Опубликовано 10.01.2011 в рубрике  Встречи
 

Культура отдыха и культура праздника – православный взгляд, как мы обсудили...


26.12.2010 года, накануне новогодних праздников, в рамках молодежных встреч прихода «Знамение-Абалацкая», прошел круглый стол, посвященный теме «Культура отдыха и культура праздника – православный взгляд»
Выступавшие с докладами активисты молодежных встреч осветили с точки зрения православного взгляда важные вопросы, касающиеся неотъемлемой части культурной жизни православной молодежи, а именно: развлечений, отдыха, празднования религиозных и светских праздников и др. С докладами выступили Е. Сапожников, А. Гусаченко и В. Трунева.

 
Выступивший с докладом Евгений Сапожников особое внимание уделил рассмотрению вопроса инфраструктуры развлечений, обозначив критерии, по которым все виды развлечений можно условно разделить на: полезные, вредные и нейтральные. Ведя дискуссию, принимая обратную связь от участников круглого стола, выслушивая их мнения – Евгению удалось создать единую картину взглядов участников, которые основывались на общей православной позиции участников круглого стола.

Так, к полезному отдыху и развлечениям бесспорно можно отнести спортивные мероприятия, походы, интеллектуальные игры, общение с близкими и друзьями и др., словом все то, что приводят к расслаблению психики, восстановлению умственных и физических сил, повышению умственных способностей, физическому и духовному развитию молодежи. Что же касается нейтральных видов развлечений, то их оказалось премного больше, так как часто от содержания определенного развлечения зависит то, в каком случае оно – явная польза, а в каком – явный вред.
Так, например, те же спортивные мероприятия, которые связаны с риском для жизни – вряд ли можно отнести к полезным, и тогда вопросы экстремального спорта остро встают для православной молодежи. К нейтральным относятся и такие виды отдыха и развлечений, как поход театр, ведь, действительно, однозначно не ответить, что приносит театр – пользу или вред? Воспитание театром - это воспитание средствами театрального искусства. И цели воспитания тоже различны. Один спектакль, или сцена может учить жизни, наталкивать на важные размышления, а другие – отличаются безнравственным содержанием произведений массовой культуры, вредно действуют на духовное развитие молодежи, и имеют целью – лишь развлечение.

Особо бурно обсуждался вопрос отнесения к определенному виду развлечений такого направления, как кино. Сродни театру, фильм фильму – рознь. Особенно в настоящее время, когда к показу допускают множество фильмов, которые явно противоречат нравственному, духовному обогащению, да что уж говорить, которые являются прямым противопоставлением православным взглядам на жизнь.

Культура отдыха и культура праздника – православный взгляд, как мы обсудили...


Определенный спор вызвали обсуждение посещений ночных клубов. Стоит отметить, что при множестве аргументов, оправдывающих данный вид развлечений, с точки зрения нравственности и приемлемости для православной молодежи, все таки, большинство участников круглого стола высказались в отношение ночных клубов отрицательно, приводя в доводы саму атмосферу (многие в округе курят, очень громкая музыка, вызывающая одежда и др.), которая вряд ли может способствовать духовному развитию и равновесию присутствующих, даже если самому при этом не курить, не пить и быть в приличной форме одежды.

Немало важный вопрос затронули В. Трунева и А. Гусаченко, раскрывая в своих докладах важную тему празднования светских праздников православными христианами. Празднование Нового Года – ведущая тема доклада В. Труневой. Актуальность данной темы обозначается важностью решения за несколько дней до Нового Года вопросов о том, как праздновать, с кем праздновать, и праздновать ли вообще этот праздник, когда идет Рождественский пост.

Экскурс в историю календаря, помог участникам круглого стола разобраться с истоками этого праздника. Надо помнить, что праздник Новый год - гражданский, и изначально на Руси его праздновали в марте. Но, на поместном соборе 1343 года было принято решение, что Новый год будет отсчитываться с 1 сентября. И в Церковной традиции новолетие совершается с сентября. В 1700 году Петр I подписан указ о том, что новый год будет начинаться 1 января. После того, как в 1918 году был подписан указ «Об отделении церкви от государства и школы от церкви”, когда людей лишили возможности ходить в храмы, лишили всех Церковных праздников - люди нашли им замену, так как потребность в общении, радости, и даже потребность праздника имела место быть. Рождество праздноваться запрещалось на протяжении нескольких лет, христианство вытравливалось из человеческого сознания, и Новый Год получил главенствующее место в этой череде зимних праздников. Сложность и сомнение «праздновать или нет» для православных людей, и участников круглого стола, в частности, возникает потому, что, празднование Нового Года приходится не просто на Рождественский пост, а на наиболее серьезную, духовно сосредоточенную часть поста – начало последней седмицы.

В форме диалога с докладчиками и между участниками круглого стола, удалось выстроить ряд тезисов, которые помогли участникам разобраться и расставить приоритеты, относительно празднования Нового Года. Так, разбирая значение слова «праздновать», обращаясь к статьям толковых словарей, участники круглого стола пришли к выводам, что ни в одном значении слова «праздновать» нет таких слов, которые бы противоречили заповедям Божиим.

Были приведены цитаты из лекций Андрея Кураева, где он высказал сожаление по поводу того, что существует стремление Церкви игнорировать этот праздник. Кураев, при обсуждении этой темы, поделился воспоминаниями из своей жизни в семинарии и тем, как в Новый Год их, семинаристов, собирали специально в столовой за 10-15 минут до полуночи, они слушали гимн Советского Союза, выпивали немного шампанского, руководство академии их поздравляло, и тогда они расходились по домам. Сейчас же в семинариях от этого пытаются отказаться, и Кураев считает это неправильным.

Да и близкий нам всем пример того, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II всегда праздновал этот праздник.
На круглом столе обсудили и вопрос новогодней трапезы. Здесь, главным спорным моментом явилось затруднение, связанное с тем, что не в каждой семье все ее члены – православные, воцерковленные, постящиеся люди. Поэтому, часто за праздничным столом, кроме скоромной, постной пищи имеют место быть торжественные, изысканные блюда. На этот важный вопрос В. Трунева ответила, приведением цитат из Священного писания и из лекций А. Кураева.

А. Кураев: «Не следует на новогоднем столе городить баррикады: «Это я буду есть, а это, вы, ешьте без меня и т.д.». Если стол и еда сближает людей за столом, а в этом и есть смысл нового года сегодня, то будет меньшим грехом, если вы дадите себе послабления, и нарушите строгость поста, и большим грехом – ваше отдаление от близких и противопоставление себя им».

Также были приведены слова апостола Павла: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:1-2); «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8).

Культура отдыха и культура праздника – православный взгляд, как мы обсудили...


А. Гусаченко и В. Трунева также затронули важнейший вопрос, касающийся важности данного праздника для любого человека, и православного христианина в том числе. Докладчики совместно с участниками круглого стола сумели сформулировать важные выводы, которые помогли понять и оценить те возможности, которые нам предоставлены в дни новогодних праздников:

- Период времени от Нового года до Рождества – всеобщие каникулы: это прекрасная возможность в спокойствии, постом и молитвой подготовиться к Рождеству Христову.

- Новый Год - возможность побыть со своими близкими людьми, порадовать их своим вниманием, поблагодарить за все то, что они сделали для нас, выразить свою любовь, которую часто выражать сложно.

- Новый год – рубеж, который помогает остановиться в мыслях, чувствах, делах и задуматься: как год прошел, чего полезного сделали, в чем еще расти и расти, в чем меняться, всех ли простили и др. И, задумавшись, и очертив очередной год, уже с новыми, как правило чистыми мыслями встречаем новолетие.

Важное сравнение привел А. Гусаченко, проводя параллель новогодних пожеланий с молитвой за ближнего: То, что мы произносим в пожеланиях другим, и себе (загадывая желания под бой курантов), и в тостах – очень схоже с молитвой. И неверующий человек, загадывая те же желания, устремляет своими мысли и слова куда-то выше земного. Желая в праздник другому здравия, любви, благополучия, успехов в делах и др. – не схоже ли это с молитвой за ближнего?

В завершении круглого стола, докладчиками и участниками была сформулирована пошаговая инструкция, отвечающая на вопрос: «Как же правильно праздновать новый Год православной молодежи?»:

- Перед Новым Годом необходимо посетить храмы и отслужить молебен перед новолетием.

- Если у человека есть в семье невоцерковленные родственники, то важно принять их предложение встретить Новый Год с ними за одним праздничным столом и разделить с ними радость.

- Делить стол на «постный» и «непостный» - не следует, дабы не обидеть и не оттолкнуть от себя близких. Но, если все в компании - все православные – тогда обойтись постными блюдами.

- Важно воздержаться от безудержного веселья и пьянства в новогодние дни. Из «безудержно веселящихся» не следует осуждать, но и самим в этом не участвовать;

- При желании встретить Новый Год в молитве – есть возможность посетить храм, в котором служится всенощное бдение.

Завершающим словом круглого стола явилось высказывание ведущего православных молодежных встреч прихода «Знамение-Абалацкая» Алексея Широких. Главным принципом при решении «праздновать или нет», по мнению А. Широких является все таки безоговорочный факт Рождественского поста, в который априори невозможно сохранить ту духовную и душевную собранность постящихся, празднуя Новый Год.

Заключительные слова А. Широких: «Какое из двух зол выбрать? – Никакое!» - натолкнули участников на более глубокое осмысливание и рефлексию относительно того, стоит ли, все таки, православным христианам праздновать Новый Год…

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 13    
  Версия для печати        Просмотров: 4765

Ключевые слова: молодежь, праздники,

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031