Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ПУТЯМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
«ИДИТЕ. НАУЧИТЕ ВСЕ
НАРОДЫ...» |
Продолжение. Начало в №№ 6,
7-8,10-12
за 2006 г.,
3-4 6-7
за 2007 г.
Просвещение армянской земли светом
учения Христа
В древности на территории нынешнего Закавказья, между
Кавказскими горами и рекой Аракс, Черным и Каспийским
морями, были расположены два царства: Грузинское, состоявшее
из самой Грузии, или Иверии, Колхиды и Абхазии, и Армянское,
точнее, восточная половина этого царства, заключавшая в себе
почти всю Великую Армению и Кавказскую Албанию (ее
территория примерно совпадает с границами современного
Азербайджана и части Дагестана).
Предание Армянской Апостольской Церкви гласит, что семена
христианства были посеяны здесь еще во времена святых
апостолов. Считается, что первым проповедником Слова Божиего
стал апостол от 70-ти Фаддей.
В сирийском сказании о царе Авгаре, правителе Эдессы,
говорится о прибытии с проповедью в этот город святого
апостола Фаддея. Об этом же повествует и Евсевий Кесарийский
в своей «Церковной истории»: «После воскресения Его из
мертвых и вознесения на небеса Фома, один из 12 апостолов,
отправил Фаддея, принадлежащего к 70 ученикам Христа, по
божественному внушению в Эдессу проповедником».
После того, как царь Авгарь получил исцеление от своей
болезни, он вместе со своими домашними принял Святое
Крещение. По одной из версий, апостол Фаддей, проповедав
христианство в Эдессе и обратив многих жителей города ко
Христу, удалился в Месопотамию, Сирию и Киликию, где и почил
о Господе.
Армянский вариант предания иной. Здесь принято считать, что
царь Авгар был армянским царем, и с момента его крещения,
собственно, и начался в Армении период христианской
проповеди. По летописям армянского народа, апостол Фаддей
проповедовал в течение 18 лет (с 32 по 49-й годы) в самой
Армении, Малой и Великой, скончался на территории этого
государства и был погребен в области Шаваршан, в деревне
Артаз. Позднее на месте его упокоения был устроен монастырь.
Спустя некоторое время в Армении проповедовал апостол Фаддей
из12-ти, называвшийся также Левием. Побывав в Палестине,
Сирии, Аравии и Месопотамии, он прибыл сюда. В это время
государством управлял царь Санатрук. С проповедью Слова
Божиего апостол доходил до отдаленных районов Армении. В
стране Араратской в продолжении трех лет он просвещал людей
святой верой и здесь же принял мученическую кончину.
Согласно преданию, в Армении благовествовал также апостол
Варфоломей. Сюда он пришел после проповеди в Персии и Индии.
Ученики Господни Фаддей и Варфоломей встретились на
Арташатском холме. По приказу царя Санатрука святой
Варфоломей был казнен. В письменных источниках сведения о
проповеди этих апостолов были зафиксированы в V веке.
По одним источникам, святой Варфоломей принял мученическую
кончину в Албанополе (современный Баку), по другим – в
Корванополе.
Название Корванополь, по мнению профессора В.В. Болотова,
скорее всего, означает «город жертвоприношений» (от
сирийского «курбана» - жертва). Если это так, «то можно
предположить,
- пишет он в «Лекциях по истории Древней Церкви»,
- что местом мученической кончины апостола был один из
армянских городов – Аштишат (в Тароне), что значит «город
жертвоприношений».
В свою очередь, Албанополь являлся для жителей Кавказской
Албании религиозным центром, культовым городом, населенным
языческими жрецами. Здесь было распространено учение
Зороастра, основным элементом которого являлось поклонение
огню. Арабский источник свидетельствует о «нефтяной земле у
города Баку, где до сих пор живут огнепоклонники».
Традиционно принято считать, что именно здесь, на ступенях
храма Арта, и был распят апостол Варфоломей.
О распространении в Армении проповеди Евангелия еще в
древности свидетельствует цитата из произведения Тертуллиана
«Против иудеев»: «Да в кого же уверовали и другие народы:
Парфяне, Мидяне, Эламиты, жители Месопотамии, Армении…».
Здесь Тертуллиан указывает, что среди народов, которые
пришли в Иерусалим в день Пятидесятницы, были и иудеи
- жители Армении. Как известно, ранее на ее территории
находились такие древние
государства как Вавилония и Персия. Поэтому здесь еще со
времен вавилонского пленения проживало много евреев. Город
Селевкия, располагающийся на берегу реки Тигр, являлся
крупным еврейским центром на Востоке. В дальнейшем правители
Адиабентского царства (территория Курдистана) приняли
иудаизм, что увеличило удельный вес евреев в Месопотамии.
Много евреев проживало в Мидии и Эламе. И среди них также
были свидетели сошествия Святого Духа на апостолов и те, кто
слышал проповедь первоверховного апостола Петра. В тот день,
как мы знаем, многие приняли Святое Крещение. Когда же они
возвратились в свои страны, то, несомненно, поведали
землякам о чуде, которое на их глазах произошло в
Иерусалиме. Этим они подготовили почву для проповеди Слова
Божия в восточных странах, в том числе, и в Армении.
Среди источников, упоминающих о раннем проникновении
христианства в Армению и о его глубоких корнях в армянском
народе, можно назвать также произведение блаженного
Августина «Против манихеев», книгу Фавста Византийского
«История царствования Тиридата и проповеди св. Григория
Просветителя». Евсевий Кесарийский в описании событий в
Церкви после жестоких гонений Декия упоминает о письме
Дионисия Александрийского (248-265), в котором говорится «о
покаянии к братьям в Армении, где епископом был Мерузан».
Причем последнее свидетельство говорит о наличии в Армении к
тому времени церковной иерархии. Епископ Меруджан (230-260
гг.), согласно списку армянских католикосов, начинающемуся с
Фаддея, является десятым епископом Армянской Церкви.
Алексей ЗУБОВ,
послушник Вознесенского
кафедрального собора
Продолжение следует
|