Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ПУТЯМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
«Идите, научите все народы…» |
Проповедь святых апостолов в Испании - один из самых спорных моментов в церковно-исторической литературе. По преданию, здесь проповедовали апостолы Павел и Иаков Зеведеев. Продолжение. Начало см. в №6, 7-8 2006 г. Как известно, книга Деяний святых апостолов заканчивается первым заключением апостола Павла в Риме, его освобождением из уз и свободной проповедью в Вечном городе в течение двух лет. Находясь в темнице, апостол в своих Посланиях выражает надежду на освобождение и
желание вновь посетить места своих миссионерских путешествий. Во Втором же послании к Тимофею апостол Павел говорит: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2 Тим. 4, 6), что явно свидетельствует о вторых узах, закончившихся его мученической кончиной. Предание о путешествии апостола в Испанию основывается на немногих свидетельствах. Одно из них – его собственное высказывание: «Как только предприму путь в Испанию, приду к вам» (Рим. 15, 24), не подтвержденное в других книгах Нового Завета. Из этого многие исследователи его
жизни делают вывод, что свое намерение посетить Испанию он не исполнил. Другое свидетельство находится в Послании к Коринфянам святого Климента Римского: «Будучи проповедником на Востоке и Западе, он (Павел) приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде и доходил до границ Запада, и мученически засвидетельствовал истину перед правителями». В этом сообщении подразумеваются крайние пределы запада Римской империи, а именно – провинция Испания, которая в понимании жителей Древнего Рима была «конечная страна», или «предел мира».
Но, по мнению некоторых исследователей, это еще не доказывает действительность факта путешествия апостола Павла в Испанию. Под выражением «граница Запада» можно также подразумевать Галлию (современная Франция), которая расположена к северо-западу от Апеннинского полуострова. Существует также мнение, что это – Британские острова. В таком случае, можно предположить: проповедь апостола Павла распространялась за пределы основной Италии, но необязательно до самой Испании. Третье свидетельство об освобождении из первых уз и о четвертом миссионерском
путешествии апостола Павла находится в отрывке из документа II века, открытого в 1740 году итальянским историком Людовико Муратори: «Деяния всех апостолов описаны в одной книге. Лука собрал воедино для благочестивого Феофила то, что, в частности, случилось при его глазах, – как видно из того, что он опустил страдание Петра так же, как отбытие Павла, отправившегося из Рима в Испанию». Но поврежденность этого манускрипта дала повод исследователям проигнорировать его. Как известно, апостол Павел пострадал
во время гонений императора Нерона, которые последовали после пожара в Риме летом 64 года. Римляне обвиняли самого императора в поджоге города в угоду своим наслаждениям. Чтобы отвести от себя их подозрения, император указал на христиан, в виновность которых горожане легко могли поверить. Римский писатель Тацит в своих «Анналах» повествует: «Нерон выставил виновниками людей, которых народ и без того ненавидел за их пороки и называл христианами… Сначала были схвачены те, которые признавали себя христианами, а затем, по их указанию, захвачено было множество
лиц, которых и уличили не столько в поджоге, сколько в ненависти к человеческому роду». По сути, «Анналы» Тацита являются единственным источником сведений о начале гонений на христиан в Риме в царствование Нерона. Но здесь ясно лишь то, что основной причиной этих гонений был пожар в Риме. Подробности же процесса против христиан в этом рассказе не указаны, что и послужило критическому к нему отношению. «Анналы» были написаны позднее правления Нерона, когда христиан уже именовали «недозволенной и вредной сектой». В период же гонений при Нероне сами
последователи Христа называли себя «братьями» или «учениками». О том, что святые апостолы Петр и Павел пострадали во время Нероновых гонений, читаем у Евсевия: «Что оба апостола мученически скончались в одно и то же время, это подтверждает Дионисий, епископ Коринфский, в письме своем к римлянам: «Вы в вашем сообщении соединили питомники, насажденные Петром и Павлом в Риме и Коринфе. Оба насаждали у нас в Коринфе, одинаково научая нас; одинаково они вместе поучали в Италии и мученически скончались в одно и то же время». Время их кончины относят
к различным датам: или к 64-му, или к 67-му годам по Р.Х. При этом отмечают, что апостол Петр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел усечен мечом, как римский гражданин. В начале процесса, когда христиан тысячами влекли на растерзание зверям и превращали в огненные факелы для освещения в ночное время императорских садов, с римским гражданством кого-либо из них вряд ли стали бы считаться, и, в таком случае, апостол Павел был бы предан самой позорной смерти. К тому же, учитывая, что деяния апостола не могут сводиться лишь к путешествию до первых
уз, и два-три года – слишком малый срок для полноценной миссионерской деятельности, то вероятнее относить время мученичества апостола Павла к концу правления Нерона, к 67-му, а не 64-му году. Из-за скудности сведений нет возможности более точно установить путь апостола. Учитывая положение, создавшееся в Малоазийских Церквах, – прежде всего, в Колосской, – следует предположить, что в начале своего четвертого миссионерского путешествия он посетил именно Малую Азию. По дороге апостол Павел сделал остановку на острове Крит, где огласил евангельской
проповедью местных жителей и поставил для них епископом своего спутника Тита, чтобы тот продолжил дело благовестия и церковного устроения. Далее апостол следует в город Колоссы, о чем свидетельствует его Послание к Филимону: «Надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (Фил.1, 22). Затем в Антиохию Писидийскую, Иконию, Листру и Дервию, а оттуда – в город Никополь Киликийский: «Поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму» (Тит. 3, 12). Из Никополя апостол Павел направляется в Ефес, где рукополагает в епископы своего
спутника Тимофея. После этого он посещает города Милет и Троаду, где им были оставлены у христианина по имени Карп фелонь и сумка с книгами. Из Малой Азии путь первоверховного апостола лежал в Македонию и город Коринф. Можно предположить, что после этого он побывал в Далмации, Галлии и оттуда уже направился в Испанию. Возможно, во время пребывания в этой стране апостол Павел «был взят и приведен в Рим и снова был заключен, уже как христианин, где и был усечен мечем в 67 году». По другим сведениям, он добровольно прибыл в столицу империи, ибо не мог
оставаться в стороне от постигшей римских христиан беды. Что же касается самой Испании, то здесь до сих пор существует предание о проповеди апостола Иакова Зеведеева в 40 году по Р.Х. Документальных свидетельств этому нет. Историки относятся к преданию весьма скептически и считают его «темным произведением средневекового невежества», «не выдерживающим никакой критики». Из книги Деяний святых апостолов мы знаем, что ученик Христа Иаков Зеведеев был усечен мечом примерно в 44 году по Р.Х. В это время апостолы проповедовали только среди иудеев.
Но известно также, что иудейские поселения в Испании начали появляться вскоре после смерти Александра Македонского, то есть в I веке они вполне уже могли здесь существовать. Между провинциями Римской империи имелась превосходная система дорог, по которым проповедники могли бы достигать различных городов и селений. Святой апостол Павел, говоря о своем возвращении в Иерусалим из Дамаска и встрече с апостолом Петром, отмечает: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1, 19). Это было еще до того, как он отправился
в свое первое миссионерское путешествие. Стало быть, первые ученики Христа уже в это время проповедовали слово Божие вне Иерусалима, вне Палестины, а, значит, могли доходить и до дальних провинций Римской империи. Отсюда, апостол Иаков Зеведеев вполне мог проповедовать слово Божие на испанской земле. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что проповедь слова Божия в Испании велась в апостольские времена. В 306 году на Эльвирском соборе присутствовало 19 епископов из различных городов Испании, что говорит о том, сколь широкое распространение
получила здесь к этому времени Благая Весть. Алексей ЗУБОВ, послушник Вознесенского кафедрального собора
Если спросить любого благочестивого христианина средневековой Европы, собирающегося совершить паломничество в Святую Землю, в Рим или в испанский город Сантьяго-де-Компостела на севере Пиренейского полуострова, у кого, перед тем, как отправиться в путь, он попросит благословения, ответ был бы неизменным: «У святого Иакова». Иначе говоря, у покровителя всех пилигримов. Галилейский рыбак Иаков одним из первых был призван к подвигу апостольского служения: «И пройдя ... немного, Он увидел Иакова
Зеведеева и Иоанна, брата его, так же в лодке починивающих сети, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк 1, 19-20). Впоследствии, за проповедническую силу и праведный гнев по отношению к неразумным язычникам, сыновья Зеведея получили от Спасителя прозвище Воанергес, что означает «сыны грома». Иаков удостоился особой милости Учителя - быть избранным из избранных: именно ему, вместе с апостолами Петром и Иоанном, Иисус не раз открывал Свою Божественную сущность. Иаков присутствовал при
чудесном воскрешении из мертвых дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня. Он же сопровождал Иисуса Христа той тревожной ночью в Гефсиманский сад, когда Спаситель молился, зная, что вскоре Ему предстоит испытать страшные страдания во искупление грехов человеческих. Когда ученики Христа, приняв силу Святого Духа, разошлись по разным землям, чтобы просветить мир светом Евангелия, апостол Иаков Зеведеев, согласно легенде, отправился проповедовать Благую весть в римской провинции Испании. А спустя несколько лет Иакову, возвратившемуся в
Иерусалим, суждено было, во славу Божию, испить свою чашу страданий - он стал первым из учеников Христа, принявшим мученическую смерть за проповедь Его учения. В 44 году от Р.Х. внук Ирода Великого, царь Агриппа, люто ненавидевший христиан, приказал схватить апостола и отрубить ему голову. Согласно рассказу Евсевия, цитировавшего Климента Александрийского, воин, который вел святого Иакова на казнь, настолько вдохновился его проповедью, что тут же обратился в христианство, после чего вместе с апостолом приял мученический венец. Ученики тайно положили
тело святого Иакова Зевелеева в лодку, которая после длительного плавания, хранимая сенью ангельских крыл, чудесным образом пристала к испанскому берегу. Благочестивые христиане, нашедшие святые останки, перенесли их в город Ириа Флавиа (современный Эль-Падрон). На протяжении нескольких последующих веков судьба мощей была скрыта завесой тайны. Но пришел срок, и их вновь обрели. Некоему благочестивому отшельнику по имени Пелайо было явлено чудесное видение, а пастухи, увидевшие звезду, стоявшую в небе, указали Пелайо место их нахождения.
Саркофаг с мощами апостола Иакова обрели именно в том месте, над которым светила звезда. Город, основанный здесь позднее, получил название Компостела - Campus stella, что в переводе с латинского означает «Поле звезды». Это было время, когда Испания страдала под игом завоевателей. В 711 году арабские войска стремительно завоевали почти весь Пиренейский полуостров. И лишь в его северо-западной части все еще продолжало существовать небольшое христианское королевство Астурия, населенное потомками вестготов и включавшее в себя такие провинции, как
Галисия и Леон. Потому для его жителей, сумевших в условиях окружавшего их исламского засилья сохранить свою веру, обретение саркофага со святыми останками избранного Христом ученика стало событием огромной духовной важности и подтверждением того, что Спаситель не оставил их без Своей помощи. Об этом чудесном событии незамедлительно сообщили в Рим Папе Льву III; он же, на правах понтифика, поспешил оповестить о нем весь христианский мир. Первым святилищем, возведенным над могилой апостола в начале IX века по приказу астурийского короля Альфонсо II
Скромного и епископа Теомидоро, стала небольшая церковь, которой четвертого сентября 829 года были дарованы, согласно королевской грамоте, особые привилегии. Спустя некоторое время святой Иаков явил свою милость другому астурийскому королю - Альфонсо III Великому (866-910 гг.). В надежде на защиту от взбунтовавшихся внутри страны мятежников король торжественно объявил апостола своим покровителем, и святой помог войскам правителя одержать скорую победу. Преисполненный благодарности, Альфонсо III, при поддержке епископа Сиснандо, повелел возвести на
месте прежней церкви великолепную базилику. Работы продолжались в течение 35 лет, и, по окончании строительства, базилика стала самым большим зданием, возведенным во время правления этого короля. Она имела просторные нефы, очень красивые боковые аркады и прямоугольную апсиду. Однако, в те, далеко не спокойные для Испании времена, когда благочестию и благополучию местных христиан угрожал могущественный Кордовский халифат, базилике не суждено было долго украшать собою святыню. В 997 году халиф Альмансор, пощадив мощи святого Иакова и не допустив их
осквернения, полностью разрушил саму базилику. Спустя три года после этого были начаты восстановительные работы, но былого великолепия и величия базилика достигла лишь 80 лет спустя, усилиями местного епископа Диего Пелаза. В течение следующих столетий собор неоднократно перестраивался, а в XVIII веке его и без того внушительный фасад был перестроен архитектором Антонио Гороем в блестящем барочном стиле. Первые пилигримы приходили поклониться гробнице апостола Иакова еще в Х веке, когда в воздухе витали эсхатологические (эсхатология - учение о конце
света) настроения, и конец тысячелетия виделся концом мира. В те времена христиане, как никогда искренне, стремились избавиться от грехов, отягощавших их совесть, дабы смело предстать на Страшном Суде. С давних времен в Сантьяго существует обычай отмечать 25 июля как день памяти Иакова Зеведеева. Когда он выпадает на воскресенье, Католическая Церковь отмечает Год Иакова, или Год юбилея. В этот год христианам, посетившим с благими намерениями мощи апостола, даруется полное отпущение грехов. Традиция очищающего Юбилея была заимствована католическими
теологами из Ветхого Завета. Исидор Севильский (испанский церковный деятель и писатель) называл Юбилей «Годом прощения грехов». В ХI веке подобное прощение предлагалось всем, кто пожелает принять участие в Реконкисте (отвоевании Испании у арабов), и паломникам, совершившим особенно сложные и опасные путешествия ради поклонения святым гробницам. В те времена страстное желание испанцев освободить свою землю от мавров было настолько сильным, что Папа Римский даже запретил испанским христианам принимать участие в Крестовом походе на Иерусалим, мотивируя
это тем, что им гораздо важнее изгнать неверных с собственной территории. Но проходили столетия, и разрушительные разногласия, раздиравшие саму Католическую Церковь, привели к упадку религиозности и нанесли мощный удар традиции поклонения святым мощам и вере в их благодатную силу. «Масла в огонь» подлило также и то обстоятельство, что церковь Сен-Сатурнен, находящаяся во французском городе Тулузе, опираясь на другую версию легенды о святом Иакове, заявила о том, что именно в ней находятся подлинные останки апостола. Только столетие спустя, в
конце XX века, собор в Сантьяго-де-Компостела вновь привлек внимание католических паломников. По прибытии в город они предъявляют в соборе специальный документ «credencial» (паспорт пилигрима, действующий еще со времен Средневековья) с отметками, сделанными в находящихся на пути церковных пунктах, после чего получают написанный на латыни «Сертификат Компостелы». При этом путешественнику нужно дать чистосердечный ответ на вопрос церковных властей о том, с какими намерениями он отправился в путь; и, если его помыслы не соответствуют благочестию, ему выдается
совсем иной тип документа. В 1999 году «Сертификат Компостелы» получили более 150 000 паломников. Этот год был Святым, или Юбилейным, годом святого Иакова. Следующие Юбилейные годы - 2004, 2010, 2021, 2027-й. Но получение «Сертификата», или полного отпущения грехов, отнюдь не является конечной целью подлинного паломничества. Главное - это использование полученного благословения для совершения добрых дел и оказания бескорыстной помощи ближнему. Иначе слова, сказанные апостолом Иаковом почти две тысячи лет назад: «Ибо, как тело без духа мертво,
так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), станут просто пустым звуком. Нина БЕДНАР
В кафедральном соборе города Сантьяго-де-Компостела совершено первое в истории православное богослужение 13 ноября 2004 года в кафедральном соборе города Сантьяго-де-Компостела, где покоятся мощи святого апостола Иакова Зеведеева - величайшая святыня христианской Испании, было совершено первое в истории собора православное богослужение. Вместе с настоятелем Христорождественского прихода в Мадриде священником Андреем Кордочкиным в богослужении приняли участие более сорока православных паломников. По преданию, святой апостол
Иаков проповедовал на Пиренейском полуострове. После мученической смерти святого в Иерусалиме, его мощи перевезены в нынешнюю Галисию. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. К XI веку паломничество в Сантьяго стало для христиан Запада вторым по значимости после паломничества в Святую Землю. В последние годы древняя традиция возрождается - чтобы получить свидетельство о пройденном «пути Иакова», паломник должен пройти сто или проехать двести километров на велосипеде. – К ближайшему ученику Спасителя, принесшему в Испанию Благую
весть, мы обращаем сегодня наши молитвы, прося о помощи в нуждах нашего прихода. Вечерня у мощей апостола - видимый знак того, что Божье благословение и молитвенное заступничество святого Иакова пребывают со всеми нами, - сказал отец Андрей, обращаясь к православным паломникам после богослужения. По информации Официального сайта РПЦ |