|
||||||||||||||
ДВИЖЕНИЕ «СВЕРХУ» И «СНИЗУ»Интервью с игуменом Агафангелом (Белых). Одним из тех кто реализует на практике идею о миссионерских станах которая содержится в Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви - Как Вы считаете, какие качества должны быть у миссионера, кроме того сострадания, которое необходимо по отношению к людям, не знающим Христа? Игум. Агафангел (Белых), преподаватель миссиологии Белгородской духовной семинарии, настоятель храма во имя Спаса Нерукотворного (пос. Тикси, Якутия): Миссионер должен быть, прежде всего, человеком искренним в своей деятельности, в своем общении с людьми. Потому что те, с кем он обычно общается, не склонны его заранее уважать только за то, что он священник или, скажем, представитель Миссионерского отдела. Они видят в нем обычного человека, и очень часто видят даже предвзято, через призму различных мифов о церкви. К сожалению, интернет дает сейчас (например, через сайты с компроматом) очень много возможностей увидеть некую мифическую православную церковь. И человек, который не знаком с церковной жизнью, очень часто воспринимает миссионера, с которым он сталкивается, через призму этой лжи. Поэтому миссионер должен быть искренним: не отталкивать человека своим лицемерием, некой двуличностью, своим корыстным подходом, прежде всего. Потому что ясно, что миссия - сколько бы мы ни придумывали технологий, сколько бы ни писали методичек, - миссия всегда творится от сердца к сердцу, глаза в глаза. И от личности миссионера на 90 процентов зависит, я думаю, то, как дальше будут жить те люди, к которым он обращается. Только что Чукотский владыка говорил, какая большая проблема в том, что некоторых священников посылают в дальние епархии миссионерами для исправления их пороков - например, пьянства... Так и к нему послали какого-то батюшку из Москвы «в ссылку». И он столько там набедокурил, что оттолкнул своих пасомых вообще от церкви. Вот такой негативный пример, пример того, как не нужно делать. Поэтому, конечно, нужно быть, прежде всего, искренним, искренне желать передать людям то, что ты знаешь, свою веру, свое упование и, может быть, иметь терпение. Не стараться прийти и, как отец Андрей Кураев недавно сказал, «отмиссионерить» всех за неделю, а иметь терпение, знать, что всему нужно время. Человек - если это взрослый - прожил вне веры, без Бога двадцать пять - тридцать лет, и даже больше, и, наверное, не нужно строить себе таких иллюзий, что мы за одну беседу вдруг его обратим. Нужно понимать, что это долгий процесс, который занимает время, который требует усилий, терпения, готовности ждать и знать, что работает Бог прежде всего, что миссия - это Божье дело, а не мое личное, что вот я пришел, и вот я... я... я... Надо всегда давать место действовать Божьей силе прежде всего. - У Вас большой приход в Тикси. Может быть, Вы хотели бы поделиться своими находками или чем-то в связи с миссией, о чем многие люди могли бы узнать? О. Агафангел: Ну, какие находки... Я уже обозначил подход: главное - быть искренним, быть готовым ждать, быть терпеливым и всегда понимать, что мы не можем знать всего. Быть готовым даже признаться в том, что чего-то не знаешь. Обозначить и какие-то свои немощи, потому что мы несовершенные люди, разумеется, мы все имеем свои слабости, и быть готовым в них признаться, т.е. не строить из себя такого миссионерского супермена, гуру, который все знает, все может решить, которому все по силам. А иметь мужество сказать: «А знаете, этого я не знаю. Давайте вместе разузнаем, что об этом думает Церковь, как на самом деле». - Какие Ваши впечатления от съезда? О. Агафангел: Самое большое - от программной речи патриарха. Во-первых, мне было очень радостно и приятно услышать из уст патриарха как уже некую программу для действия то, что не так давно прозвучало в тексте синодальной миссионерской концепции и о чем много говорилось когда-то, лет двадцать пять тому назад - об общинной жизни прежде всего, о необходимости катехизации, необходимости оглашения. Двадцать лет назад я еще не был человеком церковным, но я, разумеется, знаю от более старших моих товарищей, коллег, как всё это тогда обсуждалось. И мне очень радостно, что именно эти темы - приоритет приходской жизни, важность научения, сознательного участия в таинствах, евхаристическое собрание - были озвучены патриархом как руководство к действию для всех нас. Потому что это нам позволит сразу снять множество вопросов разных критиков, которые считают, что не это самое главное в нашей жизни. И я вижу, что делегаты съезда на самом деле озабочены уже не некими общими вопросами, а вопросами вполне конкретными: что нам делать, как нам делать, каким образом нам реализовывать те задачи, которые нам дает церковь. И это хорошо. Люди настроены на реальное дело, на активную деятельность, а не просто приятно поговорить, пообщаться и разъехаться. Поэтому я очень надеюсь, что итогом съезда будет действенный программный документ, который дойдет до тех структурных центров, которые принимают решения, и итогом съезда даже будет не пожелание, а решения Синода, направленные на конкретные дела. - А Вы не боитесь, что это будет воспринято как некая политика сверху, и люди будут это делать не от сердца, а потому что им сказали, что так надо? Как к миссии привлекать тех людей, которые от сердца говорят? О. Агафангел: Это вопрос об интерпретации церковных документов. Есть опасность, действительно, все превратить в лозунг «решения XXVII съезда КПСС выполним». Но я думаю, что народ церковный уже созрел для того, чтобы воспринимать это правильно, воспринимать это объективно. Судя по тем дискуссиям, которые мы видим, скажем, в СМИ, в интернете, в блогах, можно сказать, что люди в чем-то созрели для того, чтобы всерьез относиться к своей церковной жизни, в том числе и к задаче миссии. И эти движения «снизу» и «сверху», мне кажется, должны совпасть. Я недавно беседовал с одним батюшкой из Польши, и он рассказал мне о польском православном молодежном движении. Оказывается, это было движение, которое шло исключительно снизу, и очень долго священноначалие в Польской церкви даже не принимало его. Но за двадцать лет они добились признания, добились того, что теперь в Польской православной церкви очень мощное молодежное движение. Две недели назад я вернулся из Болгарии с миссионерской конференции. Беда этой Церкви, и об этом много говорилось на конференции, в том, что во многих храмах отсутствует евхаристическое сознание, сохраняется традиция крайне редкого причащения, может быть, только один раз в году, в пост. Но есть там и такие приходы (я побывал в них), где, наоборот, очень сильное движение, прежде всего, общинное, и ратующее за «евхаристическую сознательность». Это пример того, что в церкви ничто не может быть только сверху или только снизу, всегда должно быть встречное движение. Вот когда встречаются две правильные мысли - сверху и снизу - то, наверное, это как раз правильно. Это хорошо. - Будем надеяться, что с миссией так и будет. О. Агафангел: Дай Бог. Я думаю, что превратить миссию в формальность очень легко, но мы, наверное, уже готовы к тому, чтобы это открыто обсуждать, а значит, добиваться того, чтобы не произошло «забалтывания» этого хорошего и важного дела.
Образование и Православие / Беседовала Анастасия Наконечная |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3572 |