного Богу Отцу,
Единосущного с Ним, и, в тоже время,
нам снова предлагаются
ветхозаветные праздники, как
некие символы и прообразы
праздников новозаветных.
«Приближался праздник
Иудейский - поставление кущей. .. В
половине праздника вошел Иисус в
храм и учил. И дивились Иудеи,
говоря: как Он знает Писания, не
учившись? Иисус, отвечая им,
сказал: Мое учение - не Мое, но
Пославшего Меня; кто хочет
творить волю Его, тот узнает о сем
учении, от Бога ли оно, или Я Сам от
Себя говорю. Говорящий сам от себя
ищет славы себе; а Кто ищет славы
Пославшему Его, Тот истинен, и нет
неправды в Нем...» (Ин. 7;2-18)
Праздник Кущей был установлен в
воспоминание сорокалетнего
странствования иудеев по пустыне
после освобождения из
египетского плена, а завершался
он торжественным возлиянием воды
из Силоамского источника на
жертвенник в Иерусалимском храме,
для напоминания о воде,
изверженной Моисеем из скалы и
утолившей жажду странствующего
народа. В Новом Завете излияние
воды стало символом даров Святого
Духа, утоляющих духовную жажду,
поэтому праздник Пятидесятницы -
сошествие Святого Духа
соответствует не только
ветхозаветной Пятидесятнице (как
это вспоминается в Неделю о
расслабленном), но и празднику
Кущей.
В Преполовение Пятидесятницы,
которое поставлено в нашем уставе
в соответствие с преполовением
праздника Кущей, в богослужении
появляется тема воды, как
синонима даров Святого Духа. «Преполовившуся
празднику, жаждущую душу мою
напои водами...», - поет в эти дни
Церковь. По окончании литургии в
храмах совершается малое
водоосвящение.
21/8 мая
Неделя 5-я по Пасхе,
о самаряныне. Память апостола и
евангелиста Иоанна Богослова
В беседе с женщиной-самарянкой
Спаситель открывает, что Он -
Мессия, Который и должен был
прийти, исполняя пророчества,
одновременно Он говорит о Своем
учении и дарах Святого Духа как о
воде:
«Иисус сказал ей в ответ: всякий,
пьющий воду сию, возжаждет опять,
а кто будет пить воду, которую Я
дам ему, тот не будет жаждать
вовек; но вода, которую Я дам ему,
сделается в нем источником воды,
текущей в жизнь вечную». (Ин. 4; 13-14).
Беседа с самарянкой продолжает
тему, начатую в Преполовение:
опять вода выступает, как синоним
Благодати Божией, снова Евангелие
раскрывает перед нами образ
Мессии, как и в неделю о
расслабленном.
В этом году память святого
апостола и евангелиста Иоанна
Богослова, празднуемая 8/21 мая,
совпадает с Неделей о самаряныне.
Любимый ученик Христа, Иоанн был
самым младшим из апостолов,
поэтому надолго пережил
апостольскую эпоху. Он скончался
в Эфесе, а его последним словом
был призыв к любви между людьми.
22/9
мая
Перенесение мощей
Святителя и Чудотворца Николая
Несмотря на свое западное
происхождение, праздник стал
отмечаться и на Руси. Причина
этого - в великой любви русского
народа к Святителю Николаю,
заступнику обездоленных,
защитнику слабых, помощнику в
скорбях. Святой греческой церкви
стал одним из самых известных «русских»
святых.
Для Новосибирска (названного
первоначально в честь Святителя
Николая Новониколаевском) память
Святителя -двойное торжество,
поскольку в городе, в часовне на
Красном проспекте хранится
частица мощей Николая Чудотворца,
переданная Святейшим Патриархом
Алексием II.
11
/24 мая
Память святых
равноапостольных Кирилла и
Мефодия, просветителей славян
Мы многим обязаны святым
братьям - просветителям славян
равноапостольным Кириллу и
Мефодию. Благодаря их трудам,
славянские народы получили
Библию и богослужение на родном
языке. На письменный славянский
язык, созданный Кириллом и
Мефодием, были переведены с
греческого языка философские,
математические,
естествоведческие трактаты.
Русь, после принятия
византийской веры и греческой
культуры, стала одним из самых
образованных государств Европы,
тогда как Запад надолго попал в
культурный застой, «канонизировав»
для Священного Писания,
богослужения и светской науки
мертвую и непонятную большинству
людей латынь.
Церковное поминовение
равноапостольных братьев
совпадает со светским Днем
славянской письменности и
культуры.
28 /15 мая
Неделя 6-я по Пасхе,
о слепом
Евангельское чтение в 6-ю неделю
по Пасхе снова связано с водой,
ведь слепец, посланный Христом в
Силоамскую купель, получает там
исцеление. Но перед этим, чтобы
показать Свою творческую силу,
Христос, плюнув на землю и взяв
влажную глину, ею помазывает
слепые очи. Некогда Он сотворил
человека из праха земного, теперь
- исцеляет тем же брением. Вода,
как символ Благодати и очищения, и
учение о всемогуществе Христа-Спасителя
объединяются по смыслу
исцелением расслабленного у
Овчей купели, беседой с
самарянкой, событиями
Преполовения и исцелением
слепорожденного, воспоминаемое в
это воскресенье.
31 /18 мая
Отдание праздника
Пасхи
Воскресший Христос на
протяжении сорока дней являлся
Своим ученикам, беседуя с ними о
Царствии Божием, давая им
последние наставления об
устройстве Церкви, совершении
таинств. На сороковой день Он
вознесся на небо, оставив
учеников в Иерусалиме ожидать
сошествия Святого Духа. В этом
году Вознесение Господне
празднуется 1 - го июня, а накануне,
на тридцать девятый день после
воскресения Христова, последний
раз совершается пасхальная
служба, последний раз звучит: «Христос
воскресе!» - «Воистину воскресе!».
Праздник Пасхи «отдается», то
есть заканчивается. Наступает
Вознесение, а через десять дней -
Пятидесятница.
6 мая / 23 апреля
День памяти святого великомученика Георгия
Победоносца
|
Когда скептики говорят, что
христианство было религией
низших слоев общества, людей
бедных, обделенных, «ущербных»,
хочется привести в пример
великомученика Георгия. Его
блестящая военная карьера,
мужественное исповедание веры и
мученическая смерть нисколько не
вяжется с подобными
представлениями.
Воспитанный в христианской вере,
сын высокопоставленного римского
офицера Георгий еще в юности
поступил на военную службу.
Благодаря природной храбрости и
рассудительности он быстро
поднялся по ступеням служебной
лестницы от рядового легионера до
центуриона, и к двадцати годам уже
стал трибуном - начальником
когорты, десятой части легиона. Во
время персидской военной
компании 296-297 года император
Диоклетиан заметил талантливого
и смелого офицера, командовавшего
«элитной» когортой Непобедимых,
приблизил его к себе и назначил
членом военного совета - комитом.
Но вскоре в престарелом
императоре произошла разительная
перемена. Подчиняясь своему зятю
Галерию, грубому и суеверному
язычнику, Диоклетиан подготовил
эдикт, объявлявший христиан вне
закона. Галерий и раньше, без
ведома императора, старался «очистить»
от них вверенную ему армию. Тогда,
опасаясь преследований, многие
христиане, верой и правдой
служившие империи, ушли с военной
службы. Георгия это негласное
гонение не коснулось, но, когда
Диоклетиан на совете стал
обсуждать готовящийся эдикт,
Георгий взял слово и попытался
объяснить, что обвинения,
предъявляемые христианам,
несправедливы. Диоклетиан был
взбешен. Угрозами, увещеваниями,
лестью он пытался повлиять на ко-мита.
Император знал, что христиан в
армии много, он и собирался начать
гонения именно с нее, но чтобы
христианин оказался в его
ближайшем окружении - это было для
него полной неожиданностью.
Георгия лишили всех воинских
званий и взяли под стражу.
Подвергая мученика самым
изощренным пыткам, император
требовал одного - отречения от
Христа, хотя бы формального, для
примера остальным христианам, но
Георгий остался непреклонен. Его
мужество воодушевляло других. Два
военных сановника, Протолеон и
Анатолий, вдовствующая
императрица Александра,
знаменитый никомидийский маг
Афанасий отреклись от язычества и
объявили себя христианами. К
городской тюрьме стекались сотни
людей. Подкупая стражу, они
передавали великомученику
Георгию свои просьбы, и Господь по
его молитвам помогал просящим. Легионеры и горожане
требовали освобождения невинного
страдальца, назревал бунт, и
Диоклетиан, не способный сломить
мужество святого, приказал
обезглавить его. Это случилось 23
апреля 303 года(по новому стилю - б
мая).
Вместе с великомучеником
Георгием, мы вспоминаем в день его
смерти святых мучеников
Протолеона и Анатолия, мученицу
царицу Александру, казненных за
исповедание Христа. Так гонители,
пытаясь уничтожить веру, только
умножали ее приверженцев.
Мученики шли на смерть,
свидетельствуя о Боге, за имя
Которого не страшно умирать.
Святой Георгий именуется
Победоносцем, но не за военные
подвиги, а за победу в страшном
единоборстве с диаволом, устами
императора требовавшем отречения.
Георгий, поражающий змея, - этот
иконографический сюжет, в основу
которого положена одна из древних
легенд, означает победу над злом,
пресмыкающимся по земле. Всадник
выше этого зла, он не снисходит до
того, чтобы сразиться со змеем в
рукопашной схватке, чтобы
испачкать свои руки. Даже его конь
остается белоснежно-чистым...
Мученик стал образцом воина-христианина,
бесстрашного и великодушного,
преданного своему императору до
тех пор, пока верность присяге не
противоречит верности Христу. В
Европе его считали покровителем
рыцарства, на Руси в его честь
воздвигали и поныне воздвигают
храмы, его именем нарекают детей.
Георгиевский крест -один из
русских боевых орденов, оранжево-черная
георгиевская лента стала
общепризнанным символом победы, а
его икона украшает герб Москвы.
Его жизнь отдалена от нас на
тысячу семьсот лет, но он близок к
тем, кто призывает его в молитве, к
тем, кто старается быть подобным
ему по духу.
21/8 мая
День памяти апостола и
евангелиста Иоанна Богослова
|
Будущий
апостол родился в семье
галилейского рыбака Зеведея и
Саломии - дочери праведного
Иосифа-Обручника. Поскольку
праведный Иосиф по закону
считался мужем Пресвятой
Богородицы, братья Иаков и Иоанн,
сыны Зеведеевы, были сводными
родственниками Иисуса Христа.
Вместе с Зеведеем они занимались
рыбной ловлей на Генисаретском
озере, пока Господь не призвал их
к апостольскому служению.
Нисколько не сомневаясь, еще
совсем юный Иоанн последовал за
Господом, и никогда не
расставался с Ним. Он был
свидетелем многих чудес,
совершенных Спасителем, в том
числе и тех, которые видели только
избранные ученики - воскрешения
дочери Иаира и Преображения на
горе Фавор. Любимый ученик
Спасителя стоял у креста, когда
другие ученики в страхе
разбежались, и именно ему Христос
поручил заботится о Своей Матери.
После Успения Пресвятой
Богородицы апостол Иоанн, по
выпавшему ему жребию, направился
для проповеди Евангелия в Малую
Азию, взяв с собой ученика -
Прохора. В городе Эфесе апостол
привлек ко Христу многих
язычников и основал церковную
общину. Вскормленная проповедью
апостола Иоанна, Эфесская Церковь
стала одной из знаменитых
раннехристианских общин. Во время
гонения на христиан,
воздвигнутого императором
Нероном (в 56 - 68 годах), апостол
Иоанн был схвачен и отведен в узах
на суд в Рим. За исповедание своей
веры в Христа Распятого апостол
был приговорен к смерти, однако,
выпив предложенную ему чашу с
ядом, остался жив. Также он вышел
невредимым и из котла с кипящим
маслом. После этого апостол Иоанн
был сослан в заточение на остров
Патмос, где прожил много лет.
На Патмосе ему удалось привести
к вере большинство жителей. Здесь
же он сподобился великих и
таинственных видений о судьбах
мира и Церкви. Записанные
Прохором, они легли в основу
Откровения (Апокалипсиса) Иоанна
Богослова.
После длительной ссылки апостол
получил свободу и вернулся в Эфес,
где продолжил свою деятельность,
поучая христиан остерегаться
возникающих лжеучений. Около 95
года он написал в Эфесе Евангелие.
Апостол уже был знаком с тремя
Евангелиями Матфея, Марка и Луки,
поэтому в своем повествовании
Иоанн умалчивает о том, что они
подробно описали, но больше
внимания уделяет тем моментам,
которые были недостаточно
раскрыты предшествующими
евангелистами. Он начинает свое
повествование не с земного
рождения Спасителя. Он говорит о
Сыне Божием, Божьем Слове, равном
Богу Отцу. Возвышенное учение о
предвечном рождении Сына от Отца
дало апостолу Иоанну именование
Богослова, которого в истории
Церкви удостоились единицы.
Иногда на иконах апостол
изображается вместе со своим
символом - орлом, обозначающим
небесную высоту его учения.
Один из главных мотивов
проповеди апостола и евангелиста
Иоанна Богослова - любовь Божия к
людям и, как следствие этого -
необходимость любви между людьми.
Апостол любви - так именуется
святой Иоанн, так как он постоянно
учил, что без любви человек не
может приблизиться к Богу и
угодить Ему.
Апостол и евангелист Иоанн
Богослов оставил после себя
Евангелие, три соборных послания
и Откровение, вошедшие в канон
новозаветных книг. Он прожил
больше ста лет, долгое время
оставаясь единственным живым
человеком, видевшим Иисуса Христа
во время Его земной жизни.
Остальные апостолы к тому времени
уже скончались мученической
смертью. Умирая, Иоанн Богослов
оставил своим ученикам завещание
о любви, которую христиане должны
хранить между собой.
22/9 МАЯ Перенесение
мощей Святителя и Чудотворца
Николая
|
В
XI веке Византийская империя
переживала тяжелое время. Турки
опустошали ее владения в Малой
Азии, разоряли города и села,
убивали и продавали в рабство
жителей, разрушали христианские
храмы. Мусульмане покушались на
мощи Святителя Николая, глубоко
чтимого всем христианским миром.
Осквернение святынь возмущало
не только восточных, но и западных
христиан. Особенно опасались за
мощи Святителя итальянские
христиане, среди которых было
много греков. Жители города Бари,
расположенного на берегу
Адриатического моря, решили
спасти мощи от возможного
поругания.
В 1087 году купцы из Бари и Венеции
отправились в Антиохию для
торговли. И те, и другие
предполагали на обратном пути
взять мощи Святителя Николая и
перевезти их в Италию, так как в
Мирах, где они почивали, было не
безопасно. Жители Бари опередили
венецианцев и первыми высадились
в Мирах. Вооруженный отряд вошел в
храм, где хранились святые мощи и,
купцы, связав монахов -
смотрителей храма, вскрыли
саркофаг. Оказалось, что он
наполнен благоуханным святым
миром. Один из священников
завернул мощи в свою верхнюю
одежду и в сопровождении барян
перенес их на корабль.
Освобожденные монахи сообщили
горожанам печальную весть о
похищении иностранцами святыни,
толпы народа собрались на берегу,
но было уже поздно...
Восьмого мая корабль прибыл в
Бари, и скоро радостная весть
облетела весь город. На следующий
день, 9 мая, мощи Святителя Николая
торжественно перенесли в церковь
святого Стефана, находившуюся
неподалеку от моря. Торжество
перенесения святыни
сопровождалось чудесными
исцелениями больных, что
возбуждало еще большее
благоговение к великому угоднику
Божию. Через год специально для
мощей была построена церковь во
имя Святителя Николая, и
установлен праздник в честь
перенесения мощей.
Эти события происходили в то
время, когда Римо-Католическая
Церковь уже отпала от
Православной и, конечно, в
Константинопольской Церкви
насильственное «перенесение»
святыни было воспринято как
трагедия. Но на Руси разделение
ощущалось не так тяжело, поэтому
новый праздник в честь Святителя
Николая, проникший из Европы
вместе с торговыми и
дипломатическими
представительствами, прижился и
стал одним из самых почитаемых.
Слава о чудотворениях, явленных
Святителем на земле и море, давно
дошла до русского народа. Их
неистощимая сила и обилие
свидетельствуют об особой
благодатной помощи великого
святого страждущему человечеству.
Образ Святителя, всесильного
чудотворца-благотворителя,
особенно дорог нашему сердцу,
потому что он вселяет глубокую
веру в него и надежду на помощь.
Иностранцы-протестанты, не
понимающие почитания святых, видя,
как много на Руси храмов,
посвященных святому и его икон,
называли Святителя Николая «русским
богом». Древнее житие Святителя
так повествует о нем: «Многие
великие и преславные чудеса
сотворил на земле и на море, в
бедах помогая, и от потопления
спасая, и из глубины морской на
сушу износя, от уз и темниц
избавляя, от мечного посечения
заступая и от смерти освобождая,
многим многие подал исцеления:
слепым - зрение, хромым - хождение,
глухим - слышание, немым -
глаголание. Многих в убожестве и
нищете последней страдающих
обогатил, голодным пищу подал и
всякому во всякой потребе готовый
помощник, теплый заступники
скорый предстатель и защитник
показался, и другим, также
призывающим его, помогает и от бед
избавляет. Знает великого
чудотворца сего Восток и Запад и
всем концам земли ведомы
чудотворения его».
24/11 МАЯ
День памяти святых
равноапостольных Кирилла и
Мефодия, просветителей славян
|
Не
многие люди в церковной истории
удостоились звания
равноапостольных, то есть наравне
с апостолами послуживших делу
проповеди Евангелия. Русская
Православная Церковь с
благодарностью чтит память
святых равноапостольных князя
Владимира и княгини Ольги, в
полном смысле слова крестивших
Киевскую Русь, но без подвига
святых братьев Кирилла и Мефодия
это событие, возможно, и не
состоялось бы. Без труда
переводчиков русичи могли не
принять чужую и непонятную для
них веру. Святые равноапостольные
Кирилл и Мефодий задолго до
Крещения Руси подготовили для
этого почву, создав письменный
славянский язык и переведя на
него Евангелие и богослужебные
книги.
Родные братья Кирилл и Мефодий
родились в византийском городе
Фессалоники, по-славянски - Солуни,
Мефодий (его мирское имя
предположительно Михаил) - около
820 года, Кирилл, при рождении
названный Константином, - около 826
года. Они происходили из богатой и
знатной семьи Льва Друнгария,
высокопоставленного чиновника
при солунском стратиге - военном
генерал-губернаторе. Юноши
получили прекрасное образование.
Константин воспитывался в
столице, при дворе, вместе с
будущим греческим императором
Михаилом III. Закончив обучение, он
принял священный сан и монашество.
Мефодий получил домашнее
образование и выбрал сначала
военную карьеру, но быстро
дослужившись до звания стратига,
оставил мир и тоже принял
монашеский постриг.
Константинопольский патриарх
Фотий, в свое время воспитывавший
Кирилла, неоднократно посылал его
вместе с братом в миссионерские
поездки. Как-то раз Кирилл увидел
Евангелие, написанное
славянскими буквами. Это была
одна из первых попыток создать
письменный славянский язык.
Кирилл и Мефодий, с детства
знакомые с этим наречием, решили
посвятить жизнь переводу на него
Священного Писания.
В 836 году моравский князь
Ростислав обратился к
византийскому императору с
просьбой прислать проповедников
Евангелия. Моравия была крещена,
но нормальная церковно-богослужебная
жизнь в ней еще не установилась.
Здесь развернулось соперничество
двух традиций: западно-христианской,
с латинским богослужебным языком,
и византийской, дозволявшей
проповедь и богослужение на
родном, славянском языке. В
моравскую миссию отправились
святые братья Кирилл и Мефодий.
Именно там они окончательно
составили славянскую азбуку,
начали перевод Священного
Писания и богослужебных книг.
Притязания на господство в
Моравии со стороны правителя
восточно-франкского королевства
Людовика Немецкого, а также
зависимых от Римской Церкви
епископов породили конфликт,
сопровождавшийся военными
действиями против нее. Римский
папа затребовал Кирилла и Мефодия
к себе, как нарушителей
церковного устава,
проповедовавших на чужой
канонической территории. Святые
братья отправились в Рим, но нашли
там уже нового папу - Адриана II,
который, благосклонно приняв их,
дозволил проповедь и
богослужение на славянском языке.
Папа даже рукоположил Мефодия и
нескольких его учеников в
священный сан. Тогда, несмотря на
многочисленные противоречия и
конфликты, Римская Церковь была
еще единой с восточно-христианскими
Церквями, и для проповеди на
пограничных между востоком и
западом «ничейных» территориях
святым братьям требовалась
поддержка влиятельного Римского
папы.
Святой Кирилл скончался и был
похоронен в Риме, а его брат
Мефодий продолжил проповедь в
славянских землях, получив к тому
времени уже сан архиепископа. Еще
раз обвиненный латинскими
епископами, он снова побывал в
Риме и снова был оправдан. Святой
Мефодий скончался в Моравии в 885
году.
К сожалению, в Моравии дело
святых Кирилла и Мефодия не
получило успеха. Под влиянием
латинского епископата, ученики
святых братьев были изгнаны,
некоторые схвачены и проданы в
рабство; западнославянские земли
примкнули к Римской Церкви, а в 1054
году вместе с ней откололись от
православного христианства. Но
изгнанные проповедники нашли
пристанище в Сербии, Хорватии,
Болгарии, откуда славянские
рукописи распространились и на
Русь, послужив началом ее
воцерковления.
Ведущий рубрики - иерей
Андрей Ромашко
|