Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ПУТЯМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
«Идите, научите все народы…» |
Продолжение. Начало см. в № 6, 7-8,
10-11 за 2006 г.
Одно из первых свидетельств тому, что cреди народов,
живших по берегам Понта Евксинского (Черного моря)
благовествовал святой апостол Андрей Первозванный,
принадлежит Ипполиту Портуенском (III век): «Андрей, после
того, как проповедовал скифам и фракийцам, претерпел
крестную смерть в Патрасе Ахейском (Патры)».
Другое свидетельство, цитируемое Евсевием Кесарийским в «Церковной
истории», принадлежит Оригену: «Фоме, как повествует
предание, выпала по жребию Парфия, Андрею - Скифия, Иоанну-
Асия». Если Ориген упоминает лишь название страны, то
Ипполит дает понять, что апостол Андрей проповедовал не
азиатским скифам, жившим по берегам Каспийского моря, и не
гиперборейцам, жителям северо-восточной Европы, а тем скифам,
территория которых простиралась от Балкан до устья Дуная и
далее.
С IV века имеются уже более подробные сведения: «Апостол
Андрей, брат апостола Петра, как передали предки наши,
проповедовал Евангелие скифам и согдианам, и сакам, и в
Севастополе внутреннем» (Дорофей Тирский); «Апостол Андрей,
брат апостола Петра, обошел, благовествуя, все поморие
Вифинии и Понта, Фракии и Скифии, потом прибыл в Севастополь
Великий, где укрепление Апсар и река Фазис» (труды Святых
отцов, изданные Минем); «Апостол Андрей учил скифов,
косогдиан и горсинов, в Севастополе Великом, где укрепление
Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы, и
сузы, и фусты, и аланы» (Епифаний Кипрский).
Указанные географические названия, по мнению исследователей,
относятся к территории современной Абхазии. Севастополь
Великий - это древняя греческая колония Диоскурия, известная
в римскую эпоху под названием Севастополиса (ныне - Сухуми).
В апостольский век это был перевалочный пункт при торговле
местных жителей с Индией и азиатскими странами. Река Фазис -
древнее название реки Риони.
Более подробные и точные сведения об апостоле Андрее
принадлежат Никите Пафлагону (IX век): «Ты, достойный всего
моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью
обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все
области и города, прилежащие с севера к югу Понта
Евксинского» («Похвальное слово апостолу Андрею»). Только
здесь упоминается проповедь апостола Андрея среди иверов.
Эти сведения подтверждаются иверскими летописями,
восходящими к IV веку, а также тем, что до сих пор
благочестивые жители Абхазии с благоговением указывают
гробницу апостола Симона Кананита, который был спутником
святого Андрея Первозванного в одном из его путешествий.
Савроматы (сарматы) жили на территории между Волгой, Доном и
Кавказскими горами. Но, скорее всего, здесь подразумеваются
азиатские скифы, или саки, жившие по северо-восточным
берегам Каспийского моря. Их соседями были согдиане, которые
в первые века по Рождестве Христовом распростерли свою
власть на алан, живших, по свидетельствам тогдашних
историков, между Волгой, Доном и Кавказом. Тогда, по всей
вероятности, согдиане и основали в Крыму, по имени своему,
город Сагдею, или Сугдею (ныне - Судак).
Под таврами и скифами здесь упоминаются обитатели Крыма и
жители Малой Скифии, территория которой простирается от
Херсонеса до Борисфена (ныне - Днепр) и Дуная. Таким образом,
путь святого Андрея шел по берегам Черного и Каспийского
морей.
Ревностно потрудился над сбором материалов по
благовестническим трудам апостола иерусалимский монах
Епифаний.
Он непосредственно побывал в тех местах, где, согласно «Каталогу»
Епифания Кипрского, проповедовал первый ученик Христа, и
собрал о нем всевозможные сведения. В соответствии с
жизнеописанием апостола в редакции монаха Епифания, дорога
святого благовестника вела через Иверию (Грузию), где он
просветил многих иверийцев, вСванетию, которой в то время
правила царица, вдова убитого понтийского царя, вместе со
своими подданными принявшая Святое Благовестие. Для
утверждения Церкви в Сванетии был оставлен апостол Матфий,
спутник апостола Андрея.
Отсюда святой Андрей Первозванный отправился в Осетию, и в
городе Фостофоре многих обратил в христианскую веру; после
этого - в Абхазию, в город Севаст, где еще больше людей
приняли его проповедь.
Придя в землю джигетов, апостол Андрей натолкнулся на
неприятие Благой Вести этим народом. Он удалился от них в
Верхний Сундаг, жители которого с радостью последовали учению
Христа, а потом направился в Босфор, и здесь немало горожан
привлек ко Христу своей проповедью и творимыми Именем Божиим
чудесами.
Из Босфора, как повествует монах Епифаний, апостол Андрей
Первозванный двинулся вдоль южного помория Тавриды (Крыма) и
достиг Феодосии, в которой лишь некоторые последовали его
учению. И, наконец, он прибыл в Херсонес, где, благовествуя,
зажег сердца многих верою во Иисуса Христа.
Алексей ЗУБОВ,
послушник Вознесенского
кафедрального собора.
Продолжение следует |