«Идите,
научите все народы…»
Сегодня мы завершаем
публикацию материалов, посвященных проповедническому подвигу
святых апостолов, рассказом о благовестии учеников Христа в
Эфиопии и на Британских островах.
Проповедь в земле людей
«с обожженным лицом»
В современной географии Эфиопия
ассоциируется с государством в Африке, которое иначе
называется Абиссинией. Но в древности это был такой же
неясный географический термин, как и «Индия». Например, у
Гомера так именовалась страна, «лежащая где-то к югу; она
лежит там, где бог Гелиос стоит в зените, где живут вечно
счастливые и благочестивые люди, приносящие обильные жертвы
богам».
В
апостольский период название «Эфиопия» также было
нарицательным. Ее предполагаемое местоположение постепенно
переносили все дальше от Греции, и со временем Эфиопией
стали считать страну, расположенную к югу от Египта. Но
позднее эта территория была определена как Меройское
царство, или земля Нубийцев, и так называемую Эфиопию
отодвинули к области под названием Судан.
Полная арабская форма этого наименования
- Биляд-эс-Судан, «страна черных». Эфиопия же,
по-древнегречески, - Айтопия, причем это название, в свою
очередь, образовано от слова айтопи – «обожженолицые», то
есть имеющие темный цвет кожи. Спустя определенный период
прозвище «эфиопы» закрепилось за абиссинцами и постепенно
стало общепринятым наименованием этого смуглолицего народа.
Просвещение Эфиопии светом учения Христа
началось с крещения апостолом Филиппом-диаконом пришедшего
на поклонение в Иерусалим евнуха царицы Кандакии (Деян. 8,
27-39). Есть сведения, что в этой стране также
благовествовали апостолы Матфей-евангелист и Матфий,
причисленный к лику 12-ти после Вознесения Господа Иисуса
Христа.
В деяниях апостола Матфея говорится о его
проповеди персам, парфянам и мидянам. Но, так как мы уже
отметили, что образ Эфиопии являлся собирательным, то можно
предположить: местность, населенная смуглолицыми людьми –
эфиопами, располагалась по пути к упомянутым народам, в
прибрежной зоне Каспийского моря. Впрочем, в деяниях
упомянут город Мирмены, находившийся явно не в Абиссинии, а,
по всей видимости, на территории одной из стран Северного
Причерноморья.
В 2005 году американские ученые вместе с
представителями телекомпании IPV News на берегу озера
Иссык-Куль обнаружили останки древнего монастыря, в котором,
по их мнению, был погребен евангелист Матфей. О пребывании
апостола на этой земле существуют довольно скупые сведения.
В частности, в 1857 году русский путешественник
Семенов-Тянь-Шанский нашел карту озера Иссык-Куль,
относящуюся к 1375 году. На ней имеется приписка: «Здесь
есть монастырь армянских братьев, в котором находится тело
святого Матфея, апостола и евангелиста».
Многие исследователи апостольских деяний
пришли к выводу, что святой Матфей по пути в Индию
проповедовал Евангелие киргизам и основывал здесь
христианские общины. Это подтверждается и письменными
источниками второго века от Р.Х. Таким образом, если
американским ученым удастся доказать, что их находка
действительно является гробницей апостола Матфея, это явится
свидетельством того, что «Эфиопия», о которой упоминается в
его деяниях, находилась отнюдь не на африканском континенте.
В предании об апостоле Матфие также
упоминается страна, населенная людьми с «обожженным лицом».
Но здесь под Эфиопией, как нам кажется, следует
подразумевать Колхиду, которая располагалась на территории
современной Мингрелии (Грузия). Вместе с тем, не исключено,
что при передаче сведений об апостолах Матфее и Матфие
произошло смешение их имен, и в дальнейшем в житиях этих
благовестников путь каждого из них стал проходить через
«Эфиопию». Но, скорее всего, в настоящей Эфиопии
христианство все же было распространено не ранее, чем в IV
веке, и это событие связано со святым Фрументием, как о том
нам повествует предание.
Христианство в древней
Британии
В исторической литературе вопрос о
проникновении христианства в самую отдаленную окраину
северо-западной части Римской империи – Британию – пока
остается открытым. В самой Британской Церкви никаких
сведений об этом не сохранилось, так как первые литературные
труды по ее истории появились лишь в VI веке. Но присутствие
трех британских епископов на Арльском соборе 314 года
говорит о том, что, вполне возможно, к этому времени
христианство здесь уже было достаточно распространено.
По
одним сведениям, в Британии проповедовал апостол Симон
Кананит, по другим - святые апостолы Петр и Павел. В пользу
последнего утверждения, по мнению некоторых исследователей,
свидетельствуют слова священномученика Климента Римского о
том, что апостол Павел, после освобождения из первых уз,
доходил «до границ Запада». При этом они полагают под такими
границами Британские острова. Но, скорее всего, святой
Климент, как истинный римлянин, имел в виду Испанию,
расположенную к западу от Италии, а не провинцию Британия,
находящуюся к северу от империи.
В церковном же предании говорится о том,
что проповедником Благой Вести в этих землях был апостол от
70-ти Аристовул. «Потекл еси, якоже звезда от востока,
устремився и Вретанийские города постигл еси, Христово
проповедуя Евангелие и просвещая благодатию, блаженнее
Аристовуле, верно приемлющия слово твое» (Минея месячная.
Октябрь, 31-е. Служба святым апостолам Стахию, Амплию,
Аппелию, Аристовулу, Наркиссу и Урвана. Канон, 3 песнь, 3
тропарь).
Но, вероятнее всего, христианство приняли
далеко не все народы, населявшие Британские острова. В
апостольские времена они не были объединены в одно
государство. Поэтому существующая в этих местах легенда, к
тому же ничем не подтвержденная документально, о посольстве
царя Люция, правившего во II веке, к Римскому папе о
принятии крещения, не имеет для исследователей большого
исторического значения. Люций мог быть царем всего лишь
одного из многих племен, проживавших на этой территории. По
всей видимости, распространение христианства в Британии было
медленным процессом. Об этом говорит и бедственное положение
Британской Церкви в IV веке, и все еще широкое
распространеннее в те времена языческих традиций.
Алексей ЗУБОВ,
послушник Вознесенского
кафедрального собора
Великая святыня на озере
Иссык-Куль
Есть все основания для
уверенности в том, что в Киргизии, на Иссык-Куле находится
одна из величайших христианских святынь – рака c честными
мощами святого апостола и евангелиста Матфея, одного из
ближайших учеников Христа, составителя первого из четырех
евангельских повествований о пришествии Спасителя мира.
Как
известно из Священного Предания, святой апостол Матфей
претерпел мученическую кончину от рук язычников за проповедь
Христа в Сирии, где первоначально верные хранили его
нетленные мощи и поклонялись им. Когда император Декий
(249–251) объявил гонения на христианство во всех
захваченных Римской империей странах, верующие, опасаясь
поругания святыни, перенесли честные мощи святого Матфея в
Среднюю Азию – край, славившийся широкой веротерпимостью. В
то время здесь уже существовали многочисленные христианские
общины*.
Рака с честными мощами святого
евангелиста Матфея хранилась в армянском монастыре,
располагавшемся близ Иссык-Куля. О местонахождении этой
великой святыни знал весь христианский мир. На известной
Каталонской карте, датированной 1375 годом, на северном
берегу озера Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом
имеется подпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте
монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого
Матфея, апостола и евангелиста».
Впоследствии город, где находилась
древняя армянская обитель, был затоплен водами озера. По
местному преданию, наводнение было карой Божией горожанам за
отказ в гостеприимстве и оскорбление какого-то праведного
странника. Существуют две версии дальнейших событий:
согласно первой, спасавшиеся от бедствия иноки успели унести
с собой главное сокровище своего монастыря – раку с мощами
святого апостола Матфея и затем закопали ее где-то на
побережье; согласно второй версии, иноки унесли раку с
мощами апостола Матфея на территорию нынешнего Таджикистана
и закопали ее где-то в горах Памира.
Географ П.П. Семенов-Тян-Шанский,
изучавший Каталонскую карту, полагал, что монастырь армян
находился в бухте Курменты, между селами Светлый Мыс и Тюп.
По воле Божией именно поблизости от затонувшей святыни в
1882 году был основан русский Свято-Троицкий мужской
монастырь. Побывавший в этом краю в конце XIX века
российский чиновник барон Александр Каульбарс не только
слышал из уст местных жителей предания о затопленном городе,
но и сам видел под водой его развалины и находил на берегу
вынесенные волнами обломки древней керамики со знаком
креста. В своих путевых заметках А. Каульбарс писал:
«Замечательно, что неподалеку от Иссык-Кульской Троицкой
обители, возле устья рек Тюп и Кой-Су сохранились под водой
развалины древнего города. В этом городе, по предположению
ученых, существовал армянский монастырь, в котором
находились мощи евангелиста Матфея».
Начиная с 1992 года, то есть сразу же
после обретения религиозной свободы, Ташкентская и
Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви стала
предпринимать попытки проведения изысканий с целью обретения
честных мощей святого апостола Матфея, но из-за
экономического кризиса тех лет эти начинания долго
оставались без поддержки. С 1999 года под руководством
академика В. М. Плоских было организовано три
археологических экспедиции, которые не только установили
наличие подводного городища, но и идентифицировали
расположение развалин зданий христианского монастыря и
храма.
Наконец, в 2002 году представители
американской фирмы «Эй-Пи-Ви Ньюс» во главе с директором
Сергеем Мельниковым с помощью геофизической аппаратуры
обнаружили на побережье Иссык-Куля на глубине 27 метров
саркофаг, который, возможно, и является ракой святого
апостола Матфея**. В том же году множество жителей
Прииссыккулья, как православных, так и мусульман-киргизов,
видели знамение Божие: огромные светящиеся кресты в небе над
этим местом.
Призываю на всех
участников этого священного дела Божие благословение.
Владимир,
митрополит Ташкентский и
Среднеазиатский
* К сожалению, в некоторых
современных зарубежных публикациях в СМИ и в интернете
встречаются неточности: факты жития святого Апостола
Фомы-Близнеца, проповедовавшего в Средней Азии и основавшего
здесь Церковь Божию, приписываются святому Апостолу Матфею,
явившемуся в наш край только через два столетия после
кончины – своими святыми мощами.
** Следует отметить, что это предположение высказано Сергеем
Мельниковым.