Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 ПУТЯМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ


«ИДИТЕ. НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ...»

 Окончание. Начало в №№ 6, 7-8,10-12 за 2006 г., 3-4  6-7, 8-9 за 2007 г.
 

«Идите, научите все народы…»

Сегодня мы завершаем публикацию материалов, посвященных проповедническому подвигу святых апостолов, рассказом о благовестии учеников Христа в Эфиопии и на Британских островах.

Проповедь в земле людей «с обожженным лицом»

В современной географии Эфиопия ассоциируется с государством в Африке, которое иначе называется Абиссинией. Но в древности это был такой же неясный географический термин, как и «Индия». Например, у Гомера так именовалась страна, «лежащая где-то к югу; она лежит там, где бог Гелиос стоит в зените, где живут вечно счастливые и благочестивые люди, приносящие обильные жертвы богам».

В апостольский период название «Эфиопия» также было нарицательным. Ее предполагаемое местоположение постепенно переносили все дальше от Греции, и со временем Эфиопией стали считать страну, расположенную к югу от Египта. Но позднее эта территория была определена как Меройское царство, или земля Нубийцев, и так называемую Эфиопию отодвинули к области под названием Судан.

Полная арабская форма этого наименования - Биляд-эс-Судан, «страна черных». Эфиопия же, по-древнегречески, - Айтопия, причем это название, в свою очередь, образовано от слова айтопи – «обожженолицые», то есть имеющие темный цвет кожи. Спустя определенный период прозвище «эфиопы» закрепилось за абиссинцами и постепенно стало общепринятым наименованием этого смуглолицего народа.

Просвещение Эфиопии светом учения Христа началось с крещения апостолом Филиппом-диаконом пришедшего на поклонение в Иерусалим евнуха царицы Кандакии (Деян. 8, 27-39). Есть сведения, что в этой стране также благовествовали апостолы Матфей-евангелист и Матфий, причисленный к лику 12-ти после Вознесения Господа Иисуса Христа.

В деяниях апостола Матфея говорится о его проповеди персам, парфянам и мидянам. Но, так как мы уже отметили, что образ Эфиопии являлся собирательным, то можно предположить: местность, населенная смуглолицыми людьми – эфиопами, располагалась по пути к упомянутым народам, в прибрежной зоне Каспийского моря. Впрочем, в деяниях упомянут город Мирмены, находившийся явно не в Абиссинии, а, по всей видимости, на территории одной из стран Северного Причерноморья.

В 2005 году американские ученые вместе с представителями телекомпании IPV News на берегу озера Иссык-Куль обнаружили останки древнего монастыря, в котором, по их мнению, был погребен евангелист Матфей. О пребывании апостола на этой земле существуют довольно скупые сведения. В частности, в 1857 году русский путешественник Семенов-Тянь-Шанский нашел карту озера Иссык-Куль, относящуюся к 1375 году. На ней имеется приписка: «Здесь есть монастырь армянских братьев, в котором находится тело святого Матфея, апостола и евангелиста».

Многие исследователи апостольских деяний пришли к выводу, что святой Матфей по пути в Индию проповедовал Евангелие киргизам и основывал здесь христианские общины. Это подтверждается и письменными источниками второго века от Р.Х. Таким образом, если американским ученым удастся доказать, что их находка действительно является гробницей апостола Матфея, это явится свидетельством того, что «Эфиопия», о которой упоминается в его деяниях, находилась отнюдь не на африканском континенте.

В предании об апостоле Матфие также упоминается страна, населенная людьми с «обожженным лицом». Но здесь под Эфиопией, как нам кажется, следует подразумевать Колхиду, которая располагалась на территории современной Мингрелии (Грузия). Вместе с тем, не исключено, что при передаче сведений об апостолах Матфее и Матфие произошло смешение их имен, и в дальнейшем в житиях этих благовестников путь каждого из них стал проходить через «Эфиопию». Но, скорее всего, в настоящей Эфиопии христианство все же было распространено не ранее, чем в IV веке, и это событие связано со святым Фрументием, как о том нам повествует предание.

Христианство в древней Британии

В исторической литературе вопрос о проникновении христианства в самую отдаленную окраину северо-западной части Римской империи – Британию – пока остается открытым. В самой Британской Церкви никаких сведений об этом не сохранилось, так как первые литературные труды по ее истории появились лишь в VI веке. Но присутствие трех британских епископов на Арльском соборе 314 года говорит о том, что, вполне возможно, к этому времени христианство здесь уже было достаточно распространено.

По одним сведениям, в Британии проповедовал апостол Симон Кананит, по другим - святые апостолы Петр и Павел. В пользу последнего утверждения, по мнению некоторых исследователей, свидетельствуют слова священномученика Климента Римского о том, что апостол Павел, после освобождения из первых уз, доходил «до границ Запада». При этом они полагают под такими границами Британские острова. Но, скорее всего, святой Климент, как истинный римлянин, имел в виду Испанию, расположенную к западу от Италии, а не провинцию Британия, находящуюся к северу от империи.

В церковном же предании говорится о том, что проповедником Благой Вести в этих землях был апостол от 70-ти Аристовул. «Потекл еси, якоже звезда от востока, устремився и Вретанийские города постигл еси, Христово проповедуя Евангелие и просвещая благодатию, блаженнее Аристовуле, верно приемлющия слово твое» (Минея месячная. Октябрь, 31-е. Служба святым апостолам Стахию, Амплию, Аппелию, Аристовулу, Наркиссу и Урвана. Канон, 3 песнь, 3 тропарь).

Но, вероятнее всего, христианство приняли далеко не все народы, населявшие Британские острова. В апостольские времена они не были объединены в одно государство. Поэтому существующая в этих местах легенда, к тому же ничем не подтвержденная документально, о посольстве царя Люция, правившего во II веке, к Римскому папе о принятии крещения, не имеет для исследователей большого исторического значения. Люций мог быть царем всего лишь одного из многих племен, проживавших на этой территории. По всей видимости, распространение христианства в Британии было медленным процессом. Об этом говорит и бедственное положение Британской Церкви в IV веке, и все еще широкое распространеннее в те времена языческих традиций.

Алексей ЗУБОВ,

послушник Вознесенского кафедрального собора


Великая святыня на озере Иссык-Куль

Есть все основания для уверенности в том, что в Киргизии, на Иссык-Куле находится одна из величайших христианских святынь – рака c честными мощами святого апостола и евангелиста Матфея, одного из ближайших учеников Христа, составителя первого из четырех евангельских повествований о пришествии Спасителя мира.

Как известно из Священного Предания, святой апостол Матфей претерпел мученическую кончину от рук язычников за проповедь Христа в Сирии, где первоначально верные хранили его нетленные мощи и поклонялись им. Когда император Декий (249–251) объявил гонения на христианство во всех захваченных Римской империей странах, верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли честные мощи святого Матфея в Среднюю Азию – край, славившийся широкой веротерпимостью. В то время здесь уже существовали многочисленные христианские общины*.

Рака с честными мощами святого евангелиста Матфея хранилась в армянском монастыре, располагавшемся близ Иссык-Куля. О местонахождении этой великой святыни знал весь христианский мир. На известной Каталонской карте, датированной 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом имеется подпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста».

Впоследствии город, где находилась древняя армянская обитель, был затоплен водами озера. По местному преданию, наводнение было карой Божией горожанам за отказ в гостеприимстве и оскорбление какого-то праведного странника. Существуют две версии дальнейших событий: согласно первой, спасавшиеся от бедствия иноки успели унести с собой главное сокровище своего монастыря – раку с мощами святого апостола Матфея и затем закопали ее где-то на побережье; согласно второй версии, иноки унесли раку с мощами апостола Матфея на территорию нынешнего Таджикистана и закопали ее где-то в горах Памира.

Географ П.П. Семенов-Тян-Шанский, изучавший Каталонскую карту, полагал, что монастырь армян находился в бухте Курменты, между селами Светлый Мыс и Тюп. По воле Божией именно поблизости от затонувшей святыни в 1882 году был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Побывавший в этом краю в конце XIX века российский чиновник барон Александр Каульбарс не только слышал из уст местных жителей предания о затопленном городе, но и сам видел под водой его развалины и находил на берегу вынесенные волнами обломки древней керамики со знаком креста. В своих путевых заметках А. Каульбарс писал: «Замечательно, что неподалеку от Иссык-Кульской Троицкой обители, возле устья рек Тюп и Кой-Су сохранились под водой развалины древнего города. В этом городе, по предположению ученых, существовал армянский монастырь, в котором находились мощи евангелиста Матфея».

Начиная с 1992 года, то есть сразу же после обретения религиозной свободы, Ташкентская и Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви стала предпринимать попытки проведения изысканий с целью обретения честных мощей святого апостола Матфея, но из-за экономического кризиса тех лет эти начинания долго оставались без поддержки. С 1999 года под руководством академика В. М. Плоских было организовано три археологических экспедиции, которые не только установили наличие подводного городища, но и идентифицировали расположение развалин зданий христианского монастыря и храма.

Наконец, в 2002 году представители американской фирмы «Эй-Пи-Ви Ньюс» во главе с директором Сергеем Мельниковым с помощью геофизической аппаратуры обнаружили на побережье Иссык-Куля на глубине 27 метров саркофаг, который, возможно, и является ракой святого апостола Матфея**. В том же году множество жителей Прииссыккулья, как православных, так и мусульман-киргизов, видели знамение Божие: огромные светящиеся кресты в небе над этим местом.

Призываю на всех участников этого священного дела Божие благословение.

Владимир,

митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

  * К сожалению, в некоторых современных зарубежных публикациях в СМИ и в интернете встречаются неточности: факты жития святого Апостола Фомы-Близнеца, проповедовавшего в Средней Азии и основавшего здесь Церковь Божию, приписываются святому Апостолу Матфею, явившемуся в наш край только через два столетия после кончины – своими святыми мощами.
** Следует отметить, что это предположение высказано Сергеем Мельниковым.



Яндекс.Метрика

На главную страницу