Мученики наших дней
Правовые нормы сегодня не являются одним целым с Божьими заповедями или откуда сегодня берутся мученики?
Побойся Бога!
Старая русская поговорка
Когда читаешь жития святых, и в частности мучеников, то неосознанно воспринимаешь это как сказку. Терпели нестерпимое не только здоровые мужчины, но и молодые девушки, и даже маленькие дети! «Отроки благочествыя в пещи…»… Просто не укладывается в голове, разумом это не понять! И понимаешь сердцем. Но эти колесования, четвертования, заживо сжигания и прочие зверские муки все-таки сегодня в нашем насквозь цивилизованном мире кажутся такими далекими. Но, видимо, мученикам, быть до конца веков.
В последних числах марта состоялся третий кинопоказ на базе молодежной организации «Слово». Тема звучала как «Мученичество и миссионерство наших дней». Перед беседой собравшиеся посмотрели две документальные ленты: «Божьи/Безбожьи люди» (из цикла «Профессия: репортер») о сегодняшнем отношении людей к святыням и священнослужителям и «Я иду домой» о недавно застреленном в храме православном священнике Данииле Сысоеве.
Чудовищная несправедливость или…?
- Мученическая кончина - счастливая кончина, которой сподобляется (именно сподобляется) не каждый верующий человек. Но именно та, которой желает христианин, - по сложившейся традиции начинает беседу отец Александр Абрашкин.
По мысли священника, если человек стремится окончить жизнь мученически, то он не накапливает себе каких-то материальных благ:
- Вот тут-то как раз и расставляются все точки над i, потому что весь житейский комфорт пропадает.
Господь отбирает таких людей. Тем более священнослужителей. Такой мученик, по слову Тертуллиана, семенем церкви. Люди, видя такую смерть, изменяются к лучшему.
Но, так или иначе, такая смерть со стороны нередко видится чудовищной несправедливостью. Особенно, когда дело касается священнослужителей : если уж человек поднял руку на священника, то для него нет ничего святого!
Откуда берутся убийцы священников?
- Как-то поздно вечером к нам в храм зашли три пьяных мужчины. Я не знаю, откуда они такие взялись, - смеется отец Александр, - но все они были головы на две выше меня (а сам священник ростом 184 см ). Ну, я, конечно, слегка перепугался, потому что был один. Мужчины были настроены очень агрессивно, плевались в храме. Я поговорил с ними, самого трезвого исповедовал. Они ушли. Но это было действительно страшно.
Отец Александр убежден, что такое происшествие – не единственное: каждый священник из своей личной практики может вспомнить таких случаев ни один и ни два.
На справедливый вопрос «Почему?!» священник отвечает:
- Люди порой сегодня настолько озлоблены, что хотят унизить даже кротость церковного человека. А унизить священника для человека безбожного - это какой-то высший пилотаж.
Откуда такая злоба к Церкви?
На этот вопрос каждый из собравшихся попытался дать свой ответ:
- Я думаю. Что причина озлобленности сегодня у людей, - считает Алексей, - это душевная пустота. Когда нет наполненности ничем. И эта пустота вызывает злобу ко всему.
Но как сказано в Евангелии, если дом чист, выметен, но пуст, то он занимается нечистыми силами. «И бывает для человека того последнее хуже первого» (Ев. От Матфея 45)
- Человек заполняется нечистотами, - продолжает Алексей. - И вот эта тяжесть зарождает злобу в человеке, и особенно к доброму, потому что она обличает человека, то чем он наполнен. И он подсознательно это чувствует.
- Мне кажется, что раньше, в советские годы,- рассуждает Елена, - когда Церковь была гонима, то она находила сочувствие и поддержку в народе и даже среди интеллигенции, и именно потому, что притеснялась. Люди тянулись к тому, что не одобрялось большинством. Сейчас все храмы открыты, и, казалось бы, когда идти, если не сейчас? Но люди думают, раз теперь Церковь так обласкана вниманием, то, наверное, что-то здесь нечисто. То есть начинается обратная реакция.
- Мне не раз приходилось видеть, - вмешивается Алексий, - как о Церкви пишут какие-то очень страшные вещи, с той целью, чтобы просто унизить, найти какой-то порок.
- С другой стороны, - продолжает его мысль Антон, - советская пропаганда еще осталась в подсознании.
- 70 лет воспитания в атеизме все равно должны были оставить какой-то след, - поддерживает Алексей. – Я считаю, что русская нация была создана Православием, множество народов было сплавлено одними христианскими догматами, личностью Христа.
- Вспоминаются слова Спасителя о том, что в последние времена уменьшится любовь. Хотя, не знаю, они, наверное, давно уже последние, - улыбается Ольга, - Можно поставить вопрос по-другому: почему люди не идут в Православие? Сегодня очень много течений, разных религиозных направлений, и все верят так, понемногу: во все и ни во что конкретно.
- А почему люди не верят, мне кажется, это простой вопрос, - снова подхватывает Алексей. –Православие – это религия, которая основывается на духовном труде. А лень, особенно духовная, в каждом из нас. И мы по себе это знаем. Все ленивые.
- По себе могу сказать, что нет мира в душе, - берет слово Анастасия. – В людях живет недовольство жизнью: от начала и до конца. И бешеный ритм жизни. Как мне кажется, с 2000 годов. Он не дает остановиться и подумать о том, что следует изменить. Например, я не могу остановиться и посмотреть, что я делаю неправильно. Постоянно надо куда-то успеть, что-то сделать, и самое ужасное то, что за всем этим не видно какого-то результата. Поэтому люди постоянно в унынии, в отчаянии. Мне кажется, таким людям уже ничего не хочется менять. Просто гнешь свою линию, просто живешь и, наверное, просто ждешь конца.
- Сегодня Церковь отделена от государства: получается, что есть духовное, а есть светское, - дает свой ответ на вопрос один из собравшихся. - Мы, конечно, считаем себя православным государством. Но кто у нас сегодня православный? То есть если ты сегодня стоял со свечкой в храме, то это совершенно ничего не значит, может быть, завтра ты помолишься у стены плача и замуруешь туда что-то.
- От старшего поколения скажу, что раньше Церковь было не видно и не слышно, – рассказывает Ольга. - Сегодня произошли очень большие перемены, значительные. В сторону Церкви. Огромный пласт вырос в безбожии: наши родители, мы и еще и наши дети. Поэтому то, что мы сейчас имеем – это большой плюс. В наше время был открыт один Покровский в Барнауле, а сейчас, оглянитесь, сколько вокруг в городе храмов!
- Сегодня человек не хочет приобрести религиозный опыт, - продолжает отец Александр. - Ему некогда. А нужно просто сделать первый шаг. Человек может рассуждать, корить себя, казнить, но вот пойти… Как Господь говорит, «прииди и виждь» - приди и посмотри. Тогда ты можешь сравнить опыт религиозной и нерелигиозной жизни. Но суета до того поглощает, что у нас даже не возникает такой мысли. А все что в суете нашей отлично от нас, то вызывает раздражение. Допустим, у неверующих людей – это вера.
- Хотелось бы добавить, - продолжает Антон, - что все экономические потрясения, которые сегодня происходят, они тоже влияют на моральное состояние людей.
- Мученическая кончина священников говорит о том, что они востребованы, - высказывает свою точку зрения иерей Петр Лисицкий. - Мы с вами являемся свидетелями того, как идет борьба добра со злом. Меня иногда спрашивают, почему столько священнослужителей гибнет в наше время. Я отвечаю, что Господь знает, кого и когда забирать. Главное нам не осуждать и молиться за них. Хотя,дай Бог, конечно, чтобы поменьше батюшки гибли.
- И все-таки вопрос был: почему? – берет слово Виктория. - Наверное, дело касается еще правосознания человека. До революции в сознании человека сливались и законы государственные, и законы Божьи. Сейчас в сознании человека эти законы две совершенно разные вещи.
По мнению Виктории, государственная власть – это один аппарат, Церковь – другой. В человеке нет единства. И страх перед наказанием от государства, гораздо больше, чем страх за свои дела перед Богом.
- Что касается времени, - продолжает девушка, - Да, оно бежит, но если человек хочет, то он всегда найдет возможность остановиться и что-то в себе поменять.
- Отношение к церкви современников – это комплекс причин, - считает Яна. - Но в целом, это влияние Советского Союза, когда появились идеи о том, что церковь зажиточна и ее надо «раскулачить». Это оттуда к нам пришло, что у попов есть деньги. А второе – это влияние запада, влияние настоящего времени.
- Прежде всего, мне вспоминаются слова Спасителя о том, что ради Меня будут гнать и вас, - делится студент Барнаульской Духовной Семинарии Семен. - Семинаристы, как будущие священники, знают, что они могут быть также впоследствии мучимы за Христа, но идут на это сознательно и безо всякого страха.
- Почему люди проявляют жестокость именно к Церкви, к священству? - рассуждает Наталья. - Это отношение можно понять, если для человека привычно проявлять жестокость. Но бывает обидно, когда знаешь, что в человеке есть какой-то нравственный закон и при этом предвзятое отношение к определенной прослойке людей. Если ты священник, ты должен быть, ну, идеальным. Отношение к одному церковному человеку переносится на всю Церковь.
Почему неправославные не любят православных?
- У всех людей, которые сегодня хотят что-то предъявить Церкви, - считает Екатерина, - как бы они не назывались, коммунисты, анархисты и т.д., зачастую используются одни и те же претензии. Потому что природа у них одна - бесовская.
- Многих, в том числе и молодежь, раздражают притязания Православия на истинность, - делится Елена. - То есть то, что именно наш Бог – это Бог богов, и именно наше вероучение предлагает единственно верный путь к Спасению.
Здесь как-то сразу вспоминается ныне многим импонирующий постмодернизм с его множеством истин. С точки зрения этой философии, все они одинаково верны и имеют право на существование. То есть постмодернизм по сути обесценивает такое понятие как истинность и получаются консервы из Православия, зороастризма и т.д.
- Люди с таким мышлением, которых сегодня очень много, - продолжает Елена, - абсолютно искренне восклицают: «А почему нет?! Зачем зацикливаться на чем-то одном, если есть столько всего?!»
Такая тонкая иллюзия свободы от всего. Но как говорят, истинная свобода всегда имеет ограничения: выбирая что-то, мы отказываемся от чего-то. Постмодернисты, видимо, отказываются от истины.
- За чертой -
Подводя итоги, отец Александр замечает, что мы не живем сегодня на Святой Руси, а живем в то время, когда только-только закончились гонения, но император Константин еще не издал свой указ: вроде нет гонений и в то же время они есть.
Но, главное, мы должны сами себе ответить на вопрос: а мы сами готовы умереть за истину, или мы имеем соглашательство?
Только факты об убийствах священников в России в 1990-2009 гг. можно посмотреть тут http://www.pravmir.ru/ubijstva-i-napadeniya-na-svyashhennikov-v-rossii-v-1990-2009-gg-spravka/
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|