|
||||||||||||||
И. Балабонкин. «Царский Завет»Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно… Какие прекрасные лица, И как это было давно. Какое прекрасные лица. Но как безнадежно бледны – Наследник, Императрица, Четыре Великих Княжны. Георгий Иванов «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», - писал С.Есенин в своем «Письме к женщине», сравнивая Россию и весь мир с кораблем, метаемом в закипающем море революционных потрясений. К сожалению, тот, кто направил этот корабль «за новой жизнью, новой славой в прямую гущу бурь и вьюг», постарался стереть всю славу прошлого и уничтожил самих ее творцов, основав новое царство на развалинах некогда могучей Российской империи. Главная задача истории – учить людей не совершать ошибок. Нет ничего удивительного в том, что наши современники, претерпев огромное число социальных потрясений за последние десятилетия, ищут некий идеал социального устройства в прошлом – это свойство психологии человека. Вот уже почти столетие многие поколения людей пытались вглядываться в лицо истории, но, пожалуй, только сейчас, когда ее колесо вновь повернуло, оставив в отдалении события начала прошлого века, стало возможным беспристрастно взглянуть на судьбы ее деятелей. Неслучайно и развитие такого направления современной науки, как история повседневности. Сегодня много говорят о проблемах демографии: низкой рождаемости и высокой смертности. Самыми серьезными бедами нашего времени стали распадающиеся семьи, брошенные дети. То есть отсутствие любви между самыми близкими, отсутствие милосердия к несчастным. Когда в 2000 году Русская Православная Церковь причислила к лику святых семью последнего русского императора Николая II, то это явилось актом покаяния народа, не защитившего своего правителя, получившего власть не путем случайного выбора не всегда компетентного в вопросах политики электората, а помазанника Божьего на царство. Того, кто готовился к своему служению с малых лет, единственного в истории наследника, который объехал всю необъятную империю, чтобы знать жизнь и людей не только по отчетам своих чиновников. Поэтому во многих городах и весях до сих пор сохраняют память об этом событии, которая воплотилась в конкретных добрых делах. У нас в Омске это был заложенный будущим императором Успенский собор, который и строился благодаря его значительной финансовой поддержке. Царственные мученики получили при прославлении очень редкий чин святости – страстотерпцы. Как первые русские святые князья Борис и Глеб, царь и его семья фактически добровольно отдались на волю врагов, и, будучи оставлены своими друзьями, претерпели муки страдания, смерть, - все ради того, чтобы избавить страну от еще более кровопролитных событий и переворотов в будущем. Намного раньше Николай II и его семья были прославлены Русской Православной Церковью Зарубежом. В славянских странах, как, например, в Сербии, он очень почитаем, как последний в многострадальной истории страны защитник народа от чужеземцев. Мы же наблюдаем сейчас удивительное явление – царственные мученики все более становятся для нас в первую очередь образцом настоящей христианской семьи, любви, преданности, милосердия, стойкости в невзгодах, красоты человеческих отношений. И именно таким было восприятие собравшихся 15 июля в Омске в Доме Искусств «Сибиряк» зрителей, которым посчастливилось стать участниками премьеры музыкального рассказа «Царский Завет». Поэтому большинство людей пришли вместе с детьми. Удивительно теплый, чистый голос матушки Ларисы Багаевой в сочетании со стихами князя Константина Романова, протоиерея Андрея Логвинова, Сергея Бехтеева, музыкой и песнопениями Ирины Болдышевой, текстами Елены Литвяк, музыкальным сопровождением на рояле матушки, обогащенным собственными мелодиями, создавал удивительное настроение. И полноту восприятия усиливало строгое, торжественное и вместе с тем домашнее оформление сцены: рояль, освещаемый только свечами и хрупкая фигура матушки. И над сценой экран, на котором, сменяя друг друга, воспроизводится хроника жизни царской семьи, мирные, домашние сцены и неумолимые, лишенные выражения, изображения их палачей. Следует отметить, что этот значительный по объему и мастерству труд выполнен Людмилой Касьяненко. Ей удалось даже представить детские рисунки царевича и его сестер. Когда закончился показ, стало ясно, что постановка не оставила никого равнодушными. Зрители долго благодарили матушку Ларису, авторов постановки, мультимедийной презентации, задавали вопросы. И, несмотря на явную усталость, матушка ответила на все вопросы и пожелания. И причина такого количества вопросов кроется в том, что, несмотря на долгую модернизацию образования, в учебниках истории дореволюционные события, описание жизни последнего императора представлены скупо, без эмоциональной и нравственной окраски. А люди старшего поколения и вовсе знают только «Николая Кровавого». Поэтому явно не случайно РОО «Омское родительское собрание» и премьеру, и последующие постановки будут проводить именно в ДИ «Сибиряк», где с 3 ноября 2009 года демонстрируется фотовыставка «Жизнь семьи Николая II», организованная директором ДИ «Сибиряк» В.И. Мальцевым при поддержке Министерства культуры Омской области, книжного фонда Омской государственной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, фонда Исторического архива Омской области, Омского государственного краеведческого музея, председателя общества коренных омичей В.И. Селюка. Благодаря этим энтузиастам на выставке представлены подлинные исторические экспонаты, отражающие время и события эпохи Николая II, например коронационная кружка – предвестник будущих трагедий. Любители родной истории найдут здесь немало сведений об омских событиях конца XIX - начала XX веков. Большая часть материалов о жизни царской семьи предоставлена Московским Мемориальным Музеем Российской Императорской Фамилии под покровительством Его Высочества Герцога Ольденбургского. Многие фотокопии выполнены с фотопластинок, авторами которых являются сам император Николай II и императрица Александра Федоровна. Как рассказывает экскурсовод, историк Нинель Ивановна Драгунова, они были настолько одаренными людьми, почитателями научно-технического прогресса, что всемирно известная фирма Кодак подарила им уникальный фотоаппарат для панорамной съемки. Признанием мастерства императрицы как фотографа являлось участие ее работ в международных выставках, на которых она получала награды. Прослушав увлекательные рассказы Нинель Ивановны, познакомившись с экспонатами, начинаешь понимать, что в царской семье вырастали не только высокодуховные люди, но и разносторонне талантливые и трудолюбивые. Это проявлялось во всем: в быту, отношениях друг с другом. Так, никого не оставляют равнодушными три маленьких беленьких медвежонка, выполненных своими руками для своих сыновей великой княгиней Ольгой Александровной, сестрой императора Николая II, известной художницей. Ярких впечатлений от музыкального рассказа и фотовыставки осталось много, но, как гласит народная пословица: «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому всех, кому дорога наша история и ее лучшие представители, кто хочет воспитать собственных детей на самых высоких образцах, кто просто хочет отдохнуть вместе с детьми с пользой для себя и для них, - приглашаем на последующие постановки «Царского Завета» с посещением фотовыставки.
Образование и Православие / Илья Балабонкин, проект "Информационное Поле" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3406 |