Социальные сети и Православие. Присутствие православных молодёжных объединений в социальных сетях: как грамотно презентовать?
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПРАВОСЛАВИЕ:
Присутствие православных молодёжных объединений в социальных сетях: как грамотно презентовать?
Доклад разработан и создан Софьей Сигневич.
Работа будет полезна каждому кто занимается и интересуется позиционированием и развитием присутствия Православия в социальных сетях
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПРАВОСЛАВИЕ:
Присутствие православных молодёжных объединений в социальных сетях: как грамотно презентовать?
1. Социальные сети в России. Немного истории. Плюсы и минусы.
В России наиболее популярны следующие социальные порталы: Odnoklassnikii, http://vkontakte.ru/, Живой журнал, Liveinternet. Впрочем, западные сервисы стремительно обзаводятся поддержкой русского языка и вступают в жесткую конкуренцию за пользователей.
В 2006 г. в России началось победное шествие Odnoklassniki и Vkontakte. Odnoklassniki — русский аналог сайта Classmates, он предназначен для поиска и переписки с бывшими одноклассниками, сокурсниками, сослуживцами и коллегами по работе. Имеет довольно ограниченные по сегодняшним меркам возможности и скудный дизайн, однако очень популярен именно благодаря простоте интерфейса и низкому потреблению трафика.
Vkontakte изначально позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников российских ВУЗов, но в настоящее время его аудитория представлена всеми слоями пользователей Интернета, западным аналогом является сайт Facebook. Ресурс имеет богатый и современный программный сервис: «стену» для кратких публикаций, «статус» для быстрого доступа к свежим обновлениям на страничках групп и друзей, «календарь» для поздравлений с памятными датами, «видео» для размещения роликов, «аудио» для любимой музыки и сервис для работы с flash приложениями. Работа с сайтом требует определенных навыков, но зато предоставляет молодежи гораздо больше возможностей для самоописания и коммуникации, чем «Одноклассники».
Livejournal и Liveinternet - это вербальное пространство, массовые блог-платформы для размещения онлайновых дневников, имеют стандартный набор функций: возможность публикации записей, их комментирования читателями, создание «френдленты» (индивидуальный список чтения из интересных для пользователя пользователей сервиса).
К плюсам социальных сетей относят, как правило, категоризацию человека по различным сообществам в соответствии с его идентичностью, как следствие, обретение новых единомышленников и друзей, расширение кругозора, обогащение знаниями, оперативный доступ к интересующим новостям и приятное времяпрепровождение с действительно интересными пользователю людьми, список которых он формирует сам. Также участники виртуальных коммуникаций легко получают ценный опыт общения, а для людей с физическими недостатками и дефицитом общения возможности, представляемые социальными сетями, едва ли не единственный способ иметь круг общения и действовать на равных в обществе.
Плюсом социальных сетей также можно назвать возможность мгновенного тиражирования и цитирования событий на обширную аудиторию. Известны массовые случаи, когда просьба о помощи больному ребенку или инвалиду моментально подхватывалась целыми сообществами, и нуждающийся оперативно получал все необходимое. Милосердие и взаимовыручка в данном случае имеет серьезную поддержку в социальных сетях на программном уровне.
Настоящей проблемой виртуального пространства является возможность создания альтернативного «Я» другой внешности, возраста, профессиональной принадлежности и управления впечатлением о себе благодаря невидимости, анонимности пользователя в сети. Такая возможность приводит к некоторым нежелательным последствиям, например, к отсутствию ответственности в отношениях: «Это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно меняется, где от близкого человека можно избавиться одним щелчком мыши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не нравится, и заменить его на более приемлемый» (психиатр Химаншу Тяги), что может привести к подобной же легкомысленности и неадекватности восприятия людей в реальном бытии. Увы, но реальность гораздо более требовательна, комплексна, ответственна, и поколение XXI века, не представляющее себе жизни без Интернета, рискует столкнуться с разочарованием в сложном материальном мире, оказаться в нём «не в своей тарелке». Разочарование, в свою очередь, даст дополнительный толчок к созданию виртуально-карнавальных образов, не соответствующих реальной идентичности ради бегства от трудностей действительной жизни, и, как следствие, росту Интернет-зависимости, этого идола XXI века (что не может не волновать с духовной точки зрения); а также к ограниченной дееспособности в целом. Уже сейчас мы имеем серьезные проблемы с компьютерной зависимостью людей через игры, в перспективе видится усиление её через мощную Интернет-зависимость.
Насколько допустимо с точки зрения Церкви создание альтернативного виртуального образа в принципе? По своей сути, создание сетевой идентичности, отличной от реальной (не важно, с какой целью), есть актерство, маскарад. Подвергается ли порицанию пользователь, который экспериментирует со своей личностью в социальных сетях, выражая в различных виртуальных образах многогранность самого себя или желая нового опыта? Конечно, если деятельность индивидуума наносит ущерб другим людям, травмирует их, приносит боль, то это есть явное нарушение заповеди о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22, 39). Очевидно, также, что примерять на себя роль женщины, будучи мужчиной или наоборот недопустимо и неприлично для христианина: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5).
2. Взгляд РПЦ на важность присутствия православных в социальных сетях.
В Концепции миссионерской деятельности РПЦ мы читаем, что одной из форм миссионерской деятельности является информационная миссия. Информационная миссия – это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы. В концепции сказано, что для результативной работы необходимо активно осваивать информационное пространство, используя все многообразие новейших информационных технологий.
Социальные сети на службе Церкви можно рассмотреть двояко: как место для миссионерской деятельности, и как место общения самих православных.
Святейший Патриарх Кирилл говорит о важной роли социальных сетей, которые дают возможность диалога и способствуют возрождению эпистолярного жанра. Его призыв к духовенству идти в блогосферу - это призыв к диалогу с интернет-сообществом на понятном пользователям языке.
О важности сайтов соцсетей для миссионерской деятельности свидетельствует опыт иеромонаха Спиридона (Баландина), насельника Иоанно-Богословского Макаровского монастыря, миссионерствующего на сайте Одноклассники.Ру и в Живом Журнале. В «Церковном Вестнике» за декабрь 2007 г. он рассказывает: «…мое присутствие на популярном сайте предсказуемо обратилось в миссию. И вот я уже разъясняю смысл веры атеисту; рассказываю об Афоне фотографу».
Священник, участвующий в соцсети, для некоторых лиц может оказаться единственной возможностью удовлетворить духовную жажду. Поскольку он вот-здесь-и-сейчас доступен, а не где-то, за церковной оградой.
«Это очень перспективное направление деятельности для священнослужителей потому, что большинство молодежи значительную часть своего свободного времени проводят именно в этих социальных сетях. Люди сейчас разобщены, и интернет зачастую — главное средство коммуникации. Именно поэтому представительство Церкви там крайне необходимо. Особенностью такой работы является неформальный характер общения, ориентированный на реальные потребности и запросы общества» - такого мнение руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии протоиерей Виктора Горбача.
Миссионерская деятельность наиболее эффективна, когда она носит «штучный» характер, а не массовый. Проповедь на стадионах тоже важна — такой формат позволяет охватить большую аудиторию, но самое важное, когда идет личное общение. Это ничем не заменимо. Протоиерей Виктор убежден, что для такой адресной формы православной миссии социальные сети являются очень серьезным ресурсом, которым Церкви жизненно необходимо заниматься. Отец Виктор уверена, что миссионерская деятельность в социальных сетях способна реально привести человека в храм. Самая главная задача - разрушить некое стереотипно-негативное представление о Церкви, которое, возможно, есть у конкретного человека, а дальше он сам будет делать осознанный выбор.
3. Православное молодёжное движение в социальных сетях
Православная молодёжь представлена в различных социальных сетях и блогах, таких как Вконтакте, Одноклассники, ЖЖ и другие.
Наиболее популярной социальной сетью среди молодёжи сейчас является сайт Вконтакте.ру. На нём мы и остановимся подробнее.
Наиболее крупными общероссийскими группами православной молодёжи являются группы «Православная молодёжь», «Вера и дело», «Православная молодёжь Мира сего». Эти группы в первую очередь предназначены для виртуального общения православной молодежи, как во всей России, так и других стран.
Группа «Православная молодёжь» является , пожалуй, первой группой в этой области. Численность группы насчитывает около 9500 человек из России и других стран.
Группа «Вера и дело» имеет чуть меньшую численность – около 9000. В группе яркий дизайн (как аватарки так и новостей), что привлекает молодёжь.
Обе группы насыщены видео и фото материалами, списками тем обсуждений.
Третья группа – «Православная молодёжь мира сего» - в отличие от предыдущих групп малочисленна – всего около 1000 человек, однако она имеет огромное преимущество перед первыми двумя, являясь открытой группой, что позволяет иметь свободный доступ к её материалам.
Наиболее же важно и интересно, когда уже реально существующее православное молодёжное движение создает свою группу, во-первых, для представления организации в социальной сети, во-вторых, для активного он-лайнового общения своих участников.
Наиболее удачными примерами являются группы «Православная молодёжь Перми», «Православная молодёжь Воронежа».
Наиболее крупные группы представляющие собой объединения православной молодёжи конкретных городов.
Воронежская группа структурирована, информация в графе «Новости» легко воспринимается и находится, чего не скажешь о Пермской группе, где информации очень много и что-то конкретно тяжело вычленить. Однако у Пермской группы есть очень важный элемент – аватарка. Аватаркой группы является логотип всего епархиального молодежного движения.
Большинство православных молодёжных объединений епархий РПЦ в Росси представлены на сайте ВКонтакте.
4. ВКонтакте: площадка для представления православного молодёжного объединения (на примере Знаменского клуба Новосибирской епархии)
Как говорилось выше, важно чтобы у православного молодёжного объединения по возможности была своя группа ВКонтакте. Группа – это площадка с большим количеством возможностей для представления своей организации на просторах социально сети.
Преимущества группы ВКонтакте от внешнего сайта:
Люди, общающиеся во «В Контакте», как правило, посвящают много времени общению в этой сети и часто проверяют обновления в группах, в которые они вступили. Развивая группу «В Контакте» мы решаем сразу несколько проблем пользователей:
- пользователю не нужно привыкать к интерфейсу Вашего сайта;
- пользователю не нужно подписываться на обновления (эту работу сделает за него «В Контакте»).
Группа организации православной молодёжи, по моему мнению, должна в первую очередь нести презентационную и информационную нагрузку, и лишь потом быть площадкой для общения.
Важно определиться с названием группы, чтобы её можно было найти по поиску. И не менее важно определить тип группы – открытый или закрытый.
Плюсы открытой группы – информация доступна всем, администратору не нужно регулярно проверять наличие поданных заявок в группу. С другой стороны, открытая группа требует регулярной проверки, чтобы не было спама.
Самое главное в группе – то, что бросается в глаза – это аватарка группы.
Для молодёжной организации, собирающейся при конкретном храме на аватарку лучше всего ставить фото данного храма – человек, впервые попавший на страничку группы, может не знать ничего о существовании молодёжной организации, но вид храма скорей всего будет знаком.
Так же важно различать Описание группы и Новости.
В описании группы краткая и всегда актуальная информация. Например – место и время молодежных встреч. В Новостях – яркая, динамичная и актуальная. Новости – самая центральная часть группы. Собственно ради них группа и создается. Поэтому новости должны быть оформлены так, чтобы главная страничка Новостей не была перегружена. По сути – главная страница – место размещения ссылок для перехода в различные разделы группы.
Самая важная часть в работе с группой – системное постоянное обновление контента и общение с пользователями.
Чтобы группа хорошо выглядела - нужно сделать ей достойное оформление.
Многие уделяют оформлению меню группы вконтакте много времени, бессмысленное занятие делать меню для группы вконтакте графическим. Запоминающаяся аватара и смысл группы - вот что надо! Люди объединяются в группах вконтакте в первую очередь для общения по интересам. Группу достаточно аккуратно и систематизировано оформить. При оформлении групп надо есть некоторые общие нюансы:
минимализм, универсальность и лаконичность во всём единство в цветах, отступах, толщине линий, размерах полей таблиц минимум графики
Основным помощником при оформлении групп может служить вики-развметка. Она может быть как очень простой, так и очень сложной.
Самая простая вики-разметка – это работа с текстом и таблицами.
Более сложный вариант вики-разметки рассмотрим на примере группы Православной молодёжи Знаменского храма.
1. Новая страница для Новостей. Она получается как бы внутренней. То есть, нажав на ссылку, человек оказывается во «внутренностях» новостной страницы. Подобная структура новостей позволяет вынести мелкие детали с основной страницы и не перегружать её. Как это сделать вы можете видеть на слайде.
2. Для компактности заглавной страницы, часть информации желательно перевести в таблицу. В таблицу можно перевести и ссылки на внутренние страницы. В Знаменской группе ссылки на странички направлений деятельности сведены в таблицу, для удобства нахождения.
3. Картинка на главной станице группы должна быть лишь картинкой, а не ссылкой на картинку в альбоме (если этого не нужно специально, как ссылку на альбом). Как это сделать вы видите на слайде.
Надо помнить, что чтобы человек со своей странички видел, что в группе обновились новости, надо менять информацию не только в разделах, но и на главной страничке группы. Помимо оформления страницы Новостей группы, так же необходимо помнить некоторые правила по администрированию всей группы.
При создании новой темы старайтесь в её названии давать четкую информацию о том, чему посвящено данное обсуждение. Названия темы из серии «А знаете ли вы, что...» с продолжением вопроса в самой теме - не приветствуются. Длинные сообщения крайне желательно разбивать на абзацы, чтобы их было удобно читать.
Еще одна немаловажная вещь – это создание событий от имени группы. Для этого необходимо создать событие (Встречу) и в разделе информации в строке «организатор» выбрать ту группу, от которой создается событие. В этой строке показываются только те группы, где вы являетесь администратором. После того как создано событие оно появляется в группе в правом столбце в разделе «наши мероприятия».
При модерации группы в контакте нужно постоянно быть активным, удалять спам и информацию, не несущую смысла. Особенно при росте количества членов группы.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|