Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№4 (52) апрель 2006 года
Духовное наследие
ПАСХАЛЬНОЕ
БОГОСЛУЖЕНИЕ:
СОДЕРЖАНИЕ ПЕСНОПЕНИЙ И ИХ
БОГОСЛОВСКИЙ СМЫСЛ
|
ПОЛУНОЩНИЦА
С самой зари христианства
верные проводили Пасхальную ночь
в храме. По рассказу церковного
историка Евсевия Кесарийского,
равноапостольный император
Константин Великий превращал эту
священную ночь в ликующий день. По
всему городу зажигались высокие
столбы, как бы огненные лампады,
так что эта таинственная ночь
становилась светлее самого
светлого дня.
С вечера перед Святой
Плащаницей начинается чтение
Деяний Апостольских в
ознаменование новой жизни - жизни
Церкви, искупленной Кровью Христа.
В половине 12-го ночи хор
начинает петь великосубботний
канон «Волною морскою». Но уже
совсем по иному звучат здесь эти
таинственные слова. Нет уже
больше скорби, душа улавливает в
них радостное приближение
Воскресения. Во время пения
Полунощницы Плащаница уносится в
алтарь, полагается на Престоле и
остается там до праздника
Вознесения - в знак
сорокадневного пребывания
Воскресшего Спасителя на земле.
Все затихает в храме, погруженном
в полумрак, в ожидании священной
минуты.
СВЕТЛАЯ ЗАУТРЕНЯ
По словам блаженного Иеронима,
Христос по Воскресении Своем из
мертвых явился глубоким утром.
Отсюда и произошло то
апостольское предание, чтобы в
ночь перед Светлым Христовым
Воскресением верующие
бодрствовали в храме, ожидая
Воскресшего, и, по наступлении
времени Воскресения, все вместе
начинали празднование.
Пасхальная Утреня начинается в 12
часов ночи торжественным
крестным ходом вокруг храма.
Духовенство, облаченное «во весь
светлейший сан», с крестом,
Евангелием, иконами, хоругвями и
кадилами, окруженные молящимися с
зажженными свечами, под радостный
звон колоколов, выходит из храма
как бы навстречу грядущему
Спасителю, с пением стихиры:
«Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангелы поют (воспевают) на небесех:
и нас на земли сподоби чистым
сердцем Тебе славити».
Ангельская песнь уже звучит в
небесах, а люди еще шествуют во
мраке ночи, но уже трепетно бьется
сердце в предчувствии
всеозаряющей радости Воскресения.
Крестный ход символизирует
шествие жен-мироносиц ко Гробу
Господню, спешивших рано утром
помазать Тело Христа ароматами.
Обойдя вокруг храма, крестный ход
останавливается в притворе перед
закрытыми дверями, как бы у входа
во Гроб. И вот раздается радостная
весть:
«Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ и сущим во
гробех живот даровав».
«Христос восстал из
мертвых, Своею смертью смерть
уничтожил (бук. растоптал) и тем,
которые во гробах (т.е. умершим),
даровал жизнь».
Раскрываются двери - и весь
священный сонм торжественно
вступает в сияющий огнями храм.
Начинается пение пасхального
канона. Слово «Пасха» в переводе с
древнееврейского значит «переведение»;
от небытия к бытию, от ада - на небо,
от смерти и тления - к бессмертию,
которое и является
первоначальным и естественным
состоянием человека. С воспевания
Пасхи, как «переведения»
человеческой жизни к ее
первоначальным истокам - бессмертию,
вечной жизни - и начинается
пасхальный канон. Канон - форма
церковной поэзии, сложно
организованный ряд кратких
песнопений ирмосов (с греч. связь,
сплетение) и тропарей (с греч.
обращение).
Песнь 1-я. Ирмос.
Воскресения день, просветимся,
людие: Пасха, Господня Пасха: от
смерти бо к жизнь и от земли к
небеси Христос Бог нас преведе,
победную поющия.
День Воскресения!
Просияем люди! Пасха! Господня
Пасха! Ибо от смерти к жизни и от
земли на небо Христос Бог перевел
нас, поющих победную песнь.
Припев: Христос воскресе из
мертвых.
Тропари:
Очистим чувствия, и узрим
неприступным светом Воскресения
Христа блистающася, и радуйтеся
рекуща, ясно да услышим, победную
поюще.
Очистим чувства и мы
увидим Христа, сияющего
неприступным светом Воскресения
и, воспевая победную песнь,
явственно да услышим от Него: «Радуйтесь!».
Небеса убо достойно да
веселятся, земля же да радуется,
да празднует же мир, видимый же
весь и невидимый: Христос бо воста,
веселие вечное.
Вместе с радующейся
землей, веселятся и небеса,
празднует весь мир - видимый и
невидимый (мир ангельский), ибо
восстал Христос - веселие вечное.
Песнь 3-я. Ирмос.
Придите, пиво пием новое, не от
камене неплодна чудодеемое, но
нетления источник из гроба
одождивша Христа, в Немже
утверждаемся.
Придите будем пить
новое питье, не из бесплодного
камня чудесно изводимое, но
источник нетления, произведенный
из гроба Христом, в Котором мы
утверждаемся.
Тропари:
Ныне вся исполнишася света, небо
же и земля, и преисподняя: да
празднует убо вся тварь восстание
Христово, в немже утверждается.
Ныне все
наполнилось светом - небо и земля
и преисподняя, да празднует же все
творение восстание Христово, в
котором она утверждается.
Вчера спогребохся Тебе, Христе:
совостаю днесь воскресшу Тебе.
Сраспинахся Тебе вчера: Сам мя
спрослави, Спасе, во Царствии
Твоем.
Вчера я погребался с
Тобою, Христе, сегодня, когда Ты
воскрес, восстаю с Тобой. Я
распинался вместе с Тобой вчера,
прославь меня Сам Ты, Спаситель, в
Царстве Твоем.
Песнь 4-я. Ирмос.
На божественней страже
богоглаголивый Аввакум да станет
с нами и покажет светоносна
ангела, ясно глаголюща: днесь
спасение миру, яко воскресе
Христос, яко всесилен.
Пророк Аввакум,
говорящий от Бога, да станет с
нами на божественной страже и
покажет блистающего светом
ангела, громко говорящего: «Сегодня
спасение миру, ибо воскрес
Христос, как всемогущий».
Тропарь:
Мужеский убо пол, яко разверзый
девственную утробу, явися Христос:
яко человек же, Агнец наречеся:
непорочен же, яко невкусен
скверны, наша Пасха, и яко Бог
истенен, совершен речеся.
Как человек, Христос
явился существом мужеского пола,
родившимся от Девы; будучи назван
Агнцем непорочным, как
непричастный нечистоте, Он стал
нашей Пасхой и, как истинный Бог,
Он зовется совершеным.
Песнь 5-я. Ирмос.
Утренюем утреннюю глубоку, и
вместо мира песнь принесем
Владыце, и Христа узрим, Правды
Солнце, всем жизнь возсияюща.
Встанем ранним утром и, вместо
мира (драгоценного благовонного
масла), принесем Владыке наши
песнопения. И увидим мы Христа -
Солнце Правды, льющее всем лучи
жизни.
Тропари:
Безмерное Твое благоутробие
адовыми узами содержимии зряще, к
свету идяху Христе, веселыми
ногами, Пасху хваляще вечную.
Те, которые были
удерживаемы узами ада, видя Твое
безмерное милосердие, Христе,
радостной поступью устремились к
свету, восхваляя Пасху вечную.
Жизнь есть за гробом - вот высшая
сущность пасхального торжества.
Христос воздвиг к жизни умерших
до Его пришествия, но чаявших его.
Воздвиг Он умерших с верою в Него
после Его пришествия, как
воздвигнет и ныне умирающих и
имеющих умереть в веке сем. Для
всех их, для всех нас посмертное
ожидание Его Второго славного
пришествия есть лишь трехдневное
пребывание во гробе по примеру и
образу Самого Христа. Верующий
народ в пасхальные дни несет эту
радостную весть и на могилы своих
усопших.
Приступим свещеноснии, исходящу
Христу из гроба яко Жениху, и
спразднуем любопразднственными
чинми Пасху Божию спасительную.
Выходит Христос из
гроба как Жених, приступим к Нему
со светильниками в руках и вместе
с радостно празднующими чинами
ангельскими будем праздновать
спасительную Божию Пасху.
Песнь 6-я. Ирмос.
Снизшел еси в преисподняя земли,
и сокрушил еси вереи вечныя,
содержащия связанныя, Христе, и
тридневен, яко от кита Иона,
воскресл еси от гроба.
Ты сошел, Христе, в
самую глубину подземную и
сокрушил затворы вечные,
державшие закованных (в цепи), и на
третий день Ты, как пророк Иона из
кита, восстал из гроба.
Кондак:
«Аще и во гроб снизшел еси,
Безсмертне»... С мистических высот
богомыслия, кондак (краткое
песнопение, выражающее значение
праздника) снова приводит нас к
историческому событию
воскресения:
«Хотя Ты,
Бессмертный, и сошел во гроб, но
уничтожил силу ада и воскрес
победителем, Христе Боже, сказав
женам-мироносицам: «Радуйтесь!» и
апостолам Твоим даровал мир,
падшим подаешь восстание».
Следующий за ним икос (более
пространное песнопение,
раскрывающее содержание кондака)
повествует нам о переживаниях
святых жен-мироносиц, спешивших
помазать тело живоносное и
погребенное, плоть Того, Кто
воскресил Адама, но Сам лежит во
гробе. Как волхвы, они спешат
поклониться Христу, не пеленами, а
плащаницей обвитому. Их плач
сменяется радостным видением
Ангела, возвещающего им
Воскресение. За этим следует
пение воскресной песни, которая
повторяется на каждой воскресной
утрени -«Воскресение Христово
видевше»: «Духовно созерцав
Христово Воскресение, поклонимся
Святому Господу Иисусу, единому
безгрешному; Кресту Твоему мы
поклоняемся, Христе, и Святое
Воскресение Твое воспеваем и
славим: ибо Ты Бог наш, кроме Тебе
иного незнаем, имя Твое
прославляем. Придите, все верные,
поклонимся Святому Христову
Воскресению ибо, вот, через крест
пришла радость всему миру. Всегда
благословляя Господа, мы
воспеваем Его Воскресение, ибо Он,
претерпев распятие, Своею смертью
уничтожил смерть».
Песнь 7-я. Ирмос.
Отроки от пещи избавивый, быв
человек, страждет яко смертен, и
страстию смертное в нетления
облачит благолепие, Един
благословен отцев Бог и
препрославлен.
Избавивший отроков
из печи, став человеком, страдает,
как смертный, и Своим страданием
облекает смертное в красоту
бессмертия. Это - Единый
благословенный Бог отцов и препрославленный.
Тропарь.
Смерти празднуем умерщвление,
адово разрушение, иного жития
вечнаго начало, и играюще поем
Виновнаго, единаго
благословеннаго отцев Бога и
препрославленнаго.
Мы празднуем
умерщвление смерти, ада
разрушение, начало другой, вечной
жизни, и в восторге воспеваем
Виновника, Единого
благословенного Бога отцов и
препрославленного.
Песнь 8-я. Ирмос.
Сей нареченный и святый день,
един суббот царь и господь,
праздников праздник и торжество
есть торжеств, в оньже
благословим Христа во веки.
Этот желанный и
святой день, первый после субботы,
царственно главный, есть праздник
праздников и торжество торжеств,
в него мы благословляем Христа на
веки.
Восьмая песнь напоминает нам,
что радость пасхальная есть
радость Евхаристии, данная
Христом всему миру. Все верные
приглашаются прийти приобщиться
ей.
Тропари:
Приидите, новаго винограда
рождения, божественнаго веселия,
в нарочитем дни Воскресения,
Царствия Христова приобщимся,
поющее Его яко Бога во веки.
Придите, в славный
день Воскресения получим новый
виноградный, и примем участие в
божественной радости, в Царстве
Христа, воспевая Его, как Бога во
веки.
Возведи окрест очи твоя, Сионе, и
виждь: се бо приидоша к тебе, яко
богосветлая светила, от запада, и
севера, и моря, и востока чада твоя,
в тебе благословящая Христа во
веки.
Оглянись вокруг
себя, Сион (Новозаветная Церковь,
Сионская горница, где совершалась
Тайная Вечеря) и посмотри: вот
стеклись к тебе, как светила,
сияющие Божественным светом, от
запада, севера, юга и востока дети
твои, благословляющие в тебе
Христа во веки.
После 8-й песни на обычной утрени
следует песнь Богородицы «Величит
душа моя Господа». Здесь она
заменяется особыми пасхальными
припевами, величающими
Страдавшего, Погребенного и
Воскресшего Христа. 3-й припев
выражает смысл и содержание всего
пасхального торжества:
«Христос - Новая Пасха, Жертва
живая, Агнец Божий, берущий грехи
мира».
Христос есть та
Новая Пасха, о свершении которой
Он говорил Своим ученикам на
Тайной Вечери (Лк. 22, 15, 16). Он
есть та Жертва живая, которая
должна была прекратить все
ветхозаветные жертвоприношения,
тот Агнец, о Котором прорицали
пророки (Ис. 53, 7).
В Новом Завете апостол Павел уже
определенно именует Христа «нашей»
Пасхой, говоря: «Пасха наша -
Христос (1 Кор. 5, 7).
Так свершились чаяния,
исполнились пророчества и Пасха
тайная, таинственная была открыто
явлена людям.
Четвертый припев является
архангельским приветствием
Богородице:
«Ангел вопияше Благодатней:
Чистая Дево, радуйся. И паки реку:
радуйся. Твой Сын воскресе
тридневен от гроба, и мертвыя
воздвигнувый: людие, веселитеся».
«Ангел возгласил
Благодатной: «Чистая Дева,
радуйся!». И я повторю: «Радуйся!
Твой Сын воскрес на третий день из
гроба, воскресив мертвых; люди,
торжествуйте!».
Песнь 9-я. Ирмос.
Божия Матерь есть новый
Иерусалим, новозаветный Сион,
слава Церкви и ирмос 9-й песни
соединяет воедино Ее образ с
образом прославленной Христовой
Церкви:
«Светися, светися, новый
Иерусалиме, слава бо Господня на
тебе возсия: ликуй ныне и веселися,
Сионе: Ты же чистая красуйся,
Богородице, о восстании Рождества
Твоего».
«Сияй, сияй, новый
Иерусалим, ибо слава Господня
озарила тебя! Торжествуй теперь и
веселись, Сион! А Ты, Чистая
Богородица, радуйся воскресению
Рожденного Тобою».
В тропарях 9-й песни пасхальное
ликование достигает своего
высшего напряжения. Душа
переполнена до краев как полная
чаша и уже не находит слов для
выражения своего блаженства.
Тропари:
О, божественнаго, о, любезнаго, о
сладчайшаго Твоего гласа! С нами
бо неложно обещался еси бытии, до
скончания века, Христе, егоже
вернии утверждение надежды
имущее радуемся.
О, сколь божественно,
о, сколь дорого, о, сколь сладко
слово Твое, Христе, что Ты твердо
обещал быть с нами до конца века! И
мы, верующие, радостно основываем
на нем свою надежду.
О, Пасха велия и священнейшая,
Христе! О, Мудросте, и Слове Божий
и Сило! Подавай нам истее Тебе
причащатися в невечернем дни
Царствия Твоего.
О, Христе, Пасха
великая и священнейшая! О,
Мудрость, Слово Божие и Сила! Дай
нам теснее приобщатся Тебе в
нескончаемом дне Царства Твоего.
Во время пения Пасхального
канона духовенство обходит храм с
каждением, и, проходя среди
молящихся, радостно приветствует
их пасхальным восклицанием: «Христос
воскресе!». «Воистину воскресе!» -
гремят им в ответ сотни голосов, и
эти радостные возгласы народа
сливаются с ликующим пением хора.
Следующее песнопение -
ексапостиларий, в чеканных, и
сильных словах снова возвещает
нам о единстве Пасхи Крестной и
Пасхи Воскресной. Путь к
Воскресению лежит через смерть, и
образ этого пути дан нам Христом.
«Плотию уснув яко мертв, Царю и
Господи, тридневен воскресл еси,
Адама воздвиг от тли и упразднив
смерть: Пасха нетления, мира
спасение».
«Уснув плотью, как
мертвый, Ты, Царь и Господь,
воскрес на третий день, восставив
из тления Адама и упразднив
смерть; Пасха бессмертия, мира
спасения».
В конце утрени поются
торжественные пасхальные стихиры
со стихами 67 псалма. Вот их
перевод на русский язык.
Стихиры, гл. 5-й.
Стих: Да воскреснет Бог, и
рассеются враги Его.
Пасха священная нам сегодня
показалась, Пасха новая, святая,
Пасха таинственная, Пасха
величественная. Пасха есть
Христос Избавитель; Пасха
непорочная, Пасха великая, Пасха
для верующих, Пасха двери рая нам
открывающая, Пасха освящающая
всех верующих.
Стих: Как исчезает дым, так они
да исчезнут.
Идите после видения, жены-благовестницы,
и скажите Сиону: прими от нас
радостную и благую весть о
Воскресении Христовом. Веселись,
ликуй и радуйся, Иерусалим, увидев
Царя Христа выходящего из гроба
как Жениха.
Стих: Так да погибнут грешники
от лица Бога, а праведники да
возвеселятся.
Мироносицы-жены, ранним утром
предстали гробу Подателя жизни,
обрели Ангела сидящего на камне, и
тот, возвестил им, так говоря: «Что
вы ищете Живого среди мертвых, что
оплакиваете Нетленного как
предавшегося тлению? Идите,
скажите ученикам Его».
Стих: Этот день, который
сотворил Господь, станем
радоваться и веселиться в течение
его.
Пасха радостная, Пасха, Господня
Пасха, Пасха торжественная
воссияла нам. Пасха! Радостно друг
друга обнимем. О, Пасха!
Избавление от скорби: ибо сегодня
Христос сияющим вышел из гроба,
как от (брачного) чертога, и
исполнил жен радости, говоря: «Скажите
Апостолам»!
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
и ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
День Воскресения! Умилимся
торжеством и друг друга обнимем;
скажем и ненавидящим нас: «Братья,
простим все ради Воскресения и
воскликнем так: Христос воскрес
из мертвых, смертью уничтожил
смерть и находившимся в гробах
жизнь даровал»!
После последней стихиры
происходит обряд христосования, о
котором в Цветной Триоди (книге,
содержащей в себе богослужения от
Пасхи до Троицы) сказано: «Поем
Христос воскресе, дондеже (пока)
целуют братия друг друга».
Обычай приветствовать друг
друга братским поцелуем очень
древний. В Древней Церкви он
исполнялся за каждой литургией.
Во время Пасхальной утрени
верующие сначала подходят
христосоваться с духовенством, а
потом троекратно целуют друг
друга. Слова «Христос воскресе -
Воистину воскресе» не смолкают в
храме в течение всей Пасхальной
утрени.
Пасхальная утреня
заканчивается торжественным
чтением Слова огласительного
святителя Иоанна Златоуста: «Кто
благочестив и любит Бога, тот
пусть насладится этим прекрасным
и светлым торжеством. Кто раб
благоразумный, тот пусть войдет
радостно, в радость Господа
своего. Кто потрудился, постясь,
тот получит ныне динарий. Если кто
от первого часа работал, пусть приимет
справедливую плату. Если кто
пришел после третьего часа, пусть
празднует благодаря. Если кто
поспел к шестому часу, пусть
нисколько не сомневается - ибо
никак не будет отвергнут. Кто
опоздал к девятому часу, пусть
приступит, нисколько не
сомневаясь, ничего не боясь. Кто
достиг одиннадцатого часа, да не
побоится, что промедлил:
любвеобилен Владыка - и принимает
последнего как первого: дает
приют для отдыха пришедшему в
одиннадцатый час также, как и
работавшему с первого. И
последнего милует и первому
угождает, и тому дает, и этому
преподносит, и дела принимает и
намерения приветствует, и
действие ценит и желание хвалит.
Поэтому войдите все в радость
Господа своего: и одни и другие
получите награду. Богатые и
убогие, веселитесь друг с другом.
Воздержные и невоздержные
почтите этот день.
Постившиеся и не постившиеся -
возвеселитесь сегодня. Трапеза
полна, все наслаждайтесь. Телец
велик, да никто не выйдет голодным.
Все наслаждайтесь пира веры:
принимайте все богатство
благости. Пусть никто не рыдает о
своей бедности, ибо настало
Царство для всех. Пусть никто не
оплакивает грехов, потому что из
гроба воссияло прощение. Пусть
никто не боится смерти, ибо нас
освободила смерть Спасителя.
Угасил ее Держимый ею. Пленил ад
Сошедший во ад. Горько пришлось
ему (аду), когда он вкусил Его
плоть. И, предвидя это, Исайя
воскликнул: «Ад, говорит,
огорчился при встрече с Тобою
внизу (под землей)». Огорчился,
потому что упразднился, потому
что подвергся поруганию;
огорчился, потому что был
умерщвлен; огорчился, потому что
был низложен; огорчился, потому
что был связан. Принял тело - и
коснулся Бога, принял землю и
встретил небо: принял, то, что
видел и попался на то, чего не
видел. Смерть, где твое жало? Ад,
где твоя победа? Воскрес Христос -
и ты повержен. Воскрес Христос - и
пали демоны. Воскрес Христос - и
радуются ангелы. Воскрес Христос
и Жизнь пребывает. Воскрес
Христос и ни одного мертвого в
гробу. Ибо Христос, воскресши из
мертвых, положил начало
воскресению умерших. Ему слава и
власть во веки вечные. Аминь».
ПАСХАЛЬНАЯ ЛИТУРГИЯ
Часы перед литургией заменяются
радостным пением избранных
песнопений из Пасхального канона.
Чтения совсем нет, - все поется.
Пасхальная литургия,
совершаемая по чину святителя
Иоанна Златоуста, вся проникнута
радостью Воскресения, о чем
свидетельствует частое
повторение Воскресного тропаря и
других пасхальных песнопений.
Вместо Трисвятого поется стих:
«Елицы во Христа крестистеся, -
во Христа облекостеся!»
«Те, кто во Христа крестились,-
во Христа облеклись!»
Это облечение во Христа здесь
означает уже не только сораспятие
с Ним, но и совоскресение.
Вместо Апостольского послания
читается 1-я глава Деяний,
повествующая о явлениях
Спасителя ученикам по
воскресении, о повелении Его не
отлучаться из Иерусалима и
ожидать исполнения, данного Им
обещания о ниспослании Духа
Утешителя.
Евангельское чтение снова
переносит нас в вечность. Может
показаться удивительным, что
Евангелие Пасхальной литургии
говорит нам нео Воскресении. На
самом же деле читаемая 1-я глава от
Иоанна является высшим
откровением об истине, лежащей в
основе всей Евангельской истории.
«В начале было Слово, и Слово было
у Бога, и Слово было Бог». Иисус
Христос, страдавший и погребенный
в образе раба и воскресший во
славе как Бог - есть 2-е лицо Святой
Троицы, от начала сущее Слово,
извечно пребывающее в лоне Отчем.
Им положено было начало жизни, и
жизнь эта была свет человеков. «И
Слово стало плотию и обитало с
нами, полное благодати и истины, и
мы видели славу Его, славу
Единородного от Отца... и от
полноты Его все мы приняли и
благодать на благодать (Ин 1,1-17).
В этих словах - высшее
догматическое откровение о
Богочеловеке и Богочеловечестве.
Евангелие это по традиции
читается несколькими
священниками на разных языках:
древнегреческом, латинском,
церковнославянском, русском,
английском, французском, немецком
и других, в знак того, что Слово
Божие апостолы проповедовали
всем народам. Литургия вся
проходит в радости и легкости
духовного подъема. По-новому
звучит Херувимская песнь, ибо и
Ангелы, воспевающие Царя
царствующих, сошли ныне на землю
для благовестия о Его Воскресении.
По-новому звучат слова Символа
веры: «И страдавша и погребенна, и
воскресшего в третий день по
Писанием». С новым чувством мы «Благодарим
Господа», по новому осознавая, что
само слово «Евхаристия» означает
«Благодарение».
Заканчивается Пасхальная
литургия ликующим «Христос
воскресе», которым хор отвечает
на все возгласы священника. Эта
радость без края, это всеобщее
ликование есть уже прообраз
грядущего Царства Славы, данного
в Откровении апостола Иоанна
Богослова: «И слышал я как бы
голос многочисленного народа, как
бы шум вод многих, как бы голос
громов сильных, говорящих Аллилуиа,
ибо воцарился Господь Бог
Вседержитель. Возрадуемся и
возвеселимся и воздадим Ему славу,
ибо наступил брак Агнца, и Жена
приготовила Себя. И дано было Ей
облечься в виссон чистый и
светлый» (Откр. 19, 6-8). Жена и
Невеста Агнца - Церковь Христова,
украсившая Себя всеми
сокровищами радости и красоты,
ныне празднует и ликовствует и
зовет всех придти на пресветлое
Торжество Любви. «И Дух и Невеста
говорят: прииди. И слышавший да
скажет: прииди, жаждущий пусть
приходит и желающий пусть берет
воду жизни даром» (Откр. 22,17). Эта
вода жизни и есть Христос - Новая
Пасха, Жертва живая, Агнец Божий,
взявший грехи мира.
По окончании литургии
совершается освящение артоса -хлеба
с изображением на нем Воскресшего
Господа. Самое слово «артос»
греческое; в переводе на русский
язык оно и означает «хлеб».
Историческое происхождение
артоса следующее. Апостолы,
привыкли вкушать трапезу с
Господом (Деян. 10, 41). По вознесении
же Его на небо они всегда ощущали
живой верой невидимое
присутствие Спасителя в своих
собраниях, памятуя Его заветные
слова: «Я с вами во все дни (Мф. 28,
20).
Естественным выражением этой
пламенной веры и постоянным
напоминанием о пребывании Его с
ними было то, что, приступая к
трапезе, они оставляли незанятым
место, на котором восседал с ними
Иисус Христос. На столе против
того места полагали, как бы для
Него, часть хлеба.
Каждый раз по окончании трапезы,
вознося благодарение Богу,
апостолы поднимали эту часть
хлеба, говоря: «Христос воскресе!».
Когда же ученики Христовы
разошлись в разные стороны для
благовествования Евангелия, они,
по возможности, старались
соблюдать этот обычай. Каждый из
святых апостолов, в какой бы
стране ни находился, приступая к
трапезе в обществе христиан,
оставлял место и часть хлеба в
честь Спасителя, а по окончании
трапезы вместе с остальными
прославлял Воскресшего Господа,
возвышая часть хлеба, положенную
в память о Нем. Что было принято
первыми христианами от апостолов
и совершалось ежедневно, то
святые отцы последующих веков
применили к празднику
Воскресения Христова, чтобы
навсегда сохранить в Церкви этот
апостольский обычай.
Как у апостолов часть хлеба,
полагаемая во время их собрания
на месте, назначенном для
Спасителя, напоминала им о
Воскресшем Христе, - так, по
намерению святой Церкви, и в
настоящее время артос, полагаемый
во Святую Пасху в храме перед
взорами верующих, должен служить
им таким же напоминанием
невидимого присутствия с ними
Господа.
Вместе с тем, артос напоминает,
что Иисус Христос крестною
смертью и Воскресением сделался
для нас истинным хлебом жизни.
Такое значение артоса и
раскрывается в молитве на его
освящение. Кроме того, в этой
молитве священник, призывая
благословение Божие, просит
Господа исцелить болезни и подать
здравие всем, вкушающим сей хлеб.
Освящение артоса происходит в
первый день Святой Пасхи,
раздробляется же и раздается он
после Божественной литургии в
Светлую субботу.
Во все дни Пасхальной недели
Царские врата, как и северные и
южные двери алтаря остаются
открытыми. Взорам молящихся
оказываются доступны все
особенности богослужения, даже те,
которые обычно сокрыты от мирян.
Врата отверсты в знак того, что
Воскресением Христовым всем
людям отныне открыт вход в
Царство Небесное.
|