Опубликовано 02.09.2015 в рубрике  Встречи
 

Наставления святителя Николая Японского юношам-миссионерам



 
«У нас особая страна, своя религия, христианство нам не нужно!» Япония начала XX века – как, кстати, и современная Россия – прошла этапы любопытства ко всему иностранному, рабского подражания ему и резкого отрицания всего иноземного. Языческие боги милее Неведомого. Император, как и прежде, обожествляется. Открытых гонений на христиан в стране нет – и в этих довольно комфортных условиях успела остыть горячность протестантских миссионеров, по их собственному признанию. А Православие в Японии очень молодо и почти неизвестно… В такой обстановке жил и проповедовал в Стране восходящего солнца святитель Николай Японский – сын бедного сельского диакона из села Береза Тверской губернии, ставший просветителем далекой языческой державы.

В результате полувека миссионерского служения святитель воспитал несколько поколений православных японцев и оставил для будущих поколений замечательное письменное наследие. В день рождения владыки (он родился 1/14 августа 1836 года) предлагаем читателям выдержки из дневников[1] Просветителя Японии, где он дает наставления юношам, окончившим духовные школы при миссии: «малому стаду», перед которым – необъятная жатва.

  Выпускники Токийской семинарии — фото в память об окончании, июль 1907 г. В центре — святитель Николай. Слева от него — профессор Арсений Ивасава, справа — начальник семинарии Иоанн Сэнума. Выпускники Токийской семинарии — фото в память об окончании, июль 1907 г. В центре — святитель Николай. Слева от него — профессор Арсений Ивасава, справа — начальник семинарии Иоанн Сэнума.

    
27 июня / 9 июля 1897 г. Пятница

С десяти часов здесь акт: в нижней классной зале собрались мужские школы…

Сущность моей речи: «Вас мало – не смущайтесь – скоро будет много. Народ – живой организм и дышит, как и отдельный человек, и чем моложе, тем чаще: я здесь менее сорока лет, но уже четыре раза явственно видел вдыхание и выдыхание: сначала открытие Японии, потом стремление узнать иностранцев, затем рабское подражание всему иностранному, ныне: "Христианство не нужно – у нас своя религия, и мы особый народ: христианство-де вредно для Японии”… Но правда ли? В этих стенах, в двадцать пять лет, слышалось ли хоть слово непочтительное к императору, не полезное для Японии? Нет! Напротив, не будет ли вредно учение, что император – бог; учение это трудно обосновать, шатко оно. Иное дело, если сказать: "Бог велит: Царя чтите, за Царя молитеся – несть власть, аще не от Бога”; этого никто не может поколебать, ибо это слово Всемогущего… Или: учащие, что японцы – не братья другим народам, а что-то особенное (Иноуе Мецугоро), не опасное ли для японцев говорят?.. Всё подобное ложь, а потому скоро рухнет – и хлынет после отлива прилив; и вновь строящаяся наша семинария, ныне столь обширная для вашего малого числа, когда войдете в нее после каникул, – не много лет пройдет – окажется тесною для всех желающих поступить в нее».

(Т. 3. С. 551–552)

Воспитанники и преподаватели семинарии.

В центре - святитель Николай Воспитанники и преподаватели семинарии. В центре - святитель Николай
    
25 июня / 8 июля 1903 г. Среда

С девяти часов выпускной акт в семинарии…

Представьте ясную лунную ночь; уже близок рассвет, все в доме встали, но при лунном свете могут ли хорошо работать?

Моя речь им. Сущность ее: «Спаситель сказал Своим ученикам: "Вы – свет миру”. Эти слова звучат и вам в уши. Будьте же светом миру. Начну пояснение сего подобием. Представьте ясную лунную ночь; уже близок рассвет, все в доме встали, но при лунном свете могут ли хорошо работать? Нет; потому, во-первых, что далеко не видно, потому, во-вторых, что неясно видно, потому, в-третьих, что обманчиво видно. Это подобие нынешнего состояния Японии. Здесь широко разлит лунный свет – свет разных наук, и все уже встали: Япония покрыта школами. Но еще солнце не взошло, и потому: что мы видим?

Во-первых, никто не думает дальше сего мира. Высшие ученые авторитеты Японии объявили человека потомком обезьяны, душу человеческую – уничтожимою вместе с телом, личного Бога – не существующим, и взоры всех затуманены этим мрачным учением. Не печальное ли состояние? Все так и идут в тот мир слепцами, навсегда лишенными возможности зреть Бога и все красоты невидимого мира, как слепорожденные никогда не видят солнца. Самые лучшие люди Японии нисколько не заботятся о вечной участи своей души, а ограничены исключительно заботами о нуждах жизни сей, как будто и подлинные потомки животных. Не ужасно ли? Представьте, что при выходе из сего дома налево – тигр или яма; не возьмете ли вы предосторожность уберечься от них? А при выходе из сей жизни или ад, или рай, и никто здесь не думает брать предосторожность, чтобы не попасть в первый, чрез что прямо и попадает в него. Осветите Светом Христовым, который зажжен в ваших душах, дальний горизонт для ваших соотечественников.

Во-вторых, свет наук, как лунный, неясно показывает предметы. Довольно в доказательство сего указать на недавний печальный факт, как один студент, старавшийся из философии понять, что такое человек, что такое Вселенная, и не нашедши разгадки мировых тайн и проблем в ней, с отчаяния бросился в водопад, чтоб погибнуть. После него семь других молодых людей сделали то же; сколько еще последует за ними, неизвестно. Всё это лучшие молодые силы Японии. Из-за чего они гибнут? Именно из-за того, что свет солнца не воссиял для них. Мы знаем, что целая вечность пред нами для изучения тайн Божией Премудрости и что самая вечность мала для исчерпания сих тайн, что в открытии нам Божиих истин будет источник вечных райских наслаждений. А они ложкой хотели зачерпнуть безбрежный океан и умерли с отчаяния, что не удается это. Много ли нужно для вразумления сих несчастных? Объяснение начал Христова учения, сделанное с внушающею любовию, так чтобы проникло в их души сквозь лунный туман. Будьте же такими объяснителями, проникнитесь любовию к вашим братьям и спасайте их от бездны.

Еще лунный свет наук представляет предметы обманчиво, вместо действительных предметов – призраки, привидения. Не так ли все в Японии погружены ныне в материальный мир и его одного считают действительностью, тогда как он приходит и исчезает для каждого из нас, как призрак… Ваше дело – при Свете Христове представлять людям настоящую цену всего видимого и материального и бесконечное преимущество пред всем этим духовного, нематериального… Будьте же светильниками для ваших братии, еще сидящих в сени смертной! Старайтесь, чтобы в вас самих свет не погас, а возгорался более и более. "Не угашайте духа”. Помните, что вы можете дать свет людям настолько, насколько он сияет в вас самих…»

(Т. 4. С. 829–830)

 Собор Воскресения Христова в Токио. Архитектор Михаил Щуров. 1891 г.


25 июня / 8 июля 1904 г. Пятница

С 8 с половиною часов выпускной акт в семинарии и катихизаторском училище…

Сущность моей коротенькой речи выпускным: «Вы выходите на поле Христово сеять семя Его учения; в дурную погоду выходите, но бодро идите; мы имеем утешение видеть, что, несмотря на бурю, нива Христова благополучна – на ней не видно никакого изъяна: христиане по всем Церквам верны Христу, из служащих Церкви ни один не убавился. Всё это показывает ясно, что вера Христова здесь уже твердо стоит, что ее хранит Христос и живет обращающаяся в ней благодать Божия, как в теле кровь. Слышал я сетование христиан не нашей Церкви (протестантов) на то, что ныне нет никакого гонения, а вместе с тем и оживления: Церковь – как корабль без ветра за штилем… Вы имеете и в этом некоторую выгоду: язычники еще довольно неприязненно относятся к Православию именно – имейте это побуждением к еще вящей ревности в проповеди – это тоже своего рода гонение… Христос – верховный Хозяин наш – ждет вас на Своем поле; первоначальники его делателей – святые апостолы – с высоты небесной шлют вам свои благословления и молятся за вас, ныне трудящиеся по проповеди ожидают вашей помощи – идите же на дело столь важное, столь радостное».

(Т. 5. С. 106–107)

24 июня / 7 июля 1905 г. Пятница

С 9-ти часов выпускной акт в семинарии и катихизаторской школе.

Вы идете проповедовать веру, пришедшую не из какого-либо земного царства, а с неба

В краткой речи выпускным, «по поводу малого числа их, я им напомнил еврейскую пословицу: "Если мало людей, будь сам за двоих”, пусть трудятся, заменяя многих. Пусть смело выходят на поле своего делания: Бог видимо ободряет нас, храня Свою Церковь здесь целою и невредимою, несмотря на теперешние неблагоприятные обстоятельства; служащие Церкви у нас нисколько не уменьшаются, напротив, в нынешнем году их несколько более, чем было в это время в прошлом; христиане все твердо блюдут свою веру. Вы можете встретить на своем пути неразумных людей, которые вам скажут, что вы проповедуете веру, приходящую из неприятельской страны. Но вы твердо и ясно знаете, что вы идете проповедовать веру, пришедшую не из какого-либо земного царства, а с неба; вашему духовному слуху звучат слова: "Шедше в мир весь”… Сему велению повинуясь, вы идете на проповедь»…

(Т. 5. С. 248–249)
 

Наставления святителя Николая Японского юношам-миссионерам

 Воскресенский кафедральный собор Токио (Николай-до)

    
[1] Николай Японский, святитель. Дневники: В 5 т. СПб., 2004.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2398

Ключевые слова: святитель Николая Японский, миссионерство

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031