|
||||||||||||||
Синдром ВертераВ 1986 году американские социологи Дэвид Филлипс и Линди Карстенсен опубликовали работу, содержавшую анализ данных о более чем двенадцати с половиной тысячах самоубийств среди подростков. Согласно исследованию, число самоубийств значительно возрастало после подробного освещения суицида в СМИ. Более, чем за двести лет до исследования Филлипса и Карстенсена среди европейской молодежи прокатилась волна самоубийств. Перед тем, как свети счеты с жизнью, молодые люди читали роман Гёте «Страдания юного Вертера», герой которого также покончил с собой из-за несчастной любви. Волну подражательных самоубийств социологи и психологи называют «эффектом» или «синдромом Вертера». В феврале в российских СМИ прошла серия сообщений о самоубийствах среди подростков. Россия занимает первое место в Европе по уровню подростковых суицидов и первое место в мире по количеству суицидов среди несовершеннолетних. Рассказывает игумен Агафангел (Белых): В 2000-2002 годах мне довелось работать в обычной средней школе учителем. Я преподавал «Основы и ценности православия»: был тогда включен в учебный план Белгородских школ за счет так называемого регионального компонента такой вот экспериментальный предмет. Все было как полагается: по одному уроку еженедельно в 9-11-х классах. Несколько раз мы выезжали на экскурсии в разные монастыри, купались, было дело, зимой в источниках. Ко второму году работы я уже хорошо знал всех ребят, и в сентябре встретился с ними как с добрыми друзьями. С некоторыми мы переписываемся до сих пор, хотя это уже взрослые, семейные люди под тридцать лет. И вот однажды, придя утром на урок, я узнал трагическую новость: десятиклассник из нашей школы накануне покончил с собой. Обычный парень 16-ти лет, в меру веселый, в меру дерзкий, согласно возрасту. Спортсмен. Причиной трагедии послужила публичная размолвка с родителями, произошедшая в тот день в школе: за какие-то его провинности родители были вызваны к директору и мать, не сдержавшись, закатила сыну оплеуху в присутствии многих учителей и резко приказала идти домой, а сама задержалась для разговора. Когда, спустя полчаса, она вошла в квартиру, то увидела в прихожей сына в петле. Выяснилась и ещё одна подробность: ровно год назад, в этот же день, также в прихожей их квартиры совершил самоубийство его старший брат, к которому очень сильно был привязан погибший подросток. Как рассказала школьный психолог, в подростковом возрасте суицид имеет характер заразительной болезни, особенно, если его совершает кто-то из друзей и близких. В древности, в Карфагене, случались целые эпидемии самоубийств среди молодых девушек, которые удавалось прекратить, только выставляя тела погибших на площади обнаженными. К сожалению, в наше время подобные способы профилактики уже невозможны — они просто не сработают. Другое отношение к стыду, к мнению общества и старших. А телевидение и сетевые СМИ служат не предотвращению, а пропаганде подросткового суицида, делая известным на всю страну чуть ли не каждый второй трагический случай. Публичное смакование подростковых самоубийств в телепередачах, обсасывание деталей, записок, посмертная «слава» этих несчастных детей, служат только недоброй рекламе суицида, внедряя в сознание молодых людей мысль о простоте и легкости такой возможности привлечь к себе всеобщее внимание. Люди делают привычную работу, извлекая прибыль своим телеканалам на чужом горе и, вряд ли задумываются над тем, что работают злу. Я хорошо помню эту школьную историю, хотя прошло более десяти лет. У меня есть чувство вины, перед этим парнем, потому что я преподавал в его классе основы православия и, видимо, мои слова не дошли до его сердца. Какие же слова нужно найти нам сейчас, чтобы Россия, наконец, убралась со своего позорного первого места в мире по детским и подростковым суицидам? Верующие (любой традиционной религии) совершают самоубийства намного реже атеистов; одинокие – чаще семейных; бездетные — намного чаще многодетных. Может быть, Российскому государству следует начинать профилактику самоубийств среди детей и подростков с укрепления именно этих — семейных и религиозных традиций, а не позволять федеральным каналам смаковать трагические подробности чужой беды? Почему подростки сводят счеты с жизнью? Комментарии психологов Подростка нельзя оставлять без внимания Священник Андрей Лоргус, ректор Института православной психологии: Причины самоубийств у подростков и взрослых людей одинаковы, но нужно иметь в виду, что подход подростка и взрослого к суицидальным мыслям очень разный. Говорить о серьезности намерения подростка очень трудно, потому что в его характере есть черты детского подхода к своим чувствам и мыслям, но нет взрослой позиции — нет ответственности, и это самое главное, что отличает подростка от взрослого человека. У подростка сильные элементы игры, у подростка очень переменчиво эмоциональное состояние. Но главное, что мы должны понимать: подростки, оставленные на произвол судьбы, предоставленные сами себе, способны на очень неадекватные действия. Подросток в компании, подросток на улице, подросток в подъезде — это всегда источник тревоги и родителей, и общества. С другой стороны, подросткам нужна определенная свобода, для того чтобы они развивались и осваивали свою ответственность — их нельзя просто засадить дома. Но есть опыт: оставлять их наедине действительно опасно. Надо помнить, что подростки не до конца оформили свои ценностные системы, они еще находятся в поиске, и поэтому мысли о суициде у них носят поисковый, испытательный и, что представляет особую проблему, игровой характер. В какой-то момент общество стало всячески выделять подростковую культуру — и это тоже опасно. Возник странный подростково-юношеский культ. Это очень пагубно повлияло: не только сами подростки, но и взрослые «носятся» с подростковыми идеями, играют в подростков. Подростки активно обсуждают свои суицидальные намерения, свою игру в смерть в интернете, на специально созданных сайтах — существует целая культура, работающая на подростков, включающая заигрывания с духами, черепами, Хэллоуин, фильмы и игры… Противостоять этому должен взрослый зрелый человек. Философия, Церковь, педагогика. Но беда в том, что взрослые тоже заигрывают со смертью, «играют» в привидения, инопланетян и прочее. В этих играх обесценивается человечность как таковая. Если личность человека может иметь множественные формы (инопланетные, потусторонние и т. д.), то, значит, моя реальная человечность не является единственно ценной и уникальной. Подростки видят, что взрослые тоже играют в инфернальные игрушки, и это придает их ощущениям достоверности. Где обесценивается человеческая личность, возрастает интерес к суициду. Еще хотел бы обратить внимание на такую деталь. В сообщениях об очередном самоубийстве подростка часто подчеркивается, что это дети из благополучных, нормальных, успешных семей. Использовать такие термины — большая ошибка. И вот это как раз стоит обсуждать в средствах массовой информации. Существует старая советская мерка: если есть мама и папа, достаток в семье нормальный, никто бутылки на улицах не собирает и мебель из окошек не выкидывает — то это нормальная семья. Это ошибка. В семье есть доверие, тепло и любовь, где между взрослыми и детьми существуют отношения, пусть не всегда гладкие, пусть конфликтные — это нормально! — крайне редко подросток задумывается о суициде. Качество семьи измеряется наличием любви, близости и понимания, хотя бы в чисто временном аспекте: сколько времени родители проводят вместе с подростками, занимаясь чем-то, кроме учебы и мытья посуды. 70% проблем подростка — это проблемы в семье. Подросток должен понимать, что самоубийство — грех Ксения Павина, частный психолог: Подростка упускают родители. Если общение родителей с ребенком сводится к «покормить, одеть, проверить дневник, дать на карманные расходы» — значит, этого общения просто нет, и родитель своего ребенка не знает, не знает, какая у него среда, какие проблемы, какая компания. Вот две девочки вышли из окна, да еще и накануне обсуждали свои планы в интернете. Кто на это обратил внимание? А между прочим, где две девочки, там может быть и три, и четыре — мы же ничего не знаем об их круге общения, о тех, с кем они еще беседовали о самоубийстве. Кстати, по некоторым сообщениям, упали они довольно далеко — конечно, тут уже криминалистам придется разбираться, но нельзя исключать такой вероятности, что девочкам «помогли» — могли подтолкнуть, когда они стали колебаться. Как предотвратить самоубийства подростков? Помимо климата в семье, элементарной заинтересованности друг другом, у подростка с детства должно быть воспитано четкое понимание греха. Здесь не имеет значения глубина воцерковленности. Можно вообще в церковь не ходить, но человек должен с глубокого детства знать, что самоубийство — очень плохой и непорядочный по отношению к близким поступок, настолько же плохой, как убийство, за который ты никогда не сможешь попросить прощения. В решающую минуту это может остановить.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3159 |