|
||||||||||||||
О военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения в начале XX векаВ последнее десятилетие в России, главным образом при православных храмах и монастырях, появилось множество детских военно-патриотических клубов. Если в 90-е годы прошлого века воспитатели заботились в основном о ликвидации религиозной безграмотности среди подрастающего поколения, то сейчас перед ними стоит задача воспитать не просто человека, а человека-христианина, патриота своей Родины. Важныq элемент такого воспитания мальчиков, будущих защитников Отечества, – преподавание военно-прикладных дисциплин. Военно-патриотическое воспитание при православных храмах не нововведение последнего времени. В начале XX века, после неудачи в русско-японской войне 1904–1905 гг., в обществе остро ощущалась нехватка патриотического настроя, особенно среди молодежи. С 1907 г. по инициативе ряда педагогов и армейских офицеров, с одобрения Министерства народного просвещения, военного министерства, Святейшего Синода и при личном участии императора при церковно-приходских школах, гимназиях и монастырях стали создаваться так называемые «потешные» полки. Название «потешные» связано с памятью Петра I, который, как известно в подростковом возрасте учредил «потешные» полки из своих сверстников – для обучения их военным наукам. В начале января 1908 г. император Николай II высказал Высочайшее пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе. Царский наказ воплотил в жизнь выдающийся педагог Антиох Андреевич Луцкевич. С весны 1909 г. в школах города Бахмут Екатеринославской губернии были введены занятия по военному строю и гимнастике. Через некоторое время стали проводиться полевые тактические занятия и школьные парады. Первый такой парад состоялся в Бахмуте в день тезоименитства царицы Александры Феодоровны 23 апреля (6 мая нового стиля) 1909 г. (в этот же день отмечается память великомученика и Победоносца Георгия). С этого времени парад в день святого великомученика Георгия стал традиционным для «потешных» полков и возникших из них русских скаутских организаций. Этот день можно считать Днем юнармейца России.
В начале 1909 г. А.А. Луцкевич издал следующее распоряжение: «В виду того, что в течение длинных летних каникул ученики народных училищ… находясь без всякого надзора и будучи предоставлены самим себе, часто проводят время в непристойных шалостях… я нашел полезным и необходимым учредить во дворе начального училища… на все каникулярное время, по утрам, на открытом воздухе, ежедневные занятия, под личным моим руководством и наблюдением, военным строем и гимнастикой, а также военные прогулки в близлежащие окрестности, для чего приглашаю всех свободных от домашних и других работ учеников… непременно являться на означенные занятия».
Луцкевич активно исполнял правительственный заказ и, несмотря на препоны со стороны местного земства, весной 1909 года организовал первый в России класс военного строя и гимнастики, который был составлен из детей беднейших семей. Это ему удалось во многом благодаря поддержке Екатеринославского губернатора А.М. Клингенберга. 5 мая 1909 г. Государь повелел присвоить Бахмутскому классу военного строя наименование «Первый народный класс военного строя и гимнастики Его императорского величества наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича», а 6 мая через военного министра повелел передать организатору класса Высочайшую благодарность: «Искренно благодарю Луцкевича за отличный почин и что понял и привел в исполнение Мою мысль».
Вскоре движение «потешных» охватило всю Россию. Очень важно, что к нему были привлечены дети из социальных низов. Так, на Соборной площади Петрозаводска, ныне площади Кирова, в 1911 г. горожане частенько могли наблюдать марширующую под барабанную дробь роту, сформированную из воспитанников сиротского приюта. Повсюду стали создаваться объединения, подобные бахмутскому. В них мальчики 10–16 лет занимались военным строем, хоровым пением военных песен, военной гимнастикой, ружейным приемам и другими специальными военными дисциплинами под руководством отставных, а в большинстве случаев и действующих офицеров. Армейские и гвардейские полки устанавливали свое шефство над «потешными» и назначали в них штатных офицеров-воспитателей. Организации «потешных» возникают при многих воинских частях: Семеновском и Путивльском полках, 1-м Туркестанском армейском корпусе, Каспийской флотилии и т.д. Отряды, команды, батальоны, роты, школы, войска возникали по всей стране: в Кронштадте, Севастополе, Томске, Барановичах, Ташкенте, Иркутске, Баку.
Среди военных воспитателей было много превосходных офицеров. Один из лучших кавалеристов русской армии, неоднократный победитель европейских соревнований по конному спорту, герой русско-японской войны, есаул донского казачьего полка Владимир Федорович Фон-Эксе долгое время заведовал потешной командой полка и оставил блестящую методическую литературу, актуальную и поныне. Им была установлена единая для всех потешных форма: барашковая шапочка с верхом по цвету шефского полка, полукафтан по образцу стрелецкого, подпоясанный кушаком, свободные шаровары и сапоги. Однако часть потешных рот носила форму своих шефских полков. В городе Старицы местный отдел «Союза русского народа» сформировал «Старицкую соколиную потешную роту», которая занималась на базе 25-го саперного батальона. Мальчики носили фуражки-бескозырки с днищем защитного цвета, с черным околышем и гербом города Старицы, рубахи были той же защитной окраски с продольными узкими, гладкими полосками красного цвета, на кожаном поясе красовалась бляха с гербом города.
При Александровском военном училище в Москве были устроены курсы начальников «потешных» команд. В 1911 г. прошел первый Всероссийский смотр «потешных». Во многих городах российской провинции детей на смотр провожали как героев. Газета «Олонецкие губернские ведомости» отмечала, что народу было даже больше, чем на проводах запасных на войну с Японией. И ни одного пьяного, ни одного заплаканного лица в толпе, повсюду – шутки, смех. Смотр состоялся в Петербурге 28 июля. Сначала было показательное выступление, затем парад на Марсовом поле. И когда, печатая шаг, «потешные» проходили мимо Государя, тот махал рукой: «Здравствуйте, молодцы!». Император приветствовал каждую сводную роту. (Интересно, что это мероприятие зафиксировало молодое российское документальное кино, и хроника с «потешными» сохранилась.) После парада в Народном доме был устроен обед на 6 тысяч персон – именно столько «потешных» со всей России собралось в Петербурге. К сожалению, на смотре не смог присутствовать основатель движения Луцкевич.
Второй смотр состоялся также в Петербурге, на Марсовом поле, в августе 1912 г. На нем присутствовал весь высший цвет общества. Монархисты предлагали учитывать отличия «потешных» при прохождении ими военной службы и при награждениях во время службы. Предлагалось также сделать организацию «потешных» обязательной в средних и низших учебных заведениях.
Важное место в обучении юных воспитанников «потешных» полков занимали основы православия. Кроме Закона Божьего, дети изучали церковную историю, церковно-славянский язык, основы церковного пения. Известно, что один из лучших «потешных» полков России был организован монахами Троице-Сергиевой Лавры. Дети воспитывались на героических примерах российской истории. Изучали биографии великих русских полководцев и подвижников Русской Православной Церкви, совершали экскурсии по памятным боевым местам.
Однако активная патриотическая направленность деятельности «потешных» находила поддержку далеко не везде. Несмотря на поддержку правительства и части русского общества, либерально настроенные представители власти на местах били тревогу, говоря о бесконтрольности военных формирований молодежи. Часто звучали нападки на движение в газетах и журналах либеральной направленности. Резкой критике идею создания «потешных войск» подвергал издававшийся в Петербурге журнал «Сибирские вопросы». В частности, в 1911 г. в нем была помещена большая статья «Потешные в Сибири», где указывалось, что созданием подобных отрядов в учебные заведения вносится дух солдафонства, наносится ущерб преподаванию учебных дисциплин, дети страдают от муштры, а занятия для них становятся делом второстепенным. В 1912 г. журнал также неоднократно обращался к этой теме.
Премьер-министр П.А. Столыпин вступился за «потешных» и предложил военному министру и министру народного просвещения подумать о надлежащем упорядочивании этого дела. Военное ведомство объявило конкурс на составление учебника для «потешных». Была создана особая межведомственная комиссия. Сам П.А. Столыпин при поездке в Сибирь лично принимал парад томских «потешных». В это же время в России появились скаутские отряды. Первые из них были созданы в Царском Селе, Санкт-Петербурге, Москве, Батуми на основе системы английского полковника Баден-Поуэлла с учетом национальной специфики. В отряды входили в основном мальчики из семей военных, служащих, предпринимателей. Преобладала военная подготовка юных разведчиков.
В отличие от скаутов «потешные» охватывали более широкие массы подростков, в основном из малообеспеченных семей и сирот.
Институт «потешных» просуществовал до революции 1917 г. – под непрерывным огнем либеральной периодики, а зачастую и при активном противодействии местных властей. Несмотря на негативное отношение части общества, движение динамично развивалось, сумев привлечь в свои ряды десятки тысяч детей. Несомненно, оно сыграло положительную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Но, возможно, не случись в России революция, нам сегодня не приходилось бы заново, нередко путем проб и ошибок, возрождать детское патриотическое движение. Скорее, нашим делом была бы благодатная жатва уже созревших плодов.
Иеромонах Авель (Усачев)
Автор благодарит Ю.В. Сухарева, чьи публикации помогли ему при подготовке статьи
Образование и Православие / Журнал "Покров" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2611 |