|
||||||||||||||
Диакон Артемий Сильвестров. Подлинная причина подростковой жестокости - отсутствие нравственных начал в образовательном процессеМы содрогаемся от жестокости школьников рассказанной нам в новостях. Откуда появляется подростковая жестокость? Почему ребенок растущий в любви, но не знающий Бога может скатится в тиранию к окружающим? Что способна предложить Церковь для решения данной проблемы? Об этом и многом другом диакон Артемий Сильвестров, руководитель Православного Молодежного Миссионерского Центра при соборе Александра Невского г. Новосибирска. Пожалуй, на сегодняшний день ни один выпуск программ криминальных новостей не обходится без тревожных сообщений о совершении подростками тяжких и особо тяжких преступлений. По всей стране прокатились пикеты с требованиями ужесточить санкции ст. 245 УК РФ (жестокое обращение с животными) в связи с делом хабаровских «живодерок», а самих фигуранток данного процесса приговорить к реальному сроку. С одной стороны, в лихие 90-е и в голову никому бы не пришло публично и организованно возмущаться делами живодеров. Тогда с людьми расправлялись намного хуже, чем с животными и активная зоозащитная общественная тенденция последних лет позволяет робко предположить, что некий гуманитарный кризис в нашем обществе все же преодолен. Но, когда СМИ сообщают, что именно Новосибирск за последнее время возглавил антирейтинг по показателям детской подростковой преступности, то данный факт не может не беспокоить всех тех, кто к данной проблеме имеет прямое отношение в профессиональном и социальном аспекте. С целью выявить причины вышеприведенного неутешительного положения, а так же обозначить соответствующие шаги по решению проблем организуются различные круглые столы, встречи, пресс-конференции и т. д. Участниками данных мероприятий становятся представители полиции, уполномоченные по правам человека, уполномоченный по правам ребенка, сотрудники иных профильных министерств и ведомств. Нередко на подобные мероприятия приглашают и представителей традиционных религий – православных священников, в частности. Так в связи с «делом живодерок» и тревожным ростом подростковой преступности в Новосибирске была организована телепередача, куда был приглашен в частности и один известный и авторитетный Новосибирский священник. Программа шла в записи, и сколь велико было удивление православной общественности, когда в итоговую версию программы (транслируемую в праймтайме) не вошло ни одно слово, сказанное священником. Что же такого сказал православный священнослужитель, что редакторы программы посчитали нужным «вырезать» из эфира его выступление? Для начала расскажем, что говорили иные участники программы: полицейские, уполномоченные по правам… и т. д. Суть их выступлений можно свести к следующим аспектом: «мол, на самом деле Новосибирск и Новосибирская область выглядит на так уж и плохо, потому что, мол, ведется большая работа по воспитанию трудных подростков, имеются, мол, положительные сдвиги, имеются планы по совершенствованию методов воспитания» и т. д. На фоне этой чиновничье-советской песни «Все хорошо, прекрасная маркиза» выступление священника прозвучало диссонансом. И вовсе не потому, что батюшка пытался оспорить тезисы выступавших или покуситься на их заслуженные трудовые «мозоли» в борьбе с несовершеннолетней преступностью, а потому что священник предложил посмотреть в саму суть проблемы, в корень таковой! Итак, о чем же говорил батюшка? Церковь не имеет прямого призвания бороться с преступностью или с какими-то иными проявлениями социальной несправедливости. Православная традиция указывает на самое главное – на источник, из которого проистекает вся совокупность злодеяний, совершаемых человеком. В Евангелии мы читаем: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк, 7, 21-22).Кардинальная ошибка нерелигиозного сознания заключатся в том, что представители такового, запрещая (на уровне законодательном) грубые реалии (сами жесткие правонарушения) совершенно не принимают во внимание иные тонкие реалии (нравственные, духовные), которые порождают всю совокупность явных тяжких преступлений. В культурно-социальном аспекте современного мира происходит удивительное действие, странный процесс – срезание вершков и обильное удобрение корешков. Так на центральной площадке города Новосибирска выступает группа «Ленинград», репертуар которой изобилует жесткой ненормативной лексикой, блатной «романтикой», пропагандой алкоголизма, наркомании, хулиганства. Общественники пытаются предотвратить данное мероприятие, обращаются в органы власти, а местная администрация показывает то ли свою полную беспомощность, то ли абсолютное нежелание решать данную проблему. Другими словами на уровне культурной политики города (вопреки принятой государственной культурной политике) происходит психологическая легализация и эстетизация всего того, о чем поет Сергей Шнуров. Коль данный концерт совершается на крупной государственной концертной площадке Новосибирска, соответственно в сознании молодого человека возникает интенциальный образ «можно» в отношении того образа жизни, который пропагандирует Шнур. В связи с этим можно вспомнить и о праздновании т. н. Дня первокурсника в ночных клубах Новосибирска, культурная программа которых включала стриптиз и неограниченное количество алкоголя. Подобными мероприятиями создается и оправдывается определенная социальная атмосфера хамства, хулиганства, вседозволенности. Увы, но в светском мире присутствует удивительно легкомысленное, инфантильное отношение в вопросах воспитания подростков – всем пользователям интернета хорошо известен тег «онижедети». А в итоге такой 18-летний «ребенок» на Хэллоуин «по приколу» расчленяет котенка заживо наглазах матери и младших братьев (это реальный случай) и мать оправдывает такой поступок. Когда «румяные домохозяйки», всплескивая руками, причитают: «Что же нам делать с нашими детьми?», то впору задать несколько иной ответ: «Что же нам делать с отцами и матерями?» И, действительно, когда учительница (взрослый человек) дает задание детям выучить песню «Владимирский централ», то данный инцидент вызывает максимум насмешки в социальных сетях. А представьте, сколько шуму и ругани подняла бы подчеркнуто светская общественность, если бы некая учительница попросила детей выучить «Отче наш»? А ведь это текст из Библии, общепризнанного памятника мировой литературы. И, действительно, стоит только Церкви возвысить свой голос в защиту нравственных ценностей, как тут же со стороны весомой части педагогической общественности раздается буквально шипение – «Почему Церковь вмешивается в образовательный процесс? У нас светское государство и Церковь отделена от государства». О, да, Церковь отделена от государства. Но позволительно будет напомнить, что тюрьма от государства не отделена и она «берет свое». Ныне Церковь от школы не отделена и даже имеет свои образовательные учреждения. Православная Церковь настаивает на том, что именно наличие нравственного воспитания в системе образования является наилучшим средством предупреждения различных криминальных тенденций. Более того, именно нравственное воспитание человека, нравственная ориентация его личности является главным фактором его добропорядочности и законопослушности. Безусловно, правоохранительные меры важны, нужны, однако таковых недостаточно. Нужно учитывать, что сам фактор законопослушности наличествует исключительно в сознании нравственного и ответственного гражданина. Сам по себе закон (и даже фактор неотвратимости наказания) не способен предупредить преступление. Закон квалифицирует некое действие, как преступление и определяет преступнику соответствующую меру наказания, вполне, кстати, посильную. Законы часто меняются, а преступник может элементарно не попасть под действие оного закона: или быть не пойманным или оправданным. Предположим, что завтра каждый из 145 миллионов жителей нашего государства одновременно совершит некое преступление. Нет сомнений, что абсолютное большинство преступников в данном случае останутся без должного наказания, ибо такое количество преступлений некому будет расследовать, невозможно к каждому гражданину приставить полицейского, прокурора и судью. Соответственно среднестатистический человек не совершает преступлений не только и не столько потому, что боится закона, а потому что в его сознании присутствует определенная нравственная парадигма, которая в свою очередь была ему привита соответствующим воспитанием. Для нашей традиции, нашего государства основные нравственные нормы имеют своим источником Евангельскую традицию, Православную веру. Христианство утверждает, что залог успешного и добропорядочного общества в нравственной высоте его граждан. Таковая (нравственная чистота) возможна только при постепенном искоренении страстей, нравственных пороков (т. е. отказе от «культуры» эгоизма). Там, где отсутствует борьба со страстями (если перевести на светский язык – «со своим эгоизмом, эгоцентризмом») и не дается правильного понимания добра зла, там обязательно присутствует господство страстей, происходит духовная деградация, которая превращает человека в озлобленное чудовище. Увы, но на сегодняшний день общественные нравы обуславливаются как раз таки философией эгоизма. Масштабная общественная реклама и воспитание в сердце человеческом страстей (стремления к власти, деньгам и удовольствиям), «культура» эгоизма (которая включает в себя релятивную «философию» человекопоклонничества, декларирующую особое право каждого индивидуума лично определять, что есть добро, а что зло) обязательно приводит к совершению самых различных преступных деяний. А ведь такого рода мировоззрение прививают человеку уже со школы, в рамках светской этики, где в частности утверждается, что каждый человек сам решает – что нравственно, а что безнравственно.Результатом подобной релятивной философии и антропоцентризма становятся все те общественные нестроения и общая криминализация нашего общества (и всего мирового сообщества в целом), свидетелями которых все мы (в той или иной мере) являемся. Существует два реальных выхода из сложившейся ситуации. Первый предлагает христианство – обращение к внутреннему человеку, воспитание его в борьбе со страстями, с собственным эгоизмом. Второй вариант – создание такой общественной авторитарной дисциплины (тоталитарного режима), когда система абсолютного рабства сведет к минимуму криминальные тенденции. Подобные политические и общественные модели истории известны и, полагаем, немногие желают реставрации таковых. Современная цивилизация, утверждая и культивируя свободу плоти (торжество похоти) совершенно игнорирует нравственную и духовную свободу личности (свободу души человека от зла). Идеология антропоцентризма (абсолютизация внешней свободы, свободы страстей) неминуемо отвергает принципы христианской любви, поскольку утрачивает понятия зла и греха (и как понятия реального зла, и как фактора поврежденности человеческого естества, и как склонности человека к непоправимым ошибкам). Подобное мировоззрение произвола и вседозволенности (игнорирующее понятие греха, пренебрегающее духовными законами и нравственными принципами) имеет своим естественным следствием принцип самого грубого, жестокого и безжалостного отношения ко всему окружающему миру (к иным людям, к другим народам, к окружающей природе). Делая выбор в сторону зла, человек теряет свое нравственное достоинство. В связи с этим, первой и основной задачей образовательного процесса является привитие человеку настоящего здравого твердо обоснованного нравственного мировоззрения. Другими словами педагог должен некоему неоформленному неорганизованному сознанию предать должный образ. Вне мировоззренческого фактора не может быть полноценно нравственной личности. Такой человек необразован, хотя бы он и закончил несколько высших учебных заведений. Теоретические знания вне мировоззренческой базы можно уподобить груде строительных материалов, которая просто лежат на строительной площадке. Только мировоззрение способно организоватьиз этих материалов соответствующее «здание» человеческой личности. Одни и те же знания можно использовать и во благо и во зло. Из одного и того же материала можно построить и дворец и камеру пыток. Мировоззрение выстраивает это «здание» и в зависимости от мировоззрения (нравственного или релятивного) сие здание может быть различным – в стиле барокко или в стиле барака. Если мировоззрение человека основано на идеях Ф. Ницше о том, что больные люди это паразиты общества и в таком состоянии им неприлично жить, то соответственно не стоит удивляться столь жестокому обращению с пенсионерами со стороны некоторых наших власть имущих. Какое же мировоззрение правильное? Ответ очень прост: то мировоззрение правильное, которое воспитывает в человеке жертвенную любовь к человеку – сострадание и милосердие. Христианское мировоззрение ориентирует человека на вечность, оно утверждает, что человек вечен, личность неуничтожима и смысл временной земной жизни человека в подготовке к этой вечности. Вечность сопряжена с тремя понятиями: святостью, истиной и нравственной чистотой. В рамках земной жизни в условиях полной свободы человек сдает своего рода «экзамен», выбор, по итогам которого определяется характер его вечного существования – вечное блаженство или вечные муки. В этом смысле именно христианское мировоззрение способно сформировать в сознании человека здравую обоснованную нравственную парадигму, как систему четкого различения добра и зла и разумного обоснованного выбора в пользу первого.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1977 |