Опубликовано 04.02.2016 в рубрике  Встречи
 

Нечего на зерцало пенять


4 февраля 1717 года в России вышло первое пособие по воспитанию молодежи.


 

Художник Елена Самокиш-Судковская

299 лет назад в Петербурге вышло «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» — книга, составленная по поручению Петра Великого. Несмотря на то, что она вскоре превратилась в настоящий бестселлер, об имени автора до сих пор ведутся споры. Скорее всего, составил ее епископ Рязанский и Муромский Гавриил — человек просвещенный и, несмотря на свой церковный чин, рассуждавший во вполне светских категориях. Известно также, что составление книги и ее издание курировал знаменитый сподвижник Петра Яков Брюс. Впрочем, «Зерцало» не было самостоятельным сочинением русского автора: большая часть текста представляет собой компиляцию из сочинений немецких и голландских авторов — например, в «Зерцало» в переработанном виде вошла книга «О воспитанности нравов детских» Эразма Роттердамского.

Книга состояла из двух неравноценных частей. В первой содержалась русская азбука, таблицы слогов, цифр и чисел: все это должно было облегчить обучение дворянам, многие из которых впервые видели введенный Петром гражданский шрифт и арабские цифры. Так в наши дни на форзацах и задних страницах обложек учебников помещают таблицу умножения. А вот вторая часть была основной. Известно, что петровская эпоха стала временем расцвета дидактических сочинений. Даже петровские указы преследовали цель научить подданных вести себя «правильно» (так, как было принято в просвещенных европейских странах), причем император считал нужным объяснять, почему то или иное правило поведения взято за эталон: вот почему эти указы пестрят словами «понеже» и «поелику». Точно так же и «Зерцало» было поучением, руководством к действию для «юноши, обдумывающего житьё». Причем поучением на все случаи — моральные догмы соседствуют тут с правилами этикета. Например, в начале «Зерцала», где содержатся правила поведения дворянина по отношению к своим родителям, после получения: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят» сразу идет правило этикета, касающееся поведения в свете: «Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».

Поведению в свете книга уделяла особое внимание, не жалея ярких сравнений: «Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых обрежь свои ногти да не явится яко бы оныя бархатом обшиты, умой руки и сяди благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюдо, не жри как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси (во время еды.  – РП)... Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножем. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать кашлять не пригожо». Автор даже снисходит до объяснения, как нужно правильно чистить яйцо и куда сплевывать, находясь в светском обществе: «когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе,  или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок, а также невежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол».


Юности честное зерцало. Титульный лист факсимильного издания. Фото: wikipedia.org

«Зерцало» уделяло видное место моральному облику дворянина. Например, оно предписывало ему быть скромным: «Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамота, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давне токмо прославлялись». Автор напоминал читателям о том, что кичиться своим происхождением — черта выскочек, и это было правдой в эпоху, когда многие царские сподвижники, вышедшие из низших слоев общества, спешили обзавестись громкими титулами. Автор книги проводил идею о том, что дворянин должен гордиться не знатностью своего рода, а подвигами во славу отечества.

Книга предостерегала молодежь от лености: «Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает», а также от различных пороков: «От клятвы (сквернословия. — РП), чужеложства (блуда. —РП) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам». Книга требовала от молодого дворянина разумного использования своего времени — он должен был тратить его на учебу и получение практического опыта, чтобы вступить в зрелый возраст человеком, много повидавшим и знающим. Как некогда древние греки, заботясь о гармоничном развитии юношей, предписывали им чередовать изучение наук с физическими упражнениями, так и «Зерцало» среди знаний и навыков, которыми должен был овладеть дворянин, называет не только европейские языки, но и езду на лошади, танцы и фехтование. Это, впрочем, объясняется не только стремлением к гармоничному воспитанию, но и тем, что дворянин должен был готовиться к военной или морской службе.

Отражая сословную мораль своего времени, «Зерцало» выстраивало «вертикаль власти» с централизмом управления в государстве: от юного дворянина требовалось беспрекословно подчиняться старшим, являясь по первому их зову и выполняя любые их поручения —  и в то же время держать в узде простолюдинов: «Ибо раби по своему нраву невежливи, упрями, безстыдливи, и горди бывают, того ради надобно их смирять, покарять и унижать». Такому обоснованию сословной морали и необходимости подчиняться старшим по возрасту и званию позавидовали бы японские самураи.«Зерцало» писалось в основном для «младых отроков», однако после 63 правила поведения для юношества в книге размещалось не столь распространенное по объему «Девичье житейское обхождение» (правда, это сочинение было не во всех изданиях «Зерцала»). От юной дворянки требовалось быть скромной, целомудренной, работящей и молчаливой. Что и говорить, многие юноши и в наше время одобрили бы такой набор качеств в своей избраннице. При этом автор «Зерцала» отнюдь не требовал воспитывать девиц по канонам «Домостроя»: женщина должна была много читать, быть не только набожной, но и просвещенной: «Охота, и любовь к слову, и службе Божеи, истинное познание Бога, страх Божии, смирение, призывание Бога, благодарение, исповедание веры, почитание родителем, трудолюбие, благочиние, приветливость, милосердие, чистота телесная, стыдливость, воздержание, целомудрие, бережливость, щедрота, правосердие, и молчаливость, и протчая». Напомним, что Петр I специальным указом запретил венчать дворянских девушек, не умеющих написать свою фамилию.

 «Юности честное зерцало» стало одной из самых популярных книг XVIII века: всего за два года она выдержала целых четыре издания. Неоднократно переиздавалась она и до самого конца XIX века — на ней выросли многие поколения дворян, для которых эта книга превратилась в первый учебник чести и обхождения в обществе.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 6    
  Версия для печати        Просмотров: 2429

Ключевые слова: Петр Первый, Россия, Воспитание, молодежь

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930